О Символе веры вообще и о происхождении его 3 страница

В. Есть ли свидетельство Священного Писания о посредствующей молитве Святых на небесах?

О. Святый Евангелист Иоанн в откровении видел на небеси Ангела, которому даны быша фимиами мнози, да даст молитвам Святых всех на алтарь златый, сущий пред престолом: и изыде дым кадильный молитвами Святых от руки Ангела пред Бога (Откр. 8:3-4).

В. Есть ли свидетельство Священного Писание о благотворных явлениях Святых с неба?

О. Святый Евангелист Матфей повествует, что по крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа многа телеса усопших Святых восташа, и исшедше из гроб, по воскресении Его внидоша во святый град, и явишася мнозем (Мф. 27:52-53). Поелику чудо, столь важное, не могло быть без важной цели: то должно полагать, что воскресшие Святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа во ад и победоносном воскресении Его и сею проповедью споспешествовать родившимся в ветхозаветной Церкви перейти в открывавшуюся тогда новозаветную.

В. Какими свидетельствами утверждаемся в веровании тому, что Святые, по преставлении своем, чудодействуют чрез некоторые земные посредства?

О. Четвертая книга Царств свидетельствует, что от прикосновения к костям пророка Елисея воскрес мертвый (4 Царств 13:21).

Апостол Павел не только сам непосредственно совершал исцеления и чудеса, но то же делали взятые от тела его главотяжи и убрусцы, в отсутствии его (Деян. 19:12). По сему примеру понятно, что Святые и по кончине своей равномерно могут благотворно действовать чрез земные посредства, получившие от них освящение.

Григорий Богослов, в первом обличительном слове на Иулиана, говорит: Не постыдился еси жертв, за Христа закланных, ниже убоялся еси великих подвижников: Иоанна оного, Петра, Павла, Иакова, Стефана, Луки, Андрея, Феклы и прочих, прежде и после оных за истину пострадавших, иже и огню, и железу, и зверям, и мучителям, и настоящим бедствиям и возвещаемым, якоже в чуждих телесех и безтелесии, усердно противустали. Чего ради? Да ниже словом предадут благочестие. Имже и великие чести и торжества праведно учреждена суть. От нихже и демони прогоняются, и недуги врачуются. Ихже явление и ихже пророчества. Ихже едина телеса равномощна суть душам святым, егда или осязаема, или почитаема бывают. Ихже и капли крове, сии малые признаки страдания, равная действуют телесем.

Иоанн Дамаскин пишет: Мощи святых аки спасительные источники дарова нам Владыка Христос, яже многоразличные благодеяния источают. Как бы в изъяснение сего замечает он: Яко посредством ума, и в телеса их вселися Бог (Богосл. кн. 4, гл. 15, ст. 3. 4).

В. Почему Церковь есть Святая?

О. Потому что освящена Иисусом Христом чрез Его страдание, чрез Его учение, чрез Его молитву и чрез Таинства.

Христос возлюби Церковь, и Себе предаде за ню, да освятит ю, очистив банею водною в глаголе: да представит ю Себе славну Церковь, не имущу скверны или порока, или нечто от таковых, но да будет свята и непорочна (Еф. 5:25-27).

В молитве к Богу Отцу о верующих, Иисус Христос сказал между прочим: Святи их во истину Твою: слово Твое истина есть. И за них Аз свящу Себе, да и тии будут священи во истину (Ин. 17:17-19).

В. Каким образом Церковь есть Святая, когда в ней есть и согрешающие?

О. Согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святою: а грешники нераскаянные, или видимым действием Церковной власти, или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви, и таким образом она и с сей стороны сохраняется святою.

Измите злого от вас самех (1 Кор. 5:13).

Твердое убо основание Божие стоит, имуще печать сию: позна Господь сущия Своя, и да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне (2 Тим. 2:19).

В. Почему Церковь называется Соборною, или что то же, Кафолическою, или Вселенскою?

О. Потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов.

Апостол Павел говорит, что благовествование существует во всем мире, и есть плодоносно и растимо Кол. 1:5-6; и что в Церкви Христианской несть Еллин, ни Иудей, обрезание и необрезание, варвар и Скиф, раб и свободь, но всяческая и во всех Христос (Кол. 3:11).

Сущие от веры благословятся с верным Авраамом (Гал. 3:9).

В. Какое важное преимущество имеет Кафолическая Церковь?

