Постоянная неудовлетворенность
Быть удовлетворенным – значит, довольствоваться тем, что есть. На самом деле у нас нет другого выбора. Ум сам по себе – пуст. Его ничем не наполнить. Именно поэтому неудовлетворенность не имеет границ. Неудовлетворенный человек, имея $ 100 000, хочет $ 200 000, но эти деньги не успокоят его ум. Даже получив миллион, он захочет два миллиона, затем три, четыре, пять миллионов, но и они не принесут ему счастья.
Этот принцип распространяется не только на материальные владения, но и на человеческие взаимоотношения. Если у неудовлетворенного мужчины есть женщина, с которой он счастлив, он все равно желает отношений с другой, затем – с третьей и так далее. Это приводит к серьезным сложностям, страданию и ссорам. С другой стороны, если ты удовлетворен сам по себе, то доволен и отношениями со своим партнером. Жизнь сама собой становится простой и приятной.
В любой ситуации необходимо направлять свой ум. Если позволить ему следовать за фантазиями, мы наверняка столкнемся со многими трудностями.
Предположим, муж сердится на жену или жена – на мужа. Стоит одному из них проявить терпение, гнев утихнет сам собой. Чтобы практиковать терпение, необходимо направлять свой ум. Если мы будем отвечать ругательствами на ругательства, гнев распространится подобно пожару. Огнем огня не погасить. Важно знать, как управлять своим умом.
Ложе из цветов или ложе из шипов
Красотой пейзажей, домов и вещей Запад походит на мир богов. Тем не менее в умах людей много страдания. Почему? Потому что, когда возникает мешающая эмоция, люди не применяют противоядий и позволяют ей увлечь себя. Когда ум спокоен, свободен от гнева и других тревожащих чувств, человек, образно говоря, покоится на ложе из цветов. Когда ум полон агрессии, человек словно оказывается на ложе из шипов: каждое движение причиняет боль.
Сейчас миру угрожает много войн. У этих войн нет иной причины кроме мешающих эмоций. В каждой стране есть земля, товары, богатство. Тем не менее иногда страна хочет заполучить богатства соседа и вторгается на его территорию. Что же есть причина войны в этом случает? Желание. Иногда одна страна завидует высокому уровню жизни другой и поэтому развязывает войну. А еще вооруженный конфликт может возникнуть из-за чистой ненависти. Что бы это ни было – желание, зависть или ненависть – причиной войны становится не что иное, как мешающие эмоции, возбуждающие людские умы. Если мешающие эмоции исчезнут, мир наступит сам собой.
Люди и боги
В некоторых сутрах Будда объясняет, как действия людей влияют на гармонию вселенной.
Когда люди позволяют себе поддаться гневу, агрессии и ссорам, они тем самым побуждают полубогов (санскр. асуры) нападать на богов (санскр. дэвы). Если побеждают полубоги, на Земле начинаются войны, голод, эпидемии и другие катастрофы. Если же побеждают боги, на земле снова наступает мир. Более того, недобродетельные поступки людей помогают полубогам, а победу богов приближают добродетельные поступки. Следовательно, тот, кто укрощает свои мешающие эмоции и старается избегать неблагих действий, тем самым способствует миру и общей гармонии.
Тибет, простая страна
Тибету очень посчастливилось, потому что он получил из Индии полную передачу учения Будды. Ученые и переводчики, тибетские и индийские, перевели все сутры и тантры на тибетский язык. Таким образом буддийская традиция полностью вошла в культуру Тибета. Однако Тибет прошлого совсем не походил на современный Запад. Это была простая страна, чуждая роскоши; ее жителям достаточно было иметь лишь еду и одежду. Мирские виды деятельности не были развиты, и у людей оставалось много времени и сил на практику Дхармы. Тибетцы обладают великим доверием и усердием, потому буддизм достиг в Тибете невиданного расцвета и процветает по сей день. Сегодня традиция Тибета распространилась по всему миру. Для этого есть несколько причин.
Запад, благодатная почва
Прежде всего, Дхарма сама по себе очень драгоценна и полезна. Воспринять ее может только тот, кто является подходящим сосудом, кто в прошлых жизнях подготовился к этому посредством очистительных практик и накопления заслуги. Именно такие люди сейчас интересуются буддизмом во всех уголках мира.
Второе, что способствует приходу буддизма, – это ценности, сформированные христианством – определенно, самой могущественной религией на земле. В рамках христианства человек знакомится с идеей высшей реальности, представленной в форме Бога, и, следовательно, с верой и молитвами. Христианство подчеркивает, как важно испытывать любовь ко всем людям. Такая любовь порождает щедрость. А этика в данном контексте – это отказ от неблагого поведения в пользу благого.
