Перевод: Алмата Абсаликова 5 страница
Руководство обществом является большой ответственностью и человек, не обладающий достойными нравственными качествами, не в состоянии решить все социально-политические и духовно-этические вопросы и проблемы общества.
Всевышний Аллах избрал среди людей последнего Пророка, который обладал лучшими человеческими качествами и преобразил мир до неузнаваемости. Именно развитию в средние века исламской культуры, искусства и науки, мир обязан последнему Пророку человечества, который преобразил людей, сделал их благородными, свободными и великими...
В священном Коране мы читаем: «По милости от Аллаха ты смягчился к ним, а если бы ты был грубым, с жестоким сердцем, то они бы рассеялись от тебя». (3:159)
Великий и бесподобный характер Пророка Ислама стал основой человеческой революции духа против материи. Зародившаяся на арабском полуострове революционная искра, вдохновленная Кораном и моральными качествами Пророка, распространилась за короткое время по всему миру. Именно идеология Ислама, мораль и сакральный дух веры послужили главной причиной духовного возрождения во многих уголках мира.
Так, цивилизация Запада многим обязана исламскому влиянию, начиная от физической чистоты и кончая научными открытиями в области астрономии, географии, математики, физики, химии.
Всевышний Аллах говорит о качествах Пророка Ислама: «И поистине, ты - великого нрава». (68:4)
Посланник Аллаха вёл простую жизнь. Находясь в собрании людей, Пророк ни чем не отличался от них и тот, кто ещё не был знаком с его светлостью, был вынужден спрашивать: «Кто из вас Пророк Мухаммад?» Он имел прекрасную возможность обустроить свою материальную жизнь, иметь богатства, почёт, власть, однако был далёк от таких желаний и стремлений. Вся его жизнь была посвящена служению Аллаху, люди сами стремились к нему, так как он никогда не оставлял без своей помощи нуждающихся, сирот и бедняков. Он всегда был внимателен к людям, никогда не прерывал чужой речи, во время беседы он не смотрел в глаза собеседнику, который обращался к нему за помощью, чтобы не смущать и не приводить его в волнение. Его слова производили революцию в сознании людей, преображали их, делали чистыми, добрыми и смелыми... («Бихар аль Анвар», том 16, стр. 226)
Посещая какое-либо собрание, Пророк садился там, где было свободно, он никогда не выбирал почётного места и запрещал другим уступать ему своё. Если Пророк гневался или радовался, то только ради Ислама. Он учил не унижаться ни перед кем и воспитывал в людях любовь к свободе, независимости, а рабство только пред Создателем Миров – Всевышним Аллахом. Отправляясь в походы, он выполнял различную работу и не позволял, чтобы кто-нибудь работал за него, когда сподвижники говорили: «О, Посланник Аллаха, мы сами выполним эту работу!» Он отвечал: «Я не хочу, чтобы между мной и другими была разница».
Дорогой Пророк был верен в договорах, всегда выполнял данное слово и обладал бесподобным милосердием. Даже враги Ислама становились мусульманами посредством его удивительного характера. Его светлость никогда не дозволял, чтобы кто-либо говорил плохо о своём брате.
Аннас ибн Малик был слугой Пророка. Он рассказывает: «В один из дней рамадана я купил молоко. В тот вечер Посланник Аллаха вернулся поздно, я, думая, что он разговлялся в доме одного из своих сподвижников, выпил всё молоко. Его светлость, узнав, что в доме нет еды, ничего не сказал, я же спросил у одного из сопровождавших, разговлялся ли Посланник Аллаха. Мне ответили, что нет».
Его светлость Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) проявлял особое внимание к молитве, однако когда видел, что люди имеют к нему дела, не затягивал её, чтобы успеть выполнить их нужды.
Посланник Аллаха очень уважительно относился к людям, тем самым, воспитывая в них уважение к себе и к другим. Когда кто-либо выказывал неуважение к нему, он не гневался и не пытался вступить в спор, напротив просил за него у Аллаха прощения. Так, мекканские язычники, принесшие немало страданий Пророку, после взятия Мекки, были прощены им. («Камиль», Ибн Асир, том 2, стр. 252)
Во время битвы Ухуд слуга Хинд, Вахши убил дядю Пророка Хамзу, однако Посланник Аллаха простил его, когда тот, покаявшись, обратился в Ислам. Даже первый враг Ислама и Пророка, предводитель языческой знати Абу Суфьян был прощён им, а также его жена Хинд (пожирательница печени Хамзы). Но, если кто-либо выступал с войной против Ислама, он твёрдо выполнял приказы Аллаха и ни на шаг не отступал от божественных указаний, не прислушиваясь ни к чьим уговорам. Однажды был схвачен вор, который оказался сыном богатого и знатного человека, отец стал просить, чтобы его отпустили и не наказывали, эта весть дошла до Пророка, он сказал: «Клянусь Аллахом! Если Фатима бинт Мухаммад совершила бы подобное, я бы и ей отрубил руку».
Посланник Аллаха всегда использовал благовонья, чистил зубы, мыл руки перед едой и после. Когда он выходил из дома, то смотрел на своё отражение в воде.
Он питал особую любовь к молитве. Его светлость вставал ночью и много молился, рассказывают, что от постоянных молитв ноги его даже отекали.
Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) в моральных и нравственных качествах достиг небывалого совершенства и на протяжении 1400 с лишним лет поведение Пророка Ислама является образцом для миллиардов людей в мире, которые следуют его пути, сунне и образу жизни.
Всевышний Аллах говорит в священном Коране: «Был для вас в Посланнике хороший пример».
Да будет мир, Божья благодать и милость Аллаха Пророку Ислама Мухаммаду (да благословит Аллах его и его семейство!) - лучшему творению Аллаха, а также мир и приветствие его непорочному семейству и всем тем, кто идёт истинным путём!
Может быть, это покажется для кого-то преувеличением, однако те, кто хорошо знаком с историей, прекрасно знают, что западная цивилизация во многом обязана Исламу.
Так, многие научные открытия на Западе были бы невозможны, не будь основ, которые заложила исламская цивилизация. Медицина не достигла бы тех высот не будь трудов Ибн Сины (Авиценна), послужившие основой современной медицины. Его работы были переведены на многие языки и поныне преподаются в высших учебных заведениях мира. Родоначальником и отцом химии принято считать Хайана, ученика имама Садыка. В достижениях в области географии и астрономии мусульманам не было равных, в математике также первостепенное место отводится мусульманским ученым.
То, что в период Ренессанса в Европе произошла научная революция и человеческая мысль разрушила псевдорелигиозные догмы, которые главенствовали в Европе, Запад обязан философии древней Греции – Сократа, Платона, Аристотеля. С их трудами европейцы познакомились благодаря арабским переводам. В Европе такие политические термины, как разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную стали использовать только в новое время, тогда как в Исламе, эти понятия были основаны на кораническом принципе, ещё в седьмом веке.
Хадис «Гадир»: кто является
заместителем Пророка?
В 10 году лунной хиджры в районе Хиджаза для совершения паломничества собрались большие группы мусульман, все эти люди с лозунгом единобожия и единой целью направлялись к Каабе. Численность паломников по некоторым историческим данным достигала более 90 тысяч человек, по другим источникам их было более 120 тысяч. («Аль Гадир», том 1, стр. 9)
Его светлость Посланник Аллаха возглавлял эту огромную процессию хаджа. Он был доволен, что смог выполнить возложенную Аллахом на него миссию. Однако многие замечали особое беспокойство и печаль на лице его светлости. Несомненно, Пророка беспокоило будущее исламской уммы. Свидетельством тому, служат дошедшие до нас предания, переданные его сподвижниками. Пророк Ислама прекрасно знал, что исламская умма нуждается в руководстве, в справедливом имаме, обладающим наибольшими достоинствами и знаниями, в противном случае его усилия, приложенные на распространение Ислама, были бы перечёркнуты недостойными руководителями, которые легко могли бы дискредитировать исламское учение. Нам известно, что Посланник Аллаха, всякий раз, отправляясь в путешествие или военные походы, назначал в городе своих временных заместителей, не оставляя мусульман ни на минуту без руководителя. И поэтому, как можно представить, что Посланник Аллаха мог после себя оставить исламское общество без руководства?
Его светлость Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) лучше всех знал, что место руководства уммой и государством должно быть занято достойнейшим человеком. Ещё в начале пророческой миссии, как отмечает Табари, возглашая о своём пророчестве в собрании родственников, он также объявил о своём преемнике. («Тарих», Табари, том 3, стр. 171-173)
Преемник Пророка, тот человек, который за всю свою жизнь не поклонялся никому, кроме Аллаха, в отличие от многих арабов доисламского периода, которые поклонялись идолам. Преемник и заместитель Пророка, человек, который во имя распространения Ислама не раз жертвовал жизнью. В знании и мудрости, он уступал только Пророку. Конечно, этот человек, никто иной, как Али ибн Аби Талиб.
