Шииты после смерти Имама Риды
Имам Рида умер в 203 году хиджры. Тогда его сыну Джаваду было всего восемь лет. Поэтому в рядах шиитов возникли разногласия. Одни последовали за братом Имама Ризы ‘Абд Аллахом ибн Мусой ибн Джа‘фаром. Однако они хотели ясных доказательств в пользу его права на имамат, и потому стали задавать ему определённые вопросы. И когда он не смог удовлетворить их своими ответами, они отошли от него. Другие примкнули к вакифитам. Наубахти считает, что причина возникновения этих разногласий заключалась в том, что шииты считали совершеннолетие одним из условий имамата (22).
Разумеется, большинство шиитов уверовали в имамат Джавада (а), несмотря на его возраст, а когда некоторые колеблющиеся шииты стали поднимать вопрос о возрасте, Имам сказал им: "Когда пророк Сулайман был ещё ребёнком и водил овец на пастбище, пророк Давуд назначил его своим преемником" (23).
Когда Джавад стал имамом в таком раннем возрасте, группа людей из Багдада и других городов отправилась в сезон хаджа в Медину, чтобы встретиться с ним. Прибыв в город Пророка, они остановились в доме Имама Садика, который пустовал в то время. Их встретил ‘Абд Аллах ибн Муса (дядя Имама), и они задали ему несколько вопросов.Но он не сумел правильно ответить на них, чем удивил и расстроил паломников. Через некоторое время к ним вошёл Имам Джавад, и повторили ему те же вопросы. Он дал на них правильные ответы, и гости, обрадовавшись, стали молиться за его здравие и благополучие (24).
Имамат
Период его имамата пришёлся на период правления двух аббасидских халифов. Первым из них был Ма’мун (193-218). 23 года жизни Имама Джавада прошли во время его царствования. Вторым был Му‘тасим (218-227), при котором Имам прожил всего два года. Имам жил в Медине, и по просьбе этих двух халифов дважды поехал в Багдад, где и был убит по приказу Му‘тасима. В 214 или 215 году лунной хиджры, когда халифом был Ма’мун, Имам впервые поехал в этот город, и остановился там на короткое время. После научной дискуссии он возвратился в Медину вместе с женой (дочерью Ма’муна) в сезон хаджа. Во второй раз он поехал в Багдад во время правления Му‘тасима, и успел прожить там несколько месяцев и провести несколько дискуссий на разные темы с придворными учёными и богословами (25).
Дискуссии
Дискуссия при Ма’муне
Одна из важных дискуссий Имама Джавадасостоялась в Багдаде с придворным факихом Йахйей ибн Аксамом. Причиной дискуссии стало желание Ма’муна выдать свою дочь УммФадл замуж за Имама. Когда главы семейства Аббасидов узнали об этом, они выступили против этого решения Ма’муна. И для того чтобы доказать им правильность своей позиции, он предложил противникам проверить знания Имама. Его родные и близкие согласились и предложили провести дискуссию с самым учёным мужем двора.
Назначенный час настал. Вначале Йахйа задал вопрос о положении паломника, который охотится в состоянии ихрама. В ответ Имам сказал, что этот вопрос имеет несколько положений и попросил Йахйу ибн Аксама уточнить, какое именно положение он имеет в виду. Йахйа растерялся, а гости удивились. Затем Имам разъяснил все положения этого вопроса и ответил на них. Придворные богословы тут же признали его учёность, а Ма’мун, обрадовавшись правильности своего выбора, сказал: "Господи, благодарю Тебя за то, что всё прошло так, как я думал" (26).
Дискуссия о халифах
На этом же собрании, которое проходило в присутствии Ма’муна и многих факихов, Имам стал дискутировать с Йахйей ибн Аксамом о добродетелях Абу Бакра и ‘Умара. Йахйа сказал Джаваду: "Однажды Джабраилявилсяк Пророку и передал повеление Божье: "Спроси Абу Бакра, доволен ли он Мной? Я же им доволен". В ответ Имам сказал: "Я не отрицаю добродетелей Абу Бакра, но тот, кто передал этот хадис, должен обратить внимание и на другие изречения Пророка, который сказал: "Когда кто-то сообщает вам мой хадис, сверьте его с Кораном и Сунной. Если он соответствует им, то примите его.Если нет, то не принимайте. Потому что лжецов и тех, кто будет подделывать хадисы, станет много". Этот хадис не соответствует Корану, так как Господь в нём говорит: "Мы ближе к нему, чем его сонная артерия". Разве Аллах не знает, доволен ли Им Абу Бакр, что спрашивает об этом? Следовательно, ваши слова не соответствуют действительности" (27).
