Всего связывают человека с верой
Дружеское расположение, с одной стороны, и непричастность, с другой, являются одной из прочных основ единобожия. Можно ли представить себе правоверного, который любит Аллаха и в то же время любит Его врагов и тех, кто возводит ложь на Него самого и Его посланников, и не отрекается от таких людей? И можно ли представить себе правоверного, который любит Аллаха и поклоняется Ему, но в то же время ненавидит других верующих в Аллаха людей и не поддерживает их? Поистине, подобное может себе представить лишь тот, кто не постиг истинной сути веры.
Аллах Всевышний сказал:
— Ты не найдешь людей, которые веруют в Аллаха и в последний день, чтобы они любили тех, кто противится Аллаху и Его посланнику, хотя бы они были их отцами, или сыновьями, или их братьями или их родственниками.[21]
Аллах Всевышний также сказал:
— О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан в друзья: они — друзья один другому. А если кто из вас берет их себе в друзья, тот и сам из них. Поистине, Аллах не ведет людей неправедных![22]
Аллах Всевышний также сказал:
— Является для вас хорошим примером Ибрахим и те, кто был с ним. Вот сказали они своему народу: "Мы не причастны к вам и к тому, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха. Мы не веруем в вас. Начались между нами и вами ненависть и вражда навсегда, пока вы не уверуете в Аллаха единого..."[23]
Что подразумевается под дружеским расположением:
Это любовь, помощь, послушание, следование, сердечность отношений и старание улаживать все дела, что требует проявления симпатии и уподобления тем, к кому ты относишься по-дружески, доверения им своих тайн и тому подобного. Что же касается непричастности, то она подразумевает нечто абсолютно противоположное этому. Таким образом, дружеское расположение должно распространяться только на верующих, а по отношению к неверным его проявлять не следует.
Знай, о брат мой, что Аллаху было неугодно, чтобы все его рабы объединились под знаменем этого вероучения и этой религии, и поэтому все люди разделяются на истинно верующих и явно неверных. Вся разница между арабами и не арабами, белыми и черными заключается в степени богобоязненности, что же касается всего иного, на основании чего люди объединяются между собой, например, принадлежности к одному и тому же племени, стране или национальности, и что заставляет их любить и ненавидеть, испытывать к другим людям дружеские или враждебные чувства, то все это относится к числу тех признаков, которые разделяли людей между собой во времена джахилийи.
Передают, что однажды, когда некоторые мухаджиры стали спорить с ансарами и мухаджиры стали кричать: "О мухаджиры!" —, а ансары закричали: "О ансары!" —, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: "Неужели вы в моем присутствии обращаетесь друг к другу как во времена джахилийи?! Поистине, от этих слов дурно пахнет!"
Если такое было сказано о самых благородных обозначениях принадлежности людей к той или иной группе, то что же говорить о стремлении их группироваться вокруг того, в чем нет никакого благородства и что основано только на привычках человека? И что говорить об объединении людей на основе принципов, противоречащих Исламу, например, на основе принципов светскости, коммунизма, масонства, демократии, социализма, общности религий и прочих выдуманных самими же людьми принципов, которыми повсеместно руководствуются в своей деятельности различные партии и объединения в наше время?
Аллах Всевышний сказал:
— Разве мы сделаем мусульман такими же, как грешников? Что с вами, как вы судите?[24]
Так посмотри же, брат мой, на то, что ты любишь и что ненавидишь, к чему принадлежишь, к чему проявляешь симпатии и с кем дружишь с точки зрения того, о чем говорится в Книге Аллаха.
Аллах Всевышний сказал:
— Ваш покровитель — только Аллах и Его посланник и те, которые уверовали, которые творят молитву, дают закят и преклоняются. И кто избирает покровителем Аллаха и Его посланника и тех, которые уверовали... ведь сторонники Аллаха — они победят.[25]
Вопрос:
Являются ли иудеи и христиане неверными? И относятся ли они к числу обладателей Писания?
