Имам али в период начала пророческой миссии пророка

Прежде чем начать эту главу, необходимо кратко указать на ниспослание Господом пророческой миссии Пророку Ислама (да благословит Аллах его и род его!), чтобы затем продолжить повесть о жизни Али (да будет мир с ним!), сыгравшего в этом важном деле значительную роль.

Пророк (да благословит Аллах его и род его!) с юношеских лет постоянно избегал порочное общество того времени. Уединившись, он молился и думал о системе бытия и общих законах, господствующих в мире, а также о тайне сотворения всего живого. В сорокалетнем возрасте однажды на горе Хара, месте его уединения и молитв, его душа озарилась божьим светом. В его разум открылась дверца из мира сотворения и тайн бытия, его язык стал проповедовать истину. Аллах возложил на него обязанность наставлять людей на истинный путь. Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) видел истинную суть вещей и повсюду искал истину. Сердце его бушевало, но язык молчал, однако лучезарное лицо свидетельствовало о том, что:

Не знаю, что творится в моём усталом сердце.

Язык безмолвен, но чувство то во мне бушует.

Иногда он делился своей тайной с Хадиджей, но скрывал её от других. Хадиджа помогала и успокаивала его. Так прошло некоторое время. Однажды на вершине горы Хара он услышал голос, говоривший: "Читай, о Мухаммад!"

Мухаммад спросил: "Что читать?" Голос сказал:

Читай (откровение) во имя Господа твоего, который сотворил (все создания), сотворил человека из сгустка (крови). Возвещай, ведь твой Господь - самый великодушный, который научил (человека письму) посредством калама, научил человека тому, чего он (ранее) не ведал." [5]

Когда разум Мухаммада озарился божьим светом из потустороннего мира, тело его пронзила дрожь. Он спустился с горы и видел отблески этого света повсюду, куда ни обращал свой взор. Взволнованный и поражённый, он вернулся домой и, дрожа, сказал Хадидже, чтобы та укутала его во что-нибудь. Хадиджа немедленно укутала его, и Мухаммед уснул. Когда он проснулся, ему был ниспослан следующий аят:

"О, завернувшийся! Встань и увещевай, превозноси своего Господа, очисти одежды свои, избегай скверны, не оказывай милости в надежде получить большее и терпи (притеснения неверных) ради твоего Господа." [6]

Однако распространить подобный призыв было делом нелёгким, ибо он противоречил всем убеждениям арабского племени и других народов и унижал все социальные и религиозные святыни в глазах людей мира, в частности арабов. Из дальних и близких мест, услышав о том, что кто-то поднял знамя противоборства, люди высмеивали даже его близких и родных.

Всё то время, когда его светлость был охвачен изумлением и благодарил Господа за эту великую честь, большие прекрасные глаза Али (да будет мир с ним!) внимательно наблюдали за Пророком. С первых же дней ниспослания Мухаммаду (да благословит Аллах его и род его!) пророческой миссии Али принял Ислам и стал последователем Пророка, хотя был десятилетним ребёнком. Али был первым мужчиной, примкнувшим к его светлости, и этот факт подтверждается всеми суннитскими историками и писателями. Так, Мухеб , ад-Дин Табари в книге "Захаер ал-Окаба" со слов Умара пишет:

"Я был рядом с Абу Убайдом, Абу Бакром и другими людьми, когда божий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) похлопал Али ибн Абу Талиба по плечу и сказал: "О, Али, ты первым из правоверных уверовал в Господа, ты первым из мусульман обратился в Ислам. Ты для меня подобен Харуну для Моисея."

Также существует предание: (пропущено, на арабском, без перевода)

То есть Пророк (да благословит Аллах его и род его!) принял свою миссию в понедельник, а Али (да будет мир с ним) обратился в Ислам во вторник (на следующий день). Сулеман Балхи в двенадцатой главе книги "Йанаби ал-Маваддат" со слов Анаса ибн Малик говорит, что его светлость божий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал:

"Семь лет ангелы восхваляли меня и Али, так как за это время только из наших уст возносились к небу слова свидетельства о единстве Господа."

Сам имам Али (да будет мир с ним!), в стихотворении, отправленном в ответ на письмо Муавие, в котором тот расхваливал себя, указал на своё превосходство в исламе и сказал:

"Я принял Ислам раньше всех вас, в то время как был ребёнком и ещё не достиг зрелого возраста." Помимо этого, в день, когда великий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) по божьему приказу собрал всех своих родственников и официально призвал их принять Ислам, никто, кроме десятилетнего Али, не отозвался на призыв его светлости. Пророк (да благословит Аллах его и род его!) в тот день убедился в правоверности Али и представил его присутствовавшим на том собрании как своего наследника и преемника. Дело обстояло так:

Когда был ниспослан коранический аят "[7] Увещевай своих ближайших родственников", божий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) собрал в доме Абу Талиба детей Абд ал-Муталлиба, число которых достигало около сорока человек (и для того, чтобы сотворить чудо в знак доказательства истинности своего призыва) приказал принести на обед на всех одну баранью ногу, десять сиров (мера веса, равная приблизительно 75 г - прим. перев.) пшеницы и три килограмма молока, в то время как некоторые из гостей съедали за один раз в несколько раз больше этого количества пищи.

Когда обед был приготовлен, приглашённые рассмеялись и сказали: "Мухаммад не приготовил даже обед одного человека." Его светлость ответил: " (ешьте во имя Господа)."

После того как все отведали этой пищи и насытились, Абу Лахаб сказал: " (Мухаммад околдовал нас этой пищей)."

Тогда его светлость встал и после небольшого предисловия сказал:

"О, дети Абд ал-Муталлиба, Господь направил меня ко всем людям, в особенности к вам (и насчёт вас) сказал мне:

"Увещевай своих близких родственников". Я призываю вас сказать два слова. Эти слова легки в произношении и тяжелы на весах ваших деяний. Сказав эти два слова, вы станете руководителя арабов и неарабов. Все народы будут подчиняться вам и (в Судный День) благодаря этим словам вы войдёте в рай и избежите пламени ада. (Этими словами являются) свидетельство о единстве Аллаха (и никто, кроме Него, не достоин поклонения) и то, что я - его Пророк и посланник. Каждый из вас, кто (раньше других) поднимется со своего места, примет моё приглашение и будет помогать мне в осуществлении моей миссии, станет моим братом, опекуном, визирем, наследником и преемником после меня."

Ни один человек из этого большого семейства не откликнулся на призыв Пророка, кроме десятилетнего Али (да будет мир с ним!), не достигшего зрелого возраста.

Да! Когда великий Пророк произнёс свою речь перед собравшимися, Али (да будет мир с ним!), который не сводил своих проницательных глаз с божественного лица его светлости и всей душой слушал его слова, поднялся со своего места и произнёс слова свидетельства: "Я принимаю твоё приглашение и буду поддерживать тебя всей душой."

Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал: "Садись, Али." Затем он трижды повторил свои слова, но все три раза Али (да будет мир с ним!) был единственным, кто откликнулся на его призыв. Тогда Пророк сказал собравшимся: "Среди вас Али - мой брат, опекун и халиф." В некоторых источниках сказано, что Пророк обратился к самому Али со следующими словами: " Впредь ты являешься моим братом, визирем, наследником и халифом." Члены семейства Абд ал-Муталлиба поднялись со своих мест, стали надсмехаться над происшедшим и обратили всё в шутку. Абу Лахаб сказал Абу Талибу: "Впредь ты должен подчиняться племяннику и сыну." Тот день, когда Пророк (да благословит Аллах его и род его!) по божьему приказу (пропущено, на арабском, без перевода) призвал семейство Абд ал-Муталлиба к поклонению единому Господу, назван (день Увещевания- прим. перевод.).

Некоторые сунниты для того, чтобы представить маловажным обращение Али (да будет мир с ним!) в Ислам в день Увещевания и до этого дня, говорят, что, хотя Али (да возвеличит Аллах его значение!) и принял Ислам раньше всех, а Абу Бакр и другие обратились в Ислам позднее, в то время Али был ребёнком и не нёс никакой ответственности за свои слова. Поэтому его вера не была разумной и логичной, а была лишь детским подражанием, в то время как Абу Бакр, Умар и другие были в зрелом возрасте и уверовали в Пророка (да благословит Аллах его и род его!), осмыслив и расценив его призыв и вполне ясно, что осмысленное уверование превосходит детское подражание!

