В которой разъясняется, что обращение к шариату является частью единобожия, которого Аллах повелел придерживаться своим рабам.
Касаясь этого вопроса, шейх Абд Азиз Ибн Баз, да хранит его Аллах, пишет: "Признание Аллаха Всемогущего и Великого единственным божеством, которое и является смыслом свидетельства о том, что нет бога, кроме Аллаха, означает, что никто помимо Него не обладает правом на поклонение. Иначе говоря, это свидетельство лишает права на поклонение кого бы ни было кроме Аллаха и закрепляет его за одним лишь Аллахом, как сказал об этом сам Всевышний, слава Ему:
"Это потому, что Аллах есть истина, а то, что вы призываете помимо Него, - ложь..."(Луман, 29).
Аллах Всевышний также сказал: "Знай же, что нет божества, кроме Аллаха..."(Мухаммад, 21).
Аллах Всевышний также сказал:
"Засвидетельствовал Аллах, что нет божества, кроме Него, и засвидетельствовали это ангелы и обладающие знанием, которые стойки в справедливости: нет божества, кроме Него, Великого Мудрого!"(Семейство Имрана, 16).
Аллах Всевышний, слава Ему, также сказал:
"И сказал Аллах:, Не берите двух богов, ведь бог - только один..."(Пчелы, 53).
Таким образом, единобожие требует поклонения одному лишь Аллаху и подтверждения этого своей верой и делами, а не только словами, также как требует оно убежденности в том, что поклонение кому бы то ни было иному ложно, поклоняющиеся же другим являются многобожниками, как сказал об этом Аллах Всемогущий и Великий: "Был вам хороший пример в Ибрахиме и тех, кто был с ним. Вот сказали они своему народу:
"Мы не причастны к вам и к тому, чему поклоняетесь помимо Аллаха. Мы не веруем в вас. Началась между нами и вами ненависть и вражда навсегда, пока вы не уверуете в Аллаха единого..."(Испытуемая, 4).
Аллах Всевышний также сказал:
"И вот сказал Ибрахим своему отцу и народу:, Я не причастен к тому, чему вы поклоняетесь, кроме того, кто создал меня. Поистине, Он поведет меня по прямому пути!' "(Украшения, 25-26).
Таким образом, он отрекся от поклонявшихся не Аллаху и от того, чему они поклонялись, а это значит, что единобожие состоит в поклонении одному лишь Аллаху и отречении как от поклонения другому, так и от поклоняющихся любому другому. Необходимо быть убежденным в ложности многобожия и в том, что все рабы Аллаха, включая сюда людей и джиннов, должны поклоняться только Аллаху, а единобожие их должно проявляться в обращении к закону Аллаха, ибо аллах Всевышний, слава Ему, является полновластным правителем, и поэтому частью единобожия его рабов должна быть вера в это и подтверждение этого. В мире этом Он правит с помощью своего закона, а в мире ином Аллах Всевышний, слава Ему, осуществляет свое правление непосредственно, как сказал об этом сам Могучий и Высокий:
"Решение - только у Аллаха".(Скот, 57).
Аллах Всевышний также сказал:
"Решение же у Аллаха, Высокого и Великого".(Верующий, 12).
Он, слава Ему, также сказал:
"А то, в чем вы разошлись, - решение этого принадлежит Аллаху".(Совет, 8).
Кроме того, шейх, да хранит его Аллах, сказал об этом следующее:
"Аллах послал посланника к каждому народу, который может прийти к истинному Исламу, обрести совершенную веру и достичь счастья и спасения только благодаря единобожию, поклонению одному лишь Аллаху Всемогущему и Великому, следованию своему посланнику, да благословит его Аллах и да приветствует, и подчинению закону Аллаха. Это и будет тем Исламом, которым Аллах удовлетворился для своих рабов, сообщив, что такая религия является его религией, ибо Аллах Всемогущий и Великий сказал: "Сегодня Я завершил для вас вашу религию, и закончил для вас Мою милость, и удовлетворился для вас Исламом как религией".(Трапеза, 5).
Аллах Всевышний также сказал:
"Поистине, религтя перед Аллахом - Ислам..."(Семейство Имрана, 19),
(Собрание фетв шейха Ибн База, 2/19-20).
С учетом всего вышесказанного разумным людям должно стать ясно, что в основе религии Ислама лежат две вещи:
Первое: То, что не следует поклоняться никому, кроме Аллаха, и это является смыслом свидетельства о том, что нет божества, кроме Аллаха.
Второе: Ему следует поклоняться только в соответствии с шариатом Его пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Первое объявляет несостоятельными всех тех божеств, которые становятся объектом поклонения помимо Аллаха, и доводит до сведения человека, что правом на поклонение обладает один лишь Аллах.
Второе же объявляет несостоятельным поклонение, осуществляемое на оснований, которым Аллах не придал никакой власти, точно также как из этого становится очевидной несостоятельность обращения на суд к законам, устанавливаемым самими людьми, и их мнениям и обязательность обращения во всем к закону Аллаха.
Из этого следует, что раб может считаться мусульманином лишь в том случае, если он придерживается и первого, и второго, как сказал об этом Аллах Всевышний:
"Потом Мы привели тебя к закону веления. Следуй же ему и не следуй страстям тех, которые не знают! Ведь они ни на сколько не избавят тебя от Аллаха".(Коленопреклоненная, 17-18).
Аллах Всевышний, слава Ему, также сказал:
"Но нет, - клянусь твоим Господом! - не уверуют они, пока сделают тебя судьей в том, что запутано между ними. Потом не найдут они в самих себе затруднения о том, что ты решил, и подчинятся полностью".(Женщины, 68).
Аллах Всевышний также сказал:
"Неужели суда времен неведения они хотят? Кто же лучше Аллаха судья для народа, обладающего уверенностью?"(Трапеза, 55).
Аллах Всемогущий и Великий также сказал:
"А кто не судит по тому, что низвел Аллах, то это - неверные".(Там же, 48).
Аллах Всевышний также сказал:
"А кто судит не по тому, что ниспослал Аллах, те - несправедливы".(Там же, 49).
Аллах Всевышний также сказал:
"А кто не судит по тому, что ниспослал Аллах, те - распутники".(Там же, 52).
В этих аятах содержится серьезное предостережение от попыток обращения на суд не к тому, что ниспослано Аллахом, а также даются наставления всей общине, в том числе правителям и народу, относительно необходимости руководствоваться тем, что ниспослано Аллахом, быть покорными этому и довольствоваться этим, не поступая наперекор этому. Кроме того, в них содержатся ясные указания на то, что решения Аллаха, слава Ему, являются наилучшими и наиболее справедливыми, а обращение на суд к чему-либо иному есть не что иное как неверие, несправедливость и распутство, ибо все это является не чем иным как установлениями времен джахилийи, которые законом Аллаха были объявлены недействительными и запретными. Поэтому к благу, счастью, безопасности и стабильности любое общество может прийти только в том случае, если его руководители обратятся к закону Аллаха, будут применять его по отношению к рабам Аллаха, станут проявлять к нему искренность на словах и на деле и не преступят границ, установленных Аллахом для своих рабов."
Далее шейх, да хранит Аллаха ,пишет:
"Это (здесь имеется в виду единобожие и следование посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, о чем шейх говорил в самом начале), и является подлинной основой, что же касается "Аль-Фикх аль-акбар", то данный труд является лучшим из написанного об этом и лучшим из слов призывающих к правильному пути и поборников истины. И это знание более всех остальных видов его заслуживает терпеливого изучения и распространения среди всех групп населения, чтобы люди знали, в чем состоит суть единобожия и отстранялись от того, что противоречит единобожию. И, поистине, я советую моим братьям из числа обладающих знанием и посвятивших себя делу призыва людей к Аллаху, слава Ему, уделять этой великой основе побольше внимания и посвящать данной теме побольше статей и посланий, чтобы знание об этом распространилось и стало доступным всем. И я говорю об этом потому, что знать это чреззвычайно важно и люди крайне нуждаются в таком знании, а также из-за того, что наблюдается сейчас в большинстве мусульманских стран из-за невежества относительно того, что касается единобожия. Речь идет о доведенной до крайности традиции почитания могил тех, кого люди называют святыми, выборе рядом с ними мест для совершения молитв и посвящения покойным многих видов поколения, в том числе обращений к ним с мольбами просьбами о спасении, жертвоприношениями, обетами и так далее. Кроме того, необходимость в подобных статьях обусловлена получившим распространение в мусульманских странах применением законов, составленных самими же людьми, и отказом от следования установлениям Аллаха и его пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, которые являются самыми лучшими и наиболее справедливыми установлениями, что также связано с недостатком знания об этой истинной основе".
(Собрание фетв шейха Ибн База, 2/254-257/.
Давая свои пояснения по этому вопросу, шейх Мухаммад бин Салих аль-Асимейн, да хранит его Аллах, сказал: "Поистине, управление с помощью того, что ниспослано Аллахом, свидетельствует о признании Аллаха единственным Творцом и Путеводителем, ибо применение установлений Аллаха сообразуется с Его положением в качестве единственного Творца и Путеводителя и Его полновластием. Именно поэтому Аллах Всевышний назавал тех, за кем следуют люди в том, что не было ниспослано Аллахом Всевышним, госродами их последователей, и Аллах Всевышний сказал:
"Они взяли своих книжников и монахов за господ себе помимо Аллаха, и Мессию, сына Марйам. А им было повелено поклоняться только единому Богу, помимо которого нет божества. Хвала Ему, превыше Он того, что они Ему придают в соучасники!"(Покаяние, 31).
Аллах Всевышний назвал их "господами" потому, что люди признали за ними право устанавливать законы наряду с Аллахом Всевышним. Что же касается их последователей, то Он назвал их "поклоняющимися, так эти люди стали поступать в угоду им и покорились им, пойдя наперекор установлениям Аллаха Всевышнего, слава Ему".
(Собрание фетв шейха Аль-Асимейна, 1/33).
Подверждением этой мысли могут служить многие аяты Корана и хадисы, в которых говорится о том, что судьей является Аллах, что решение принадлежит одному лишь Всевышнему, слава Ему, и что все, имеюшее отношение к установлению законов,связано только с Аллахом, что же касается мусульман, то каждый из них должен быть убежден в этом, он должен верить в это и действовать так, чтобы применять это на практике самому и способствовать осуществлению этого в своей общине.
Приведем ряд аятов, указывающих на то, что право решать принадлежит одному лишь Аллаху и никто не может быть Его соучастником в этом. Так, например, Аллах Всевышний сказал:
"...и никого Он не делает соучастником Своего решения".(Пещера, 25).
Аллах Всевышний также сказал:
"Решение принадлежит только Аллаху. Он повелел, чтобы вы поклонялись только Ему".(Йусуф, 40).
Аллах Всевышний также сказал:
"Решение принадлежит только Аллаху: Он следует за истиной, Он - лучший из решающих!"(Скот, 57).
Аллах Всевышний также сказал:
" Власть принадлежит только Аллаху: на Него я положился.."(Йусуф, 67).
Аллах Всевышний также сказал:
"А то, в чем вы разошлись, - решение этого принадлежит Аллаху".(Совет, 8).
Аллах Всевышний также сказал:
"Это для вас за то, что, когда призывали Аллаха единого, вы не верили, а если придавали Ему сотоварищей, верили. Решение же принадлежит Аллаху Высокому, Великому".(Верующий, 12).
Аллах Всевышний также сказал:
"Все погибает, кроме Его лика. У Него решение, и к Нему вы будете возвращены!»(Рассказ, 88).
Аллах Всевышний также сказал:
"Ему хвала и в первой жизни и в последней, Ему принадлежит решение, и к Нему вы вернетесь".(Там же, 70).
Аллах Всевышний также сказал:
"Неужели суда времен неведения они хотят? Кто же лучше Аллаха как судья для народа, обладающего уверенностью?"(Трапезв, 55).
Аллах Всевышний также сказал:
"О да, у Него власть, и Он - самый быстрый из производящих расчет!"(Скот, 62).
Аллах Всевышний также сказал:
"Аллах вершит суд, и никто не в состоянии задержать Его суд..."(Гром, 41).
Эти аяты являются неоспоримым свидетельством того, что решение принадлежит одному лишь Аллаху, и не может быть Его соучастником в этом ни приближенный ангел, ни пророк, ни посланник, не говоря уже об отдельном человеке или группе лип из числа обычных людей.
