Глава 5 - Согласие куфру - куфр; согласие ширку – ширк.
Для того чтобы считаться неверным, не обязательно собственноручно совершать деяния куфра или ширка. Достаточно проявить согласие куфру, например, сделать уаля мушрику.
Приведем некоторые доказательства этого:
"Аллах уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с теми, кто отвергает знамения Аллаха и надсмехается над ними, пока они не переменят тему. В противном случае вы подобны им. Воистину, Аллах соберет вместе всех лицемеров и неверных в аду" (Женщины,140)
Рази в тафсире сказал:
Ученые сказали, что этот аят свидетельствует о том, что тот, кто покажет согласие неверию, станет неверным, а также, что если некто увидит совершение какого-нибудь греха и покажет согласие ему, например, будет присутствовать в том месте, то не будет ничем отличаться от грешников, даже если не будет совершать греховное деяние собственноручно"
( Тафсир Рази, том 8, стр. 373,374)
Самарканди в тафсире аята сказал:
"Этот аят указывает на следующее: Если кто-то присутствует в месте, где совершается греховное деяние и не препятствует этому, он приобщится к этому греху. Те, кто не в силах препятствовать греховному деянию, чтобы не приобщаться к греху должны от них удалиться. Сидеть вместе распивающими алкоголь или играющими в азартные игры, слушать тех, кто сплетничает, говорит ложь или говорит слова куфра, означает приобщаться к греху тех, кто это делает сам. Такие получают точно такой же грех, как и совершающие грех собственноручно"
( Том 2, стр. 122,123)
Ибн Касир сказал в тафсире:
" Этот аят означает следующее: если вы согласитесь сидеть молча в месте, где отвергаются аяты Аллаха или надсмехаются над ними, то вы станете одинаковыми с ними. Поэтому Аллах сказал: "вы подобны им". В связи с этим есть такой хадис: "Кто верит в Аллаха и судный день, да не сядет за стол, где распивается алкоголь"
( Том 5, стр. 1963-1965)
Куртуби в тафсире этого аята говорит:
Этот аят доказывает, что необходимо удаляться от тех, кто открыто совершает греховные деяния. Потому что тот, кто не удалился от них, считается показавшим согласие им. Согласие к неверию же является неверием. Это следует из выражения "В противном случае вы подобны им". Согласно этому, любой, кто находится в месте, где совершается греховное деяние и не противодействует этому, равен в совершении греха совершающими грех непосредственно. Если у него нет сил, противодействовать, то для того чтобы не попасть под угрозу этого аята, он должен встать и удалиться от того места.
Хишам бин Уруа передает, что Умар бин абдуль-Азиз застал группу людей за столом, на котором был алкоголь и дал им наказание, полагающееся за распитие спиртного. Среди них оказался один человек, который в этот день держал пост. Они сказали (Умару): "Этот человек постился сегодня (он не пил спиртного)". Тогда Умар прочитал им аят: "Аллах уже ниспослал вам в Писании, чтобы вы не садились вместе с теми, кто отвергает знамения Аллаха и надсмехается над ними, пока они не переменят тему. В противном случае вы подобны им"
Т.е. согласие к греху есть грех, поэтому и сам грешник и тот, кто показал ему согласие, подвергаются одинаковому наказанию.
Некто спросил Суфйяна ас-Саури: "Я шью платья несправедливым (тиранам). Считаюсь ли я помощником несправедливых?" Суфйян ответил: "Нет, не считаешься, ибо ты сам уже стал несправедливым (делая это). Помощниками несправедливых могут считаться те, кто продал тебе иглу"
"О те, которые уверовали! Не берите своих отцов и братьев себе в "уали" (друг, покровитель и.т.д.), если они предпочли вере неверие. А кто из вас берет их себе в уали, воистину они и есть настоящие несправедливые" (Покаяние,23)
Ибн Аббас сказал: "А кто из вас берет их себе в уали, воистину они и есть настоящие несправедливые" толкует следующим образом: " он тоже станет мушриком, как и они, ибо кто покажет согласие ширку, стал мушриком"( Тафсир Куртуби аята 9/23)
Как видно из слов ибн Аббаса, действие проявления уаля к мушрикам он связывает с показанием согласия к ним и, исходя из этого, утверждает, что тот, кто проявит уаля к мушрикам, сам станет мушриком.