После завершения прощального паломничества, в котором принимало участие более 120 тысяч паломников, люди большим караваном покидали Мекку. В местности Гадир Хум, по приказу Пророка люди остановились и несколько дней оставались там, ожидая пока все паломники не соберутся (так как многие отстали, некоторые ушли вперёд). Его светлость объявил людям о ниспослании аятов Корана, в которых Аллах говорит: «О, Посланник! Передай, что низведено тебе от Твоего Господа. А если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послания. Аллах защитит тебя от людей. Поистине, Аллах не ведёт прямо людей неверных!» (5:67)
То, что было низведено Пророку, было ни чем иным, как весть о руководстве Али ибн Аби Талиба. Посланника Аллаха тревожила мысль, что некоторые люди могут отказаться от руководства Али и тем самым, среди мусульман возникнет разногласие. Великий Пророк ждал, когда социально-политическая обстановка в обществе будет более благоприятной, чтобы провозгласить имамат Али. Когда же снизошёл ангел Джабраиль с приказом Аллаха, он, несмотря на знойный день, собрал людей и провозгласил имамат Али. Люди не знали, что произошло, почему Посланник Аллаха приказал неожиданно остановиться в пустынном месте, и оставаться несколько дней в ожидании, пока все не соберутся. Когда многотысячный караван был полностью собран, Пророк прочитал с паломниками общую молитву. Затем, он попросил соорудить из сёдел верблюдов возвышенность, чтобы люди в дальних рядах могли его видеть. Его светлость прочитал длинную хутбу (проповедь), в которой после восхваления Аллаха, известил о своей скорой смерти. Затем спросил: «О, люди! Каким я был Пророком для вас?» Все в один голос сказали: «Свидетельствуем, что ты передал своё послание, вёл священную борьбу за веру, давал нам наставления. Да вознаградит тебя Аллах высокой наградой!» Пророк вновь спросил: «Разве вы не свидетельствуете, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммад Его раб и Посланник? Что существует ад и рай, смерть и жизнь после смерти? Что Судный день непременно настанет и Аллах оживит людей после их смерти?» Все ответили: «Да мы свидетельствуем». Тогда Пророк воскликнул: «Господи! Будь свидетелем!» Затем он заявил: «О, люди! Аллах - Мой повелитель, а я повелитель правоверных. Я имею над вами больше власти, нежели вы сами. Каждый, чьим повелителем являюсь я, должен считать Али своим повелителем. Господи! Люби того, кто любит Али и враждуй с тем, кто враждует с ним».
Когда закончилась речь Пророка, снизошёл ангел Джабраиль, который принёс следующий аят Корана: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас Исламом как религией». (5:5)
Люди подходили к Али и поздравляли с назначением на руководство. Одними из первых, кто поздравил Али с назначением на халифат, были Абу Бакр и Умар (об этом отмечали многие суннитские авторы в своих книгах, «Аль Гадир», том 1, стр. 9-11).
Передатчики Хадиса «Аль Гадир»
В действительности, число передатчиков хадиса «Аль Гадир» превышает 120 тысяч! Так как все присутствующие в тот священный день мусульмане, на основании приказа Посланника Аллаха «передать его слова отсутствующим» передавали этот хадис о руководстве имама Али. И, несмотря на пропаганду, утвердившихся у власти неправедных правителей, против Али и его семейства во многих суннитских книгах этот хадис приведён как достоверный, уже не говоря о шиитских источниках.
Примерно двадцать пять лет после событий в Гадире Хуме, когда большинство из сподвижников Пророка покинули этот мир, и лишь некоторые были живы, его светлость имам Али, обращаясь к мусульманам, спросил, есть ли среди присутствующих те, кто слышал хадис «Аль Гадир» от Посланника Аллаха в Гадире Хуме. На том собрании около 30 человек встали с мест и пересказали хадис со слов Пророка.
