Вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 28 страница
635. (Передают со слов) ‘Аммара, да будет доволен им Аллах, (что посланник Аллаха, ,) сказал: «В полной мере обладает верой тот, кому присущи три качества: справедливость /инсаф/, (обыкновение) приветствовать всех людей и расходовать свои средства, невзирая на бедность».[1513]
Этот хадис, относящийся к категории “марфу‘”[1514], приводит не только аль-Бухари, а три качества, о которых в нём упоминаются, помогут тем, кто ими обладает, обрести благо в обоих мирах. Так, например, проявление справедливости требует соблюдения всех прав Аллаха и отказа от совершения всего, что Он запретил, соблюдения всех прав людей и отказа от притязаний на то, что тебе не принадлежит, а также справедливости по отношению к собственной душе, которую не следует ввергать ни во что мерзкое. Что касается обыкновения приветствовать всех людей, то среди прочего это является признаком того, что такой человек ни над кем не превозносится, и что в его отношениях с людьми нет отчуждённости, которая мешала бы ему приветствовать кого бы то ни было. Что же касается обыкновения расходовать свои средства, невзирая на бедность, то это подразумевает полноту упования на Аллаха Всевышнего, проявление сострадания по отношению к мусульманам и многое другое, и мы молим Аллаха наделить нас всеми этими качествами.
Глава 209. О том, как следует приветствовать людей
Знай, что мусульманину, который обращается со словами приветствия, лучше всего говорить: «Мир вам, милость Аллаха и Его благословения /Ас-саляму ‘аляй-кум, ва рахмату-Ллахи ва баракату-ху/», употребляя слитное местоимение множественного числа 2-го лица[1515], даже если он приветствует одного человека. В ответ на это приветствие следует сказать: «И вам мир, и милость Аллаха, и Его благословения /Ва ‘аляй-кум ас-салям, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху/», используя соединительный союз “ва” в словах “Ва ‘аляй-кум”.
К числу улемов, указывавших на то, что, обращаясь с приветствием первым, лучше всего говорить: «Ас-саляму ‘аляй-кум, ва рахмату-Ллахи ва баракату-ху», относится Абу-ль-Хасан аль-Маварди, который говорит об этом в своей книге “Аль-Хави”, один из наших товарищей имам Абу Са‘д аль-Мутавалли, который говорит об этом в своей книге “Аль-Джум‘а”, и некоторые другие.
636. Сообщается, что ‘Имран бин аль-Хусайн, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Один человек пришёл к пророку, , и сказал: «Мир вам», и (пророк, ,) ответил на приветствие (этого человека), после чего тот сел, а пророк, , сказал: «Десять». Потом пришёл другой, который сказал: «Мир вам и милость Аллаха», и (пророк, ,) ответил на приветствие (этого человека), после чего тот сел, а (пророк, ,) сказал: «Двадцать». Потом пришёл третий, который сказал: «Мир вам, милость Аллаха и Его благословения», и (пророк, ,) ответил на приветствие (этого человека), после чего тот сел, а (пророк, ,) сказал: «Тридцать»[1516].[1517]
В той версии этого хадиса, которая передаётся со слов Му‘аза бин Анаса, да будет доволен им Аллах, и приводится в “Сунан” Абу Дауда, есть следующее добавление:
– Потом пришёл ещё один человек, который сказал: «Мир вам, милость Аллаха, Его благословения и Его прощение /Ас-саляму ‘аляй-кум, ва рахмату-Ллахи, ва баракату-ху ва магфирата-ху/», а (пророк, , сначала) сказал: «Сорок», а потом добавил: «Так и достигается превосходство (людей друг над другом)».
637. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Проходя мимо пророка, , один человек, который пас скот своих товарищей, всегда говорил: «Мир тебе /Ас-саляму ‘аляй-кя/, о посланник Аллаха», пророк же, , отвечал ему: «И тебе мир, милость Аллаха, Его благословения, Его прощение и Его благоволение /Ва ‘аляй-кя-с-саляму, ва рахмату-Ллахи, ва баракату-ху, ва магфирата-ху ва ридвана-ху/». Его спросили: «О посланник Аллаха, , почему ты приветствуешь этого (человека) так, как не приветствуешь никого из своих сподвижников?» (В ответ на это пророк, ,) сказал: «А что мешает мне поступать так, ведь он уходит (отсюда) с наградой более чем десятка человек?[1518]»[1519]
Наши товарищи говорили:
– Человеку, который первым приветствует другого, следует сказать: «Мир вам /Ас-саляму ‘аляй-кум/», но допустимо также говорить: «Ас-саляму ‘аляй-кя», или: «Салямун ‘аляй-кя». В ответ же следует сказать: «Ва ‘аляй-кя-с-салям», или: «Ва ‘аляй-куму-с-салям», но можно ответить и так: «‘Аляй-куму-с-салям».