Ответ:
— Каждый из исповедующих любую религию, кроме Ислама, является неверным и каждый из тех, кто не верит в Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, и не следует за ним, является неверным, даже если он и относится к числу обладателей Писания, на что совершенно однозначно указывает текст Корана.
Так, например, Аллах Всевышний сказал:
— Не веровали те, которые говорили "Ведь Аллах — третий из трех..."[26]
Аллах Всевышний также сказал:
— Не веруют те, которые говорят, что Аллах — это Мессия, сын Марайам.[27]
Аллах Всевышний также сказал:
— Поистине, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников и желают отделить Аллаха от Его посланника, говорят: "Мы веруем в одних и не веруем в других". И хотят найти между этим путь, но они неверующие по истине. И уготовили Мы неверным унизительное наказание![28]
Аллах Всевышний также сказал:
— Кто же ищет не Ислама как религии, от того не будет принято, и он в последней жизни окажется в числе потерпевших убыток.[29]
Аллах Всевышний также сказал:
— Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день, не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истины — из тех, которым ниспослано Писание, пока они не дадут выкупа своей рукой, будучи униженными.[30]
Те обладатели Писания из числа иудеев и христиан, которые не верят в Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, будут вечно пребывать в огне по слову Аллаха Всевышнего:
— Поистине, те из обладателей Писания и многобожников, которые не уверовали, вечно будут пребывать в огне геенны, и они — худшие из людей.[31]
И сказано так потому, что если кто-нибудь не верит в одного из посланников, это значит, что он не верит ни во всех остальных посланников, ни в того, кто послал их, слава Ему, а Аллах Всевышний сказал:
— Решение принадлежит только Аллаху.[32]
К числу основ вероучения единобожия относится убежденность в том, что лишь Аллах может принимать решения и законы, а никто из людей, общин или народов таким правом не обладает, и поэтому Аллах Всевышний сказал об иудеях и христианах следующее:
— Они взяли своих книжников и монахов за господ себе, помимо Аллаха, и Мессию, сына Марйам. А им было повелено поклоняться только единому Богу, помимо которого нет божества. Хвала Ему, превыше Он того, что они Ему придают в соучастники![33]
В одном из хадисов сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, пояснил этот аят, сказав: "Разве они не разрешали вам запретное и не запрещали вам дозволенное? И разве вы не следовали за ними?" Люди ответили: "Да". Тогда он, да пребудут над ним благословения и мир, сказал: "В этом и состоит поклонение им!"
Аллах Всевышний сказал:
— Или у них есть сотоварищи, которые узаконили им в религии то, чего не дозволял Аллах?[34]
Многобожником является тот, кто добивается разрешения на то, чтобы дела, связанные с жизнью, имуществом, честью и взаимоотношениями людей, решались не на основе того, что было решено Аллахом.
Аллах Всевышний сказал:
— Неужели суда времен неведения они хотят? Кто же лучше Аллаха по суду для народа, обладающего уверенностью?[35]
Из этого следует, что каждый мусульманин должен обращаться на суд не к гражданским законам, противоречащим шариату, но во всех спорах и противоречиях, возникающих у него с другими людьми, обращаться только на суд Аллаха и призывать к тому же людей.
Аллах Всевышний сказал:
— Но нет — клянусь твоим Господом! — не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними. Потом не найдут они в самих себе затруднения о том, что ты решил и подчинятся полностью.[36]
Поэтому, уважаемый брат мой, не обращайся в гражданские суды, а если возникнет у тебя с кем-нибудь спор, то призывы его обратиться к кому-либо из обладающих знанием законов Ислама, чтобы он рассудил спор между вами с помощью Корана и сунны пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, а если этот человек откажется и ты будешь вынужден предстать перед судом гражданским, чтобы оградить себя от притеснений, то не требуй от такого суда ничего за исключением положенного тебе по шариату и не претендуй на то, что ты можешь получить в соответствии с положениями гражданских законов, ибо если это противоречит шариату, значит, не может быть действительным и законным.
"У Аллаха прекрасные имена, зовите его по ним..."[37]
Первая обязанность раба состоит в знании имен своего Господа, которыми Он сам назвал себя и которые в то же время являются Его качествами или атрибутами. Этими качествами Он сам охарактеризовал себя в своей Книге и ими охарактеризовал Его посланник, да благословит его Аллах и да приветствует, в своей сунне. Нет в этих качествах никаких искажений, и им не следует давать никаких аллегорических толкований, точно так же, как не следует пытаться связать эти качествами с каким-либо формами с помощью разума или же пытаться уподобить их чему-либо сотворенному, ибо сам Он сказал о Себе так:
— ...нет ничего, подобного Ему. Он — Слышащий, Видящий![38]
Аллах Всевышний также сказал:
— ...не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один![39]
Далее, рабу следует отдавать должное каждому имени и качеству Аллаха Всевышнего, слава Ему, поклоняться Ему в соответствии со смыслом этих имен, обращаясь к Нему по ним, и стараться проникнуться этими именами своим сердцем. К числу имен Аллаха относятся такие имена как Великий, Славный, Превосходящий, Высочайший и Обладатель величия и щедрости, и Он "утвердился на троне"[40] над своими рабами, а эти имена наполняют сердце почтением, благоговением, страхом и трепетом перед Ним, и, поистине, нет прибежища рабу, кроме как у Него.
К числу имен Аллаха относятся также такие имена как Осведомленный, Слышащий, Видящий, Знающий и Свидетельствующий, и благодаря знанию об этом сердце осознает, что Аллах наблюдает за рабом и в движении его и в покое. К числу имен Аллаха относятся также такие имена как Милостивый, Милосердный, Благостный, Щедрый и Дающий блага, и знание об этом наполняет сердце любовью к Нему, стремлением к Нему, желанием получить от Него удел и снискать его милость, а также хвалой и благодарностью Ему.
Чем больше человек узнает об именах и атрибутах или же качествах Аллаха, тем более полноценным становится его поклонение Ему.
Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
— Поистине, Аллах обладает девяносто девятью именами, то есть сотней без одного, и кто станет перечислять их, попадет в рай.[41]
Слово "перечислять" в данном случае подразумевает собой запоминание и необходимость отдавать должное каждому из этих имен.
О брат мой мусульманин! Неужели ты до сих пор еще не дал себе труда заняться этим великим делом, являющимся одной из основных причин обретения человеком счастья?! А может быть, ты не слышал об этом раньше?
Вопрос:
— Где находится Аллах?
Ответ:
— На своем троне, который располагается выше семи небес. Аллах Всевышний сказал:
— Они боятся своего Господа над ними...[42]
Аллах Всевышний также сказал:
— Милосердный, Он утвердился на троне.[43]
"...И ВЕРИТЬ В ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, КАК В ХОРОШЕЕ, ТАК И В ДУРНОЕ"
Вопрос:
— Как мы должны верить в предопределение?
Ответ:
— такая вера должна быть связана с твердым убеждением в том, что если даже люди объединят свои усилия в стремлении принести тебе пользу в чем-либо, они смогут сделать лишь то, что Аллах уже предопределил тебе, и если даже все они объединят свои усилия в стремлении причинит тебе вред, они смогут сделать лишь то, что уже заранее было предопределено тебе Аллахом, ибо перья уже подняты и высохло то, что было ими записано. И ты должен быть твердо убежденным в том, что бывает лишь то, чего желает Аллах, а то, чего Он не желает, случаться не может, и что все во Вселенной, будь то движение или покой, жизнь или смерть, добро или зло, повиновение или непокорность, существует по предопределению Аллаха, по воле Его, по замыслу Его и с ведома Его, и ничто изо всего этого не возникает против воли Всевышнего, слава Ему, и нет ничего, что бы делал Всемогущий и Великий просто так.
Вопрос:
— Что означают слова Аллаха Всевышнего: "И Мы испытаем вас, чтобы узнать среди вас усердствующих и терпеливых..."?[44] Неужели Аллах не знал обо всем этом уже заранее?
