В которой говорится о причинах
Распространения подобных вещей среди части мусульман.
Распространению подобных вещей среди определенной части мусульман или же тому, что они в значительной мере оправдали возлагавшиеся на наших правителями надежды, способствовал целый ряд факторов, среди которых мы хотели бы выделить нижеследующие:
1 - НЕВЕЖЕСТВО, в которое многие мусульмане оказались погруженными до такой степени, что из всего, что имеет отнощение к их религии, им остаются известными лишь некоторые увещания, да и те они умудряются смешивать с многочисленными выдумками и небылицами, ложными высказываниями и вымышленными хадисами.
2 - СКЛОННОСТЬ К ЭТОМУ МИРУ и обольщенность им, направленность на приобретение мирских благ и посвящение всего своего времени только подобным вещам.
3 - ВОЗДЕЙСТВИЕ ИДЕЙ МУРДЖИИТОВ,
(От слова ирджа' - "откладывание", "отсрочивание". Мурджииты - общее название последователей различных догматических школ, "откладывавших" суждение о состоянии человека в этом мире и ставших дела после веры).
вследствие которого дела их оказываются отделенными от их веры.
4 - СУЩЕСТВОВАНИЕ ЦЕЛОЙ ГРУППЫ ДУРНЫХ УЛЕМОВ, которые поставили свое знание на службу подменяющим и изменяющим законы Аллаха, получая за это деньги или назначения на высокие должности.
5 - ОТКАЗ НЕКОТОРЫХ ИЗ ОБЛАДАЮЩИХ ЗНАНИЕМ И ПРОПОВЕДНИКОВ от исполнения того, что шариат обязывает их делать в этом плане.
6 - УВЕЛЕЧЕННОСТЬ ЧАСТИ ОБЛАДАЮЩИХ ЗНАНИЯМИ И ПРОПОВЕДКОВ разговорами о таких вещах, которые не накладывают на человека никакой ответственности и не предполагают преодоления трудностей или дальнейшей борьбы.
7 - ИДЕЙНОЕ НАШЕСТВИЕ и появление разного рода светских, демократических, национальных, социалистических и иных течений.
8 - ТОТ ФАКТ, ЧТО ВО МНОГИХ МУСУЛЬМАНСКИХ СТРАНАХ бразды правления держа в своих руках разного рода вероотступники или лицемеры.
9 - ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ПРАВИТЕЛЯМИ ТЕХ, кто поднимает подобные вопросы, предъявление им различных обвинений, применение по отношению к ним позорных эпитетов с целью внушения людям отвращения к ним, заключение их в тюрьмы, пытки и казни таких людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Завершая чтение любого исследования, мы должны найти в себе силы дать практический и полезный ответ на постоянно возникающий перед нами вопрос: что же является нашей обязанностью? Что мы должны делать в связи с поднятой в данном случае проблемой?
Сразу скажу, что не представляю себе и не могу предложить читателям полного перечня того, что мы должны говорить и делать в наше время, однако я скажу то, что Аллах Всеблагой и Всевышний сделает легким для понимания всеми. И я надеюсь на то, что Аллах обратит эти слова на пользу мне самому и всем остальным мусульманам и сделает так, что они будут способствовать осуществлению наших надежд на установление власти исламского шариата и упрочение его на земле, чтобы вся религия принадлежала одному лишь Аллаху.
1 - ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ШАГОВ, которые мы должны предпринять в связи с обсуждавшейся нами в этом послании темой, следует считать устранение невежества, окутавшего наши умы и сердца, путем приобретения знания с помощью чтения, слушания и вопросов, обращаемых к тем, кто знанием обладает. И если проповедники из числа знающих должны поспешить обратиться к просвещению, обучению и наставлению людей, то мы, со своей стороны, не должны сидеть и ждать, пока они сами явятся к нам и начнут обучать нас, хотя это и является их долгом! Они несут свою долю ответственности за это, мы должны проявлять серьезность в стремлении к приобретению истинного знания, проявлять в этом усердие и тратить на это соответствующую часть своих денег и времени.
В рамках процесса приобретения знания и обучения ему мы должны стремиться к получению такого знания от серьезных и авторитетных людей, известных своей праведностью, не желающих сил для возвышения слова Аллаха, обладающих чувством ответственности за это и преодолевающих различные трудности на этом пути. И мы не должны искать знания у тех, кто сидит на своих местах, ничем не способствуя торжеству истины и не произнося слов истины, или у тех, кто присоединился к подменяющим и изменяющим законы Аллаха, или у тех, кто не разбирается в этих проблемах и не обладает глубокими знаниями об этом или же не уделяет подобным вещам особого внимания, ибо как сможем мы обрести достоверное знание, если станем пытаться учиться у таких людей, задавая вопросы об этом, или просить их давать свое толкование подобным вещам? Ведь на таких людях и их фетвах и основывается власть тагута!
Из этого следует, что время от времени нам следует делать остановки, чтобы, воспользовавшись ими, постарались бы отличить людей, действительно обладающих знаниями прилегающих соответствующие усилия для возвышения слова Аллаха Всевышнего, от тех, кто оставляет без помощи других и сам оставлен без этой помощи, или заблудших, которые вводят в заблуждение и других, или тех, кто ограничивается одним или несколькими разделами фикха и не в состоянии разобраться с теми его разделами,которые касаются реальной жизни мусульман, их настоящего и будущего.
2 - В СВЯЗИ С ЭТИМ МЫ ДОЛЖНЫ ТАКЖЕ ЧЕТКО и правильно определить, с кем нам следует искать близости, оставаясь близкими к Аллаху Всевышнему, Его посланнику, да благословит его Аллах и да приветствует, и тем правоверным, которые довольны Его законом, придерживаются этого закона и что-то делают ради него, и отстраняясь от тех, кто воюет с Аллахом, Его посланником, да благословит его Аллах и да приветствует, и правоверными. К числу таких людей относятся отказавшиеся от закона Аллаха, обращения к этому закону на суд и вынесения суждений, основанных на установлениях этого закона.
При этом стремление к близости или желание отдалиться от кого-либо ни в коем случае не должны иметь в основе своей ничего из имеющего отношение к невежеству, иначе говоря, выбирая друзей или отказываясь от поддержания связей с кем бы то ни было, люди не должны обращать внимания на такие факторы как национальность, гражданство, расовую принадлежность, социальное положение, пол, язык, цвет кожи и тому подобные вещи, играющие большую роль в подходе к подобным вопросам для невежественных людей.
А для того, чтобы сделать правильный выбор, нам необходимо присоединиться к истинному исламскому призыву, опирающемуся на наследие пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, находящему свое выражение в следовании путем приверженцев сунны и согласия, имеющему своей целью установление закона Аллаха и предпринимающему определенные действия ради достижения этой цели. Необходимо стать на сторону занятых этим призывом, оказывать им помощь и поддержку, молиться за них и проявлять по отношению к ним искренность и сердечность, заменяя собой тех, подвергается преследованиям потому, что придерживается истины и защищает ее среди тех, кто их окружает, ибо такие ведут борьбу на пути Аллаха, а замещение собой ведущего подобную борьбу относится к числу наилучших добрых дел, благодаря которым человек может снискать милость Аллаха.
3 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНА АЛЛАХА, с использованием всех возможных законных методов, например, просвещения и вразумления людей в том, что касается этой проблемы, обращения к правителям с настойчивыми требованиями вернуться к закону Аллаха и его применению в большом и в малом, лишения поддержки тех из них, кто не реагирует на эти требования, обличения их режимов и объяснения недействительности, а, следовательно, и ложности их законов, а также объяснения всех вытекающих из этого установлений и действий.
4 - КРОМЕ ТОГО, В СВЯЗИ С ЭТИМ мусульманам следует отказаться от обращения на суд к этим изобретенным самими же людьми юридическим установлениям, враждебным Аллаху и Его посланнику, да благословит его Аллах и да приветствует, и противоречащим закону Аллаха, и обращаться во всех делах, требующих судебного разбирательства к тем людям, чье знание и отношение к религии находят всеобщее одобрение среди людей, прося у них решить то или иное дело по закону Аллаха Всеблагого и Всевышнего, но если такой человек уж рассудит их и вынесет соответствующий приговор, то им необходимо будет подчиниться ему. И благодаря этому мусульмане смогут избавиться от необходимости обращения на суд к тагуту (то есть к законам, установленным самими же людьми).
5 - ПОДДЕРЖАНИЕ ДУХА БОРЬБЫ В ДУШАХ МУСУЛЬМАН, поощрение их к самоотречению и самопожертвованию, поддержание в них чувства гордости за эту религию и объяснение им того, что мы не обретем ни силы, ни счастья, ни славы, ни главенства, если не будет применять закон Аллаха на практике и не поставим слова Аллаха Всевышнего и Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, выше всяких иных слов. Кроме того, следует объяснять людям, что все периоды слабости, унижений и позора, через которые прошла или проходит ныне мусульманская община, претерпевая оскорбления от врагов Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, в том числе даже от поклоняющихся коровам и крестам, иудеев и им подобных, ей пришлось пройти из-за того, что люди отказались от закона Аллаха, и поменяли священное откровение, ниспосланное Аллахом господину первых и последних, да благословит его Аллах и да приветствует, на те установления неверных и порядки невежественных, которые шайтан и его пособники украсили для них.
6 - ЧТО ЖЕ КАСАЕТСЯ ОБЛАДАЮЩИХ ЗНАНИЕМ И ПРОПОВЕДНИКОВ, то им надо прекратить потакать желаниям определенной части людей обсуждать лишь некоторые частные и теоретические вопросы, уделяя им больше внимания, чем они заслуживают, и перейти от этого этапа к этапу концентрации внимания людей на действительно важных для них вопросах, если даже сами они этого и не понимают,
(Внимание широких масс мусульман к частным и теоретическим проблемам очень велико, и достаточно будет любому человеку ознакомиться с вопросами, задаваемыми обладателям знания, как он поймет, что большая часть мусульман уделяет внимание исключительно этим частностям и пренебрегает крупными проблемами, в то время как им было бы лучше уделить основное внимание последнему и задавать свои вопросы об этом, не забывая уделять внимание, впрочем, и частностям, в истолковании и правильном понимании которых они нуждаются обходимо взвешенно подходить к определению степени важности подобных вещей, чтобы не преувеличить и не преуменьшить их ценности. Именно так поступали знающие и религиозные люди из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, последователей и тех, кто последовал за ними с чистым сердцем. Приведу пример того, что я хочу пояснить, связанный с заблуждением, касающимся вопроса о "сотворенности" Корана.
Слова о том, что Коран является несотворенным словом Аллаха, с которого все вернется, выражают собой правильное воззрение по данному вопросу, но кто из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил об этом?
Если ты станешь перечислять сподвижников, говоривших эти слова или то, что передает их смысл, то тебе хватит для этого и пальцев одной руки, но сколько можно насчитать религиозных авторитетов, говоривших об этой проблеме, когда распространились различные нововведения, возникли заблуждения м множество людей оказалось вовлеченным во все это? Сосчитать их, наверное, уже невозможно, ибо все религиозные авторитеты из числа суннитов говорили об этой проблеме и давали по ней свои пояснения, приводя веские доводы в пользу правильных высказываний и опровергая высказывания, противоречащие им, и после возникновения этого заблуждения не осталось, очевидно, ни одного сочинения по вопросам догматики, где не излагалась бы и не разбиралась эта проблема.
Но к чему это привело и что после этого изменилось?
Здесь я хотел бы сделать одно замечание, прежде чем продолжить наш разговор. Я хотел бы сказать , что правильное знание об этой проблеме существовало во времена сподвижников, да будет доволен ими Аллах, что они имели правильное представление об этом и что последователям и тем, кто пришел после них, не было передано ни одного шариатского текста, который был бы неизвестен сподвижникам пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, но как же тогда могло случиться подобное если эти тексты передавались ими, а они были взяты от сподвижников? Что же в таком случае произошло?!
А произошло то, что изменилась степень потребности в выслушивании слов знающих по данному вопросу. При жизни сподвижников, да будет доволен ими Аллах, не было никакой необходимости говорить об этом много, поскольку правильный ответ на этот вопрос был им известен и среди них не было таких, кто отрицал бы это или говорил бы нечто противоположное, чтобы у них возникла потребность на его слова и обличать их лживость. Когда же началась смута и такие ложные слова получили распространение, сердца впитали их, люди стали распространять дальше, а властители приняли сторону этого; и тогда возникли опасения, что ввиду всего этого воззрения людей станут неверными, вследствыми, вследствие чего и появилась необходимость говорить об этой проблеме пробольше, разъяснять ее подобно, объяснять, в чем состоит истина, и возражать впавшим в разного рода заблуждения. Соответственно возросла и активность приверженцев сунны, принявшихся распространять слово истины, приводить доводы в пользу правильного, говорить о фальши ложного и предпринимать действия по опровержению лжи, и помешать делать это великое дело приверженцам сунны не смогли ни направленные против них козни, ни несправедливость некоторых правителей, ибо они нашли в себе силы перенести все это и проявляли терпение и настойчивость до тех пор, пока Аллах Всевышний по милости своей не помог им. В этом и состоит правильный путь, которого сегодня должны придерживаться и мы, следуя по стопам этих людей и учась у них тому, как следует себя вести в подобных ситуациях.
Так почему же сегодня отдельным вопросам фикха, разбирать которые нет особой необходимости, уделяется огромное внимание, выражающееся в издании книг, посвященным разбору этих вопросов, продаже соответствующих записей магнитофонных записей и организации лекций, уроков и симпозиумов, в то время как действительно важный и актуальные сегодня проблемы остаются в тени, хотя много говорить крайне необходимо именно о них, разъясняя людям, в чем состоит истина, опровергая измышления лжецов и используя для этого все многообразие способов, чтобы сделать это доступным для восприятия всех классов мусульманской общины?!
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЭТОТ ПУТЬ ПУТЕМ НАШИХ ПРАВЕДНЫХ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ,ОТНОСЯШИХСЯ К ЧИСЛУ ПРИВЕРЖЕНЦЕВ СУННЫ И СОГЛАСИЯ?
Поистине, одним из наибольших испытаний, которому подвергнется мусульманская община, община Мухаммада бин Абдаллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, величайшего из посланников и друга Милостивого, может стать то, что ее возгласит и станет судить в ней побиваемый камнями, проклятый и лишенный милости Аллаха Всевышнего шайтан, ибо через своих друзей, подменяющих и изменяющих законы Аллаха и захвативших власть во многих мусульманских странах, он уже вводит свои законы для этой общины. И если двигаться правильным путем, путем приверженцев сунны и согласия, то можно ли и дальше продолжать относиться к столь важной проблеме также, как мы относимся, например, к какой-нибудь частной проблеме, касающейся только одной из ветвей вероучения и фикха, скажем, к вопросу о том, видел ли посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, своего Господа в ночь своего небесного путешествия и вознесения? И можно ли подходить к этой проблеме с помощью тех же методов, которые нам следует использовать при рассмотрении проблемы пребывания побиваемого камнями шайтана в роли законодателя для общины лучшего из посланников Мухаммада бин Абдаллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?!
А между тем некоторые из наших братьев уделяют вопросу о видении пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, своего Господа и другим, подобным этому, вопросам столько внимания, так остаивают свою точку зрения и приводят в пользу ее столько доводов, что это нельзя даже и сравнивать с тем внимнием, которое уделяется ими проблеме навязывания законов шайтана мусульманам и применения этих законов для решения их дел. Однако можно ли назвать подобные действия верными, если человек правильно понимает Коран и сунну или если он подходит к рассмотрению подобных проблем также, как подходили к этому наши праведные предшественники?!
И существуют ли вообще какие-нибудь обоснованные оправдания или приемлемые предлоги, в силу которых можно было бы позволить себе не обращать внимание на столь важные проблемы и концентрировать все свои усилия на том, что в подобной концентрации не нуждается?
(Здесь хотелось бы подчеркнуть, что если человек правильно понимает то, о чем мы говорим, то ему никогда не придет в голову, что мы преуменьшаем хоть что-нибудь из относящегося к нашей религии или призываем людей пренебрегать этим, и мы не допустим, чтобы кто-нибудь подумал о нас нечто подобное, ибо это будет не чем иным как распусканием о нас ложных слухов, поскольку все, о чем мы говорим, представляет собой попытку поставить каждое из дел на то место, которое является для него наиболее подходящим).
7 - К ЧИСЛУ ДЕЛ, ТРЕБУЮЩИХ К СЕБЕ СЕРЬЕЗНОГО ОТНОШЕНИЯ С НАШЕЙ СТОРОНЫ, относится необходимость разъяснения людям незаконности неверных и вероотступнических режимов, которые отказались от закона Аллаха и подчинения Книге Аллаха и сунне Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, дойдя до того, что они согласились на применение установлений, противоречащих закону Аллаха, независимо от того, заимствовали ли они эти установления в странах неверных или же изобрели их самостоятельно. И все это надо сообщать людям, просвещать их в этом отношении и приводить доводы в пользу правильности подобных суждений.
8 - И, НАКОНЕЦ, КАЖДОМУ ИЗ НАС СЛЕДУЕТ ПРОЯВИТЬ ВНИМАНИЕ к собственному сердцу и сконцентрироваться на нем, прилагая серьезные самостоятельные усилия для увеличения своей собственной веры с соизволения своего Господа и стараясь добиться того, чтобы внимание к людям не отвлекло его от внимания к самому себе. Более того, каждому из нас следует как можно быстрее встать на путь самосовершенствования и правления своей души и постараться восполнить ее недостатки в том, что касается богобоязненности, поклонения или нравственных качеств, чтобы каждый из нас придерживался определенного порядка в словах и делах и мог продолжать двигаться по пути истины безо всяких сомнений и колебаний.