О. Ей собственно принадлежат высокие обетования, что врата адовы не одолеют ей, что Господь пребудет с нею до скончания века, что в ней пребудет слава Божия о Христе Иисусе во все роды века: что, следственно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры, или впасть в заблуждение.

Несомненно исповедуем как твердую истину, что Кафолическая Церковь не может погрешать или заблуждаться, и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святый, всегда действующий чрез верно служащих Отцев и учителей Церкви, предохраняет ее от всякого заблуждение (Посл. Вост. Патр. о Правосл. Вере, чл. 12).

В. Если Кафолическая Церковь заключает в себе всех истинно верующих в мире: то не должно ли признавать необходимо нужным для спасения, чтобы верующий к ней принадлежал?

О. Совершенно так. Поелику Иисус Христос, по изречению Апостола Павла, есть глава Церкви, и Той есть Спаситель тела: то, дабы иметь участие в Его спасении, необходимо нужно быть членом Его тела, то есть, Кафолической Церкви (Еф. 5:23).

Апостол Петр пишет, что крещение спасает нас по образу Ноева ковчега. Все, спасшиеся от всемирного потопа, спаслись единственно в ковчеге Ноевом: так все, обретающие вечное спасение, обретают оное в единой Кафолической Церкви.

В. Какие мысли и воспоминания соединять должно с наименованием Церкви Восточной?

О. В раю, насажденном на востоке, создана была и первая Церковь безгрешных прародителей: и там же, по грехопадении, положено новое основание Церкви спасаемых, в обетовании о Спасителе. На востоке, в земле Иудейской, Господь наш Иисус Христос, совершив дело спасения нашего, положил начало Своей собственно Христианской Церкви. Оттуда распространилась она по всей вселенной; и доныне Православная Кафолическая Вселенская Вера, Семью Вселенскими Соборами утвержденная, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних Церквах Восточных, и в единомысленных с Восточными.

В. Почему Церковь называется Апостольскою?

О. Потому что она непрерывно и неизменно сохраняет от Апостолов и учение, и преемство даров Святого Духа, чрез священное рукоположение. В сем же разуме Церковь называется также Православною или Правоверующею.

Несте странни и пришельцы, но сожителе Святым и приснии Богу, наздани бывше на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну Самому Иисусу Христу (Еф. 2:19-20).

В. Чему научает Символ Веры, когда называет Церковь Апостольскою?

О. Научает Твердо держаться учение и преданий Апостольских, и удаляться от такого учения и таких учителей, которые не утверждаются на учении Апостолов.

Апостол Павел говорит: Темже убо, братие стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием нашим (2 Фес. 2:15).

Еретика человека по первом и втором наказании отрицайся (Тит. 3:10).

Суть бо мнози непокориви, суесловцы и умом прельщени, наипаче же сущии от обрезания, ихже подобает уста заграждати: иже вся домы развращают, учаще яже не подобает, скверного ради прибытка (Тит. 1:10-11).

Аще же и Церковь преслушает брат твой, буди тебе якоже язычник и мытарь (Мф. 18:17).

В. Какое существует в Церкви учреждение, в котором сохраняется преемство Апостольского служение?

О. Церковная Иерархия, или священноначалие.

В. Откуда ведет свое начало Иерархия Христианской Православной Церкви?

О. От Самого Иисуса Христа и от сошествия на Апостолов Святого Духа, и с тех пор непрерывно продолжается чрез преемственное рукоположение в таинстве Священства.

Той дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовестники, овы же Пастыри и учители, к совершению Святых в дело служение, в созидание тела Христова (Еф. 4:11-12).

В. Какое священноначалие может простирать свое действие на всю Кафолическую Церковь?

О. Вселенский Собор.

В. Какому священноначалию подчинены главные части Вселенской Церкви?

О. Православным Патриархам.

В. Какому священноначалию подчиняются меньшие православные области и города?

О. Митрополитам, Архиепископам и Епископам.

В. Дабы исполнить долг повиновения Церкви, откуда можно узнать, чего она требует от своих сынов?

О. Сие можно знать из Священного Писания, из Правил Святых Апостолов, Святых Вселенских и Поместных Соборов и Святых Отец, и из Церковных Уставов.

О десятом члене

В. Почему в Символе Веры упоминается о Крещении?

О. Потому что вера запечатлевается Крещением и прочими Таинствами.

В. Что есть Таинство?

О. Таинство есть священное действие, чрез которое тайным образом действует на человека благодать, или, что то же, спасительная сила Божия.

В. Сколько Таинств?

О. Семь:

1. Крещение.

2. Миропомазание.

3. Причащение.

4. Покаяние.

5. Священство.

6. Брак.

7. Елеосвящение.

В. Какая сила в каждом из сих Таинств?

О. 1. В Крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную.

2. В Миропомазании получает благодать духовно возращающую и укрепляющую.

3. В Причащении питается духовно.

4. В Покаянии врачуется от болезней духовных, то есть, от грехов.

5. В Священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и Таинств.

6. В Браке получает благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей.

7. В Елеосвящении врачуется и от болезней телесных, посредством исцеления от духовных.

В. Почему же в Символе Веры не о всех сих Таинствах упомянуто, а об одном Крещении?

О. Потому что о Крещении было сомнение, не должно ли некоторых людей, как то еретиков, крестить вторично, и на сие нужно было разрешение, которое и положено в Символе.

О Крещении

В. Что есть Крещение?

О. Крещение есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую.

Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие (Ин. 3:5).

В. Когда и как началось Крещение?

О. Во-первых, Иоанн крести крещением покаяния, людем глаголя, да во грядущего по нем веруют, сиречь во Христа Иисуса (Деян. 19:4). Потом Иисус Христос примером Своим освятил Крещение, приняв оное от Иоанна. Наконец по воскресении Своем Он дал Апостолам торжественное повеление: Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф. 28:19).

В. Что самое важное в священнодействии Крещение.

О. Троекратное погружение в воду, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

В. Что требуется от того, кто желает принять Крещение?

О. Покаяние и вера. Почему и читается пред Крещением Символ Веры.

Покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов: и приимите дар Святого Духа (Деян. 2:38).

Иже веру имет и крестится, спасен будет (Мк. 16:16).

В. Как же крестят младенцев?

О. По вере родителей и восприемников, которые притом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст,

В. Как можно доказать из Священного Писания, что должно крестить младенцев?

О. Во времена Ветхого Завета обрезание совершаемо было над осьмидневными младенцами; но Крещение в Новом Завете заступает место обрезания: следственно и должно над младенцами совершать Крещение.

В. Откуда видно, что Крещение заступает место обрезание?

О. Из следующих слов Апостола к верующим: Обрезани бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховного плоти, во обрезании Христове, спогребшеся Ему крещением (Кол. 2:11-12).

3. Для чего бывают при крещении восприемники?

О. Для того, чтобы поручиться пред Церковию за веру крещаемого, и по Крещении принять его в свое попечение, для утверждения его в вере. См. Дион. Ареоп. О церк. иерарх., гл. 2.

В. Для чего бывает над крещаемым заклинание?

О. Чтобы отгнать от него диавола, который со времени греха Адамова получил к человекам доступ и некоторую над ними власть, как бы над пленниками и рабами своими.

Апостол Павел говорит, что все человеки, вне благодати, ходят по веку мира сего, по князю власти воздушной, духа, иже ныне действуют в сынех противления (Еф. 2:2).

В. В чем заключается сила заклинания?

О. В имени Иисуса Христа, призываемом с молитвою и верою.

Иисус Христос дал верующим сие обещание: Именем Моим бесы ижденут (Мк. 16:17).

В. Какую силу имеет употребляемое при сем и других случаях знамение креста?

О. Что имя Иисуса Христа распятого, с верою произнесенное движением уст; то же самое есть и знамение креста, с верою сделанное движением руки, или другим каким-нибудь образом представленное.

Кирилл Иерусалимский пишет: Да не стыдимся исповедывать Распятого, с дерзновением да изображаем рукою знамение креста на челе, и на всем: на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пием; да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов (Огласит. Поуч. 13, 36).

В. Откуда ведет начало употребление крестного знамения?

О. От самых времен Апостольских. См. Дион. Ареоп. О церк. иерарх. гл. 2 и 5. Тертул. О венц. гл. 3; О Воскресен. гл. 8.

В. Что значит белая одежда, в которую одевают по крещении?

О. Чистоту души и жизни Христианской.

В. Для чего возлагается на крещаемого крест?

О. Для видимого представления и всегдашнего напоминания заповеди Христовой: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет (Мф. 16:24).

В. Что значит хождение крещаемого вокруг купели со светильником?

О. Духовную радость, соединенную с духовным просвещением.

В. Как понимать то, что в Символе Веры повелевается признавать Крещение едино?

О. Сие должно понимать так, что Крещение не повторяется.

В. Почему Крещение не повторяется?

О. Крещение есть духовное рождение: а родится человек однажды, потому и крестится однажды.