Буддизм в том или ином виде разделяет эти ценности. Поэтому, зная христианство, легко понять буддизм.
В-третьих, большинство людей на Западе проходят серьезную умственную подготовку что позволяет им без труда понять и принять глубокие и емкие идеи буддизма. В итоге они допускают, что движимые неизмеримым сочувствием Будды и Бодхисаттвы рады откликнуться на призыв о помощи. Именно поэтому такие великие мастера, как Далай-лама, Кармапа и другие едут в разные страны, чтобы привести в движение колесо Дхармы[23]. Всем этим объясняется распространение Дхармы на Западе.
Жизнь духовная и мирская
Некоторые думают, что Дхарма – это одно, а обычная жизнь – другое, и они разделены.
Но Дхарма и мирская жизнь поддерживают друг друга. Без поддержки мирян не было бы практики Учения. А благодаря Учению в мире есть покой и счастье. К тому же Дхарма помогает людям подготовиться к перерождению в высших сферах и начать путь к Освобождению.
Три образа жизни
Практиковать Дхарму можно тремя способами.
Первый заключается в том, чтобы оставить заботы этой жизни и прекратить обычную деятельность: уйти в отшельничество и полностью посвятить себя медитации. Это значит следовать примеру Миларепы, который, кстати, сумел достичь Просветления за одну жизнь. Это очень необычно.
Атиша и Гампопа представляют собой прекрасные примеры второго подхода – монашеского образа жизни, который подразумевает изучение Дхармы и соблюдение 253 обетов.
Третий подход состоит в том, чтобы оставаться в миру, продолжая мирскую работу и в то же время развивать доверие и сочувствие, углублять знания, упражняться в щедрости и вдохновенно практиковать Дхарму. Прекрасные примеры такого образа жизни – индийский король Индрабодхи, правители Тибета Сонгцен Гампо и Трисонг Децен, а также Марпа-переводчик.
Какой бы путь мы ни выбрали, нам приходится работать с мешающими эмоциями: избегать их, трансформировать или распознавать их суть[24]. Подход мирянина поможет тем, кто не может посвящать много времени формальной практике Дхармы, потому что слишком занят мирскими делами, но нуждается в методе управления эмоциями. Это облегчит жизнь и поможет избежать многих страданий. Те, у кого нет духовного пути, находятся в очень трудном положении по сравнению с вами. Они сильно цепляются за «я» как за нечто реальное. Такими же реальными они считают желание, гнев и другие эмоции, полагая, что те существуют независимо, сами по себе. Такие люди не могут противостоять силе страстей.
Эмоции пусты
Противоречивые эмоции, как и представление о «я», появляются в уме, который сам по себе не имеет размера, цвета или формы. Следовательно, он пуст. Поскольку ум – пустой, эмоции, которые он порождает, тоже пусты. Стоит только распознать их пустотную природу – и их сила исчезает.
Когда эмоция возникает, она возникает в пустом уме. Когда эмоция присутствует, она пуста по своей сути; когда она исчезает – то снова растворяется в пустоте ума. Можно сидеть на берегу моря и наблюдать за игрой волн – они поднимаются и иногда выглядят огромными. Когда волна формируется, она остается все той же морской водой. Когда она теряет форму, она растворяется в морской воде. Так же и мешающие эмоции – всегда проявление пустотности ума. Они появляются из пустоты, пусты по своей сути и в конце концов возвращаются в пустоту. Они не существуют сами по себе.
Если мы понимаем природу эмоций, становится проще управлять своим умом. Будь мы животными, все, что прозвучало этим вечером, не имело бы смысла, поскольку находилось бы за пределами нашего понимания. Но поскольку мы – люди, у нас есть возможность понять. Мы осознаем, что хотим мира и счастья в этой и последующих жизнях.
Затем Калу Ринпоче позволил перейти к сессии вопросов и ответов.
Вопрос: Если ум пуст, верно ли, что физические действия, вызванные им, тоже пусты?
Калу Ринпоче: На самом деле наши действия тоже пусты, потому что все происходящее внутри и снаружи пусто, рождается из пустоты ума. Это можно понять на примере наших снов. Во сне мы видим пейзажи, дома, известных людей, всевозможные вещи, и все это нигде не существует, кроме как в уме. То же самое касается любых явлений. Так можно объяснить чудесную власть некоторых йогинов над материей.