Эти многочисленные аяты и заключенный в них смысл воплощают собой часть вероучения мусульман, касающегося их Господа Аллаха, и им следует твердо придерживается подобных убеждений. Точно также мусульмане должны быть убеждены в том, что Аллаху принадлежит творение и что Он дает средства к существованию, оживляет и умерщвляет. И они должны быть убеждены также и в том, что лишь Аллах может повелевать и запрещать, принимать решения и устанавливать законы. Именно поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обратился к многобожникам со словами порицания, сказав им:
"Разве я пожелаю судьей кого-либо, кроме Аллаха? Ведь Он - тот, который ниспослал вам книгу, ясно изложенную..."(Скот, 114).
Что же касается подлинной сунны пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то в ней содержатся те же указания, что и в аятах Корана, указывающих на то, что Аллах является Судьей и что право решать принадлежит только Ему. Так, например, Шурайх бин Хани передал рассказ своего отца Хани, да будет доволен им Аллах, о том, что когда он со своими товарищами прибыл к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, то своими ушами слышал то, что он говорил. Что же касается Хани, то они называли его Абу-ль-Хакам /что означает "отец судьи"/, и когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, услышал это, он подозвал его к себе и сказал ему:
"Поистине, судьей является только Аллах, и решает имеет право только Он, так почему же тебя называют Абу-ль-Хакамом?" (Этот хадис приводят Ан-Насаи и Абу Дауд).
И Хани рассказал ему о причине этого, после чего посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, назвал его по имени его старшего сына Шурайха и сказал ему: "Ты - Абу Шурайх". Таким образом, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, объявил недействительной кунью
(Кунья - почетное прозвище).
"Абу-ль-Хакам" по той причине, что Судьей является Аллах и решать имеет право только Он.
В своих комментариях к этому хадису Ибн аль-Асир пишет:
"Поистине, он, да благословит его Аллах и да приветствует, не пожелал для него этого, чтобы не получилось так, будто он обладает одним из атрибутов Аллаха".
(Язык арабов, 2/952).
А в своих мольбах, обращавшихся им к Аллаху перед началом ночной молитвы, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил:"... и к Тебе я обратился на суд",
(Этот хадис приводит Бухари).
и в "Языке арабов" Ибн аль-Асир также пишет: "Это значит: я обратился за решением к Тебе, ибо лишь Ты имеешь право решать".
(Язык арабов, 2/952).
Приведенные примеры из Корана и сунны и многое им подобное является неоспоримым свидетельством того, что только Аллах Всеблагой и Всевышний имеет право судить и что один лишь Он имеет право принимать решения, и никто не может быть Его соучастником в этом. И эти примеры свидетельствуют также и о том, что это относится к вероучению мусульман об Аллахе, как об их Господе, и является его неотъемлемой частью. Кроме того, это можно постичь и интуитивно, ведь только Он дает людям средства к существованию, оживляет, умерщвляет и обладает полнотой власти, и никто не может быть Его соучастником в этом, поэтому ясно, что лишь тот, кто занимает подобное положение, имеет право принимать решения, а никто иной соучастником его в этом быть не может.
Но если слова о том, что Аллах является Судьей и что право решать принадлежит только Ему являются частью воззрений мусульман относительно Аллаха, как их Господа, то, с другой стороны, это означает, что мусульманин не признает этого права ни за кем, кроме Аллаха Всеблагого и Всевышнего, не говоря уже о том, чтобы претендовать на такое право самому или добиваться его для кого-то иного.
Кроме того, из вышесказанного ясно, что всякий из претендующих на право судить или принимать решения (в условиях демократии единственным судьей, который имеет право решать объявляется народ или нация, что является характерной особенностью всех таких режимов. См. написанную нами книгу "Истинная суть демократии"), по сути дела претендует на соучастие в этом с Аллахом Всеблагим и Всевышним, независимо от того, касается ли это отдельного человека, группы людей, организации, Палаты представителей или Народного собрания. Одноко ни для кого из тех, кто знает об истинной сути религии Ислама, не является тайной, что подобны претензии свидетельствуют о явном неверии в Аллаха, Господа миров.
Из всего вышеизложенного также ясно, что люди, подтверждают правомочность подобных претензий за кем-либо, кроме Аллаха Всеблагого и Всевышнего, тем самым приравнивают к Аллаху других, в то время как Аллах намного выше этого. Очевидно также и то, что подобное свидетельствует о большом и явном неверии, мы же прибегаем к Аллаху ото всякого зла.
ГЛАВА,
в которой разъясняется смысл понятия решения,