В. Что должно думать о тех, которые грешат после Крещения?

О. Они виновнее в грехах своих, нежели некрещенные в своих: потому что имели от Бога особенную помощь к добру, и отвергли ее.

Аще бо отбегше скверн мира в разум Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, сими же паки сплетшеся побеждаеми бывают, быша им последняя горша первых (2 Петр. 2:20).

В. Но и для согрешивших после Крещения нет ли средства получить прощение грехов?

О. Есть. Покаяние.

О Миропомазании

В. Что есть Миропомазание?

О. Миропомазание есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной.

В. Говорится ли о сем Таинстве в Священном Писании?

О. О внутреннем действии сего Таинства Апостол Иоанн говорит следующим образом: И вы помазание имате от Святого, и весте вся. И вы еже помазание приясте от Него, в вас пребывает, и не требуете, да кто учит вы: но яко то само помазание учит вы о всем, и истинно есть, и несть ложно: и якоже научи вас, пребывайте в нем (1 Ин. 2:20-27).

Подобным образом и апостол Павел говорит: Извествуяй же нас с вами во Христа, и помазавый нас, Бог: Иже и запечатле нас, и даде обручение Духа в сердца наша (2 Кор. 1:21-22).

Отсюда и взяты слова, произносимые при Миропомазании: Печать дара Духа Святого.

В. О внешнем действии Миропомазания упоминается ли в Священном Писании?

О. Можно думать, что слова Апостола Иоанна относятся и к видимому помазанию: но более известно, что Апостолы, для сообщения крещаемым даров Святого Духа, употребляли возложение рук. См. Деян. 8:14-17. Преемники же Апостолов, вместо того, стали употреблять миропомазание: чему могло послужить примером помазание, употреблявшееся во времена Ветхого Завета. См. Исход. 30:25; 3 Царств. 1:39. Дион. Ареоп. О церковн. Иерарх. гл. 4.

В. Что должно примечать о святом мире?

О. То, что освящать его предоставлено высшим священноначальникам, яко преемникам Апостолов, которые сами совершали возложение рук для подаяния даров Святого Духа.

В. Что значит в особенности помазание чела?

О. Освящение ума или мыслей.

В. Помазание персей?

О. Освящение сердца или желаний.

В. Помазание очей, ушей и уст?

О. Освящение чувств.

В. Помазание рук и ног?

О. Освящение дел и всего поведения Христианина.

О Причащении

В. Что есть Причащение?

О. Причащение есть Таинство, в котором верующий, под видом хлеба и вина, вкушает самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни.

В. Как установлено сие Таинство?

О. Иисус Христос пред самым страданием Своим в первый раз совершил оное, предварительно представив в нем живое изображение Своих спасительных страданий; и причастив Апостолов, в то же время дал им заповедь всегда совершать сие Таинство.

В. Что должно заметить о Таинстве Причащения в отношении к Богослужению Христианскому?

О. То, что сие Таинство составляет главную и существенную часть Христианского Богослужения.

В. Как называется Богослужение, в котором совершается Таинство Причащения?

О. Литургией.

В. Что значит слово: Литургия?

О. Общественное служение. Но в особенности название Литургии присвоено Богослужению, в котором совершается Таинство Причащения.

В. Что должно примечать о месте, где совершается Литургия?

О. Она должна быть совершаема непременно в храме, которого трапеза, или по крайней мере, вместо трапезы, антиминс, на котором совершается Таинство, должен быть освящен Архиереем.

В. Почему храм называется церковию?

О. Потому, что в нем для молитвы и Таинств собираются верующие, которые составляют Церковь.

В. Почему трапеза, на которой совершается Таинство Причащения, называется престолом?

О. Потому, что на ней Иисус Христос, как Царь, таинственно присутствует.

В. Какой можно примечать в Литургии главный порядок?

О. Тот, что, во-первых, приготовляется вещество для Таинства, во-вторых, верующие приготовляются к Таинству, наконец, совершается самое Таинство.

В. Как называется та часть Литургии, в которой приготовляется вещество для Таинства?

О. Проскомидия.

В. Что значит слово: Проскомидия?

О. Принесение.

В. Почему так называется первая часть Литургии?

О. Она так называется от обыкновения древних Христиан приносить в церковь хлеб и вино для совершения Таинства. По той же причине и хлеб сей называется просфора, что значит приношение.

В. В чем состоит Проскомидия, как часть Литургии?

О. С воспоминанием пророчеств и прообразований, а частию и самых происшествий, относящихся до рождества и страдания Иисуса Христа, из просфоры вынимается часть, потребная для совершения Таинства; и также потребная часть вина, соединенного с водою, отделяется в священный сосуд. При чем священнодействующий воспоминает всю Церковь, прославляет Святых прославленных, молится о живых и умерших, особенно о предержащих властях, и о тех, которые, по вере и усердию, принесли просфоры, или приношение.

В. Какой должен быть хлеб для Таинства?

О. Такой, какого требует самое имя хлеба, святость Таинства и пример Иисуса Христа и Апостолов, то есть: хлеб квасный, чистый, пшеничный.

В. Что означается тем, что хлеб, собственно для Причащения, употребляется один?

О. Сим означается, по изъяснению Апостола, то, что един хлеб, едино тело, есмы мнози: вси бо от единого хлеба причащаемся (1 Кор. 10:17).

В. Почему хлеб, приготовленный для Причащения, называется Агнцем?

О. Потому, что он представляет в себе образ страждущего Иисуса Христа, подобно как в Ветхом Завете представлял Его Агнец Пасхальный.

В. Что такое Агнец Пасхальный?

О. Агнец, которого Израильтяне, по повелению Божию, закалали и ели, в память избавления от погибели в Египте.

В. Почему вино для Таинства Причащения соединяется с водою?

О. Потому, что все сие Священнодействие расположено по образу страдания Христова; а во время страдания Его из прободенного ребра Его текла кровь и вода.

В. Как называется та часть Литургии, в которой верующие приготовляются к Таинству?

О. Древние назвали ее Литургиею оглашенных, потому что к слушанию ее, кроме крещенных и допускаемых до причащения, допускаются и оглашенные, то есть, готовящиеся к крещению, также и кающиеся, не допускаемые до причащения.

В. Чем начинается сия часть Литургии?

О. Благословением или прославлением Царства Пресвятой Троицы.

В. Из чего состоит сия часть Литургии?

О. Из молитв, песнопений, чтение книг Апостольских и Евангелия.

В. Чем она оканчивается?

О. Повелением оглашенным выйти из церкви.

В. Как называется та часть Литургии, в которой совершается самое Таинство Причащения?

О. Литургия верных; потому что одни верные, то есть, принявшие крещение, имеют право быть при сем Богослужении.

В. Какое важнейшее действие в сей части Литургии?

О. Произнесение слов, которые сказал Иисус Христос при установлении Таинства: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое: Пийте от нея вси, сие есть Кровь Моя Нового Завета (Мф. 26:26-28); и потом призывание Святого Духа и благословение Даров, то есть, принесенного хлеба и вина.

В. Почему сие важно?

О. Потому, что при сем самом действии хлеб и вино прелагаются, или пресуществляются, в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову.

В. Как должно разуметь слово пресуществление?

О. В изложении веры Восточных Патриархов сказано, что словом пресуществление не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господню, ибо сего нельзя постичь никому, кроме Бога; но показывается только то, что истинно, действительно и существенно хлеб бывает самым истинным Телом Господним, а вино самою Кровию Господнею.

Подобно сему Иоанн Дамаскин о Святых и Пречистых Тайнах Господних пишет: Тело есть воистинну соединенное с Божеством, еже от Святой Девы начало восприя, не яко вознесшееся Тело с небесе нисходит, но яко самый хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Божию. Аще ли же образа, како бывает, ищеши, довольно ти есть услышати, яко Духом Святым: имже образом и от Богородицы Духом Святым Себе Самому и в Себе Самом плоть Господь состави: ниже более что вем, но токмо, яко Божие Слово истинное, действительное и всемощное есть, образ же неиспытанный (Кн. 4, гл. 13, ст. 7).

В. Что требуется от каждого в особенности, желающего приступить к Таинству Причащения?

О. Он должен испытать пред Богом свою совесть и очистить ее покаянием во грехах, к чему способствуют пост и молитва.

Да искушает человек себе, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет: ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не рассуждая Тела Господня (1 Кор. 11:28-29).

В. Какую пользу получает тот, кто причащается Тела и Крови Христовы?

О. Он теснейшим образом соединяется с Самим Иисусом Христом, и в Нем становится причастным вечной жизни.

Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6:56).

Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имать живот вечный (Ин. 6:54).

В. Часто ли должно причащаться Святых Таин?

О. Древние Христиане причащались в каждый воскресный день; но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовым приступить к столь великому Таинству. Церковь матерним гласом завещевает исповедываться пред духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовы ревнующим о благоговейном житии, четырежды в год, или и каждый месяц, а всем непременно однажды в год. См. Правосл. Исповед. ч. 1, вопр. 90.

В. Какое участие в Божественной Литургии могут иметь те, которые только слушают ее, а не приступают ко Святому Причащению?

О. Они могут и должны участвовать в Литургии молитвою, верою, и наипаче непрестанным воспоминанием Господа нашего Иисуса Христа, Который именно повелел сие творить в Его воспоминание (Лк. 22:19).

В. Какое воспоминание приличествует тому времени Литургии, когда бывает шествие с Евангелием?

О. Воспоминание Иисуса Христа, явившегося проповедывать Евангелие. Посему и во время чтение Евангелия должно иметь такое внимание и благоговение, как бы мы видели и слышали Самого Иисуса Христа.

В. Что должно воспоминать в то время Литургии, когда бывает шествие с приготовленными Дарами в алтарь?

О. Должно воспоминать шествие Иисуса Христа на вольное страдание, яко жертвы на заклание, между тем как более двенадцати легионов Ангелов готовы были охранять Его, яко Царя своего.

Царь царствующих и Господь господствующих приходит заклатися (Песнь на Литургии в Великую Субботу).

В. Что должно воспоминать в самое время совершения Таинства, и во время причащения священнослужителей в алтаре?

О. Тайную вечерю Самого Иисуса Христа с Апостолами, Его страдание, смерть и погребение.

В. Что представляется после сего отнятием завесы, отверстием царских врат и явлением Святых Даров?

О. Явление Самого Иисуса Христа по воскресении.

В. Что изображается последним явлением Святых Даров народу, после которого они скрываются?

О. Вознесение Иисуса Христа на небо.

В. Всегда ли продолжится употребление Таинства Святого Причащения в истинной Церкви Христианской?

О. Непременно продолжится всегда, до самого пришествия Христова, по слову Апостола Павла: Елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет (1 Кор. 11:26).

О Покаянии

В. Что есть Покаяние?

О. Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.

В. Откуда ведет начало сие Таинство?

О. Приходившие к Иоанну Крестителю, который проповедывал крещение покаяния в отпущение грехов, исповедывали грехи своя (Мк. 1:4-5). Апостолам Иисус Христос обещал власть прощать грехи, когда сказал: Елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех (Мф. 18:18). По воскресении же Своем действительно дал им сию власть, когда сказал: Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им: и имже держите, держатся (Ин. 20:22-23).

В. Что требуется от кающегося?

О. Сокрушение о грехах, намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие.

Печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает (2 Кор. 7:10).

И егда грешник возвратится от беззакония своего, и сотворит суд и правду, той жив будет в них (Иез. 33:19).

О Сем, то есть о Иисусе Христе, вси Пророцы свидетельствуют, оставление грехов прияти именем Его всякому верующему в Онь (Деян. 10:43).

В. Нет ли еще приготовительных и вспомогательных средств к покаянию?

О. Такие средства суть пост и молитва.

В. Не употребляет ли Святая Церковь еще особенного средства к очищению и умиротворению совести покаявшегося грешника?

О. Такое средство есть епитимия.

В. Что такое епитимия?

О. Слово сие значит запрещение. См. 2 Кор. 2:6. Под сим наименованием, смотря по надобности, предписываются кающемуся некоторые особенные благочестивые упражнения и некоторые лишения, служащие к заглаждению неправды греха и к побеждению греховной привычки, как например, пост сверх положенного для всех, а за тяжкие грехи отлучение от Святого Причащения на определенное время.

О Священстве

В. Что есть Священство?

О. Священство есть Таинство, в котором Дух Святый правильно избранного. чрез рукоположение Святительское, поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово.

Тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей Таин Божиих (1 Кор. 4:1).

Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави Епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею (Деян. 20:28).

В. Что значит пасти Церковь?

О. Наставлять людей в вере, благочестии и добрых делах.

В. Сколько необходимых степеней Священства?

О. Три: Епископ, Пресвитер, Диакон.

В. Какая между ними разность?

О. Диакон служит при Таинствах; Пресвитер совершает Таинства, в зависимости от Епископа; Епископ не только совершает Таинства, но имеет власть и другим чрез рукоположение преподавать благодатный дар совершать оные.

О Епископской власти пишет апостол Павел Титу: Сего ради оставих тя в Крите, да недокончанная исправиши, и устроиши по всем градом пресвитеры (Тит. 1:5).

Наши рекомендации