В ответ на это мы говорим, что Али (да будет мир с ним!) никоим образом не сравним с так называемыми логичными людьми и говорить об этом сравнении могут лишь люди, которые, по словам Моулави, судят о деяниях непорочных людей по своими собственным. Во-первых, зрелый возраст имеет значение в шариатских (выполнение религиозных обрядов - прим. перев.) и не касается умственных вопросов, а вера в Аллаха и Его единство и признание пророческой миссии входит в число умственных вопросов, а не шариатских обязанностей. Во-вторых, не всегда ум и рассудительность приходят к человеку с годами. Существует немало случаев, когда малолетний ребёнок обладал большим умом и логикой, нежели сорокалетние или даже пятидесятилетние люди, в особенности если этот ребёнок был святым и ниспосланным Господом. Например, его светлость Иисус (да будет мир с ним),

будучи новорожденным младенцем, сказал:

"Воистину, я - раб Аллаха. Он даровал мне Писание и послал Пророком."[8]

О его светлости Йахйи (да будет мир с ним!) Господь в Священном Коране говорит:

"(Через два года после рождения Йахйи Аллах сказал): О Йахйа! Крепко держись (установлений) Писания (т.е. Торы). И Мы даровали ему мудрость (т.е. пророческий сан) в младенческом возрасте." [9]

Сеид Хумайри, восхваляя его светлость имама Али (да будет мир с ним!), говорит: (пропущено, на арабском, без перевода)

То есть подобно тому как Яхйа с детства был назначен Пророком, Али с детства был назначен имамом и руководителем людей. Также в истории о Йусуфе (библейском Иосифе), приведённой в Священом Коране, говорится: (пропущено, на арабском, без перевода)[10]Ребёнком, который освидетельствовал непорочность и правдивость слов его светлости Йусуфа (да будет мир с ним!), по словам комментаторов, был малолетний ребёнок, родственник Зулейхи.

В третьих, вера Али (да будет мир с ним!) не была похожа на веру других людей, ибо она брала свои истоки из его натуры, в то время как вера других людей (даже если и была искренней, а не показной) возникла после еретизма. Его светлость никогда не был еретиком и даже до ниспослания, Пророку его миссии был в душе монотеистом. Сам он в книге "Нахдж ал-Балаге" (Путь Красноречия - прим. перев.) сказал:(Я родился с монотеистической душой и раньше других уверовал в Бога и совершил переселение с божьим Пророком.)

Его светлость Хусейн (да будет мир с ним!) в день Ашуры, гордясь своим отцом, сказал солдатам Умара ибн Са'д следующее:

"Моей матерью является Фатима Захра, а отцом - сокрушитель еретизма. В сражениях при Бадре и Хунайне он поклонялся Богу, в то время как был ребёнком, а курайшиты поклонялись двум идолам Латт и Узза."

Мухаммад ибн Йусуф Гянджи и другие (как, например, Ибн Абу ал-Хадид и Мухеб ад-Дин Табари) повествуют, что великий исламский Пророк (да благословит Аллах его и род его!) сказал:

"Три человека первыми уверовали в Аллаха и ни на миг не были язычниками. Это Али ибн Абу Талиб, владелец Йа сина (Пророк Ислама) и правоверные из семейства Фир'ауна (Фараона), которые были искренними в своей вере."

В-четвёртых, слова и деяния Пророка имеют для нас первостепенное и неоспоримое значение, ибо Аллах сказал о его светлости:

"И речи он ведёт не по прихоти (своей). Они (т.е. речи) - лишь откровение внушённое." [11]Таким образом, если бы вера Али была детским подражанием, великий Пророк сказал бы ему: "О, Али, ты ещё ребёнок и не достиг совершеннолетия. "Однако Пророк не только не сказал Али таких слов, но и принял его веру и в тот же миг открыто представил его всем как своего наследника, опекуна и халифа. Таким образом, те, кто имеет сомнения по поводу первенства Али в обращении в Ислам, в действительности не познали ни Пророка, ни Али.

Аллах лучше всех знает цену веры Али (да будет мир с ним!) и восхваляет её в Священном Коране. По словам историков и различных аналитиков, когда Аббас ибн Абд ал-Муталлиб и Шейбе по традиции арабов стали с гордостью перечислять свои достоинства, Али (да будет мир с ним!), проходивший мимо, спросил у них, чем они гордятся.