Поистине, в наше время, когда внешние и внутренние враги Ислама стали преследовать нас отовсюду, искреняя устремленность к Аллаху, ощущение потребности в Нем, проявление смирения и покорности перед Ним, оказание помощи Его религии и готовность пожертвовать на этом пути самим собой и своим достоянием, все это является одним из важнейших факторов, который, с соизволения Аллаха Всеблагого и Всевышнего, поможет нам прийти к благу и правильному руководству, являющимся предметом наших желаний наряду с желанием увидеть знамя Ислама и применения исламского шариата высоко взметнувшимся надо всеми землями, которые населены мусульманами.
И я прошу Аллаха Мудрого, Высокого и Великого, чтобы Он, по соизволению своему, приблизил этот момент и причислил нас к своим воинам, которых Он использует для победы истины и утверждения ее на земле, ибо это зависит от Него и Он способен привести нас к этому.
И хвала Аллаху, Господу миров.
Закончено в пятницу з рамадана 1412 г.х.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Священный Коран
1 - Собрание фетв шейха Ибн База
2 - Собрание фетв и посланий Его Чести шейха Мухаммада бин Салиха
аль-Асимейна
3 - Ибн Таймийя. Путь сунны пророка.
4 - Мухаммад бин Хамид аль-Хусни. Путь к халифату.
5 - Ибн Кясир. Тафсмр.
6 - Комментарий к "Книге единобожия".
7 - Шейх Мухаммад бин Ибрахим. Установление законов.
8 - Аш-Шанкити. Свет разъяснения.
9 - Шейх Ахмад Мухаммад Шакир. Основа тафсира.
10 - Ибн Баз. Критика концепции арабской нации.
11 - Шейх Абдаллах бин Кууд. Пятничные беседы.
12 - Ибн Кясир. Начало и завершение.
13 - Ибн Таймийя. Собрание фетв.
14 - Доктор Умар аль-Ашкар. Исламский шариат.
15 - Доктор Тауфик Фарадж. Введение в юриспруденцию.
16 - Ибн Джарир ат-Табари. Тафсир.
17 - Ибн аль-Кайим. Извещение.
18 - Ибн Таймийя. Введение в основы толкования Корана.
19 - Ибн Хаджар. Фатх аль-Бари.
20 - Ан-Нувави. Комментарий к "Сахиху" Муслима.
21 - Фетвы Постоянного комитета.
22 - Ибн Таймийя. Послание о вере.
23 - Мухаммад Шакир аш-Шариф. Истинная суть демократии.
24 - Шейх Мухаммад Кутб. О применении шариата на практике.
25 - Доктор Йсуф аль-Кардави. Ислам и светский образ жизни.
26 - Доктор Салах ас-Сави. Практическое применение шариата.
ОГЛАВИЕ
Предисловие
Глава, в которой разъясняется, что обращение
к шариату является частью единобожия, которого
Аллах повелел придерживаться своим рабам
Глава, в которой разъясняется смысл понятия
решения, принимаемого на основании того,
что ниспослано Аллахом
Глава о качествах отказывающегося выносить
решения на основании ниспосланного Аллахом
Глава, в которой приводятся высказывания
религиозных авторитетов, объявлявших
невернными тех, кто отказался от суда Аллаха
Глава о единодушном мнении улемов, считающих
неверным того, кто отвергает решения Аллаха и
обращается на суд к человеческим законам
Глава, в которой разъясняется, как именно
человеческие законы заменяют собой закон Аллаха
Глава, в которой разъясняется истинный смысл
высказываний, неправильно понимаемых некоторыми
людьми
Высказывание первое: Неверие, которое меньше
другого неверия
Высказывание второе: Это было ниспослано в отношении
обладающих Писанием
Характеристика действий обладателей Писания, вследствие
которых их справедливо обвинили в неверии
Слова: "Такой-то аят ниспослан из-за обладающих Писанием"-,
и слова о существовании "неверия, которое меньше другого
неверия", не противоречат друг другу
Глава, в которой поясняется, в каком случае неверие судящего
не по тому, что было ниспослано Аллахом, не является таким
неверием, которое ставит человека вне религии Ислама
Суждения, выносимые на основании лишь части того, что было
ниспослано Аллахом, не являются препятствием для обвинения
в неверии тех, кто отказывается от другой части ниспосланного
Многобожие, проявляющееся в подчинении кому-либо помимо
Аллаха или же в установлении новых законов
Административные меры
Глава, в которой объясняется, как следует противодействовать
средствам, имеющимся в распоряжении правителей, и тем,
кто помогает им в распространении установлений, основанных
не на том, что было ниспослано Аллахом
Заключение
Список использованной литературы
Оглавление
[1] Тафсир Ибн Кясира, 2/171.