Её звал Барра, но посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел: «Называйте её Зайнаб». 24 страница
Как уже указывалось выше,[2624] нежелательно говорить молодожёну: «Согласия и сыновей!» Согласно сунне, в подобных случаях следует говорить: «Да благословит тебя Аллах, и да ниспошлет Он тебе Свои благословения! /Баракя-Ллаху ля-кя, ва баракя ‘аляй-кя!/»
Ан-Наххас передал, что факих Абу Бакр Мухаммад бин Йахйа сказал:
– Человеку, который охвачен гневом, нежелательно говорить: «Помни об Аллахе Всевышнем», из страха перед тем, что гнев может привести его к неверию. По той же причине человеку, охваченному гневом, нежелательно говорить: «Призови благословение на пророка, да благословит его Аллах и приветствует».
Наиболее отвратительными из числа достойных порицания слов являются такие слова, которые произносят многие люди, когда хотят принести клятву, но страшаться говорить: «Клянусь Аллахом», так как не желают становиться клятвопреступниками или испытывают крайнее благоговение перед Аллахом. Руководствуясь этими соображениями, они произносят слова: «Аллах знает, что именно так и было», или говорят нечто подобное, однако такие фразы таят в себе опасность. В них нет ничего дурного, если человек уверен, что сказанное им соответствуют действительности, если же он сомневается в этом, то их следует считать наиболее отвратительными. Дело в том, что в этом случае человек возводит ложь на Аллаха Всевышнего, ведь он утверждает, что Аллаху известно то, в чём сам он неуверен. Здесь есть и другая, ещё более отвратительная тонкость, суть которой состоит в том, что знание о чём-либо приписывается Аллаху Всевышнему, хотя это не соответствует действительности. В подобных случаях человек, который произносит эти слова, впадает в неверие, и поэтому следует остерегаться говорить так.
Обращаясь к Аллаху с мольбами, нежелательно произнесить слова “О Аллах, помилуй меня, если захочешь” или “О Аллах, помилуй меня, если пожелаешь”, так как человеку следует проявлять решительность в просьбах.
عن أبي هريرة رضي اللّه عنه؛أن رسولَ اللّه صلى اللّه عليه وسلم قال: "لا يَقُولَنَّ أحَدُكُمْ: اللَّهُمّ اغْفِرْ لِي إنْ شِئْتَ، اللَّهُمَّ ارْحَمْنِي إنْ شِئْتَ، لِيَعْزِمِ المَسألةَ فإنَّهُ لا مُكْرِهَ لَهُ".
1020. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
– Пусть никто из вас ни в коем случае не говорит: «О Аллах, прости меня, если захочешь, о Аллах, помилуй меня, если захочешь»,[2625] но проявляет решительность, ибо никто (и так) не может (ни к чему) принудить (Аллаха).[2626]
وفي رواية لمسلم " ولَكنْ ليَعْزِمْ وَلْيُعظِمِ الرَّغْبَةَ، فإنَّ اللّه لا يَتَعاظَمُهُ شَيْءٌ أعْطاهُ ".
В той версии этого хадиса, которую приводит только Муслим, (сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал): «…но пусть проявляет решительность и просит о многом[2627], ибо, поистине, нет ничего даруемого (Аллахом), что посчитал бы Он слишком большим».
عن أنس رضي اللّه عنه قال:قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم "إذَا دَعا أحَدُكُمْ فَلْيَعْزِمِ المسألةَ وَلا يَقُولَنَّ اللَّهمَّ إنْ شِئْتَ فأعْطِني فإنَّه لا مُسْتَكْرِهَ لَهُ".
1021. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
– Когда кто-нибудь из вас станет обращаться с мольбами к Аллаху, пусть проявляет решительность в просьбах и ни в коем случае не говорит: «О Аллах, если захочешь, даруй мне (это)», ибо, поистине, никто (и так ни к чему) не может принудить Его.[2628]
Нежелательно клясться чем-либо, кроме имён и атрибутов Аллаха Всевышнего, будь то клятва пророком, да благословит его Аллах и приветствует, Каабой, ангелами, верностью, жизнью, духом и тому подобными вещами, но нежелательнее всего клясться верностью.
