Отрицание Верующими Неверных Проходит Несколько Этапов

Первый: Приглашение (да’уа) в Ислам

Всевышний сказал:

«Скажи тем, кому было даровано Писание, а также необразованным людям (язычникам): "Подчинили ли вы себя (Аллаху в Исламе)?" Если они сделают так, то последуют прямым путем» (Аль-Имран, 3:20).

И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Му’азу, когда отправлял его в Йемен: "Поистине, ты отправляешься к народу из Людей Писания (Ахль Уль-Китаб). Так пусть первым, к чему ты их призовешь, будет свидетельство (шахада) ‘Ля иляха иль-Аллах’...".

Ввиду всеобщности его, да благословит его Аллах и приветствует, послания, о чем я упоминал в главе "Строгое Следование", творения были разделены посредством его Да’уа на верующих и неверных. В результате этого, как было передано в хадисе: "...и Мухаммад – разделяющий людей". После да’уа связи между верующими и неверными принимают другие формы. И они следующие:

Второй: Отречение от неверных: живых или мертвых

Отречение (бара’а) от живых неверных осуществляется через открытое проявление вражды и ненависти по отношению к ним и их неверию, не следуя их желаниям или их идеологиям и удаляя себя от них и не смешивая себя с ними. И об этом будет сказано более подробно.

Что касается отречения от них после их смерти, то это проявляется в том, что человек не просит прощения для них, так как Всевышний сказал:

«Пророку и верующим не подобает просить прощения для многобожников, даже если они являются родственниками, после того, как им стало ясно, что они будут обитателями Огня» (Ат-Тоуба, 9:113).

Отречение от них проявляется в отказе хоронить их вместе с мусульманами. Это также проявляется в недопущении оставления наследства и получения наследства, так как он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Мусульманин не наследует от неверного, а неверный не наследует от мусульманина".

Всевышний сказал:

«Прекрасным примером для вас был Ибрахим и те, кто был с ним. Они сказали своему народу: "Мы непричастны к вам и тем, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха. Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в Одного Аллаха"» (Аль-Мумтахина, 60:4).

Всевышний также сказал:

«Затем Мы внушили тебе: "Исповедуй религию Ибрахима, ханифа"» (Ан-Нахль, 16:123).

Таким образом, родство не препятствует отречению: "...они сказали своему народу..." Шейх Хамад Ибн ‘Атикъ Ан-Наджди, да помилует его Аллах, сказал: «Здесь, в Его высказывании "Мы непричастны к вам и тем, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха" есть прекрасный смысл, который заключается в том, что Всевышний Аллах упомянул отречение от многобожников, которые поклоняются другим вместо Аллаха, перед отречением от идолов, которым поклоняются вместо Аллаха. Потому что первое важнее второго. Потому что, если он отрекается от идолов, но не отрекается от тех, кто им поклоняется, он не выполнет свою обязанность. В то время как, если он отрекается от многобожников, это неизбежно влечет за собой отречение от их божеств. И аналогично этому Его высказывание: "Я удаляюсь от вас и от тех, к кому вы взываете помимо Аллаха, и я взываю к моему Господу. Я надеюсь, что не буду лишен благословения в моих мольбах к моему Господу". Он упомянул удаление от них перед удалением от того, чему они поклоняются помимо Аллаха. И аналогично этому Его высказывание: "Когда он удалился от них и от того, чему они поклонялись помимо Аллаха...". И Его высказывание: "Когда вы удалились от них и от того, чему они поклоняются помимо Аллаха...". Этот смысл рассчитан на тебя, так как он открывает для тебя дверь к обладанию враждой и ненавистью к врагам Аллаха. Сколько же людей не впадают в ширк, тем не менее, не испытывают враждебность по отношению к его людям? Но он не может быть мусульманином с этим, потому что он оставил религию всех Посланников».

Затем он сказал: «"...мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и ненависть навеки, пока вы не уверуете в Одного Аллаха". Его высказывание: "...установились..."; другими словами, это стало ясным и очевидным. И поразмысли над предшествованием вражды ненависти, так как первое важнее второго. Это потому, что человек может ненавидеть многобожников, но не воспринимать их как врагов, и тогда он не выполнит свою обязанность, пока вражда и ненависть не проявятся в нем. Также требование заключается в том, что вражда и ненависть должны быть ясно и открыто показаны. И знай, что даже если ненависть привязана к сердцу, она не принесет пользы, пока ее результаты не будут проявлены, а ее признаки не станут очевидными, и этого не достичь, пока она не будет сопровождаться враждой и отделением. Тогда вражда и ненависть будут ясны и очевидны. Но если есть привязанность (приверженность) и стремление, то это указывает на отсутствие ненависти, поэтому тебе следует поразмыслить над этим вопросом, так как он прояснит для тебя много неясностей».

Осмысли эти слова, затем посмотри на состояние мусульман, которые не видят разницы между истиной и ложью в наше время. Ты увидишь одного из них, утверждающего, что он мусульманин, а затем призывающего к принципам неверных, таким как социализм, демократия и национализм. Он не отрекся ни от них, ни от их людей. И ты увидишь одного из них, являющегося членом политических партий, призывающего к этому неверию без всякого стыда. Всевышний сказал:

«Если бы они уверовали в Аллаха, Пророка и то, что было ниспослано ему, то не стали бы брать их (неверных) себе в защитники и помощники (аулия). Но многие из них являются нечестивцами (фасикъун)» (Аль-Ма’ида, 5:81).

И я уже указывал на обязанность различия и отделения в главе "Принципы Строгого Следования Книге и Сунне".

Третий: Удаление и переселение

После Да’уа, затем отречения от неверных, обязанностью является удаление от них и их неверия, и переселение с их земли, если это возможно. И правила переселения будут описаны в Разделе 11. Всевышний сказал:

«Когда вы удалились от них и от того, чему они поклоняются помимо Аллаха» (Аль-Ках’ф, 18:16).

Всевышний также сказал:

«Я удаляюсь от вас и от того, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха, и я взываю к моему Господу» (Марйам, 19:48).

И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Я не причастен к каждому мусульманину, который проживает за спинами многобожников".

Четвертый: Джихад на Пути Аллаха

Это применяется к тем, кто упрям и отказывается принимать приглашение (да’уа) в Ислам. Всевышний сказал:

«...тогда убивайте многобожников где бы вы их не обнаружили...» (Ат-Тоуба, 9:5).

И Всевышний Аллах сказал Своему Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Я отправил тебя только для того, чтобы испытать тебя и испытать (остальных) тобой...» до Его слов: «...изгони их, как они изгнали тебя и сражайся с ними и Мы будем Сражаться с тобой. И расходуй (на джихад), и Мы будем расходовать на тебя. И пошли армию, и Мы пошлем пять таких. И сражайся рядом с теми, кто покорился тебе против тех, кто не покорился тебе".

И в соответствии с этим, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха и что Мухаммад – Посланник Аллаха, и будут совершать молитву и платить закят. Затем, если они сделают это, они защитят от меня свою кровь и свое имущество, кроме как по праву Ислама, и их расчет у Всевышнего Аллаха".

И тот факт, что ему, да благословит его Аллах и приветствует, было приказано сражаться со всеми людьми, был следствием того, что он был послан ко всем творениям, как мы указывали ранее.

И Всевышний Аллах взял на Себя обязательство истребления неверующих в Него и Его Посланников со времен Нуха до Мусы (да будет над ними мир). Затем Он, хвала Ему, узаконил Джихад в шариате Мусы после спасения Детей Израилевых и уничтожения Фараона, как Он, Всевышний, сказал:

«О мой народ! Ступите на священную землю...»

До Его, Всевышнего, слов:

«Так ступай и сражайся вместе со своим Господом...» (Аль-Ма’ида, 5:21-24).

Это было началом законодательного утверждения сражения на Пути Всевышнего Аллаха. И Он, Всевышний, сказал:

«Погубив первые поколения, Мы даровали Мусе Писание...» (Аль-Къасас, 28:43).

Ибн Кассир сказал: «Высказывание Всевышнего: "...погубив первые поколения..." означает, что после ниспослания Таурата, Он не наказывал никакой народ чем-то общим. Он предоставил верующим сражаться с врагами Аллаха из числа многобожников, как Он, Всевышний, сказал: "И Фир’аун, и его предшественники и опрокинутые селения (селения народа Лута) совершали грехи. Они ослушались Посланника своего Господа, и Он покарал их суровой карой"». Аль-Къуртуби сказал: «Высказывание Всевышнего: "...таково Его обещание и обязательство в Таурате, Инджиле и Къур’ане", является сообщением от Всевышнего Аллаха, что это существовало в этих Книгах и, что зарождение джихада и противодействия врагам началось со времени Мусы (да будет над ним мир)».

И джихад может быть жизнью или имуществом или языком, как он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Делайте джихад против многобожников своим имуществом и своими жизнями...".

Также, джихад может быть против врага в его собственной стране: "Джихад Ат-Таляб" или отражение его агрессии против мусульман: "Джихад Ад-Дафа’". И джихад бывает Фард ‘Айн или Фард Кифайа, как это будет показано в следующих разделах.

И джихад всегда сопровождается разделением рядов мусульман на правдивых верующих и предающих и дрожащих лицемеров. Всевышний сказал:

«То, что постигло вас в тот день, когда встретились две армии (при Ухуде), произошло с дозволения Аллаха для того, чтобы Он узнал верующих и узнал лицемеров»

До Его, Всевышнего, слов:

«Аллах не оставит верующих в том положении, в котором вы находитесь, пока не отличит скверного от благого» (Аль-‘Имран, 3:166-179).

Это закон, который не будет опровергнут. Шейх Уль-Ислам Ибн Теймийа упомянул, что когда татаро-монгольский враг направился к Стране Аш-Шама, ряды разделились подобным образом. Он упоминал это во многих местах. Поэтому каждый должен обратить внимание на этот закон, так как мусульмане должны остерегаться этих лицемеров исходя из этого разделения. Как Он, Всевышний, сказал:

«Они являются врагами – остерегайся же их» (Аль-Мунафикъун, 63:4).

На основании этого, им нельзя позволить нанести вред рядам мусульман. Всевышний сказал:

«Если бы они выступили в поход вместе с вами, то не прибавили бы вам ничего, кроме беспорядка, торопливо ходили бы между вами и сеяли бы между вами смуту. Среди вас найдутся такие, которые станут прислушиваться к ним» (Ат-Тоуба, 9:47).

Раздел 6: Джихад Бывает Двух Видов: "Джихад Ат-Таляб" и "Джихад Ад-Дафа’"

"Джихад Ат-Таляб" – когда ты ищешь врага и сражаешься с ним в его стране. А "Джихад Ад-Дафа" – сражение против врага, который инициировал сражение с мусульманами.

Доказательство "Джихада Ат-Таляб":

Высказывание Всевышнего Аллаха:

«...тогда убивайте многобожников, где бы вы их не обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду. Если же они раскаются и станут совершать молитву и выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный» (Ат-Тоуба, 9:5).

Всевышний также сказал:

«Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний День, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут добровольно платить дань (джизью), чувствуя себя униженными» (Ат-Тоуба, 9:29).

Таким образом, Аль-Хаккъ (Аллах), Величественный и Всевышний, приказал выступать и сражаться с ними, искать и осаждать их. И эти аяты из самых ясных, из числа последних, которые были ниспосланы (относительно джихада). И они не были отменены. И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники вместе с ним, и те, кто были после них, следовали им, пока Всевышний Аллах ни открыл Восток и Запад Земли для них.

