Очень красиво сказано, и ведь действительно, мы закрываем глаза умершим...
ФОРМА
Отдельные мусульманские философы утверждали, что каждый человек имеет три типа души: аммара, лавваама и мутма'инна. Они считали, что личность человека — есть отражение преобладающей души. Однако, согласно ведущим ученым-суннитам, правильная позиция в том, что все эти коранические термины относятся к одной единственной человеческой душе, которая существует в трех состояниях.
В своем нижайшемсостоянии ан-нафс аль-аммара би-с-суу' (душа, которая приказывает зло) базовые страсти души понуждаются к исполнению полностью, необузданно.
Когда греховные страсти противостоят вере, душа может порицать и упрекать самого человека, совершающего грех, и следовательно становиться ан-нафс аль-лавваама (упрекающая душа).
Если вера становится сильной, то добрые дела преобладают и душа находит спокойствие. Это упоминается как ан-нафс аль-мутма'инна (душа в мире).
Многими учеными предпринимались попытки распознать строение души. Некоторые, такие как Фахру-д-Дин Ар-Раз (ведущий толкователь Корана), считали, что она — телесна. Другие, такие как Аль-Газали (ведущий мусульманский теолог) и Ибн Сина (известный нам как Авиценна), приняли взгляд Аристотеля, что она — нетелесна.
В целом считается, что душа пребывает повсюду в человеческом теле. Ибн Таймийа сказал:
"Душа не имеет особого местоположения в теле. Она течет в теле также, как жизненная сила, которая присутствует во всех частях человеческого тела. Наличие души — есть условие существования жизни. Когда душа присутствует, присутствует жизнь, и когда она покидает (тело), покидает (тело) жизнь".
СМЕРТЬ
Многие суннитские ученые считали, что душа умирает.
Другие ученые, и среди них: Ибн Хазм, Ибн Таймийа и Ибн Каййим, считали, что душа не умирает. Душа была сотворена для вечного существования и умирает только тело. Они говорили, что повествования, относящиеся к наслаждениям праведной души и мучениям грешной души, после их отделения от тела, пока Аллах не вернет их в свои тела, указывает на вечную природу душ. Согласно их мнению, "смерть" души — есть только ее отделение от тела.
ОБИТЕЛЬ ДУШИ ПОСЛЕ СМЕРТИ
ДУШИ МУЧЕНИКОВ (ШАХИДОВ)
Некоторые из душ шахидов поселяются в телах зеленых птиц рая (красиво так, а? :)), в то время как другие задерживаются у ворот рая. Ибн 'Аббас сообщил, что посланник Аллаха сказал:
Когда ваши братья были убиты в (день) Ухуда, Аллах поместил их души внутрь зеленых птиц, которые пьют из рек Сада и едят из его плодов. Затем они удаляются к золотым светильникам, вывешенным у сени Трона.
ДУШИ ВЕРУЮЩИХ
Души праведных верующих также будут пребывать в раю, но в форме птиц, а не внутри птиц. Кроме того эти души не будут свободно парить, как души шахидов. Ка'б ибн Малик сообщил, что Пророк сказал:
Души верующих (становятся) птицами, вкушающими плоды с деревьев Сада, пока Аллах не вернет их в их тела в День воскресения.
С другой стороны, души преступивших верующих задерживаются в своих могилах и подвергаются наказанию за малые и великие грехи.
ДУШИ НЕВЕРУЮЩИХ
Души тех, кто отверг веру в Аллаха, будут заключены в могиле и подвергаться там мучениям вплоть до их воскресения.
Пророк сообщил, что для них будет расстелено ложе из огня и открыты двери ада, позволяя его пылающим ветрам обжигать их вплоть до Дня воскресения, а стенки могилы будут сжиматься пока их ребра не переплетутся.
КОНТАКТ С ДРУГИМИ ДУШАМИ
Души праведных верующих встречаются друг с другом, в соответствии с позицией ортодоксального Ислама.
КОНТАКТ С ЖИВЫМИ
Батинитские (эзотерические) мусульманские философы и мистики, такие как Ибн Сина и ихван ас-сафа, заявляли, что когда совершенные души покидают свои тела, они являются к живым, беседуют с ними, чтобы научить их и очистить их ограниченные души. Однако, единодушное согласие ортодоксальных ученых в том, что человеческая душа, освобождаясь со смертью тела, не может общаться или как-то влиять на живые существа в этом мире. Способность людей действовать, праведно или неправедно, завершается со смертью, в соответствии с текстами Корана и Сунны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так как душа человека входит в барзах после смерти тела (Барзах в персидском и арабском языках слово, означающее "преграда", "помеха" или "разделение"). Это слово три раза встречается в Коране (23:100, 25:53 и 55:20). В эсхатологии, слово барзах используется для описания промежутка между этой жизнью и грядущей, начиная с периода смерти до воскрешения. Буквально означает "вещь, которая вклинивается между любыми двумя вещами; препятствие или преграда". Краткая энциклопедия Ислама) и пребывает в барзахе без каких-либо контактов с этим миром, то это означает, что бестелесные человеческие духи не могут воздействовать, влиять на живых людей или общаться с ними. Вышеприведенные тексты ясно указывают, что человеческая душа ограждена от знаний того, что происходит на земле, после смерти тела, и ей не дано совершать какие-либо деяния в мирской жизни, ни благие, ни дурные. Следовательно, в соответствии с ортодоксальным Исламом, человеческая душа не может считаться возможным источником феноменов духовного воздействия среди людей.
Ибли́с, дьявол, сатана — имя джинна, низвергнутого с небес Аллахом и ставшего врагом Аллаха. Иблиса называют также Шайтаном (как главу всех злых духов — шайтанов).
Биография
Согласно Корану, Иблис ослушался Аллаха, приказавшего всем поклониться первому человеку (Адаму), созданному Всевышним, так как тот был сотворен из глины, в то время, как он, шайтан, — из огня (Коран 18:50). За это Иблис был низвергнут с небес. Но Иблис попросил перенести наказание на Судный день и принялся обольщать людей и джиннов, нетвердых в вере. Свою месть он начал соблазнением Адама и Хаввы (Евы), явившись им в образе змея и уговорив отведать плод с древа познания добра и зла, вопреки воле Аллаха, запретившего Адаму и Хавве рвать плоды этого дерева.
Иблис стал причиной неверия и гибели многих древних народов. Он мешал деятельности всех пророков от Адама до Мухаммеда, подстрекал против них людей.
Наказанием для Иблиса стало изгнание его из рая, которое должно продлиться до скончания времен. Он будет низвергнут в ад, в геенну (джаханнам), где будет гореть в вечном огне. Та же участь ждет его приверженцев и последователей (7:18; 15:34-35).
Природа
Иблис стремится всеми силами вредить делу Аллаха, совращая людей, сбивая их с пути истинного, доказывая Всевышнему, что человек несовершенен, слаб, порочен и грешен. Безусловно, он может сбить с пути истинного верующего, но все же его сила не безгранична, ибо у правоверных есть силы ему воспротивиться (17:65).
Все соблазны Иблис обычно нашептывает людям в ухо. Чтобы оградить себя от зла и искушения, мусульмане часто цитируют две последние суры Корана.
Дискуссия
В связи с Иблисом в богословской литературе велась оживленная дискуссия, связанная с рядом проблем. Одна из них — является ли дьявол падшим ангелом или же он — пробравшийся на небо джинн, который и вел себя как джинн, или он и тот и другой одновременно. Эта дискуссия связана с природой ангелов: созданы ли они безгрешными и послушными Аллаху или способны грешить и не повиноваться.
Другая дискуссия развивалась по поводу природы греха Иблиса: то, что его попросили поклониться кому-либо, кроме Аллаха, он счел нарушением единобожия и тем самым проявил твердость в вере, но не выдержал испытания повиновением. Большинство комментаторов считают, что действия Иблиса вызваны гордыней и самоуверенностью, за что он и был наказан.