Затем Йахйа спросил о предании, гласящем "Абу Бакр и ‘Умар на земле подобныДжабраилу и Микаилу в небесах". Имам ответил: "Смысл этого предания неверен, так как Джабраил и Микаил всегда поклонялись Аллаху и никогда не грешили.А Абу Бакр и ‘Умарбыли язычниками до того, как принять ислам" (28).
Отрубание руки вора
Во время пребывания Имама Джавада (а) в Багдаде произошли такие события, благодаря которым он стал более популярным в народе. Например, можно вспомнить его фетву в отношении вора. Богословы разошлись во мнениях относительного отрубания руки вору. Одни утверждали, что надо отрубать только кисть руки, а другие говорили, что следует отрубать руку по локоть. Когда Му‘тасим стал настаивать, чтобы Имам выразил свою точку зрения, он ответил: "Следует отрубать вору только пальцы и оставить остальную часть руки". В доказательство он привёл айат Корана: "Места моления принадлежат Аллаху. Поэтому не обращайтесь молитвенно ни к кому наряду с Аллахом". Его ответ очень понравился халифу, и он приказал отрубить вору только пальцы (29).
Отношение к сектам
Ахлал-хадис
Во времена Имама Джаввада, как и во времена других имамов, существовали различные секты, которые пропагандировали свои идеи, чтобы отдалить шиитов от их убеждений. Одной из них была секта Ахлал-хадис, которая утверждала идею о телесности Господа. Во имя сохранения истинно шиитских принципов, Имам Джавад запретил своим последователям иметь отношения с адептами этой секты, совершать за ними намаз и платить им закят (30).
Вакифиты
Это ещё одна активная во времена Имама Джавада секта. Её последователи "остановились" на имамате Мусы ибн Джафара и не признали имамат Ризы (а). Когда Джавада спросили, можно ли совершать намаз за вакифитами, он ответил, что нет (31).
Зайдиты
Среди других сект можно выделить ещё и зайдитов, которые откололись от имамитов, и вражда между этими двумя течениями явилось причиной очень жёсткой позиции имамов, в особенности Имама Джавада (а), в отношении зайдитов. Так, например, он утверждал, что они подразумеваются в айате " Одни лица в тот день удрученные,изнуренные тяготами , измученные" и ставил их в один ряд с насибитами (32).
Связь с шиитами
У Имама Джавада(а) были свои представители в разных точках исламского мира. С их помощью он поддерживал связь с шиитами. Люди могут задаться вопросом, почему он назначал поверенных, а не контактировал со своими последователями напрямую? Этому было много причин. Например, действия Имама жёстко контролировались со стороны государственного аппарата, и к тому же он хотел подготовить почву для правильного понимания концепции сокрытия имама.
Почти в каждом городе халифата у него было по одному или по нескольку представителей, в том числе в Багдаде, Куфе, Ахвазе, Басре, Хамадане, Куме, Рее, Систане и Бусте (33).
Также Имам поддерживал связь с шиитами через письма и послания. Большая часть дошедших до нас знаний Имама сохранилась как раз в них (34). Шииты писали ему свои вопросы, которые по большей части были по фикху, а он отвечал им. В большинстве случаев Имам не указывал имя и адрес получателя письма (35) так же, как и сами отправители не указывали своих имён (36).
В энциклопедии "ал-Имам ал-Джавад" (37) упоминаются имена 65 человек, с которыми Имам вёл переписку. Стоит отметить, что некоторые его письма были написаны в адрес шиитских групп (38). Также он писал письма своим поверенным в разных городах, как то Хамадан и Буст. Кроме того, некоторые шииты ездили к Имаму в Мединуво время хаджа и в другое время года (39).