И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет никого, достойного поклонения, кроме Аллаха и что Мухаммад – Посланник Аллаха, и пока не начнут совершать молитву и платить закят. Тогда, если они сделают это, они защитят от меня свою кровь и свое имущество, кроме как по праву Ислама, и их расчет у Всевышнего Аллаха".

И в хадисе Бурайды, который был рассказан Муслимом, говорится, «Что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда назначал Амира над армией или отрядом, советовал ему с глазу на глаз, бояться Аллаха и мягко обращаться с мусульманами, сопровождающими его. Затем он сказал: "Сражайся во Имя Аллаха. Воюй с теми, кто не верует в Аллаха. Сражайся, но не присваивай (военную добычу), не предавай и не наноси им увечья. И не убивай ребенка. А когда ты встретишь своего врага из многобожников, то призови его к трем вещам"». И эти тексты ясные и очевидные относительно выступления для сражения с врагом, при наступлении на него в его стране. И это Джихад Ат-Таляб.

Что касается Джихада Ад-Дафа’, то доказательства для него следующие:

Высказывание Всевышнего:

«О те, которые уверовали! Когда вы встретитесь с неверующими на поле битвы, то не поворачивайтесь к ним спиной» (Аль-Анфаль, 8:15).

И высказывание Всевышнего Аллаха:

«И сражайтесь на Пути Аллаха с теми, кто сражается против вас...» (Аль-Бакъара, 2:190).

И высказывание Всевышнего Аллаха:

«Если кто покусился на вас, то и вы покуситесь на него, подобно тому, как он покусился на вас» (Аль-Бакъара, 2:194).

Таким образом, здесь, сражение предназначено для того, чтобы отразить покушение врага, который начал сражение.

Шейх Уль-Ислам Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал: "Что касается оборонительного джихада, то это наиболее необходимый и неотложный способ отражения захватчика от святынь и религии. И это является обязательным в соответствии с согласием (иджма’). Нет ничего более обязательного после веры, чем отражение захватчика, который разрушает религию и мирское благополучие. Для этой обязанности нет условий; он должен быть отражен при использовании всех доступных средств".

Из пройденного ты понимаешь, что тот, кто отвергает то, что Джихад Ат-Таляб является частью Ислама, наподобие тех, которые говорят, что Ислам не сражается кроме как для обороны или отражения покушения, то он является тем, кто отвергает вышеупомянутые аяты и хадисы и аналогичные им. Всевышний сказал:

«...и только неверующие отвергают Наши Аяты...» (Аль-‘Анкабут, 29:47).

Тот же, кто поступает несправедливо, ложно толкуя то, что дошло до нас от наших Праведных Предков (Ас-Саляф Ас-Салих) о Джихаде Ат-Таляб и говорит, что это было для отражения покушения, то он заблудился далеко, если он не был несведущим в этих текстах и понимал их, отказался от них и поступил несправедливо в отношении их (правильного) смысла.

Заблуждение:

Некоторые используют как доказательство для того, чтобы отвергнуть Джихад Ат-Таляб, слова Всевышнего:

«Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру...» (Аль-Анфаль, 8:61).

Они говорят, пока неверные находятся в состоянии мира с мусульманами, то тогда нет Джихада. Они используют как доказательство, высказывание Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Не желайте встречи со своим врагом...".

Это состояние тех, кто верит в одну часть Книги и не верит в другую; тех, кто использует как доказательство одно доказательство по вопросу, не принимая во внимание остальные доказательства, как я упоминал об этом в четвертом принципе в главе "Правила Строго Следования Книге и Сунне". И ответ на это сомнение состоит из нескольких пунктов:

Первый: Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, лучшие люди этого народа, да будет доволен ими Аллах, не рассматривали эти тексты в том смысле, в котором их понимают те, подразумевая отказ от Джихада Ат-Таляб, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сражался с Арабами, а затем выступил, чтобы сразиться с Римлянами при Табуке. И он, да благословит его Аллах и приветствует, сражался в девятнадцати сражениях. И он лично принимал участие в сражении в восьми из них. Что касается делегаций и отрядов, которые он отправлял, но не выступал сам, то их насчитывается тридцать шесть в изложении Ибн Ис’хакъа, а другие упоминают даже больше, чем это. Затем сподвижники воевали после него, да благословит его Аллах и приветствует, с Персами, Римлянами, Турками, Коптами, Берберами и другими из того, что известно. Поэтому тому, кто использует эти тексты как доказательство для того, чтобы лишить законной силы Джихад Ат-Таляб, мы говорим:

«То, что ты понимаешь в этом вопросе, то ли это, что понимали Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники, или нет?» Если он скажет, что они не понимали это, мы скажем ему: «Ты понял то, что они не поняли, следовательно, ты взял себе неправильное руководство, и то, что ты понял, не из нашей религии». Это потому, что религия была завершена в течение его, да благословит его Аллах и приветствует, жизни. Всевышний сказал:

«Сегодня Я усовершенствовал (завершил) вашу религию для вас...» (Аль-Ма’ида, 5:3).

«И это твое понимание не имеет опоры и отвергается: "Тот, кто совершает действие, которое не соответствует нашему делу, то оно будет отвергнуто". И этим ложным пониманием ты оставил руководство Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и дорогу его сподвижников». Всевышний сказал:

«А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия» (Ан-Ниса’, 4:115).

Но если он скажет, что они понимали то же самое, что он понимает, мы скажем ему: "Их история состояла из того, что противоречит этому пониманию. Таким образом, или это истина и они выступали против нее – и никто не скажет подобного, кроме зиндикъа – или это ложь и заблуждение, и, следовательно, это не было ни их пониманием, ни их действием".

Второй:Что касается слов Аллаха:

«Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру...» (Аль-Анфаль, 8:61),

то, высказывания предшественников (салаф) относительно этого будут приведены в десятом разделе.