Ответ:
— Конечно, знал, ведь Аллах знает обо всем, и Он знал обо всем, что будут делать люди еще до того, как Он сотворил их, и Он записал все это на Сохраняемой Скрижали, как говорит об этом сам Всевышний:
— ...Аллах все объемлет знанием.[45]
Аллах Всевышний также сказал:
— У Него — ключи тайного, знает их только Он. Знает Он, что на суше и на море; лист падает только с Его ведома, и нет зерна во мраке земли, нет свежего или сухого, чего не было бы в Книге ясной.[46]
Что же касается пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то он сказал:
— Первым, что сотворил Аллах, был калам, и Он сказал ему: "Записывай". Он спросил: "Что мне записывать?" Аллах Всевышний сказал: "Записывай все то, что будет, вплоть до самого дня Воскресения".
Однако в силу своей справедливости и мудрости Он не обижает своих рабов, и поэтому Он потребует с них отчета только за те их дела, которые они совершили по своей собственной воле, сотворенной для них Аллахом, и Он потребует с них отчета лишь на основании знания о том, что они совершили, а не только на основании того, что Он знал уже заранее и что было записано на Сохраняемой Скрижали.
Таким образом, этот аят означает, что Аллах испытает, то есть проверит людей, чтобы узнать усердствующих и терпеливых и отличить их от лицемеров и на основании этого знания потребовать у них отчета, хотя все это Ему и так известно изначально.
Вопрос:
— Свободен ли человек в своем выборе или он не наделен свободой воли?
Ответ:
— Этот вопрос ошибочен по сути своей, так как человек, конечно же, обладает свободой выбора в своих делах, связанных с проявлением покорности Аллаху Всевышнему или ослушанием Его, совершением добра или зла, что может отрицать только упрямый, и каждый человек ощущает это в глубине души, что и подтверждают слова Аллаха Всевышнего:
— Истина — от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует.[47]
Однако эта свобода выбора не является абсолютной. Она ограничена волей Аллаха, поскольку Аллах сотворил не только человека, но Он сотворил также и его волю и Его способности, как сказал об этом сам Аллах Всевышний:
— Но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах, Владыка миров.[48]
Однако эти ограничения не являются указанием на то, что человек лишен собственной воли или что он всегда является только принуждаемым, а выбора у него нет, и об этом ясно свидетельствует хотя бы то, что Аллах не потребует отчета за свои действия ни у кого из тех, кто был лишен возможности проявления собственной воли, например, у принужденного к совершению каких-либо запретных действий, безумного или спавшего. Однако при этом воля Аллаха оказывает свое воздействие на все то, что рабы Его совершают самостоятельно и на их способность действовать, ибо Аллах является творцом не только самих людей, но также и их воли и их действий. Если же говорить о непроизвольных действиях, например о сердцебиении или притяжении к земле, то нет нужды доказывать, что в этом раб не обладает ни свободой выбора, ни способностью влиять на происходящее.
Вопрос:
— Если Аллах пожелал, чтобы существовали добро и зло, и создал и то и другое, то можно ли сказать, что Ему угодно зло и что Он желает, чтобы Ему не повиновались?
Ответ:
— Аллах не любит ничего дурного и Ему не угодно, чтобы рабы Его пребывали в неверии, наоборот, Он пожелал, чтобы религией их стал Ислам, и поэтому Он любит верующих, богобоязненных и творящих благодеяния, а распутными Он недоволен. Таким образом, любовь и благоволение являются следствием выполнения велений Аллаха и тех законов, которые Он ниспослал своим посланникам, а не одного лишь волеизъявления относительно появления чего бы то ни было, ведь Аллах создал и Иблиса, но Он не любит его. Точно также создал Он и зло, но при этом Он недоволен им и Он не велит рабам совершать ничего дурного, а создал Он его по известной лишь Ему самому причине, ведь Он — Знающий и Мудрый. Аллах Всевышний сказал:
— Не спрашивают Его о том, что Он делает, а их спросят -- [49]
и это потому, что рабы не в состоянии вместить в себя знание Аллаха и его мудрость.