عن ابن عمر رضي اللّه عنهما،عن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم قال: "إنَّ اللَّهَ يَنْهاكُمْ أنْ تَحْلِفُوا بأبائِكُمْ، فَمَنْ كانَ حَالِفاً فَلْيَحْلِفْ باللّه أوْ لِيَصمُت".
1022. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний запрещает вам клясться вашими предками, а тот, кто (хочет) поклясться, пусть клянётся Аллахом или молчит».[2629]
وفي رواية في الصحيح "فَمَنْ كانَ حالِفاً فَلا يَحْلِفْ إِلاّ باللَّهِ أوْ لِيَسْكُتْ".
В той версии (этого хадиса, которая приводится только) в “Сахихе” (Муслима, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал): «…а тот, кто (хочет) поклясться, пусть не клянётся (никем и ничем), кроме Аллаха, или молчит».
Во многих хадисах строго запрещается клясться верностью.
عن بُريدة رضي اللّه عنه قال: قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم: " مَنْ حَلَفَ بالأمانَةِ فَلَيْسَ مِنَّا " .
1023. Передают со слов Бурайды, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не относится к нам тот, кто клянётся верностью».[2630]
فصل: يُكره إكثارُ الحلف في البيع ونحوه وإن كان صادقاً.
При заключении торговых сделок запрещается часто давать клятвы, даже если они и не являются ложными.
عن أبي قتادة رضي اللّه عنه أنه سمع رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم يقول: "إيَّاكُمْ وكَثْرَةَ الحَلِفِ في البَيْعِ فإنَّهُ يُنْفِقُ ثُمَّ يَمْحَقُ".
1024. Передают со слов Абу Катады, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ни в коем случае не давайте много клятв (при заключении) торговой сделки, ибо, поистине, (сначала) это будет способствовать сбыту (товара, но) потом уничтожит (прибыль)».[2631]
فصل: يُكره أن يُقال قوسُ قزح لهذه التي في السماء.
Нежелательно называть радугу луком Кузаха.
عن ابن عباس رضي اللّه عنهما،أن النبيَّ صلى اللّه عليه وسلم قال: " لا تَقُولُوا قَوْسَ قُزَحَ، فإنَّ قُزَحَ شَيْطانٌ، وَلَكِنْ قُولُوا قَوْسَ اللَّهِ عَزَّ وَجَلَّ، فهُوَ أمانٌ لأهْلِ الأرْضِ"
1025. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не говорите “лук Кузаха”, ибо Кузах – это шайтан, но говорите “лук Аллаха” Всемогущего и Великого, ибо Он обеспечивает безопасность тех, кто живёт на Земле».[2632]
Нежелательно, чтобы человек, который совершит грех или сделает нечто достойное порицания, кому-нибудь рассказывал об этом. В подобном случае он должен принести покаяние Аллаху Всевышнему, немедленно прекратить поступать так, выразить сожаление в связи с тем, что он совершил, и принять твёрдое решение не делать этого впредь. Покаяние человека будет действительным лишь в случае выполнения всех вышеупомянутых условий. Не будет ничего дурного, если тот, кто совершит грех, сообщит об этом своему шейху или кому-нибудь другому при условии, что этот человек может указать ему, как найти выход из создавшейся ситуации, или научить его тому, что позволит не совершать такого впредь, или подскажет ему, что послужило причиной совершения греха, или станет обращаться к Аллаху с мольбами за него, или сделает нечто подобное. Напротив, если грешник расскажет о своём грехе такому человеку, будет хорошо, а нежелательным упоминание об этом является лишь в таких случаях, когда это не принесёт никаой пользы.