Таково правильное мнение, которого придерживается большинство улемов, и об этом говорит наш имам аш-Шафи‘и в своей книге “Аль-Умм”, как и большая часть наших товарищей. Вместе с тем, один из них, Абу Са‘д аль-Мутавалли, в своей книге “Ат-Татимма” настаивает на том, что приводимые выше слова[1520] не могут служить ответом на приветствие, однако это следует считать либо необоснованным, либо ошибочным мнением.
Обратимся к Корану, где сказано: {Наши посланники, которые принесли Ибрахиму радостную весть, сказали: “Мир!” Он (тоже) сказал: “Мир!”}[1521] Но если это было узаконено для тех, кто жил до нас, то исламский шариат подтвердил законность такого ответа. Указанием на это служит хадис Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который был приведен нами выше. В этом хадисе упоминается о том, как ответили ангелы на приветствие Адама, и сообщается, что пророк, , сказал:
– Аллах Всевышний сказал: «…(и отныне это будет) твоим приветствием и приветствием твоих потомков».[1522]
Однако члены мусульманской общины также относятся к числу потомков Адама, а Аллах знает об этом лучше.
Все наши товарищи сходились на том, что если человек скажет: «‘Аляй-кум», это нельзя будет считать правильным ответом на приветствие, но можно ли считать таковым слова: «Ва ‘аляй-кум»? Относительно этого мнения наших товарищей разделились. Если тот, кто приветствует первым, скажет: «Салямун ‘аляй-кум» или: «Ас-саляму ‘аляй-кум», то в ответ на это можно сказать либо: «Салямун ‘аляй-кум» либо: «Ас-саляму ‘аляй-кум», ведь Аллах Всевышний сказал: {Наши посланники, которые принесли Ибрахиму радостную весть, сказали: “Мир!” Он (тоже) сказал: “Мир!”}[1523] Один из наших товарищей, Абу-ль-Хасан аль-Вахиди, сказал: «Ты можешь говорить либо “салямун”, либо “ас-саляму” по собственному выбору», однако говорить “ас-саляму” всё же лучше.
638. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что, когда пророк, , говорил что-нибудь (людям), он обычно повторял сказанное трижды, чтобы его (правильно) понимали, а когда приходил к кому-нибудь, то приветствовал (хозяев дома тоже) три раза[1524].[1525] Возможно, в этом хадисе имеются в виду такие случаи, когда в доме, куда приходил пророк, , было много людей. Более подробно мы поговорим об этом в другом разделе, где, если захочет Аллах Всевышний, будут приведены слова аль-Маварди, автора “Аль-Хави”.
Человек обратится с приветствием как положено, если он, по меньшей мере, произнесёт приветствие достаточно громко, чтобы его мог услышать тот, кого он приветствовал. Если же его не услышат, считается, что приветствие произнесено не было, а это значит, что отвечать на него не обязательно. Обязанность ответа на приветствие считается выполненной, если отвечающий ответит достаточно громко, чтобы его услышал тот, кто его приветствовал, в противном же случае тауовой она считаться не может. На это указывает аль-Мутавалли и другие улемы.
Желательно произносить приветствие достаточно громко, чтобы человек был уверен, что те, кого он приветствует, его услышали, и на всякий случай повторить его громче в случае возникновения каких-либо сомнений. Если же кто-нибудь обратится с приветствием к группе людей, среди которых будут и бодрствующие, и спящие, то согласно сунне говорить надо тихо, но так, чтобы бодрствующие его услышали, а спящие не проснулись.
639. Сообщается, что аль-Микдад, да будет доволен им Аллах, сказал: «Обычно мы оставляли пророку, , его долю молока, а он приходил ночью и произносил слова приветствия так, что это не будило спящего, но было слышно бодрствующему. (Однажды) я не мог заснуть,[1526] что же кассается двух моих товарищей, то они спали, и в это время пришёл пророк, , который произнёс слова приветствия как обычно».[1527]
Имам и кади Абу Мухаммад Хусайн, имам аль-Хасан аль-Вахиди и другие наши товарищи говорили, что необходимым условием является немедленный ответ на приветствие, если же человек задержится с ответом, будет считаться, что он не дал его, что является греховным поступком.
Глава 210. Об указании на то, что нежелательно приветствовать людей, делая знак рукой или подавая какие-нибудь другие знаки и ничего не говоря
640. ‘Амр бин Шу‘айб передал слова своего отца, сообщившего, что его дед[1528] передал, что пророк, , сказал: «Не принадлежит к нам человек, подражающий тем, кто к нам не относится, так не уподобляйтесь же ни иудеям, которые приветствуют (людей с помощью) пальцев, ни христианам, которые приветствуют (людей с помощью) ладони».[1529]
641. Сообщается, что Асма бинт Йазид, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) посланник Аллаха, , который проходил по мечети, когда там сидели несколько женщин, помахал (им) рукой в знак приветствия».[1530]
Здесь подразумевается, что пророк, , не только сделал знак рукой, но и произнёс подобающие слова, поскольку в другой версии этого хадиса, которую приводит Абу Дауд, сообщается, что Асма также сказала: «…и приветствовал нас».
Глава 211. Суждение о приветствии
Знай, что приветствовать людей первым не обязательно, но желательно в соответствии с сунной. Приветствовать кого-либо первым достаточно только одному из нескольких мусульман, но если так поступят все, будет лучше. В пояснениях к своей книге “Ас-Сийар” кади Хусайн, который является имамом из числа имамов среди наших товарищей, пишет: «Мы считаем, что это является единственным совершаемым в соответствии с сунной желательным делом, которое достаточно совершить одному из нескольких мусульман». Однако утверждение кади Хусейна, ограничившего количество таких дел, ведь другие наши товарищи, да помилует их Аллах, указывали, что к их числу относится также благопожелание /ташмит/ чихнувшему, о чём, если будет угодно Аллаху, речь пойдёт ниже. Многие или дажее все наши товарищи указывали, что жертвоприношение является таким делом, которое желательно совершать в соответствии с сунной и которое достаточно совершить одному из членов семьи. Если жертвоприношение совершит один из них, это будет означать, что согласно сунне поступили все члены семьи. Что же касается ответа на приветствие, то, если с приветствием обратятся к одному человеку, он будет обязан ответить на него. Если с приветствием обратятся к группе лиц, ответить на него достаточно кому-нибудь одному, поскольку тогда будет считаться, что эту обязанность выполнили все. Если на приветствие не ответит никто, все они совершат греховный поступок, если же все они ответят на приветствие, то поступят наилучшим образом. Так считают наши товарищи, и достоинство этого очевидно. Кроме того, все они считают, что ответ на приветствие постороннего человека не снимет с них этой обязанности, и они также должны будут ответить, если же они не сделают этого, то совершат грех.
642. Передают со слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Будет достаточно, если из нескольких проходящих мимо (людей) с приветствием (к другим) обратится один из них, и будет достаточно, если на приветствие ответит один из сидящих».[1531]
643. Передают со слов Зайда бин Аслама, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Если с приветствием обратится кто-нибудь один из группы людей, это послужит заменой (словам приветствия, которые должен произнести каждый) из них».[1532]
Этот хадис с достоверным иснадом относится к хадисам категории “мурсаль”.[1533]
Имам Абу Са‘д аль-Мутавалли и другие улемы указывали, что, если один человек обратиться к другому из-за какой-нибудь преграды или стены и скажет: «Мир тебе, о такой-то», или напишет ему в письме: «Мир тебе, о такой-то», или: «Мир такому-то», или направит к нему посланника, которому скажет: «Приветствуй такого-то», и другой человек получит его письмо или встретит его посланника, он будет обязан ответить на приветствие. Аль-Вахиди и другие также упоминали о том, что, если кто-нибудь получит письмо с приветствием, он обязан ответить на это приветствие.
644. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
– (Однажды) посланник Аллаха, , сказал мне: «Вот Джибрил приветствует тебя», и я сказала: «И ему мир, милость Аллаха и Его благословения».[1534]
В некоторых версиях этого хадиса, приводимых в обоих “Сахихах”, слова “и Его благословения” приводятся, а в некоторых других они опущены, однако то, что добавлено со слов достойного доверия лица, является приемлемым. Слова “и Его благословения” приводятся также в “Сунан” ат-Тирмизи, который сказал: «Приветствовать отсутствующего желательно».
Мы уже говорили, что, если человек передаст приветствие кому-либо, и его посланец скажет: «Такой-то приветствует тебя», ответить на приветствие следует немедленно. Желательно приветствовать и того, кто передал приветствие. В таких случаях следует говорить: «И тебе и ему мир /Ва ‘аляй-кя ва ‘аляй-хи-с-салям/».