На одном из этапов паломничества в Мекку верующие совершают ритуал побивания камнями столбов, символизирующих шайтана (отсюда в разговорном языке можно услышать словосочетание «побитый камнями»).
Джины в Исламе.
Джины в исламе существа, созданные из огня. Их не видно человеческому глазу, но они практически везде. Среди них так же есть мусульмане, а есть и те, кто не верует. Один из их рода, имя которого Иблис – прообраз Сатаны в Исламе, был ангелом.
После сотворения первого человека, Всевышний приказал ангелам приклониться перед человеком. Все ангелы преклонились, но Иблис возгордился. Он считал, что раз он из огня, а человек из земли, то не стоит унижаться перед человеком. Эту историю знают многие мусульмане.
Джины, как уже упоминалось выше, бывают верующие и нет. Многие неверующие джины подселяются к человеку, что называется одержимостью. В отличие от Христианства в исламе бесами считают не падших ангелов, а именно джинов, которые идут за Иблисом(Сатаной). Сатана в Исламе не обладает какой-либо властью над человеком, он может только «нашептывать» и сводить с истинного пути. Он не соперник Творцу и не пытается ему противостоять. Сатана в Исламе чем то напоминает Мефистофеля из «Фауста».
Джины были созданы еще до человека. Они жили, так же как и люди, у них были семьи, дети. Но их жизнь была грешной и кровавой, поэтому Творец «убрал» их с этого мира. Сейчас они, как бы в другом, параллельном мире.
Существует много мнений по поводу джинов в Исламе. Кто-то считает их «остатками» от язычества, а кто-то, думает, что джинов не существует. Чтобы развеять эти мнения, следует сказать, что джины не есть остатки от язычества. Ведь иконопись у христиан не считается идолопоклонничеством.
Ифриты и Джины.
Ифрит – это восточный демон, сверхъестественное существо, по мусульманской демонологии берущее начало от Люцифера.
Ифриты - это особо сильные джины. Слово джинн в переводе означает “невидимый” или “не доступный глазу”. Существовали джинны мужского (джины) и женского (джинии) пола, причем есть несколько их разновидностей: ифриты (или африты), мариды, кутрубы и силаты. Как правило, все они относились к людям неприязненно и вредили чем и как только могли, а силой обладали воистину огромной — например, без труда трансформировали свое тело и телепортировались на сколь угодно далекие расстояния. Случалось джиннам похищать девушек чаще всего сразу же после свадьбы (но, как правило, еще до брачной ночи). Однако если человеку посчастливилось завладеть магическим кольцом или старой лампой и ему вдруг пришло в голову эти предметы потереть, то тут же являлся джин, выполнял его пожелания и верно ему служил.
За исключением сверхъестественных способностей, джины во всем подобны людям и, по сути, представляют собой особую волшебную расу. Они едят, пьют, спят, испытывают эмоции. Как и люди, эти существа делятся на добрых и злых. Долгое время последние были в абсолютном большинстве, но однажды джины сумели подслушать речи Аллаху Таали и Мухаммеда, после чего некоторые из них встали на путь ислама.
Ифриты – это “огонь”, они дышат огнем и отлично владеют боевой магией. Когда нужно кого-то убить или что-то разрушить – это работа для ифритов. В арабском языке фраза “ифрит из джинов”, взятая из Корана и означает что-то вроде “сильнейший из сильных”. Это высшее сословие у джиннов. В отличии от джинов которые живут в лампах, ифриты живут в коврах они исполняют любые З желания, а в обмен на эти желания они забирают душу человека, все желания направлены во вред человека. Ифриты намного могущественнее джинов и они ведут несканчаемую войну против джинов. В отличии от джинов ифриты не узники своего ковра, они могут поменять свой ковёр на другой.
Следующие по распространённости вид джинов – мариды. Мариды – в арабской демонологии духи, добрые или злые. Иногда мариды предстают людям в белых одеждах с длинным белым лицом и белой бородой. Мариды – это духи воздуха. Они немного слабее чем ифриты, но магией владеют лучше всех. Превращаются сами и превращают всё вокруг, могут возвести дворец за одну ночь, умеют творить вещи.
Иногда они выступают также людоедами. Они любят делать из людей «ослов» - садиться им на спину и ездить на них всю жизнь. Так один из маридов поступил и с Синдбадом-мореходом. Также они часто выглядят как совершенно различные животные, умеющие летать. Умеют они и превращаться в любых животных.
В отличии от маридов кутрубы самые тупые и никчемные джины — обычные волосатые великаны-людоеды. Из всей магии хорошо владеют только левитацией. В арабских источниках кутруб – злой демон, враждебный человеку.
Гули – это самки кутрубов. На самцов непохожи — похожи на молодых, красивых женщин. Заманивают людей в ловушку и пожирают. Гули также являются одним из подвидов джинов, по арабским источникам. И последний тип джиннов – силаты. Силаты – джины воды. В мире джиннов их совсем мало, потому что у них там очень горячо, а воды очень мало. В бою никуда не годятся, но с бытовой магией справляются неплохо, хотя и хуже маридов. По арабским иточникам силаты – это всё те же гули (джинны-демоны), но не умеющие менять свою форму.
Выделяют также джанов. Это тип джинов собравших в себя все четыре первоосновы, но, как почти любой “суррогат”, они гораздо слабее своих “концентрированных” собратьев.
Джин не является ни ангелом ни демоном, он как среднее связующее звено между людьми и первыми ангельскими чинами.
Ангелы в исламе
Определение ангела
Ангел — разумное и свободное существо, (обычно) невидимое человеком, беспрекословно выполняющее все приказы Аллаха (хотя Аллах и не нуждается ни в каких ангелах, но сотворил и использует их по Своей безграничной Мудрости). К примеру: народ пророка Лута (библейский Лот), был уничтожен, (скорее: «стерт с лица земли»), но не до того как обезумевшие от своих страстей люди стали домогаться гостей-ангелов, явившихся в облике прекрасных юношей.
[Речь идет о народе, на который были и направлены три ангела, (Джабраил, Микаил и Исрафил), в людском облике для его уничтожения, поскольку это был народ, который впервые принес человечеству проступок известный как содомский грех.]
Так как ангелы наделены разумом, они должны служить Аллаху.
«Среди ангелов есть те, которые с момента их сотворения находятся в состоянии поясного поклона. Есть и те, которые пребывают в состоянии земного поклона. И единственное когда они выпрямят свои спины — это День Суда. Но в тот день с их уст будут сходить лишь слова: „О, Аллах, Ты Свят. Мы восхваляем Тебя. Мы не поклонялись Тебе должным поклонением. Мы не поклонялись Тебе в соответствии с Твоим величием и могуществом“.»
Обычно только пророки были наделены способностью видеть ангелов. Простые смертные лишены этой возможности. Не имея пола, ангелы занимаются только исполнением воли Всевышнего Аллаха. Одни из них постоянно находятся на небесах, другие на Земле. О служителях трона на седьмом небе говорится: "И ты увидишь ангелов, окружающих трон, которые прославляют хвалой Господа своего. Решено между ними по истине, и скажут: «Хвала Аллаху, Господу миров!» (Коран, 39: 75).
Ангелы созданы Аллахом из света, хотя они могут менять облик. Например, к народу пророка Лута Джабраиль, Микаиль и Исрафиль пришли в облике прекрасных юношей.
Виды ангелов
Существуют несколько классов ангелов, каждый из которых выполняет свою задачу. Часть ангелов, называемых «Мукаррабун», находится в постоянном поклонении Аллаху. Имя Всевышнего Аллаха не сходит с их уст. О них сказано в Коране «Небеса готовы разверзнуться над ними, а ангелы возносят хвалу своего Господа и просят прощения тем, кто на земле…» (42: 5). Как мы не можем существовать без воздуха, так и они не могут оставить поклонения.
