В которой разъясняется смысл понятия решения, принимаемого на основании того, что ниспослано Аллахом.
Из-за неведения людей об истинной сути Ислама и удаленности от него, а также вследствие усилий, предпринимаемых врагами Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и да приветствует, некоторые из шариатских понятий в умах людей стали изменяться и отклоняться от их истинного значения. К числу тех понятий, которые в умах людей оказались суженными, относится и понятие решения, принимаемого на основании того, что ниспослано Аллахом, в результате чего понятие это, несмотря на свою универсальность и широту, стало в некоторых своих аспектах ограниченным. Так, некоторые люди ограничивают его только теми законами и установлениями, которые связаны с такими семейными делами как браки, разводы, воспитание и так далее. Другие ограничивают его статьями мусульманского права, определяющими наказание за совершенные преступления, (более того, когда в присутствии некоторых произносят слова "правление, основанное на том, что было ниспослано Аллахом", они понимают это только как отсечение руки вора или побивание камнями за прелюбодеяние, считая что это и есть правление на основании ниспосланного Аллахом и что призывающие к применению законов Аллаха призывают только отсечению рук и побиванию камнями, и именно такое ограниченное понимание стало одним из средств, используемых сторонниками светского образа жизни в их борьбе против призыва к применению шариата на практике), или чем-то подобным. Третьи сводят это понятие к набору каких-то неясных слов, записанных на клочке бумаги, который не имеет никакой цены и который они именуют конституцией или еще как-нибудь. И разных примеров подобного усечения правильного понятия на основании того, что было ниспослано Аллахом, существует очень много, а тачнее - столько же, сколько видов страстей, заблуждений и невежества существует среди людей.
В связи с этим в данном послании нам необходимо пояснить, в чем же состоит истинная суть понятия решения, основанного на том, что было ниспослано Аллахом.
Ему обратиться к слову "решение" /хукм/, (это слово и в самом деле весьма многозначно, что создает определенные трудности при переводе и заставляет нас переводить его по-разному в зависимости от контекста. Так, например, оно означает и "решение", и "мудрость", и "установление" и "правление"), то мы увидим, что слово "хукм" многозначно, но из тех значений которыми оно обладает, с темой нашего разговора связаны два значения, а именно:
Первое: суждение и решение по определенным вопросам на основании уже вступившего ранее в силу закона. В данном случае роль судьи сводится к поиску такого шариатского текста, который соответствовал бы рассматриваемому случаю, и вынесению решения, соответствующего смыслу этого закона. На это значение понятия "хукм" указывают такие слова Всевышнего:
Quot;Аллах, поистине, повелевает вам возвращать доверенное имущество владельцам его и, когда вы судите среди людей, то судить по справедливости".
Женщины, 61).
Аллах Всевышний также сказал:
"А если станешь судить, то суди их по справедливости..."
Трапеза, 46).
Аллах Всевышний также сказал:
"Мы низвели Тору, в которой руководство и совет; судят по ней пророки, которые предались..."
Там же, 48).
Можно привести и другие подобные примеры.
Таким образом ясно, что в этих и подобных им аятах под словом "хукм" подразумеваются суждения и решения, которые принимаются по тем или иным вопросам в соответствии с законом, ниспосланным Всеблагим и Всевышним Аллахом.
Решения такого рода имеют отношение не только к Аллаху Всевышнему, поэтому мусульманину не запрещено принимать их и поэтому каждый мусульманин, полностью удовлетворяющий известным требованиям, которыми должен обладать юрист, может принимать их.
По своей природе такие решения связаны только с определенными фактами и событиями.
Второе: суждение и решение относительно тех или иных вопросов без опоры на уже имеющийся закон, то есть суждение и решение по определенным вопросам на основе закона, установливаемого судьей или правителем самостоятельно, а не установленного для него кем-то другим.
Такой вид решения следует считать введением нового закона самим судьей без опоры на помощь кого бы то ни было со стороны и без следования в этом кому бы то ни было, после чего он может прийти к решению в первом из рассматриваемых нами значений, но может и не прийти к этому.
Действия судьи по отношению к решению такого рода состоят в установлении закона самостоятельно и разъяснении установлений, вытекающих из соответствующих слов и действий.
После этого судья может вынести решение по какой-либо проблеме или определенному факту, опираясь на этот закон, но может и не выносить в связи с этим самостоятельного решения.
О том, что слово "хукм" можно понимать и так, свидетельствуют слова Аллаха Всевышнего: