Вопрос 2. Доказательства воскрешения из Корана и Сунны и логические доводы.
Коран и Сунна ясно указывают на то, что Всевышний Аллах воскресит мертвых. Это подтверждается во многих текстах писания Аллаха и Сунны Его посланника, e.
К доказательствам из Корана относятся высказывания Всевышнего: «Затем Мы воскресили вас после смерти, – быть может, вы будете благодарны» (аль-Бакъара, 56);
«Сотворение и воскрешение ваше подобно сотворению и воскрешению одного человека. Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий» (Лукман, 28);
«Неверующие полагают, что они не будут воскрешены. Скажи: «Напротив, клянусь моим Господом, вы непременно будете воскрешены, а затем вам непременно сообщат о том, что вы совершили. Это для Аллаха легко» (ат-Тагабун, 7).
В Сунне мы встречаем хадис Абу Хурейры о том, что Пророк, e, сказал: «Не отдавайте предпочтения одним пророкам Аллаха перед другими. Когда подуют в Рог, вначале потеряют сознание (или умрут) те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить. Затем в него подуют еще раз, и я буду первым (или одним из первых), кого воскресят, а Муса уже будет держаться за Трон…».[223] В обоих «ас-Сахихах» также приводится хадис Абу Саида аль-Худри, в котором сказано: «Я буду первым, для кого разверзнется земля…».[224] Эти два хадиса указывают на то, что в День воскресения Всевышний Аллах поднимет покойников из могил и приведет их на место сбора. Они же указывают на превосходство Пророка, e, который будет первым из воскрешенных.
В истинности воскрешения можно убедиться и путем здравых логических рассуждений. Воскрешение – это повторное сотворение, и каждому благоразумному человеку ясно, что повторить что-либо гораздо легче, чем сделать это в первый раз. Именно поэтому Всевышний Аллах в Своем писании привел в качестве доказательства воскрешения сотворение человека в первый раз. Воистину, тот, кто сумел сделать что-либо в первый раз, тем более сумеет повторить это. В Коране сообщается, что один из неверующих в воскрешение сказал: «Кто оживит кости, которые истлели?» (Йа син, 78).
Тогда Всевышний сказал: «Скажи: «Оживит их Тот, Кто создал их в первый раз. Он ведает о всяком творении» (Йа син, 79).
Этот логический аргумент из писания Аллаха способен опровергнуть заявления любого упорствующего неверующего, отрицающего воскрешение. Это – довод, который невозможно опровергнуть.
Вопрос 3. Сбор.
Священные тексты свидетельствуют о том, что после воскрешения рабы босыми, голыми, без обрезания крайней плоти будут собраны на месте сбора. Всевышний сказал: «Мы соберем их всех и никого не упустим» (аль-Кахф, 47);
«В тот день земля будет заменена другой, равно как и небеса, и они предстанут перед Аллахом, Единственным, Могущественным» (Ибрахим, 48).
Передают, что Аиша рассказывала, что слышала, как посланник Аллаха, e, сказал: «Люди будут собраны босыми, голыми, без обрезания крайней плоти». Она спросила: «О посланник Аллаха, мужчины и женщины будут собраны вместе и будут смотреть друг на друга?». Он сказал: «О Аиша, все будет настолько ужасно, что им будет не до того, чтобы смотреть друг на друга».[225]
В этом сборе будут участвовать все творения. Священные тексты указывают на то, что после этого творения еще раз будут собраны либо в Раю, либо в Аду. Правоверные будут собраны в Раю как почтенная делегация, и они будут статно сидеть верхом. Всевышний сказал: «В тот день Мы соберем благочестивых перед Милостивым почтенной делегацией» (Марьям, 85).
Ат-Табари передал следующий комментарий Али к словам Всевышнего: «В тот день Мы соберем благочестивых перед Милостивым почтенной делегацией»: «Клянусь Аллахом, почтенная делегация не будет идти пешком, и ее не станут гнать. Они приедут на верблюдицах, подобных которым еще не видывали творения. На них будут седла из золота, а их поводья будут из хризолита. Они будут ехать на них верхом, пока не доберутся до ворот Рая».[226]
Что же касается неверующих, то они будут собраны в Ад ничком, слепые, глухие и немые. Всевышний сказал: «Тем, которые будут собраны в Геенну ничком, уготовано наихудшее место, и они более других сбились с пути» (аль-Фуркан, 34);
«В День воскресения Мы соберем их лежащими ничком, слепыми, немыми, глухими»
(аль-Исра, 97).