Третий: Что касается высказывания Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Не желайте встречи с врагом...", то его привел Аль-Бухари от ‘Абдуллаха Ибн Аби Ауфа: «В один из дней, когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стоял обращенным туда, и ждал, пока опустится солнце. Затем он встал перед людьми, чтобы обратиться к ним и сказал: "О люди, не желайте встречи с врагом и просите Аллаха о прощении. А если вы столкнетесь с ним, то проявляйте терпение и знайте, что Рай находится под тенью сабель". Затем он сказал: "О Аллах, Ниспославший Книгу и Распределяющий облака, Разбивший союзные племена, разбей их и даруй нам победу над ними"». Из текста этого хадиса ясно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал это во время одной из своих битв, согласно его словам: "В один из дней, когда....стоял, обратившись туда..." Другими словами: "к врагу", как передал Муслим. И его словам: "А если вы столкнетесь с ними, то проявляйте терпение...", а также его словам: "...разбей их и даруй нам победу над ними". Так, как же этот хадис может использоваться как доказательство для оставления джихада, в то время как он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал это единственно во время сражения? Кроме того, хадис содержит побуждение (его сподвижников) к сражению с врагом. И это в его словах: "...и знайте, что Рай находится под тенью сабель". И известно, что воин не будет под тенью сабель, кроме как во время боя против врага, когда оба они сталкиваются с занесенными мечами.

Тот факт, что он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал это, направляясь к сражению, и тот факт, что он побуждал (своих сподвижников) к сражению в том же самом хадисе, указывает на то, что запрет на желание встречи с врагом высказан не в абсолютном значении, а был сделан в конкретном смысле. И это предостережение от удовлетворенности и самонадеянности на свои силы. На это указал Ибн Хаджар в своем толковании к этому хадису. Он сказал: «Он лишь запретил желание встречи с врагом, происходящее из состояния самодовольства и веры в себя, уверенности в своих силах и недооценки врага. Все это противоречит осмотрительности и обладанию решимостью. И было сказано: "Этот запрет имеет силу, когда существуют сомнения относительно выгод или возможности вреда. В ином случае, сражение является благим делом и послушанием"». Ан-Науауи высказал аналогичное суждение. Указанием на то, что запрет на желание встречи с врагом не является абсолютным, является желание Анаса Ибн Ан-Надра, да будет доволен им Аллах, встретиться с врагом, высказанное им в присутствии Посланника Аллах, да благословит его Аллах и приветствует, но, тем не менее, он не высказал ему свое возражение этому. Это было передано Аль-Бухари и Муслимом от Анаса Ибн Малика, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Мой дядя, Анас Ибн Ан-Надр, да будет доволен им Аллах, отсутствовал в сражении в День Бадра, поэтому он сказал: "О Посланник Аллаха, я отсутствовал в первом сражении, где ты сражался с многобожниками. Если Аллах позволит мне принять участие в (следующем) сражении против многобожников, то Аллах увидит, что я сделаю". Потом, в День Ухуда, когда мусульмане были подвергнуты удару, он сказал: "О Аллах, я прощу у Тебя прощения за то, что сделали те..." – иначе говоря, его товарищи – "...и я непричастен к тому, что сделали эти..." – иначе говоря, многобожники. Затем он выдвинулся вперед и встретил Са’да Ибн Му’аза. Он сказал ему: "О Са’д Ибн Му’аз, клянусь Господом Ан-Надра, я ощущаю благоухание Рая со стороны Ухуда!" Са’д сказал: "Я не смог тогда, О Посланник Аллаха, сделать то, что сделал он"». Анас сказал: «Позже мы нашли его и на нем было более восьмидесяти ран от копий или стрел, и мы обнаружили, что он был убит и многобожники изувечили его. Поэтому никто не смог опознать его, кроме его сестры, которая узнала его по кончикам пальцев». Анас сказал: «Мы думали – или предполагали – что этот аят был ниспослан о нем и подобных ему: "Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом. Среди них есть такие, которые уже выполнили свои обязательства"». Этот великий сподвижник пожелал встречи с врагом и был правдив в этом по отношению к Аллаху. И в этом, ты можешь видеть, что запрет на желание встречи с врагом относится к удовлетворенности и гордости, и оба эти качества достойны порицания. В этом ты видишь ложность этого сомнения, которое некоторые отклонившиеся используют как основу для отказа от джихада ат-таляб, который Всевышний Аллах сделал средством для достижения господства религии. Он, Всевышний, сказал:

«Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение (фитна) и пока религия (поклонение) не будет полностью посвящена Аллаху» (Аль-Анфаль, 8:39).

Всевышний также сказал:

«...чтобы превознести ее над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам» (Ат-Тоуба, 9:33 и Ас-Сафф, 61:9).

Всевышний также сказал:

«...пока они не станут добровольно платить джизью, чувствуя себя униженными» (Ат-Тоуба, 9:29).

Ибн Аль-Къайим, да помилует его Аллах, сказал: «Смысл джихада только в том, чтобы Слово Аллаха было превыше всего, и чтобы религия вся была посвящена Аллаху». И он сказал: «Возвышение религии включает унижение неверия и его людей, подчинение их, обложение джизьей его лидеров и порабощение их шей, потому что это из религии Аллаха. И ничто не противоречит этому, кроме оставления неверных в их состоянии силы и установления их религии так, как они хотят, чтобы у них была власть и (преобладающее) слово".

И нет противоречия между тем, что было сказано и словами Всевышнего:

«Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения» (Аль-Бакъара, 2:256).

