Господь наш, поистине, Ты посрамишь того, кого введёшь в ад, и не будет у несправедливых помощников! 12 страница
156. Малик передал слова Нафи’а, который сообщил, что, совершая ташаххуд, Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, говорил:
«С именем Аллаха. Приветствия Аллаху, молитвы Аллаху, чистые слова Аллаху. Мир пророку, милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Я засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, я засвидетельствовал, что Мухаммад − посланник Аллаха /Би-сми-Ллях. Ат-тахиййату ли-Лляхи, ас-салявату ли-Лляхи, аз-закиййату ли-Ллях. Ас-саляму ‘аля-н-набиййи, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху, ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихин. Шахидту алля иляха илля-Ллаху, шахидту анна Мухаммадан расулю-Ллах/».[480]
Аллах лучше знает, что из этого[481] является наиболее верным.
О трёх вышеупомянутых видах ташаххуда аль-Байхаки сказал так: «Надёжные сообщения о том, что говорил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, содержатся в трёх хадисах: хадисе Ибн Мас’уда, хадисе Ибн ‘Аббаса и хадисе Абу Мусы». Другие говорили: «Все три эти хадиса относятся к числу достоверных, но наиболее верным из них является хадис Ибн Мас’уда».
Знай, что, как указывает наш имам аш-Шафи’и и другие улемы, да будет доволен ими Аллах, для произнесения ташаххуда можно выбрать любой из приведенных нами его видов. Наилучшим из них аш-Шафи’и считает тот вид ташаххуда, слова которого приводятся в хадисе Ибн ‘Аббаса[482], поскольку там добавлено отсутствующее в других сообщениях слово “аль-мубаракату” /благословение/. Аш-Шафи’и и другие улемы, да помилует их Аллах, говорили: «Слова, которые передаются передатчиками хадисов, отличаются друг от друга ввиду того, что при произнесении ташаххуда молящемуся предоставляется свобода выбора, а Аллах знает об этом лучше».
Молящийся может полностью произнести любой из трёх первых видов ташаххуда.[483] Можно ли считать заменой ташаххуду частичное его произнесение? Об этом следует поговорить подробно. Знай, что слова “аль-мубарак’ату”, “ас-салявату”, “ат-таййибату” и “аз-закиййату” произносятся в соответствии с сунной, но произнесение их не является необходимым условием действительности ташаххуда, и если человек не признесёт ни одно из них, а скажет только: «Приветствия Аллаху; мир тебе, о пророк... /Ат-тахийату ли-Лляхи; ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-ха-н-набиййу.../», после чего произнесёт остальные слова до конца, этого будет достаточно, и подобные разночтения у нас допускаются. Что же касается слов “...мир тебе, о пророк... /... ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-ха-н- набиййу.../” и далее до конца ташаххуда, то произносить их обязательно, а опускать нельзя ничего, за исключением слов “милость Аллаха и благословения Его /ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху/”. Относительно этого наши товарищи высказывали три мнения. Наиболее верным следует считать то, согласно которому ни одно из слов фразы “милость Аллаха и благословения Его” опускать нельзя. Указанием на это служит то обстоятельство, что эти слова приводятся во всех хадисах. Согласно второму мнению, опускать эти слова можно. Согласно третьему мнению, можно опустить слова “и благословения Его /ва баракяту-ху/”, а слова “милость Аллаха /ва рахмату-Ллахи/” – нельзя. Абу-ль-‘Аббас бин Сурайдж, являющийся одним из наших товарищей, сказал: «Можно ограничиться словами “Приветствия Аллаху; мир тебе, о пророк, мир праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад − посланник Аллаха /Ат-тахиййату ли-Лляхи; салямун ‘аляй-кя, аййу-ха-н-набиййу, салямун ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихин. Ашхаду ан ля иляха илля-Ллаху ва анна Мухаммадан расулю-Ллах/”». Что касается слова “мир”, то в большинстве хадисов приводятся слова “ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-ха-н-набиййу” и “ас-саляму ‘аляй-на”, однако в некоторых версиях это слово пишется без артикля, то есть не “ас-саляму”, а “салямун”. Наши товарищи говорили: «Допускается и то и другое, однако лучше произносить его как “ас-саляму”, поскольку так пишется в большинстве версий, а также из предосторожности».