Изречения
Имам умер в 25 лет. К тому же он постоянно находился под давлением правящей власти. Поэтому у него не было особых возможностей для пропаганды шиитских идей и убеждений. Но, несмотря на это, он приложил все усилия, чтобы воспитать достойных учеников и высказываться по вопросам фикха, тафсира и т.п. До наших дней сохранились около 250 его изречений по различным темам (40).
Добродетели
Его молитва принималась
Давуд ибн Касим рассказывает: "Однажды мы гуляли с Имамом Джавадом в саду, и я сказал ему: "Да буду я выкупом за тебя! Я люблю кушать цветы. Помолись за меня, чтобы я перестал так делать". Тогда он ничего не сказал, но через несколько дней неожиданно заявил: "Абу Хашим! Бог избавил тебя от желания кушать цветы". И вот с того дня я перестал их любить" (41).
Дерево стало давать плоды
На обратном пути из Багдада в Медину группа людей проводила Имама загород. И когда стало вечереть, они дошли до старой мечети, во дворе которой росло большое дерево, но никогда ранее не давало плодов. Имам попросил воды, и стал совершать омовение под этим деревом. Затем он совершил намаз и отправился в путь. На следующий день на дереве стали появляться цветочки, и потом оно стало давать плоды. Говорят, Шейх Муфид рассказывал, что через много лет он лично видел это дерево и ел его плоды (42).
Смерть
Аббасидский халиф Му‘тасим пригласил Имама Джавада приехать из Медины в Багдад. Имам прибыл в Багдад 28 мухаррама 220 года хиджры (1 февраля 835 года), и умер там в конце зи-л-ка‘ды того же года (25 ноябрь 835 года) (43).
В одних источниках говорится, что он умер 5 или 6 зи-л-хиджы (30 ноября или 1 декабря 835 года) (44), а в других — 30 зи-л-ка‘ды (45).
Разъясняя причины убийства Имама Джавада(а), историки пишут, что однажды судья Багдада Ибн АбиДавуд пришёл к аббасидскому халифу Му‘тасиму и стал очернять Имама, потому что халиф одобрил его решение по вопросу отрубания руки вора и тем самым опозорил Ибн АбиДавуда и многих других придворных факихов. Поддавшись влиянию судьи, халиф решил убить Имама, хотя ему на то время было не более 25 лет. Му’тасим осуществил свой замысел через секретаря одного из своих визирей. Подосланный человек отравил Имама (46). По другой версии, Имам Джавад был отравлен своей женой Умм Фадлом, дочерью Ма’муна (47).
Шейх Муфид пишет: "Некоторые утверждают, что Имам Джавад умер от воздействия яда, но я в этом не убеждён, и не могу утверждать то же самое". Мас‘уди же отмечает: "Му‘тасим и Джа‘фар ибн Ма’мун (брат Умм ал-Фадл) постоянно думали о том, как устранить Имама Джавада. И так как у него не было детей от Умм ал-Фадл, а его сын ‘Али был от другой жены, Джа‘фар стал подталкивать сестру к тому, чтобы она отравила своего мужа. Она положила яд в виноградину, а Имам съел её". Далее Мас’уди пишет, что Умм ал-Фадл раскаялась в содеянном и, рыдая, просила у Имама прощения, но он проклял её, и через короткое время она очень тяжело заболела (48).
Сподвижники
Многие сподвижники Имама Джавада были также сподвижниками его отца и сына. Многие из них писали книги и трактаты по идеологическим и правовым вопросам и пользовались уважением в своем кругу. У него было около 120 сподвижников, которые передали примерно 250 изречений по вопросам веры, фикха и тафсира. Имам находился под постоянным наблюдением со стороны властей и был убит в молодом возрасте. Поэтому он не мог чаще высказываться по различным вопросам.
Среди самых близких сподвижников Имама Джавада можно упомянуть ‘Али ибн Махзйара, Ахмада ибн Абу НасраБизанти, Закарийу ибн Адама, Мухаммада ибн Исма’ила ибн Бази‘а, Хасана ибн Са‘идаАхвази и Ахмада ибн Мухаммада Барки.
Не все сподвижники и передатчики изречений Имама были шиитами. Среди них были и сунниты, и представители других исламских течений (49).