Аббас сказал: "Я занимаю должность водовоза и доставляю воду для паломников." Шейбе сказал: "А я - служитель божьего храма и храню ключи от него." Тогда Али (да будет мир с ним!) сказал; "Это я должен гордиться, ибо я задолго до вас уверовал в Аллаха и читал намаз в сторону этой киблы," Ни один из троих не соглашался признать первенство других, и поэтому было решено пойти к Пророку, чтобы тот рассудил их. В это время Джибриил (ангел божьего откровения - прим. перев.) передал следующий коранический аят:

"Неужели утоление жажды паломника и пребывание в Запретной мечети вы приравниваете к (деяниям) тех, кто уверовал в Аллаха и Судный День?..." [12]

Историки признают, что первым, кто отозвался на призыв Пророка и уверовал в Бога, был Али (да будет мир с ним!). По словам шиитских и суннитских историков, великий Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!) в тот же момент сказал: "Первый, кто отзовётся на мой призыв, станет моим преемником." Так почему же сунниты не признают этот факт? Это нужно спросить у них самих. В пятой части этой книги мы обстоятельно поговорим на эту тему.

Важным и заслуживающим внимания обстоятельством является то, что Ислам и вера Али (да будет мир с ним!) не сравнимы с исламом других людей, так как его светлость обратился в Ислам не только по причине близости и родственных связей с Пророком (да благословит Аллах его и род его!) или под воздействием необдуманного порыва. Али (да будет мир с ним!) с юношеских и даже детских лет стремился к истине и перед лицом истины забывал обо всём на свете. Поэтому он полностью растворился в Пророке, который был олицетворением истины, и его героизм и самопожертвование на пути распространения религии Пророка достигли своего апогея.

Можно смело утверждать, что Пророк (да благословит Аллах его и род его!) не имел рядом с собой никого, кто был бы столь же горячо предан ему, как Али (да будет мир с ним!), и никто не может отрицать услуги и самоотверженность имама Али (да будет мир с ним!) во имя распространения возвышенных идеалов Ислама. Во всех трудных ситуациях он грудью защищал Пророка и был счастлив этой своей самоотверженностью.

С самого начала восхода солнца Ислама великий Пророк ежедневно сталкивался с протестами курайшитов, которые под различными предлогами пытались причинить ему зло и страдания. В течение тринадцати лет после начала пророческой миссии, проведённых в Мекке, Пророк ни на минуту не был избавлен от колкостей и мучений курайшитов и даже давления своих близких родственников, как, например, Абу Лахаб, и всё это время Али (да будет мир с ним!) подобно тени следовал за Пророком и охранял его от выпадок еретиков и жестокостей идолопоклонников Мекки. Никто не смел причинить зло Пророку (да благословит Аллах его и род его!), когда рядом с ним находился Али (да будет мир с ним!).

В период тайного и открытого призыва Пророка имам Али (да будет мир с ним!) постоянно доказывал ему свою преданность, и божий Пророк (да благословит Аллах его и род его!) с каждым днём всё увереннее выполнял свою миссию и открыто призывал людей к Аллаху и отречению от поклонения идолам. Таким образом, Пророку удалось направить на истинный путь и обратить в Ислам группу женщин и мужчин Курайша. Это разозлило курайшитов и они с ещё большим рвением стали причинять мучения Пророку (да благословит Аллах его и род его!).

Самыми лютыми врагами его светлости были Абу Джахл, Ахнас ибн Шариг, Абу Суфиан, Амро Ас, Умар ибн Хотаб и дядя Пророка Абу Лахаб. Они открыто потребовали от Абу Талиба, чтобы тот перестал поддерживать Пророка и выдал его Курайшу, однако Абу Талиб покровительствовал Пророку до самой смерти и создавал необходимые предпосылки для распространения его идей.

В результате давления курайшитов великий Пророк Ислама (да благословит Аллах его и род его!) вместе с группой своих родственников и соратников три года тайно жил в горном ущелье Ша'б Абиталиб. Он не мог показываться на глаза врагам и открыто поклоняться Богу.

Всё это трудное время Али (да будет мир с ним!) находился рядом с Пророком. Эти двое настолько переплелись душой и моральными качествами, что их жизни были неразделимы друг от друга.

Ввиду того, что возникновение Ислама в Мекке было сопряжено с многочисленными проблемами и распространение Ислама было незначительным и почти приостановилось за тринадцать лет, было необходимо найти подходящую атмосферу для роста и расцвета саженца Ислама. Именно это послужило причиной переселения Пророка (да благословит Аллах его и род его!), подробности которого приведены в следующей главе.

(пропущено, на арабском, без перевода)

(Али, да будет мир с ним!)

Наши рекомендации