Так имам Хусейн ещё за год до смерти Муавии, 58 или 59 год лунной хиджры, собрав группу Хашимитов и ансар во время хаджа в местности «Мина», обратился к ним со словами: «Заклинаю вас! Знаете ли вы, что в день Гадира Посланник Аллаха назначил Али своим заместителем и преемником, и приказал, чтобы присутствующие донесли это отсутствующим?» Все сказали: «Да...»
Суннитские ученые привели имена ста десяти сподвижников Пророка, которые слышали эти слова[65] от Посланника Аллаха и передали их другим. Многие ученые (суннитского толка) во множестве книг ссылаются на этот хадис. (См.: «Аль Гадир», том 1, стр. 14-61)
Многие даже на эту тему написали книги. (См.: там же)
Значение хадиса «Аль Гадир»
Существующие у нас доводы рассеивают любые сомнения в отношении значения хадиса «Аль Гадир». Слово «Мауля» в данном хадисе означает заместитель, руководитель, покровитель, и не соответствует другому значению «Мауля» (друг).
1. Необходимо отметить, что Посланник Аллаха не провозглашал людям хадис «Аль Гадир», до того как снизошло откровение, приказывающее ничего не бояться и провозгласить людям то, что низвёл Пророку Аллах, то есть руководство Али.
Можно ли говорить, что «Мауля» в данном хадисе имеет значение «друга», в чём убеждены многие сунниты?
Действительно, если бы в хадисе подразумевалась дружба с Али, а не его политическое руководство, тогда почему Пророк опасался провозглашать людям это? Разве разногласия в умме могли произойти только из-за дружбы и любви к Али?
В то время как мы знаем, что многие мусульмане, а также те, которые только из-за страха за свою жизнь приняли Ислам, лишились многих родных в битвах, которые пали от меча имама Али. Естественно, родственники погибших таили в сердце ненависть и злобу к Али... Именно этого и опасался Посланник Аллаха.
2. Его светлость Посланник Аллаха, перед тем как сказать мусульманам «Кому я повелитель, тому Али повелитель», сказал: «Я имею над вами больше власти, чем вы сами», затем назначил Али на руководство.
3. Хасан ибн Сабит с разрешения Пророка (что мы хотели бы особенно подчеркнуть) описал события Гадир Хума в стихотворении, ясно указав на имамат, руководство и халифат имама Али после Пророка. Поэт прочитал стихи Посланнику Аллаха, за что был удостоен похвалы. Если бы в данном хадисе «Мауля» имело бы значение друга, то Пророк указал бы на ошибку Хасана ибн Сабита.
4. Его светлость после назначения имама Али (да будет мир с ним!) в качестве руководителя, приказал людям присягнуть Али на верность и поздравить с этим назначением, и даже женщины принесли присягу, о чём упомянули многие ученые в своих книгах. Очевидно, подобное мероприятие относится только к политическому и духовному руководству уммой, а не простой дружбе.
5. Великий Пророк изволил сказать: «Поздравьте меня, так как Господь дал мне пророчество, а моей семье имамат». («Аль Гадир», том 1, стр. 274)
Приводя данные доводы, мы считаем, что более не могут возникнуть сомнения по поводу значения хадиса «Аль Гадир».
Вопрос власти и наместничества
после смерти Пророка
Все общества нуждаются в руководстве, которое устанавливало бы порядок, регулировало отношение между людьми, а также, что очень важно, влияло бы на моральные устои и общественные ценности. Каждый руководитель того или иного общества перед смертью считает необходимым оставить после себя преемника, поскольку общество не может оставаться без руководства. История является свидетельницей того, что в результате отсутствия руководства в обществе распространялась смута, беспорядки, раскол и разлад.
Исламская умма также нуждалась и нуждается в руководстве, способном на устранение проблем и объединение мусульманской общины.
Здесь мы хотели бы остановиться на взглядах о руководстве, которые наиболее распространены среди мусульманских мыслителей. Некоторые из них считают, что единственная обязанность правителей - это образование государства, полагая, что халиф и руководитель избирается народом. В противовес, шиитская школа основывает свои убеждения на научных доводах, философии, коранических аятах и сунне Пророка. Шииты считают имамат (духовно-политическое руководство исламской уммой) основой общественного благополучия, посредством которого раскрывается истинная сущность Ислама и Корана. Имамат - это основа самосовершенствования и человеческого прогресса. Руководитель-имам избирается Аллахом и подобно Пророкам не может быть избран людьми. В Коране мы читаем: «И сказал им их Пророк: «Вот, Аллах послал вам Талута царём», они сказали: «Как может быть у него власть над нами, когда мы более достойны власти, чем он, и у него нет достатка в имуществе?» Он сказал: «Аллах его избрал над вами, увеличил ему широту в знании и теле. Поистине, Аллах дарует свою власть, кому пожелает. Аллах объемлющ, знающ». (2:247)
Шииты убеждены, что истинная человеческая сущность, полноценность и счастье достигается путём божественного руководства (имамата).
Абу Али Сина писал в книге «Шафа»:
«В истории человеческого общества не было такого периода, чтобы люди были оставлены без истинных руководителей, ведущих людей истинным путём». (Том 2, раздел 2, статья 10)
И действительно, не может быть так, чтобы люди, были оставлены без руководства. Эти руководители должны быть непорочными, чтобы люди, подчиняясь им, не испытывали сомнений, и их руководство должно соответствовать указам Аллаха. В Коране мы читаем: «О, вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику и обладателям власти среди вас». (4:59)
В этом священном аяте повиновение Аллаху обозначено абсолютным, то есть повиновение во всём. Повиновение Посланнику и обладателям власти поставлено в один ряд абсолютного повиновения Аллаху, что свидетельствует о непорочности и безгрешности Пророка и обладателей власти. Иначе, Аллах в Коране ограничил бы повиновение Пророку и обладателям власти, однако, повиновение, приказанное в Коране, является абсолютным. Следовательно, недопустимо, чтобы Аллах приказал повиноваться человеку, совершающему просчёты, пусть даже незначительного характера.
Его светлость Посланник Аллаха оставил нам указания, даже такие незначительные моменты как ходить, пить, есть, вести общение, как стричь ногти и так далее... Однако, как можно допустить, чтобы Пророк, который не оставлял без внимания регуляцию мельчайших деталей поведения человека, мог оставить исламскую нацию без руководства, от которого зависит как социально-политическое, так и морально-нравственное состояние общества? Мы считаем недопустимым такое мнение по отношению к Пророку Ислама.
Ведь ещё в начале своей пророческой миссии его светлость, собрав близких родственников, объявил, что Али является его заместителем, визирем, душеприказчиком и повелителем мусульман после него, об этом упомянули такие известные суннитские ученые историки, как Табари и многие другие.
Дорогой Пророк приказал мусульманам следовать Корану и его семейству (Ахл аль Байт) во всех жизненных ситуациях. Об этом пишут Тирмизи в «Сунане» том 5, стр. 663, предание №37788, также Муслим в «Сахихе» том 4, стр. 1803, хадис № 4408; Дарами в «Сунане» том 2, стр. 431-432 и многие другие известные ученые.
Ахмад Ханбал, известный суннитский ученый основатель школы ханбалитов, говорит: «Посланник Аллаха сказал Али: «Ты после меня имеешь руководство над каждым правоверным», «Муснад» Ахмада ибн Ханбала, том 1, стр. 331.
Многие суннитские ученые отмечают, что во время прощального паломничества Посланник Аллаха в местности Гадир Хум в присутствии большой группы мусульман провозгласил руководителя после себя, сказав: «Кому я покровитель, тому Али покровитель».
Существует также достаточное число достоверных хадисов, записанных в суннитских книгах о том, что после Пророка будет двенадцать руководителей и все они из его рода, об этом отмечает Муслим в «Сахихе». (том 6, стр. 2, изд. Египет)
Бухари в «Сахихе» приводит хадис следующего содержания: «Джабир ибн Самурат говорит: «Я слышал от Посланника Аллаха, как он сказал: «После меня будет двенадцать правителей», но я не расслышал, что он произнёс в конце и спросил у отца, он ответил: «Пророк сказал: «И все они из курайшитов». (Том 9, раздел «Истихлаф», стр. 81)
Кундузи Ханафи в книге «Янабиа’ аль Мавадда» приводит из книги «Муддат аль Карби» Сейида Али Хамадани, что Абдаль Малик ибн Амир передал от Джабира ибн Самара, как его светлость Посланник Аллаха сказал: «После меня будут двенадцать халифов…» Затем его светлость понизил голос и я переспросил у отца, что сказал Пророк, он ответил: «…и все они из Хашимитов». (Том 3, стр. 291)
Абаят ибн Рагиб приводит от Джабира, что Посланник Аллаха сказал: «Я господин и предводитель Пророков, а Али господин и предводитель заместителей Пророков. Моих заместителей будет двенадцать – первый из них Али, последний – Махди». (Там же, том 3, стр. 290)
Многие из мусульманских правовых школ считают, что руководитель и халиф избирается обществом или группой (шура) ученых-факихов. Однако после доводов Корана и хадисов Пророка недопустимость выбора руководителей обществом становится предельно ясной. Ведь, если бы выбор руководителя был установлен шурой (советом), то, несомненно, должны были быть оставлены по этому поводу рекомендации Пророка (однако, мы не имели ни одного хадиса об особенности совета, кто должен входить в него и какими качествами должен обладать избираемый руководитель). Напротив, мы имеем хадисы, указывающие на то, что руководство есть прерогатива Аллаха. Так, например, когда племя бани Амир прибыло к Посланнику Аллаха, они сказали: «Если мы присягнём тебе на верность, и Аллах поможет тебе в борьбе против твоих врагов, согласишься ли ты передать нам руководство после себя?» Пророк ответил: «Власть в руках Аллаха! Устанавливает Он её там, где пожелает!»[66]
В свою очередь, шииты-имамиты убеждены в том, что великий Пророк по приказу Аллаха оставил после себя заместителей и имамов, чтобы мы могли обращаться к ним для разрешения своих жизненных проблем. Имамов, которые являются океаном знаний, исламского права и философии.
Снаряжение войска Усамы.
Болезнь Пророка
Усама был сыном Зейда ибн Хариса, погибшего в битве Мута. После прощального паломничества Пророка стала тревожить обстановка на севере страны, где Исламу представляла угрозу Византийская империя, кроме того, внутренние враги – мунафики, также прилагали большие усилия для дестабилизации обстановки в молодом исламском государстве. На этом основании, в месяце сафар, он снарядил в поход армию для предотвращения возможного нападения врага. Предводителем войска его светлость Посланник Аллаха назначил Усаму. Пророк приказал ансарам и мухаджирам вступить в эту армию и отправляться в поход. Из мухаджиров были Абу Бакр, Умар ибн Хаттаб, Абу Убайда Джарах, Талха, Зубайр, Са’д ибн Ваккас и многие другие.
Усаме было около двадцати лет, некоторые в своих книгах указывают, что полководцу было около восемнадцати, именно это стало причиной недовольства многих пожилых ансаров и особенно мухаджиров. Они говорили: «Юнец, у которого молоко на губах не обсохло, поставлен нашим руководителем?!» Недовольные Усамой, они отказывались выполнить приказ Пророка и не отправились в поход.
Пророк был тяжело болен, однако, узнав, что некоторые не желают идти в поход, несмотря на своё состояние, направился в мечеть. Посланник Аллаха обратился к мусульманам и сказал: «Некоторые из вас, как я слышал, недовольны Усамой. Сейчас вы придираетесь к Усаме, а ранее, придирались к его отцу. Клянусь Аллахом, он был достоин командования армией, как достоин этого его сын». Подчеркнув необходимость вступления в армию Усамы, Посланник Аллаха проклял тех, кто откажется идти в поход (об этом отмечают в своих книгах многие ученые).
Однако в связи с тем, что положение Посланника Аллаха становилось с каждым днем все хуже и хуже, некоторые говорили: «Пророк в тяжелом состоянии и мы не можем оставить его». Так, под давлением некоторых людей, Усама попросил Посланника Аллаха отложить на несколько дней поход, пока его здоровье не улучшится. Его светлость сказал: «Выполняй приказ и не останавливайся!»
Усама отправился в путь. Достигнув Джурфы (местность неподалёку от Медины), до него дошли вести, что Посланник Аллаха при смерти, тогда он принимает решение остановиться там.
Последние дни жизни дорогого Пророка
Поведение и речи Пророка в последние дни жизни указывали, что скоро он покинет этот мир.
В этой связи, мы приведем несколько хадисов.
В одну из ночей его светлость, вместе со своим слугой направился на кладбище «Баки’». В хадисе, приведённом Алламой Табриси, а также в книге «Аль Иршад» шейха Муфида говорится, что Посланник Аллаха направился на кладбище вместе с Али и сказал ему: «Господь предложил мне сокровищницы этого мира, дав мне выбор между этим миром и вечным, я же выбрал рай и встречу с Господом». Затем он продолжил: «Аллах посредством Джабраиля ниспосылал мне Коран один раз в году, в этом году Коран был ниспослан два раза, что есть признак моей скорой кончины».