Вопрос:
— Если все уже предопределено и записано, то зачем тогда нужны какие-то действия? И как же тогда Аллах подвергает мучениям непокорных за то, что было Им же предопределено и записано?
Ответ:
— Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
— Действуйте, а каждому будет облегчен путь к тому, для чего он создан.
Злополучие и счастье Аллах Всевышний создал в неразрывной связи со всем тем, что приводит человека к тому или к другому, то есть — с повиновением и непокорностью Ему. Именно поэтому человек попадает в огонь лишь из-за того, что делает то, что совершают попадающие в ад, а правоверных вводят в рай в качестве воздаяния за то, что они делали нечто иное. Таким образом, как мы уже говорили, хотя все действия и совершаются по воле Аллаха и в силу Его могущества и совершение их предопределено, что и приводит раба к счастью или злополучию, но совершается каждое действие, тем не менее, по воле самого же раба, а Аллах Всевышний сказал:
— Делайте, что желаете: Он видит то, что вы делаете![50]
Аллах Всевышний подвергает мучениям тех из своих рабов, кто заслужил это своими действиями, и хотя это было на роду записано каждому из совершивших нечто дурное, но, с другой стороны, Он ведь не велел людям совершать ничего подобного.
Аллах Всевышний сказал:
— Скажи: "Поистине, Аллах не призывает к мерзости!"[51]
Кроме того, рабам неизвестно, что именно записано на Сохраняемой Скрижали, но зато им известны установления Аллаха: Его веления и запреты, дозволенное и запретное, и они обладают разумом и свободной волей. И именно поэтому Аллах Всевышний ответил многобожникам, говорившим: "Если бы Аллах пожелал, ни мы бы не придавали Ему сотоварищей, ни отцы наши..." —, следующим образом: "Скажи: Есть ли у вас какое-либо знание? Покажите его нам. Вы следуете только за предположениями, вы только измышляете ложь!"[52]
И в день Воскресения людей спросят: "Что вы ответили посланникам?" И их спросят: "Что вы делали?" —, но их не станут спрашивать: "Что было записано относительно вас на Сохраняемой Скрижали?"
Вопрос:
— Что можно сказать о тех, кто совершает запретное и не выполняет своих обязанностей, заявляя при этом: "Если бы Аллах пожелал вывести меня на прямой путь, Он бы обязательно сделал это"?
Ответ:
— Такие люди являются последователями Иблиса, который сказал своему Господу Всемогущему и Великому: "Господь мой, поскольку Ты сбил меня..."[53]
Таким образом, первым, кто использовал предопределение в качестве оправдательного довода своим собственным поступкам, был Иблис, но эти доводы не принесли ему никакой пользы. Что же касается Адама и Евы, то они сказали:
— Господь наш! Мы обидели самих себя, и если Ты не простишь нам и не помилуешь нас, мы окажемся среди потерпевших убыток.[54]
Выбери же для себя сам, с кем ты хочешь быть, и знай, что Аллах Всевышний ни в чем не обижает людей, но сами они обижают себя.
Вопрос:
— Что можно сказать о тех, кто не верит в предопределение?
Ответ:
— Хузайфа, Ибн Мас'уд и Зайд бин Сабит, да будет доволен ими Аллах, передали, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
— Они не поверят в это, даже если ради убеждения их потратить столько золота, сколько весит гора Ухуд, но если такой человек так и умрет в своем неверии, он обязательно попадет в ад!
Что же касается Аллаха Всевышнего, слава Ему, то Он сказал:
— ... в тот день, когда потащат их на лицах в огонь. Вкусите прикосновение сакара![55] Поистине, Мы ведь всякую вещь сотворили по предопределению.[56]
Вопрос:
— Где можно прочитать об этом подробнее?
Ответ:
— В "Книге о предоставлении и предопределении" Абу Бакра аль-Джазаири, "Ступенях допущения" Ахмада Хакми, "Лечении больного" Ибн аль-Кайима, "Вероучении срединного пути" Ибн Таймийи и в "Пояснениях" к "Акиде" Ат-Тахави.