Что касается произнесения слов “С именем Аллаха /Би-сми-Ллях/” перед приветствием, то в “Сунан” ан-Насаи[484] и аль-Байхаки приводится хадис, относящийся к категории “марфу‘”, в котором говорится о допустимости произнесения ташаххуда в такой форме. Мы также привели хадис Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллах,[485] свидетельствующий о допустимости этого, однако аль-Бухари, ан-Насаи и другие выдающиеся мухаддисы указывали на отсутствие достоверных сообщений, которые указывали бы на то, что эти слова во время ташаххуда произносил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Вот почему в большинстве своём наши товарищи говорят, что в данном случае произносить их нежелательно. Другие же говорят, что желательно и предпочтительно не произносить их, поскольку в большинстве сообщений сподвижников о ташаххуде никаких упоминаний об этом нет.
Знай, что придерживаться определённого порядка при произнесении ташаххуда желательно, но не обязательно. Большинство улемов считает, что менять местами отдельные фразы ташаххуда допустимо, на что прямо указывает аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, в своём труде “Аль-Умм”. По мнению некоторых, делать это не разрешается, как не разрешается переставлять слова “Аль-Фатихи”, однако на дозволенность таких перестановок указывает то, что в одних версиях приведенных нами хадисов слово “мир” предшествует свидетельству, а в других стоит после него. Что же касается “Аль-Фатихи”, то и сами её слова, и их порядок представляют собой нечто недостижимое, и поэтому люди ничего не должны менять в ней. Тому, кто может произнести слова ташаххуда по-арабски, не разрешается произносить их на другом языке. Если же человек не может сделать это, ему разрешается произнести их на своём языке, но он должен научиться произносить их по-арабски, на что мы уже указывали в главе о “такбират аль-ихрам”.
Все мусульмане считают, что, согласно сунне, слова ташаххуда следует произносить про себя. Указанием на это служит хадис, приводимый в “Сунан” Абу Дауда, ат-Тирмизи и аль-Байхаки.
157 - عن عبد اللّه بن مسعود رضي اللّه تعالى عنه قال:
من السنّة أن يخفي التشهد. قال الترمذي: حديث حسن. وقال الحاكم: صحيح
157. Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Согласно сунне, слова ташаххуда произносятся про себя».[486]
Ат-Тирмизи считал этот хадис хорошим, а аль-Хаким – достоверным.
Когда кто-либо из сподвижников говорил: «То-то соответствует сунне», это означало, что он передал смысл слов посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Таково правильное направление, которого в большинстве своём придерживаются улемы из числа факихов, мухаддисов, знатоков основ религии и богословов, да помилует их Аллах. Произносить слова ташаххуда вслух нежелательно, однако если молящийся сделает это, его молитва не станет недействительной, и ему не надо будет совершать два земных поклона в качестве искупления.