عن أبي هريرة رضي اللّه عنه، قال: سمعتُ رسولَ اللّه صلى اللّه عليه وسلم يقول: "كُلُّ أُمّتِي معافىً إلا المُجاهِرينَ، وإنَّ مِنَ المُجاهَرَةِ أنْ يَعْمَلَ الرَّجُل باللَّيْلِ عَمَلاً ثًمَّ يُصْبحُ وَقَدْ سَتَرَهُ تَعالى عَلَيْهِ، فَيَقُولُ: يا فُلانُ! عَمِلْتُ البارِحَةَ كَذَا وكَذَا، وَقَدْ باتَ يَسْتُرُهُ رَبُّهُ، وَيُصْبحُ يَكْشِفُ سِتْرَ اللَّهِ عَلَيْهِ".
1026. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Все члены моей общины будут избавлены[2633], за исключением заявляющих во всеуслышание, (примером чего могут служить) действия такого человека, который совершает что-нибудь ночью[2634], и Аллах покрывает его (грех), а наутро он сам говорит: “О такой-то, вчера я сделал то-то и то-то”, и (получается так, что) он проводит ночь под покровом своего Господа, а наутро сбрасывает покров Аллаха»[2635].[2636]
Взрослому и дееспособному мусульманину запрещается говорить рабу другого человека, его жене, сыну, слуге или другим людям, занимающим подобное положение, то, что может испортить их, если только дело не касается побуждения к совершению одобряемого шариатом или удержания от порицаемого. Аллах Всевышний сказал:
﴿ وَتَعَاوَنوا على البِرّ وَالتَّقْوَى وَلا تَعَاوَنُوا على الإِثْمِ وَالعُدْوَانِ ﴾ [المائدة:2]
{Помогайте друг другу в (том, что касается) благочестия и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде…}[2637]
Аллах Всевышний также сказал:
﴿ ما يَلْفِظُ مِنْ قَوْلٍ إِلاَّ لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ﴾ [ق:18].
{Не проронит (человек) и слова, чтобы (не записал его находящийся) рядом с ним недремлющий страж}.[2638]
عن أبي هريرة رضي اللّه عنه قال:قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم: "مَنْ خَبَّبَ زَوْجَةَ امْرِىءٍ أوْ مَمْلُوكَهُ فَلَيْسَ مِنَّا".
1027. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не имеет отношения к нам тот, кто обманул жену (другого) человека или его невольника[2639]».[2640]
Если речь идёт о расходах на дела, угодные Аллаху Всевышнему, следует говорить “я израсходовал” или подбирать подобные этим слова. Так, например, следует говорить “Я израсходовал тысячу дирхемов на свой хаджж”, “Я израсходовал столько-то на гостей”, “Я израсходовал столько-то на обрезание сыновей”, “Я израсходовал столько-то на свадьбу” и так далее. С другой стороны, в подобных случаях не следует говорить то, что говорят многие простые люди, а именно “Принимая гостей, я потерял столь-кто”, “Совершив хаджж, я потерял столько-то”, “На своей поездке я потерял столько-то”. Короче говоря, когда речь идёт о делах, угодных Аллаху, следует говорить “Я израсходовал”, если же дело касается грехов и неподобающих поступков, следует говорить “Я потерял” или использовать другие фразы, подобные этой.
Запрещается поступать так, как поступают во время молитвы многие люди, которые повторяют за имамом слова:
﴿ إيَّاكَ نَعْبُدُ وإيّاكَ نَسْتَعينُ ﴾
{Лишь Тебе мы поклоняемся и лишь Тебя просим о помощи…}[2641] Этого следует остерегаться, а один из наших товарищей сказал: «Если подобные действия совершаются не с целью чтения Корана, молитва становится недействительной». Это утверждение является спорным, и поэтому необходимо избегать таких вещей. Поступать так во время молитвы нежелательно, даже если она и не станет недействительной, а Аллах знает об этом лучше.
فصل: يكره أن يسألُ بوجه اللّه تعالى غير الجنة.
Нежелательно просить ради Аллаха Всевышнего что-либо, кроме рая.
عن جابر رضي اللّه عنه، قال:قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم: "لا يُسألُ بِوَجْهِ اللَّهِ إلاَّ الجَنَّةُ".
1028. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не следует просить ради Аллаха ничего, кроме рая».[2642]
فصل: يُكره منعُ من سألَ باللّه تعالى وتشفَّع به.
Нежелательно отказывать тому, кто просит или ходатайствует о чём-либо ради Аллаха Всевышнего.
عن ابن عمر رضي اللّه عنهما قال:قال رسولُ اللّه صلى اللّه عليه وسلم: "مَنْ اسْتَعاذَ باللَّهِ فأعِيذُوهُ، وَمَنْ سألَ باللَّهِ تَعالى فأعْطُوهُ، وَمَنْ دَعاكُمْ فأجِيبُوهُ، وَمَنْ صَنَعَ إِلَيْكُمْ مَعْرُوفاً فَكَافِئُوهُ، فإنْ لَمْ تَجِدُوا ما تُكافِئُونَهُ فادْعُوا لَهُ حَتَّى تَرَوْا أنَّكُمْ قَدْ كافأْتُمُوهُ".
1029. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Берите под защиту того, кто станет просить о защите ради Аллаха, и давайте тому, кто попросит (что-либо) ради Аллаха, и принимайте приглашение того, кто пригласит вас[2643], и вознаграждайте того, кто сделает вам добро. Если же у вас не будет возможности вознаградить (такого человека), обращайтесь к Аллаху с мольбами за него, пока не увидите, что вы уже отблагодарили его[2644]».[2645]
В большинстве своём улемы считают, что нежелательно говорить “Да продлит Аллах твою жизнь”. В своём труде “Сына‘ат аль-куттаб” Абу Джа‘фар ан-Наххас пишет:
– По мнению некоторых улемов, нежелательно, чтобы мусульмане говорили “Да продлит Аллах твою жизнь”, тогда как некоторые другие считали это дозволенным.
Исма‘ил бин Исхак сказал:
– Первыми слова “Да продлит Аллах твою жизнь” стали писать безбожники.
Сообщается, что Хаммад бин Салама, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Обычно в начале письма мусульмане всегда писали: «От такого-то такому, а затем: мир тебе. Поистине, я воздаю хвалу Аллаху и прошу Его, чтобы Он благословил Мухаммада и семейство Мухаммада», но впоследствии безбожники стали начинать письма словами “Да продлит Аллах твою жизнь”.
Следует считать правильным мнение, согласно которому не возбраняется говорить “Да станут отец мой и мать выкупом за тебя” или “Да сделает Аллах меня выкупом за тебя”. Указанием на дозволенность произнесения таких слов независимо от того, являются ли родители мусульманами или неверными, служат достоверные хадисы, которые приводятся в “Сахихах” аль-Бухари и Муслима и других сводах. Однако некоторые улемы считали, что если родители являются мусульманами, то говорить так нежелательно. Малик бин Анас считал, что нежелательно говорить “Да сделает Аллах меня выкупом за тебя”, но некоторые другие улемы считали это дозволенным. Кади ‘Ийад сказал: «В большинстве своём улемы считают это дозволенным независимо от того, мусульманином или неверным является тот, о ком идёт речь». На дозволенность этого указывают очень многие достоверные хадисы, часть которых приводится мною в комментарии к “Сахиху” Муслима.
Достойны порицания такие вещи, как оспаривание /мура’/, спор /джидаль/ и тяжба /хусума/. Имам Абу Хамид аль-Газали сказал: «Оспаривание есть поношение тобой слов другого человека для выявления недостатков того, что было им сказано, когда цель подобного выявления заключается только в выражении презрения по отношению к тому, кто сказал что-либо, и подчёркивания собственного превосходства над ним. Споры, как правило, представляют собой попытки утверждения какого-либо мазхаба и достижения победы одного мазхаба над другим. Что же касается тяжб, то обычно они связаны с настойчивостью в речах, проявляемой ради защиты своих материальных или иных интересов. Тяжбу можно либо начать, либо вести в качестве возражения, тогда как оспаривание всегда выступает в качестве возражения».
Знай, что иногда споры ведутся с помощью истинных доводов, а иногда – с помощью ложных. Аллах Всевышний сказал: