Б2 Б2 В2 В1 Б. Медитация на непостоянство тела Строфа 56
Тело закончит свое существование в прахе, высушенное, сгнившее
Или окончательно загрязненное. У тела нет собственной сущности.
Оно полностью разложится, развалится или распадется.
Знай, что его природа – это распад.
Теласуществ со временем умирают. Тела некоторых кремируют, и они обращаются в прах.Другие высушивают,хороня их под землей или оставляя лежать на солнце и ветру. Третьи сгниваютв воде. Некоторые тела в конце концовпоедают другие живые существа, и они становятся еще более загрязненными.Поэтому говорят, что у тела нет собственной сущности.
С нашими телами ситуация такая же, ничем не лучше. Они полностью разложатся,как трупы, или высохнут и развалятсяпод ветром и солнцем. Они сгниют и распадутсяот тепла и влаги. Пойми природутела и медитируй на отсутствие его собственной сущности.
Б2 Б2 В2 В1 В. Медитация на непостоянство внешнего мира
Строфа 57
Земля, гора Меру и океаны сгорят В аду семи солнц.
Если от этих тел не останется даже пепла,
То стоит ли что-то говорить о столь хрупких людях?
Даже бескрайняя Земляи громадная гора Меру,скалы и великие океаны– все в конце концов сгоритв огненном аду семи солнц.Силой этого огня от таких тел, как Земля, не останется даже пепла. Они будут полностью уничтожены. Поэтому стоит ли что-то говоритьо телах живых существ, столь хрупких людей,которые так легко разрушить?
Б2 Б2 В2 В1 Г. Сжатый смысл: медитация на отсутствие сущности у сансары
Строфа 58
Все это непостоянно, лишено собственной сущности.
Нет ни прибежища, ни защитника, ни дома.
Поэтому сансара подобна банановому дереву без сердцевины.
О, выдающийся, прими это в сердце.
Всеописанные выше совокупности непостоянны и лишены собственной сущности.Нет прибежищаот болезни, старости, смерти и разрушения; нет защитника,способного предотвратить множество страданий, против которых мы бессильны, хоть и хотим их избежать. Не имея ни прибежища, ни защитника, мы не найдем и дома,где могли бы счастливо жить. Поэтомутри мира сансары подобны банановому дереву без сердцевины. О выдающийся, прими это в сердце.
Б2 Б2 В2 В2. Медитация на трудность обретения свобод и благоприятных обстоятельств
A. Пример того, как трудно их обрести.
Б. Пример того, как важно правильно использовать то, что было обретено.
B. Медитация на четыре великих колеса – атрибуты благоприятных обстоятельств.
Г. Медитация на то, как важно полагаться на духовного друга – благоприятное обстоятельство, полученное от других. Д. Медитация на радость от того, что ты избежал восьми несвободных состояний и обрел восемь свобод.
Б2 Б2 В2 В2 А. Пример того, как трудно их обрести
Строфа 59
Обрести человеческое тело после тела животного
намного сложнее,
Чем черепахе случайно попасть в отверстие ярма,
плавающего в океане.
О, повелитель людей, практикуя священную Дхарму,
Ты сделаешь свою жизнь плодотворной.
Человеческое тело, обладающее качествами свобод, чрезвычайно трудно обрести. Например, представь себе, что мир – один безграничный океан,обширный и глубокий, в его глубинах обитает слепая черепаха, и один раз в сто лет она поднимает голову над поверхностью воды. По волнам плавает деревянное ярмо;ветра четырех направлений носят его в разные стороны. Проще черепахе попастьголовой в отверстие ярма,чем из состояния животногородиться с человеческим телом. О повелитель людей,имеющий сейчас человеческое тело! Эта жизнь, которую так трудно обрести, может принести тебе великолепный плодблагодаря практике священной Дхармы.
Б2 Б2 В2 В2 Б. Пример того, как важно правильно использовать то, что было обретено
Строфа 60
Тот, кто обрел человеческое тело, но совершает
вредные действия,
Поистине намного глупее
Уборщика, собирающего нечистоты
В золотой сосуд, украшенный драгоценностями.
Понятно, что уборщик, собирающий нечистоты в золотой сосуд, украшенный драгоценностями, – глуп. Важно понимать, что тот, кто обрел человеческое тело, но причиняет вред существам, еще глупее – он туп, как животное.