بابُ الصلاة على النبيّ صلى اللّه عليه وسلم بعد التشهّد
Глава 45. Мольба за пророка, да благословит его Аллах и приветствует, после ташаххуда
Знай, что аш-Шафи’и, да помилует его Аллах, считает обращение к Аллаху с мольбой за пророка, да благословит его Аллах и приветствует, после второго ташаххуда обязательным и говорит, что если молящийся не обратится с такой мольбой, то его молитва действительной не будет. По мнению большинства улемов, обращаться с мольбой за семейство пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не обязательно, но желательно. Некоторые же наши товарищи считали, что делать это обязательно. Лучше всего говорить так: «О Аллах, благослови Мухаммада, Твоего раба и посланника, неграмотного пророка, и (благослови) семейство Мухаммада, его жён и его потомство, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима! О Аллах, пошли благословения[487] неграмотному пророку Мухаммаду, семейству Мухаммада, его жёнам и его потомству, как послал Ты их в мирах Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты − Достойный похвалы, Славный! /Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин, ‘абди-кя ва расули-кя, ан-набиййи-ль-уммиййи, ва ‘аля али Мухаммадин, ва азваджи-хи, ва зуррийати-хи, кя-ма салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима, ва барик ‘аля Мухаммадин, ан-набиййи-ль-уммиййи, ва ‘аля али Мухаммадин, ва азваджи-хи, ва зуррийати-хи кя-ма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима фи-ль-‘алямина, инна-кя Хамидун, Маджид!/»[488]
О том, что приведенные выше слова произносил посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщается в хадисе, передаваемом со слов Ка‘ба бин ‘Уджры, да будет доволен им Аллах. Если не считать отдельных фраз[489], в таком виде этот достоверный хадис, который передаётся не только со слов Ка‘ба, приводят аль-Бухари[490] и Муслим[491]. Если будет угодно Аллаху Всевышнему, более подробно мы разберём данный вопрос в “Книге мольбы за посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”, а Аллах знает об этом лучше.
При обращении с мольбой за пророка, да благословит его Аллах и приветствует, обязательно произнести слова “О Аллах, благослови пророка... /Аллахумма, салли ‘аля-н-набиййи.../” Если молящийся захочет, он может сказать: «Да благословит Аллах Мухаммада... /Салля-Ллаху ‘аля Мухаммадин.../», или: «Да благословит Аллах Своего посланника... /Салля-Ллаху ‘аля расули-хи.../», или: «Да благословит Аллах пророка... /Салля-Ллаху ‘аля-н-набиййи.../» У нас есть основания считать, что можно говорить только: «О Аллах, благослови Мухаммада... /Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин.../» Кроме того, у нас есть основания считать, что можно говорить: «...и да благословит Аллах Ахмада... /...ва салля-Ллаху ‘аля Ахмада.../» И у нас есть основания считать, что можно говорить: «Да благословит его Аллах и приветствует /Салля-Ллаху ‘аляй-хи ва салляма/», а Аллах знает об этом лучше.
Что касается первого ташаххуда, то, по общему мнению, в это время обращаться к Аллаху с мольбой за пророка, да благословит его Аллах и приветствует, необязательно, но желательно ли делать это? На этот счёт есть два мнения. Согласно более верному из них, желательно обращаться к Аллаху с мольбой за пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но не за его семейство. Согласно другому мнению, желательно делать и это. Мы считаем, что обращаться с мольбами при совершении первого ташаххуда нежелательно. Более того, наши товарищи говорили, что это достойно порицания, поскольку основой первого ташаххуда, в отличие от второго, является лёгкость, а Аллах знает об этом лучше.
بابُ الدُّعَاء بعدَ التشهّدِ الأخير
Глава 46. Об обращении с мольбами к Аллаху после второго ташаххуда
Знай, что обращение с мольбами к Аллаху после второго ташаххуда, по общему мнению, является узаконенным.
158 - عن عبد اللّه بن مسعود رضي اللّه عنه:
أن النبي صلى اللّه عليه وسلم علّمهم التشهّد ثم قال في آخره: " ثُمَّ يُخَيّرُ منَ الدُّعَاءِ" .
158. Передают со слов ‘Абдуллаха бин Мас’уда, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, который научил их[492] словам ташаххуда, в конце (разговора) сказал: «А потом, пусть обратится с мольбой к Аллаху по своему выбору[493]».[494]
وفي رواية البخاري: " أعْجَبَهُ إلَيْهِ فَيَدْعُو" .
В той версии этого хадиса, которую приводит только аль-Бухари, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «...пусть выберет мольбу, которая ему понравится, и обратится с ней к Аллаху».
وفي روايات لمسلم: " ثُمَّ ليَتَخَيَّرْ مِنَ المَسْأَلَةِ ما شاءَ ".
В той версии, которую приводит только Муслим, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «...а потом пусть выберет то, о чём он хотел бы попросить».