Ангелы под названием «Кирамен Катибин» ведут постоянный счёт земным делам людей и скрупулёзно записывают в персональную книгу жизни деяния каждого человека. Другие ангелы исполняют роль защитников людей. Их называют «Хафаза». Если бы не защита ангелов «Хафаза», мусульмане постоянно подвергались бы нападениям сатанинских сил.
Части ангелов, во главе которых поставлен Азраил (мир ему), поручено забирать души умерших людей. Их зовут «Малаика уль-Маут». О них Всевышний Аллах говорит: «Скажи: „Приемлет вашу кончину ангел смерти, которому вы поручены, потом вы к вашему Господу будете возвращены“» Ещё 2 ангела — Мункар и Накир — задают вопросы умершим об их Боге, пророке, религии. Являясь в могилу после погребения, они предстают перед покойниками не всегда в одинаковом виде, а в соответствии с верой или неверием умершего. Перед кафиром они предстают в страшном обличии: совершенно чёрные со светящимися глазами, свирепые, огромного роста. И вопросы задают они громовым голосом. А перед верующими людьми, ведшими достойный образ жизни, являются в виде приветливого друга, и вопросы задают доброжелательно и с участием. Есть 19 ангелов, обязанных служить в Аду и называемых «Забани». Они громадного роста и очень жестоки. «Сделали Мы властителями огня только ангелов и сделали число их только испытанием…». (Сура 74, айат 31)
Всевышний Аллах по своему усмотрению избирал пророков не только из числа людей, но и из числа ангелов. Четыре главных ангела — Архангелы Джабраил, Микаил, Исрафил и Азраил являются пророками ангелов. Кроме пророческих миссий у них и другие персональные задания от Всевышнего Аллаха. Архангел Джабраил передавал повеления Аллаха очередному Пророку. Микаил уполномочен управлять ветрами и дождевыми тучами. Азраил, как уже было сказано выше, забирает души людей, окончивших свой жизненный путь. А Архангелу Исрафиилу Всевышний Аллах поручил постоянно находиться при огромной трубе, напоминающей рог. Он ожидает у этой трубы, называемой «Суур», приказа Аллаха. Как только Всевышний Аллах даст знак, Исрафиил дунет в «Суур», и наступит Конец Света.
Пророки из числа людей выше пророков-ангелов. В то же время пророки-ангелы выше простых людей. Но простые люди, ведущие праведный образ жизни, твёрдо следующие предписаниям Корана и Сунны, в свою очередь выше рядовых ангелов. Это потому, считают исламские учёные, что ангелам, не имеющим пола, не нуждающимся ни в еде, ни в питьё, не имеющим страсти, быть праведными гораздо легче. В то время как человеку приходится постоянно умерять свои страсти, чтобы не впасть в грех, поддавшись искушению Сатаны.
В Коране говорится, что Всевышний Аллах создал ангелов двух-трех-четырехкрылыми. «Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, сделавшему ангелов посланниками, обладающих крыльями двойными, тройными и четверными. Он увеличивает в творении, что Ему угодно. Аллах мощён над каждой вещью» (35: 1) Не нужно забывать, что крылья ангелов не похожи ни на крылья птиц, ни на крылья ветряных мельниц. Их крылья соответствуют их мощи. Сила и величина ангелов зависят от того, для чего они предназначены. И крылья их соответствуют этому назначению.
Сунна об ангелах
Пророк Мухаммад говорил: «И Ангел, и Сатана, (кто является надменным и очень умным джинном — Иблисом) проникая в душу, оказывают очень большое влияние на человека. Сатана отвращает нас от пути Аллаха. Сбивая всякими соблазнами с Истинного пути, упорно тянет нас к плохим поступкам. Всё непотребное и вредное представляет нам очень привлекательным и полезным. Дело Ангела, — призывать к добру, справедливости, богобоязненности. Чувствуя в душе призыв Ангела,- возблагодарите Аллаха. Услышав призыв Сатаны,- просите защиты у Всевышнего Аллаха.»