Восьмой вид поклонения – аль-хашия.
Доказательством на такой вид поклонения как опасение (хашия)шейх ат-Тамими считает слова Всевышнего: «…Не бойтесь же их, а бойтесь меня…» /сура «аль-Маида» (Трапеза) 3, сура «аль-Бакара» 150./
Этот вид поклонения относится к группе поклонения, основанной на страхе перед Аллахом - хауф, рахба, уаджаль, фазах. Как говорит Аллах: «Когда верующим читают Коран, у них в сердце появляется страх (уаджиля)».
Хашия – это выше Хауфа, этот вид страха присутствует не у каждого. Этот вид страха приходит нам в суре «Назиат» (17-19): «Ступай к Фараону, ибо он преступил границы дозволенного, и скажи: «Не следует ли тебе очиститься (здесь Аллах приказывает Мусе сросить Фараона мягко и красиво, такой подход исключает у человека, которого спрашивают, мысли о принуждении)? Я укажу тебе путь к твоему Господу (имеется в виду – призываемому будет дано знание о полном таухиде, о его Господе), и ты станешь богобоязнен (аль-хашия)»».
Таким образом, определение аль-хашия – это страх перед Аллахом, основанный на знании. Аллах говорит в суре «Фатыр» (28): «Люди, животные и скот также бывают различных цветов. Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием. Воистину, Аллах – Могущественный, Прощающий». Т.е. чем больше знаний (шариатских), тем больше степень аль-хашия!
Ибн Теймия в книге «аль-Иман», объясняя аят из суры «Ниса», говорит: «Каждый, кто согрешит – тот джахиль». Т.е. ученый знает, что является грехом, потому не делает его. Чем больше у человека знаний, тем меньше у него грехов и больше страха перед Аллахом. Однако Аллах в суре «Ниса» (17) говорит: «Воистину, Аллах обязался принимать покаяние тех, которые совершают дурной поступок по своему невежеству и вскоре раскаиваются. Их покаяния Аллах принимает, ведь Аллах – Знающий, Мудрый». Если человек совершает грех, не зная, что это грех – Аллах не наказывает его и доказательство на это в суре «аль-Исра» (15). Т.е. в этот аят (Ниса,17) заходит также (как и тот, кто не знал), человек, который знает, что это грех и, тем не менее, совершает его – Аллах прощает его, при условии, что он раскается и совершит тауба.
Отсюда мы понимаем, что Аллах говоря в этом аяте о тех, которые совершают грех, имеет в виду и джахилей и ученых, потому что и ученые совершают грехи. И в данном аяте Аллах дает нам знать очень важную вещь – тот, кто совершает какой-либо грех или оставляет приказ, независимо от того, знает он что это грех или нет, все равно он находится в состоянии джахилии, т.е. незнания. Почему? Пример, ученый знает, что прелюбодеяние – это грех. И несмотря на это, он совершает этот грех. И в тот момент, когда он решается на этот грех, он забывает о том, что за наказание ему будет в Судный День за этот грех, на момент греха – он становится джахилем! Поэтому чем больше знаний у человека о Судном Дне, о наказании за тот или иной грех – тем больше вероятность того, что, оказавшись перед грехом – он будет думать о предстоящем наказании, а не о настоящем моменте. Решая совершать праведное дело или нет, человек вспомнит о награде за праведность в Раю! Польза от такого вида поклонения как аль-хашия заключена в наличии у человека четких знаний о награде и наказании в Судный День, благодаря которым он не променяет награду Рая на секундное наслаждение этого дуния и не захочет наказания Ада за то, что в этом дуние кажется безобидным делом.
В сборнике Бухари приходит, что Пророк, салаллаху алейхи уасалям, говорил: «20 см (кадам) в Раю – лучше для вас, чем дуние и все, что есть в дуние» или «Если женщина Рая покажется этому дуния – от нее придет такой свет (нур), что даже солнца не надо будет».
Ибн Теймия в своей книге «фатауа»: «Страх перед Аллахом должен сопровождаться надеждой на прощение Аллаха, иначе человеком может овладеть отчаяние, а потеряв надежду, человек попадает в куфр.Также как и надежда не может быть одна без страха, ибо потеряв страх перед наказанием Аллаха, человек будет чувствовать себя в безопасности, а это может привести его к грехам и ослушанию Аллаха».
Польза хашия для раба:
1. Ибн Кайим в своей книге «аидатту сабирин»: «Не достигнет человек милости Аллаха без хашия в сердце. Если в сердце человека исчезнет хашия – прервется путь человека, и он остановится на своем пути к милости Аллаха».
2. Аллах отзывается о тех рабах, в сердцах которых есть хашия: «Будут помнить Аллаха те, у которых в сердце есть хашия». Хашия причина постоянного поминания Аллаха, одного из великих видов поклонения!
3. Про таких рабов Аллах говорит, упоминая свои знамения: «Это урок (знамения) для тех, у кого в сердце есть хашия». Поймут знамения Аллаха те, чьи сердца живые!
4. Хашия свидетельствует о достижении рабом прямого пути, наставления – хидая! Как передает Аллах слова Мусы, алейхи уасалят уасалям, обращенные к фараону: «Я укажу тебе путь к твоему Господу, и ты станешь богобоязнен (аль-хашия)».
5. Хашия причина прощения грехов! Аллах говорит: «Для тех, кто боится своего Господа со знанием, уготованы прощение грехов и великая награда!».
6. Хашия причина вхождения человека в Рай! Аллах говорит в суре «Бейина» (8): «Их воздаянием у их Господа будут сады Эдема, в которых текут реки. Они пребудут в них вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Это уготовано для тех, кто боится (хашия) своего Господа».
7. Хашия причина счастья и высокого положения (уважение) человека в этой жизни, и освобождения от всех видов наказания в Судный День. Как сказал Аллах в суре «Бакара» (150): «…Не бойтесь их, а бойтесь Меня, чтобы я довел до конца Мою милость к вам. Быть может, вы последуете прямым путем».
Возникает вопрос: «Как достичь такого вида поклонения как хашия?». Ответ: «Требование знаний об Аллахе!».
Ибн Теймия в своей книге «фатауа»: «Каждый, в сердце которого есть хашия – алим!».
Аби шейба передает слова Абдуллы ибн Масхуда: «Наличие знаний у человека указывает на наличие у него в сердце аль-хашия - боязни с надеждой на прощение и страхом перед наказанием, невежество же свидетельствует о его пустом сердце».
Знания (основа хашия) не позволяют рабу оставлять праведные деяния ни днем, ни ночью. В отличие от джахилей, невежд, которые оставляют праведные дела и ослушаются своего Господа! Именно об этом говорит Всевышний Аллах: «Они просыпаются среди ночи и читают намаз, ты их увидишь стоящими в намазе или в сажде. Они боятся Судного Дня, надеются на милость Аллаха. Разве сравнятся знающие рабы с невеждами!».
Урок 19.