Знай, что обращение с подобной мольбой желательно, но не обязательно. Если тот, кто обращается с мольбой к Аллаху, не является имамом, желательно также, чтобы мольба была долгой. Человек может молить Аллаха о том, что имеет отношение к любым религиозным и мирским делам, повторяя слова мольбы, с которыми обращался к Аллаху пророк, да благословит его Аллах и приветствует, или обращаясь к Аллаху с такими мольбами, которые он придумает сам, но следовать примеру пророка, да благословит его Аллах и приветствует, предпочтительнее. Известны такие мольбы, с которыми пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обращался именно после второго ташаххуда, и такие, которые он произносил в иных обстоятельствах. В данном случае лучше выбрать первые.
В хадисах приводятся многочисленные примеры обращений с мольбами после второго ташаххуда.
159 - عن أبي هريرة رضي اللّه عنه قال: قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم:
"إذَا فَرَغَ أحَدُكُمْ مِنَ التَّشَهُّدِ الأخِيرِ فَلْيَتَعَوَّذْ بِاللَّهِ مِنْ أرْبَعٍ: مِنْ عَذَابِ جَهَنَّمَ، وَمِنْ عَذَابِ القَبْرِ، وَمِنْ فِتْنَةِ المَحْيَا وَالمَماتِ، وَمِنْ شَرّ المَسِيحِ الدَّجَّالِ" .
159. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-либо из вас закончит произносить слова последнего ташаххуда, пусть обратится к Аллаху с мольбой о защите от четырёх (вещей): от мук геенны, от мучений могилы, от испытаний жизни и смерти и от зла Антихриста[495]».[496]
160 - وفي رواية منها: "إِذَا تَشَهَّدَ أحَدُكُمْ فَلْيَسْتَعِذْ بِاللَّهِ مِنْ أَرْبَعٍ، يَقُولُ: اللَّهُمَّ إِني أعُوذُ بِكَ مِنْ عَذَابِ جَهَنَّمَ، وَمنْ عَذَابِ القَبْرِ، وَمِنْ فِتْنَةِ المَحْياوالمَماتِ، وَمِنْ شَرِّ فِتْنَة المَسِيحِ الدَّجَّالِ".
160. В другой версии этого хадиса, которую приводит только Муслим, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-либо из вас закончит произносить слова последнего ташаххуда, пусть обратится к Аллаху с мольбой о защите от четырёх (вещей) и скажет: “О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мук геенны, от мучений могилы, от испытаний жизни и смерти и от зла испытания Антихриста!/Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ‘азаби-ль-джаханнами, ва мин ‘азаби-ль-кабри, ва мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамати, ва мин шарри фитнати-ль-масихи-д-даджжаль!/”»
161 - عن عائشة رضي اللّه عنها: أن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم كان يدعو في الصلاة:
" اللَّهُمَّ إني أعُوذُ بِكَ مِنْ عَذَابِ القَبْرِ، وَأعُوذُ بِكَ مِنْ فِتْنَةِ المَسيحِ الدَّجَّال، وأعُوذُ بِكَ مِنْ فِتْنَةِ المَحْيا والمَماتِ، اللَّهُمَّ إني أعُوذُ بِكَ من المأثمِ والمَغْرَمِ".
161. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что во время молитвы пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно обращался к Аллаху с такой мольбой: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от мучений могилы, и я прибегаю к Твоей защите от искушения Антихриста и я прибегаю к Твоей защите от искушений жизни и смерти! О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от (бремени) греха и долга!/Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин ‘азаби-ль-кабри, ва а‘узу би-кя мин фитнати-ль-масихи-д-даджжали, ва а‘узу би-кя мин фитнати-ль-махйа ва-ль-мамат! Аллахумма, инни а‘узу би-кя мин аль-ма‘сами ва-ль-маграм!/»[497]
162 - عن عليّ رضي اللّه عنه قال: كان رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم إذا قام إلى الصلاة يكون من آخر ما يقول بين التشهّد والتسليم: " اللَّهُمَّ اغْفِرْ لي ما قَدَّمْتُ وَمَا أخَّرْتُ، وَمَا أسْرَرْتُ وَمَا أَعْلَنْتُ، وَمَا أسْرَفْتُ وَمَا أنْتَ أعْلَمُ بِهِ مِنِّي، أنْتَ المُقَدِّمُ وأنْتَ المُؤَخِّرُ لا إِلهَ إِلاَّ أنْتَ ".
162. Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, становился на молитву, в конце её, между ташаххудом и таслимом, он среди прочего часто говорил: «О Аллах, прости мне то, что я совершил прежде и что отложил[498], то, что делал тайно и явно, то, в чём я преступил границы, и то, о чём Ты знаешь лучше меня! Ты − Выдвигающий вперёд и Ты − Отодвигающий, нет бога, кроме Тебя!/Аллахумма,-гфир ли ма каддамту, ва ма аххарту, ва ма асрарту, ва ма а‘лянту, ва ма асрафту, ва ма Анта а‘ляму би-хи мин-ни! Анта-ль-Мукаддиму ва Анта-ль-Му’аххыру, ля иляха илля Анта!/»[499]
163 - عن عبد اللّه بن عمرو بن العاص، عن أبي بكر الصديق رضي اللّه عنهم: أنه قال لرسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم:
علّمني دعاءً أدعو به في صلاتي، قال: "قُلِ اللَّهُمَّ إني ظَلَمْتُ نَفْسِي ظُلْماً كَثِيراً وَ لا يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلاَّ أَنْتَ، فاغْفِرْ لِي مَغْفِرَةً مِنْ عِنْدِكَ وَارْحمْنِي إنَّك أَنْتَ الغَفُورُ الرَّحِيم" .
163. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-‘Аса, что однажды Абу Бакр ас-Сиддик, да будет доволен ими Аллах, попросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Научи меня словам мольбы, с которой я обращался бы к Аллаху во время своей молитвы», и (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Говори: “О Аллах, поистине, я обижал самого себя[500] много раз, а никто, кроме Тебя, грехов не простит! Прости же меня, (и даруй) мне Твоё прощение, и помилуй меня, ведь Ты − Прощающий, Милосердный!/Аллахумма, инни залямту нафси зульман касиран, ва ля йагфиру-з-зунуба илля Анта, фа-гфир ли магфиратан мин ‘инди-кя ва-рхам-ни, инна-кя Анта-ль-Гафуру-р-Рахим!/”»[501]
В большинстве случаев этот хадис передаётся со словами “залямту нафси зульман касиран” /обижал много раз/, но в некоторых его версиях, которые приводит Муслим, говорится “залямту нафси зульман кабиран” /нанёс себе великую обиду/. Поскольку правильным может быть и то и другое, необходимо объединять эти слова и говорить: «...залямту нафси зульман касиран кабиран /много раз наносил самому себе великие обиды/». Аль-Бухари, аль-Байхаки и другие имамы использовали этот хадис в качестве доказательства желательности обращения к Аллаху с мольбой в конце молитвы, и подобный вывод является правомерным. Слова Абу Бакра “во время своей молитвы” могут иметь отношение к любой её части, но не следует забывать, что между ташаххудом и таслимом обращаться к Аллаху с мольбами уместно и желательно.
164 - عن أبي صالح ذكوان، عن بعض أصحاب النبيّ صلى اللّه عليه وسلم قال: قال النبيّ صلى اللّه عليه وسلم لرجل:
"كَيْفَ تَقُولُ فِي الصَّلاةِ؟" قال: أتشهَّد وأقول: اللَّهُمَّ إني أسألُكَ الجَنَّةَ، وأعُوذُ بِكَ مِنَ النَّارِ، أما إني لا أحسنُ دَنْدَنَتَكَ وَلا دَنْدَنَةَ معاذ، فقال النبيّ صلى اللّه عليه وسلم: "حَوْلَهَا دَنْدِنْ".