(Это) потому что сражение обязательно, для того, чтобы Слово Аллаха было превыше всего. И это не произойдет, пока мусульмане не нанесут поражение своим врагам и не вознесут законы Ислама над завоеванными странами. Что касается людей в этих странах, то если кто примет Ислам, то это будет прекрасно, а тех, кто будет упорствовать на своем неверии, их не следует принуждать. Он может остаться в своем неверии, но под властью мусульман. Отрицание принуждения в этом аяте Аль-Бакъары: "Нет принуждения в религии", относится к принуждению в вере. Что касается утвержденного принуждения в аяте из суры Ат-Тоуба: "...чтобы превознести ее над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам", то это их принуждение из-за превосходства закона Ислама над ними, в то время как они остаются в своей религии.

Принятие джизьи от Людей Писания (Ахль Уль-Китаб) и тех, кто принимает их власть, утверждено в шариате: "...пока они не станут собственноручно платить джизью..." И их не принуждают в отношении Ислама. Что касается поклоняющихся идолам, относительно принятия джизьи у них существуют расхождения во мнениях. Просмотрите толкование: "Нет принуждения в религии" в "Тафсире Ибн Кассира".

Мусульманин должен знать, что вера в то, что Джихад Ат-Таляб является обязанностью мусульман, приводит к конфликту с современным международным правом, которое запрещает агрессию стран против друг друга и запрещает захват чужих земель – право, которое могущественные из них, внедряющие его, не принимают во внимание (отвергают) в отношение себя – и Всевышний Аллах сказал:

«Не бойтесь же людей, а бойтесь Меня...» (Аль-Ма’ида, 5:44).

Всевышний также сказал:

«Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему (Его религии)» (Аль-Хаддж, 22:40).

И все эти постановления обуславливают обладание силой и способностью. Когда же есть неспособность, существует обязательность добиваться способности, для того, чтобы исполнить эти обязанности. Всевышний сказал:

«Приготовьте против них сколько можете силы и боевых коней, чтобы устрашить врага Аллаха и вашего врага, а также тех, которых вы не знаете, но которых знает Аллах. Чтобы вы ни израсходовали на Пути Аллаха, вам будет возвращено сполна, и с вами не поступят несправедливо» (Аль-Анфаль, 8:60).

Раздел 7: Джихад Бывает Фард Кифайа и Он Устанавливается (становится обязательным) Периодически

Ибн Къудама сказал: "Смысл Фарда Кифайа в том, что когда количества не достаточно для того, чтобы выполнить что-то, то тогда все люди в грехе. Если же достаточное количество устанавливает это, то оно отпадает от остальных. И обращение первоначально включает всех, как в случае Фарда ‘Айн. Далее они отличаются в том, что Фард Кифайа отпадает благодаря тем людям, которые устанавливают это, в то время как Фард ‘Айн не отпадает ни от кого действиями других, помимо него".

Затем он сказал в доказательство того, что Джихад бывает Фард Кифайа: "У нас есть высказывание Всевышнего Аллаха: «Те из верующих, которые отсиживаются, не испытывая тягот, кроме тех, кто лишен возможности, не равны тем, которые сражаются на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Аллах возвысил тех, которые сражаются своим имуществом и своими душами, над теми, которые отсиживаются, на целую степень, но каждому из них Аллах обещал наилучшее (Рай)...». Это указывает на то, что те, кто отсиживаются, не находятся в грехе, поскольку Джихад осуществлялся другими, помимо них. Всевышний Аллах сказал: «Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Из каждой группы следует отправить по отряду, чтобы они могли изучить религию...». И потому что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправлял отряды, в то время как он и остальные сподвижники оставались".

Затем Ибн Къудама сказал: «И Джихад устанавливается в трех ситуациях:

Первая: Когда встречаются две группы и обе стороны сталкиваются друг с другом. И бегство запрещено для того, кто присутствует, и эта ситуация устанавливается для него вследствие высказывания Всевышнего: «О те, которые уверовали! Когда вы сталкиваетесь с (вражеским) отрядом, то будьте стойки против них и многократно поминайте Аллаха...» - до Его слов: «...и будьте терпеливы, ибо Аллах – с терпеливыми (ас-сабирин)». И Его, Всевышнего, высказывания: «О те, которые уверовали! Когда вы встретитесь с неверующими на поле битвы, то не поворачивайтесь к ним спиной. А те, которые в такой день повернутся спиной к неверующим, кроме тех, кто делает это из приемов войны или для отхода к (своему) отряду, навлекут на себя гнев Аллаха...».

Вторая: Если неверные войдут в страну, то он устанавливается (становится обязательным) для ее людей, чтобы они сражались с ними и отразили их.

Третья: Если руководитель (Имам) призывает людей, то они обязаны выступить вместе с ним, в соответствии с высказыванием Всевышнего Аллаха: «О те, которые уверовали! Почему, когда вас призывают выступить в поход на Пути Аллаха (т.е., на джихад), вы тяжело припадаете к земле?», а также аят, который следует за этим. А Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Если вас призвали, выступайте". – Хадис согласован (то есть, приведен как у Аль-Бухари, так и у Муслима)».

И доказательство для второй ситуации подходит также для первой ситуации: «...Когда вы сталкиваетесь с (вражеским) отрядом, то будьте стойки против них...» И: «...Когда вы встретитесь с неверующими на поле битвы, то не поворачивайтесь к ним спиной...», потому что наступление неверных на страну мусульман подобно встрече двух выступивших в поход групп и противостоянию обоих рядов.

И перечень условий для обязанности джихада был описан во второй главе этой книги. И их девять в отношение Фарда Кифайа: "Ислам, совершеннолетие, разум, свобода, мужской пол, физическая пригодность, материальная возможность, разрешение родителей и разрешение кредитора".

Что касается Фарда ‘Айн, то это только первые пять.

Также, я упоминал во второй главе (обоснованные) оправдания, основанные на шариате, которые позволяют оставить джихад, также как и оправдания, не основанные на шариате (и, соответственно, неприемлемые).

Раздел 8: Военная Подготовка Обязательна Для Каждого Мусульманина

Подробно это было описано во второй главе этой книги. Смысл того, что она является обязательной для каждого мусульманина – кроме тех, у кого есть оправдания, основанные на шариате – в том, что Джихад может быть Фардом ‘Айн в ситуациях, которые я упоминал ранее. И Джихад не будет осуществлен, в частности с успешным применением оружия, без обучения ему. И всегда, когда обязанность не может быть выполнена без чего-либо, то эта вещь становится обязательной (чтобы обеспечить возможность выполнения основной обязанности). А так же, потому что обучение является частью обязанности быть готовым в высказывании Всевышнего:

«Приготовьте против них сколько можете силы...» (Аль-Анфаль, 8:60).

И Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, объяснил фразу: "...силы..." в следующем высказывании: "Воистину, сила – это стрельба", повторив это три раза. И не является достаточным для человека обучиться однажды в течение своей жизни, а затем оставить это. Он обязан продолжать обучение, чтобы он мог поддерживать сохранность своих военных навыков. Это продолжение взято из его, да благословит его Аллах и приветствует, высказывания: "Кто обучился стрельбе, а затем оставил это, он не из нас". Этот хадис проясняет обязанность быть постоянно готовым к Джихаду. К этому же вопросу относится высказывание Всевышнего Аллаха:

«Неверующим хотелось бы, чтобы вы беспечно отнеслись к своему оружию и своим вещам, дабы они могли напасть на вас всего один раз...» (Ан-Ниса’, 4:102).

Здесь нужно указать на то, что обучение не является условием для Джихада (от которой он зависит), особенно если враг вошел в страну мусульман и сражение против него (вторгшегося врага) устанавливается для них (т.е., для мусульман, находящихся в этой стране). Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал: "Что касается оборонительного джихада, то это наиболее необходимый и неотложный способ отражения захватчика от святынь и религии. И это является обязательным в соответствии с согласием (иджма’). Нет ничего более обязательного после веры, чем отражение захватчика, который разрушает религию и мирское благополучие. Для этой обязанности нет условий; он должен быть отражен при использовании всех доступных средств". Иначе говоря, Джихад становится обязательным для каждого мусульманина, у которого нет обоснованных оправданий, вытекающих из шариата, для неучастия в сражении с врагом – даже если он не обучен – учитывая то, что он не должен использовать какое-либо оружие или другое военное средство, с которым он не умеет обращаться, чтобы он не навредил себе или своим братьям. Последнее связано с высказыванием Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Без причинения вреда и без (ответного) вреда". И каждый мусульманин обязан придерживаться той обязанности в джихаде, которую ему определил его Амир, согласно его способностям.

Раздел 9: Мусульманская Нация Является Нацией Муджахидов, Поэтому Она Должна Проводить Свою Политику в Соответствии с Этим Описанием

Из пройденных разделов, ты узнал, что мусульмане несут обязательство за Джихад Ат-Таляб и Джихад Ад-Дафа’, и что Джихад может быть для них Фард Кифайа или Фард ‘Айн. И (узнал) то, что военная подготовка обязательна, и обязательно продолжение обучения ей.

Затем, если мы обратимся к Джихаду Ат-Таляб, который подразумевает нападение на врага в его стране, то большинство ученых придерживаются мнения, что его обязательно выполнять один раз в год. И это наименьшая обязанность и ничто не препятствует ее выполнению, кроме неспособности мусульман или наличия договора с врагом. Другие же считают, что это является обязательным при наличии возможности, без каких-либо количественных указаний.

Доказательство тех, кто считает это обязательным один раз в год – и их большинство – заключается в том, что джизья, которая занимает место джихада, является обязательной для немусульман и тот факт, что она взимается один раз каждый год в соответствии с иджма’. Следовательно, то, чье место она занимает – в данном случае, Аль-Джихада, должно также иметь место один раз в году.

Это правило может быть также выведено из высказывания Всевышнего Аллаха:

«Неужели они не видят, что каждый год они подвергаются испытанию один или два раза? Они не раскаиваются после этого и не поминают назидание» (Ат-Тоуба, 9:126).

Ибн Кассир пересказал в своем Тафсире от Къатады, который сказал: "Они подвергаются испытанию сражением в каждом году, один или два раза". Аль-Къуртуби сказал относительно Джихада Ат-Таляб: "Второй вид обязательного джихада, который также является фардом для руководителя (Имама) – отправление группы для сражения с врагом один раз каждый год. Он выступает с ними лично или он поручает кому-нибудь, кому он доверяет, призвать их к Исламу, нанести им ущерб, предотвратить их вред, господствовать над ними религией Аллаха, пока они или не примут Ислам, или не будут добровольно платить джизью. Из джихада также то, что является добровольным. И это то, что Имам направляет группы за группами и перебрасывает отряды во времена невнимательности и когда возможно. И патрулирование ими в опасных регионах и демонстрация силы". Таким образом, Аль-Къуртуби, подобно большинству, считал обязательным это один раз в год. А то, что больше этого, является добровольным.

Таким образом, если мы посмотрим на эту обязанность, и если мы примем во внимание обязанность подготовки к Джихаду, которая была передана в высказывании Всевышнего:

«Приготовьте против них сколько можете силы...» (Аль-Анфаль, 8:60),

...то мы поймем, что исламская нация является Нацией муджахидов в первую очередь и прежде всего. И для того, чтобы она могла выполнить эти обязательства, она должна проводить внутреннюю и внешнюю политику таким образом, чтобы установить эти обязательства. Поэтому политика образования, инфраструктуры, сельского хозяйства, торговли, расселение населения и все остальное должно планироваться и осуществляться так, чтобы служить Джихаду. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Верующие среди верующих подобны зданию. Каждый из них поддерживает остальных" и переплел свои пальцы. И он, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: "Сходство верующих в отношении взаимной любви, привязанности и общности интересов подобно единому телу; когда какой-нибудь из его членов испытывает боль, все тело заболевает из-за лихорадки и бессонницы".

Раздел 10: Ничто не Может Препятствовать Мусульманам Делать Джихад, за исключением неспособности. И Подготовка Становится Обязательной в Этом Случае

И это по причине высказывания Всевышнего:

«Не проявляйте слабости и не призывайте к миру, когда вы имеете превосходство» (Мухаммад, 47:35).

Пока мусульмане обладают силой и стоят выше своего врага, то нет мира, нет худны и нет договора. Наоборот, есть сражение до тех пор, пока не останется фитны и вся религия не будет посвящена Аллаху. И это потому, что последним, что было ниспослано относительно джихада, было высказывание Всевышнего:

«...тогда убивайте многобожников где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду. Если же они раскаются и станут совершать молитву (ас-салят) и выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный» (Ат-Тоуба, 9:5).

Таким образом, этот аят и аят Джизьи в этой же суре являются приказом к общему сражению и это последнее, что было ниспослано в Къур’ане, и поэтому нет того, что отменяло бы его. Аль-Бухари пересказал от Аль-Бара’, да будет доволен им Аллах, что он сказал: "Последней главой, которая была ниспослана, была Аль-Бара’а (Ат-Тоуба)".

И подобно этому, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его преемники вели сражение с мушриками и Людьми Писания (Ахль Уль-Китаб), как это будет показано в "Разделе 13". И ничто не препятствует этому, за исключением неспособности. И по причине этого, ты видишь, как неверные прилагают все возможные усилия, чтобы помешать мусульманам приобрести оружие, как сказал Всевышний:

«Неверующим хотелось бы, чтобы вы беспечно отнеслись к своему оружию и своим вещам, дабы они могли напасть на вас всего один раз...» (Ан-Ниса’, 4:102).

И я упоминал в этой работе, что если джихаду мешает неспособность, то подготовка является обязательной, в соответствие с аятом: «Приготовьте против них...» И на это также указал Ибн Теймийа, да помилует его Аллах.

Из пройденного, ты узнал, что взаимоотношения между мусульманами и неверными основаны на сражении и исключением из этого является мир в форме ‘худны’ или договор. И это исключение не является искомым в качестве убежища, кроме как вследствие необходимости из-за неспособности или подобного этому. И это из Его, Всевышнего высказывания:

«Не заключайте худну и не призывайте к миру, когда вы имеете превосходство» (Мухаммад, 47:35).

Ибн Къудама сказал: «Значение худны в том, что договор заключается людьми войны об отказе от сражения с возмещением или без возмещения. И это называется "Мухадана", "Мууада’а" и "Му’ахада" и это разрешено доказательством из высказывания Всевышнего: «Аллах и Его Посланник освободили от договоров, которые вы заключили с многобожниками (которые они нарушили)». И Он, хвала Ему, сказал: «Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся». Маруан и Мисуар Ибн Махрама передали, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, заключил договор с Сухайлем Ибн ‘Амром в Худайбийи, чтобы остановить войну на десять лет. И в связи с тем, что в мусульманах могла проявиться слабость, они заключили "Худну" с ними, чтобы мусульмане стали сильнее (за это время). И это не разрешается, кроме чем по причине обстоятельств, в которых находятся мусульмане, когда есть либо слабость относительно сражения с ними, либо они надеются, что они примут Ислам в случае заключения "Худны" с ними, или что они будут платить джизью и будут руководствоваться решениями религии, или в ожидании какого-либо другого блага. Когда это подтверждено, то не позволяется заключать "Худну" в целом без определения временного периода, так как это приведет к полному оставлению джихада». И, как вы видите, Ибн Къудама сказал о "Худне": "И это не разрешается, кроме чем по причине обстоятельств, в которых находятся мусульмане...", другими словами, сообразно ожидаемому благу, как он объяснил.

И автор "Аль-Маджму’" сказал: «Не разрешается заключать "Худну" с районом или областью никому, кроме Имама, или того, кто представляет Имама, так как если бы это мог делать любой человек, то ничто бы не помешало человеку заключать "Худну" с людьми отдельной области, в то время как может быть благо в сражении с ними. И потому это чрезвычайно увеличит ущерб. По этой причине, это не было разрешено никому, кроме Имама или его заместителя. Если Имам отсутствует, то необходимо тщательно изучить этот вопрос. Если в "Худне" нет блага (пользы), то не разрешается заключать ее в соответствии с высказыванием Всемогущего, Величественного: «Не заключайте худну и не призывайте к миру, когда вы имеете превосходство. Аллах – с вами...».

И Ибн Кассир сказал в толковании высказывания Всевышнего: «"Не заключайте худну и не призывайте к миру, когда вы имеете превосходство. Аллах – с вами...": Не заключайте худну... другими словами, не становитесь слабее, чем ваш враг. ...и не призывайте к миру... другими словами, "Мухадана" и "Мусалама", оставляя сражение между вами и неверными, в вашем состоянии силы, с вашим большим количеством и снаряжением. И по этой причине, Он сказал: "Не заключайте худну и не призывайте к миру, когда вы имеет превосходство". Иначе говоря, в положении, когда вы выше вашего врага. Но если неверные обладают силой и большим числом по сравнению со всеми мусульманами, и если мнение Имама заключается в том, что в "Мухадана" и в "Му’ахада" будет благо, то ему разрешено сделать это, как сделал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда неверные из Къурайшитов преградили ему путь в Мекку и пригласили его заключить договор и оставить войну между ними и им на десять лет. Затем он, да благословит его Аллах и приветствует, принял это от них. А высказывание Всевышнего, Велико Его Превосходство: «Аллах – с вами...» - это радостная весть о торжестве и победе над врагом».

И некоторые, в частности приверженцы нововведений, взяли мнение, что взаимоотношения между мусульманами и неверными основаны на мире и, что исключением в этом является сражение, если это становится необходимым. И они используют в качестве доказательства высказывание Всевышнего:

«Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру и уповай на Аллаха» (Аль-Анфаль, 8:61).

Это мнение ведет к полному исчезновению Джихада Ат-Таляб, который подразумевает нападение на врага в его стране. Оно ограничивает Джихад только в рамках Джихада Ад-Дафа’. Мы разъясняли ошибку того, кто говорит это в "Разделе 6".

Что касается аята, который используется как доказательство, то в нем нет никакого доказательства, потому что он содержит в себе позволительность заключения мира с условием, что мусульмане нуждаются в этом. И это условие разъяснено в вышеупомянутом аяте: «Не заключайте худну и не призывайте к миру, когда вы имеете превосходство». Таким образом, аят из суры Аль-Анфаль ограничен рамками одного условия, заключающегося в том, что формирование мира предназначено для пользы мусульман, когда они нуждаются в этом. Что касается аята из суры Мухаммад, то он ограничен другим условием, заключающимся в том, что формирование мира не даст преимуществ мусульманам. То есть, когда у них есть сила, с которой они смогут взять верх над своим врагом, то тогда им не разрешено заключать мир в соответствии с этим аятом. А также, потому что в этом есть смещение от основной цели, заключающееся в господстве религии Ислам над всем остальным, в соответствии с высказыванием Всевышнего:

«Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение (фитна) и пока религия (поклонение) не будет полностью посвящена Аллаху» (Аль-Анфаль, 8:39).

И высказыванием Всевышнего:

«Чтобы превознести ее над всеми остальными религиями, даже если это ненавистно многобожникам» (Ат-Тоуба, 9:33 и Ас-Сафф, 61:9).

Это фундаментальная цель: Господство Ислама через сражение с мушриками, чтобы они или приняли Ислам, вернувшись к поклонению Аллаху, Господу всех Миров, или остались в своем неверии, платя джизью под властью Ислама, и подчинение должно быть осуществлено в отношение них, являющееся неизбежным последствием для каждого, кто отворачивается от поклонения Одному, Всесильному. Всевышний сказал:

«...пока они не станут в добровольном подчинении платить джизью, чувствуя себя униженными» (Ат-Тоуба, 9:29).

Всевышний также сказал:

«Те, которые враждуют с Аллахом и Его Посланником, окажутся в числе самых униженных» (Аль-Муджадила, 58:20).

Ибн Кассир сказал в толковании к аяту из суры Аль-Анфаль: "Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру и уповай на Аллаха": «Ибн ‘Аббас, Муджахид, Зайд Ибн Аслам, ‘Ата’ Аль-Хурасани, ‘Икрима, Аль-Хасан и Къатада сказали, что этот аят был отменен "Аятом Меча" из суры Аль-Бара’а (Ат-Тоуба, 9:29): "Сражайтесь с теми, кто не веруют ни в Аллаха, ни в Последний День..." И это несколько сомнительно, потому что аят из Аль-Бара’а (Ат-Тоуба) содержит приказ сражаться с ними тогда, когда это возможно. Но если враг очень силен, то разрешено заключать "Худну" с ним, как это указано в этом благородном аяте (т.е., Аль-Анфаль, 8:61), так же, как сделал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в День Худайбии. Поэтому здесь нет ни противоречия, ни отмены, ни какого-либо ограничения. А Аллах знает лучше».

Ибн Хаджар сказал об этом же аяте «Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру и уповай на Аллаха»: "Этот аят указывает на разрешенность совершения Мусалаха с многобожниками..." – до его слов – "...и смысл обусловленности аята заключается в том, что предписание мира ограничено тем, что мир должен быть более полезным для Ислама. Но если Ислам господствует над неверием, а преимущества Мусалаха не обнаруживаются, тогда нет".

Таким образом, аят, который был использован как доказательство, указывает на разрешенность заключения мира, когда в этом есть нужда, но не на обязанность формирования мира (вообще).

И сказанное не должно пониматься таким образом, что Ислам не призывает к миру (вообще), конечно, он призывает к нему, но со своей особой точки зрения. Он даже желает его (т.е., мир) для всех созданий. Всевышний сказал:

«Мы отправили тебя только в качестве милости к мирам (‘алямин)» (Аль-Анбийа’, 21:107).

Всевышний также сказал:

«Аллах – Покровитель (Уали) тех, которые уверовали. Он выводит их из мраков к свету» (Аль-Бакъара, 2:257).

Всевышний также сказал:

«Не распространяйте нечестия на земле после того, как она приведена в порядок...» (Аль-А’раф, 7:56).

Всевышний также сказал:

«Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость (Аль-Адль), делать добро (Аль-Ихсан) и оказывать помощь друзьям и родственникам. Он запрещает мерзости (Аль-Фахша’, все греховные сексуальные действия), предосудительные деяния (Аль-Мункар) и бесчинства (Аль-Багъии)...» (Ан-Нах’ль, 16:90).

Это "мир" в понимании Ислама: милость по отношению к творениям и извлечение их из мраков к свету наряду с воодушевлением человечества на праведное поведение, такое как поклонение:

«...и что никто из нас не будет считать друг друга господами наряду с Аллахом» (Аль-Имран, 3:64).

...и запрещение нечестия на Земле. И до тех пор, пока это не осуществиться, Джихад будет обязательством:

«...пока не исчезнет искушение (фитна) и пока религия (поклонение) не будет полностью посвящена Одному Аллаху» (Аль-Анфаль, 8:39).

Раздел 11: Хиджра Не Завершится, Пока Солнце Не Встанет Оттуда, Куда Оно Садится

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "И я приказываю вам пять, которые мне приказал Аллах: джамаат, послушание, повиновение, хиджра и джихад на Пути Аллаха".

И он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Хиджра не завершится, пока не завершится Тоуба (покаяние). А Тоуба не завершится, пока солнце не встанет оттуда, куда оно садится".

И Хиджра обязательна по нескольким причинам. Из них:

Наши рекомендации