Глава 10. О действенном призвании
1. Всех, кого Бог предопределил к вечной жизни, и только их, Ему угодно в определенное и соответствующее время призвать Своим Словом и Духом из состояния греха и смерти, в котором они находятся по природе, — к благодати и спасению чрез Иисуса Христа; духовно и спасительно просветить их разум, чтобы они могли пониматьдела Божий; взамен каменных их сердецдать сердца плотяные; обновить их волю и Своей всемогущей силой определить их к доб-ру и действенно привлечь к Иисусу Христу; но так, что они приходят в выс-шей степени добровольно, ибо Его благодатию содел ываются такими, что же-лают этого.
2. Этот действенный призыв исходитлишь из свободной и особой благо-дати Божией, не зависящей от чего-либо предвиденного в человеке, который в этом отношении совершенно пассивен до тех пор, пока он, будучи оживлен и обновлен Святым Духом, не становится способным ответить на этот призыв и принять предложенную и сообщенную в нем благодать.
3. Избранные, умирающие во младенчестве, возрождаются и спасаются Христом через Дух, Который действует когда, и где, и как Ему угодно. Это же относится к тем избранным, которые не имели возможности быть призван-ными через внешнюю проповедь Слова.
4. Остальные же неизбранные, хотя и могут быть призваны служением Слова и иметь некоторое общее воздействие Святого Духа, все же никогда истинно не придут к Христу, и потому не могут быть спасены. Еще менее мо-гут люди, не исповедующие христианскую веру, спастись каким-либо иным образом, как бы они ни были усердны в согласовании своей жизни со здра-вым смыслом и законом той религии, которую они исповедуют; и заявления и утверждения, что они могут, являются совершенно пагубными и должны быть с презрением отвергнуты.
Глава 11. Об оправдании
1. Тем, кого Бог действенно призвал, Он также дарует оправдание; не по-средством вселения в них праведности, но прощая их грехи, и считая их пра-ведными, и принимая как таковых; не из-за чего-либо ими или в нихсоделан-ного, но единственно ради Христа; не по вменению им в праведность самой веры, или дел веры, или какого-либо другого послушания Евангелию, но по вменению им послушания Христова, и потому, что они искуплены Им; и по-тому, что они принимают Его и находят опору в Нем и в Его праведности ве-рой, которая исходит не от них самих, ибо это дар Божий.
2. Вера, принимающая праведность Христа и находящая в Нем опору, есть единственное средство оправдания; однако она не одна пребывает в оправ-данном человеке, но всегда сопровождается всеми другими спасительными дарами, и это не мертвая вера, но действует любовью.
3. Христос Своим послушанием и смертью полностью оплатил долги всех тех, кто таким образом оправдан, принеся за них должное, истинное и полное удовлетворение справедливости Своего Отца. Но поскольку Он был отдан Отцом за них и Его послушание и искупление были приняты вместо их по-слушания и искупления, будучи дарованы им, а не даны по причине чего-либо имеющегося в них, постольку оправдание есть исключительно дарованная благодать; дабы через оправдание грешников могли быть прославлены совер-шенная справедливость и обильная благодать Божия.
4. Бог от вечности определил оправдать всех избранных; Христос — в пол-ноте времени — умер за их грехи и воскрес для их оправдания; вместе с тем они не оправданы до тех пор, пока Святой Дух в должное время в действитель-ности не приложит их к Христу.
5. Бог продолжает прощать грехи оправдываемых. И хотя они никогда не смогут отпасть от состояния оправдания, все же по причине своих грехов они могут впасть в отеческую Божию немилость и не иметь возможности пре-бывать в свете Его вновь обращенного к ним лика, пока не смирятся, не испо-ведуют свои грехи, не испросят прощения за них и не возобновят их веру и покаяние.
6. Оправдание верующих во времена ветхого завета было тем же самым во всех отношениях, что и оправдание верующих во время нового завета.
Глава 12. Об усыновлении
1. Всех оправдываемых Бог соизволяет в Своем единственном Сыне Иису-се Христе — и это ради Сына — соделывать участниками благодати усынов-ления; через это они принимаются в число детей Божиих и наслаждаются сво-бодами и преимуществами таковых; на них распространяется Его Имя, они получают Дух усыновления, с дерзновением имеют доступ к престолу благо-дати и им дано взывать: «Авва, Отче». Он милосердствует к ним, защищает их, печется о них, наказывает их, как заботливый отец, и никогда не отвергает их, запечатлевая их в день искупления. Они наследуют обетования как на-следники вечного спасения.
Глава 13. Об освящении
1. Действенно призванные и возрожденные, имеющие сотворенные в них новое сердце и новый дух, получают затем освящение — истинное и личное, благодаря смерти и воскресению Христа, Его Словом и Духом, пребывающи-ми в них; господство греха, всецело владевшего ими, разрушается, остающиеся похоти все более и более ослабевают и умерщвляются, и освящаемые все бо-лее и более оживают и укрепляются во всех спасительных милостях к соблю-дению себя в истинной святости, без которой никто не увидит Господа.
2. Это освящение, охватывающее человека в целом, все же в земной жизни не есть освящение совершенное: некоторые остатки порочности все еще пре-бывают в каждой из сторон человеческой личности, откуда возникает постоян-нал и непримиримая война похоти плоти против Духа и Духа против плоти.
3. В этой войне, хотя остающаяся порочность временно может значитель-но довлеть, все же через постоянную поддержку усилий человека освящаю-щим Духом Христовым возрожденная часть побеждает, — так святые возрас-тают в благодати, совершенствуя святость в страхе Божием.