В одно раннее утро Билал, как обычно, провозгласил призыв к молитве. Пророк сказал: «Сегодня пусть имамом общественного намаза, будет кто-нибудь другой». Айша предложила: «Скажите моему отцу». Посланник Аллаха, услышав эти речи, сказал: «Успокойтесь, вы подобны женщинам, которые окружали Пророка Юсуфа». Посланник Аллаха был в тревоге за то, что Абу Бакр или Умар совершат общественный намаз с народом и в будущем сделают это доводом в пользу своего права на власть. Его светлость дал приказ Абу Бакру и Умару отправиться на войну под руководством Усамы, однако они не выполнили его приказа.
Пророк, опираясь на плечо Али и Фазла ибн Аббаса, пришел в мечеть. Знаком он отстранил Абу Бакра и сам в качестве имама совершил молитву. Затем, после молитвы Посланник Аллаха обратился к Абу Бакру, Умару и некоторым другим людям, не вступившим в армию Усамы.
- Или я не говорил вам идти в армию Усамы?
- Да, о, Посланник Аллаха, - ответили они.
- Тогда почему вы не выполнили моего приказа?
- Я пошел, но вернулся, чтобы еще раз встретиться с Вами, - сказал Абу Бакр.
- Я не пошел, потому что желал справиться о Вашем здоровье сам, - отвечал Умар.
Посланник Аллаха три раза повторил: «Идите и вступите в армию Усамы!» Именно в это время дорогой Пророк почувствовал слабость и потерял сознание, причиной чему во многом были действия людей, отказавшихся выполнять его приказы.
Умар ибн Хаттаб предотвращает написание письма Посланником Аллаха
Пророка перенесли в его комнаты. Придя в сознание, его светлость попросил: «Принесите мне бумагу и чернила, я напишу вам то, следуя чему, вы никогда не впадёте в заблуждение». Некоторые из присутствующих встали, чтобы принести необходимое, однако, Умар возразил: «Нам достаточно Книги Аллаха! Он бредит!»[67]
Посланник Аллаха с горечью сказал: «Оставьте меня». Все покинули комнату, остались Али, Аббас ибн Фазль и близкие родственники Пророка. Тогда его светлость позвал Али и, обняв его, оставил завещание.
На следующий день состояние Пророка не улучшалось, его светлость потерял сознание и, придя в себя, попросил: «Приведите ко мне моего брата и помощника». Айша сказала: «Приведите Абу Бакра к Пророку». Когда Абу Бакр пришел, Посланник Аллаха отвернулся от него, и снова повторил: «Приведите ко мне моего брата и помощника». Хафса (дочь Умара) сказала: «Приведите Умара». Посланник Аллаха также отвернулся от него, в третий раз, повторив свою просьбу. Тогда Умм Салама встала и сказала: «Приведите Али, Посланник Аллаха не желает видеть никого, кроме него». Когда Али пришел, Пророк обнял его и что-то долго говорил ему.
По прошествию времени у Али (да будет мир с ним!) спросили: «Что говорил тебе Посланник Аллаха в тот день?» Он ответил: «Его светлость открыл мне двери тысячи наук, каждая из которых открыла мне еще тысячи других знаний. Мне было оставлено завещание, если Аллаху будет угодно, согласно ему я буду вести дела».
Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит Аллах его и его семейство!) также сказал Али (да будет мир с ним!): «О, Али! Ты омоешь мое тело, упокоишь меня в могиле и уплатишь мои долги». («Канз аль Уммал», стр. 155, часть 6, хадис №2583)
В те дни её светлость Фатима Захра (да будет мир с ней!) много плакала, Посланник Аллаха дал знак, чтобы она подошла к нему, затем его светлость что-то сказал дочери, от чего она горько заплакала. Посланник Аллаха снова сказал что-то Фатиме, и она улыбнулась.
В предании говорится, что после того, как Посланник Аллаха покинул этот мир, у ее светлости Фатимы спросили, о чем говорил ей отец? Она сказала: «В начале он сообщил мне, что скоро покинет этот мир, и я заплакала, затем, добавил, что я скоро присоединюсь к нему, и я обрадовалась».
Посланник Аллаха покидает этот бренный мир