645. Сообщается, что Галиб аль-Каттан сказал:
– Один человек передал мне со слов своего отца, что его дед сказал: «(Однажды) мой отец послал меня к посланнику Аллаха, , и сказал: “Иди к нему”, после чего велел мне приветствовать пророка, , от его имени. Явившись к (пророку, ,) я сказал: “Мой отец приветствует тебя”, на что он ответил: “Мир тебе и мир твоему отцу”».[1535]
Этот хадис передаётся со слов неизвестного лица, но ранее мы уже указывали, что улемы считали возможным использовать такие хадисы, если в них говорится о достойных качествах и поступках.
Аль-Мутавалли сказал: «Если кто-нибудь будет приветствовать глуховатого человека, слова приветствия следует произнести с учётом его возможностей и сделать знак рукой, чтобы дать ему понять, что его приветствуют, и иметь право на ответ. Если же ни то, ни другое не сделать, тот, кто обратился с приветствием, права на ответ не получит. Так же следует поступить и тому, кто захочет ответить на приветствие глуховатого человека: дать ответ необходимо на словах, а потом сделать соответствующий знак рукой, что позволит человеку выполнить эту обязанность. Если с приветствием обратятся к немому, который сделает в ответ какой-нибудь знак рукой, он выполнит то, что является для него обязательным, поскольку жест может служить заменой слову. Как уже указывалось выше, когда один немой приветствует другого жестом, он также имеет право на получение ответа».
Аль-Мутавалли сказал: «Если кто-нибудь приветствует малолетнего ребёнка, тот не обязан давать ответ на приветствие, поскольку на детей выполнение шариатских обязанностей не возлагается». Его слова верны, однако этого требуют правила приличия, и поэтому желательно, чтобы дети также отвечали на приветствия. Кади Хусайн и его последователь аль-Мутавалли ставили вопрос: должен ли взрослый человек давать ответ на приветствие ребёнка? Они указывали, что на этот вопрос можно дать два разных ответа в зависимости от того, следует ли считать исповедание ислама ребёнком действительным. Если исходить из того, что ислам ребёнка действителен, то его приветствие следует считать равноценным приветствию взрослого, а это значит, что отвечать на него обязательно. Если же считать, что исповедание ислама ребёнком действительным не является, тогда отвечать на его приветствие не обязательно, но желательно. Правильное мнение заключается в том, что отвечать на приветствие ребёнка обязательно, поскольку Аллах Всевышний сказал:{А когда к вам обращаются с приветствием, то отвечайте на него лучше или так же}.[1536] Если же говорить об их указаниях, согласно которым на вышеупомянутый вопрос можно дать два разных ответа в зависимости от того, следует ли считать действительным исповедание ислама ребёнком, то аш-Шаши сказал: «Такая посылка является ложной», и его слова верны, а Аллах знает об этом лучше.
Снимается ли со взрослых обязанность ответа на приветствие, если взрослый человек приветствует нескольких взрослых людей, среди которых будет один ребёнок, и этот ребёнок ответит ему? Известно два мнения на этот счёт, и более верным представляется то из них, которого придерживались кади Хусайн и аль-Мутавалли. Они считали, что в подобном случае обязанность дать ответ со взрослых не снимается, поскольку выполнение шариатских обязанностей на ребёнка не возлагается, а ответ на приветствие является такой обязанностью. Со взрослых не снимается также обязанность участия в заупокойной молитве, если на ней присутствовали дети. Второго мнения придерживался Абу Бакр аш-Шаши, последователь аль-Мустазхири, который относится к числу наших товарищей. По его мнению, обязанность ответа со взрослых снимается, поскольку ответ ребёнка является действительным, как и в том случае, когда ребёнок возглашает азан, после чего взрослые уже не обязаны это делать. Что касается заупокойной молитвы, то наши товарищий придерживались двух разных мнений относительно обязательности участия в такой молитве, на которой присутствует ребёнок. Правильным следует считать, что в подобном случае эта обязанность снимается, на что прямо указывает аш-Шафи‘и, а Аллах знает об этом лучше.
Все наши товарищи считали, что если один человек при встрече обратится с приветствием к другому, а через непродолжительное время встретится с ним ещё несколько раз, то согласно сунне ему надо будет снова приветствовать его столько раз, сколько он будет с ним встречаться.
Указанием на это служит приводимый ниже хадис, где рассказывается о человеке, который неправильно совершал молитву.
646. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды, когда) посланник Аллаха, , вошёл в мечеть, (туда же) вошёл один человек, который совершил молитву, а потом обратился с приветствием к пророку, . Ответив (на приветствие), он сказал: «Вернись и соверши молитву, ибо, поистине, ты не помолился!» Тот совершил молитву так же, как и прежде, а потом (опять) подошёл к пророку, , и приветствовал его, (и он снова) велел ему: «Вернись и соверши молитву, ибо, поистине, ты не помолился!» – (и это повторилось) трижды.[1537]
647. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Когда кто-нибудь из вас встретит своего брата, пусть приветствует его[1538], если же (в это время) их будет отделять друг от друга дерево, стена или камень, пусть приветствует его, когда встретится с ним потом[1539]».[1540]
648. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда сподвижникам посланника Аллаха, , которые направлялись куда-либо, встречался по пути камень или холм, они разделялись (и обходили его) справа и слева, соединившись же позади (препятствия), они приветствовали друг друга».[1541]
О таком случае, когда два человека при встрече одновременно приветствуют друг друга или же один произносит слова приветствия сразу же после другого, кади Хусайн и его последователь Абу Са‘д аль-Мутавалли говорят, что каждый из них произнёс приветствие первым, и поэтому каждому из них следует дать ответ на приветствие другого. Аш-Шаши сказал: «Это спорный вопрос, поскольку эти слова[1542] годятся для использования их в качестве ответа, и если один из них произнесёт их после другого, они послужит ответом, если же их произнести одновременно, ответом это считать нельзя», и слова аш-Шаши соответствуют истине.
О таком случае, когда при встрече двух человек тот, кто обратится с приветствием первым, скажет: «Ва ‘аляй-куму-с-салям», аль-Мутавалли сказал: «Это не является приветствием и не заслуживает ответа, поскольку в такой форме обращаться с приветствием первым не годится». Что же касается такого случая, когда обращающийся с приветствием первым говорит: «‘Аляй-кя-с-салям», или: «‘Аляй-куму-с-салям», не используя союз “ва”, то имам Абу-ль-Хасан аль-Вахиди категорически утверждает, что ответ на такое приветствие давать обязательно, несмотря на то что в данном случае принятый порядок слов нарушается. Таким образом, мнение аль-Вахиди по данному вопросу очевидно. Имам аль-Харамейн также был уверен в том, что отвечать на такое приветствие обязательно, поскольку тот, кто приветствует первым, произносит слово “салям”. Однако, как и в другом случае, здесь можно выделить и другой аспект. Так, например, наши товарищи задавались вопросом, можно ли считать, что должным образом закончит свою молитву тот, кто во время таслима скажет: «‘Аляй-куму-с-салям». Верным представляется положительный ответ на этот вопрос, но можно сказать, что человек, обратившийся с приветствием в такой форме, в любом случае не заслуживает ответа, на что указывает приводимый ниже хадис.
649. Сообщается, что сподвижник Абу Джурайй аль-Худжайми, которого звали Джабир бин Суляйм (говорят также, что его звали Суляйм бин Джабир), да будет доволен им Аллах, сказал:
– Я пришёл к посланнику Аллаха, , и сказал (ему): «Тебе мир /‘Аляй-кя-с-салям/, о посланник Аллаха!» (На это) он сказал (мне): «Не говори: “Тебе мир”, ибо (словами) “Тебе мир” приветствуют покойных».[1543]
Возможно, что в этом хадисе речь идёт о наилучшей и наиболее совершенной форме приветствия, но не имеется в виду, что обращаться с приветствием в подобной форме вообще нельзя, а Аллах знает об этом лучше. В своей книге “Ихйа” имам Абу Хамид аль-Газали пишет: «Этот хадис указывает на то, что обращающемуся с приветствием первым говорить: “‘Аляй-куму-с-салям”, нежелательно». Таким образом, следует считать, что обращаться с приветствием в подобной форме нежелательно, но, если кто-нибудь и поступит так, отвечать на его приветствие обязательно, поскольку это всё же является приветствием.
Согласно сунне прежде чем говорить что-либо, следует приветствовать другого человека. Указанием на это служат многие достоверные хадисы, а также общеизвестная практика наших праведных предшественников и их последователей.
650. Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «(При встрече) приветствие (должно) предшествовать (любым иным) словам».[1544]
Приветствовать другого человека при встрече первым предпочтительнее, на что указывает приводимый ниже хадис.
651. Передают со слов Абу Аййуба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Не разрешается мусульманину покидать брата своего более, чем на три дня, в течение которых они будут отворачиваться друг от друга при встрече, а лучшим из этих двоих окажется тот, кто первым поприветствует другого».[1545]
Таким образом, при встрече каждому из двоих следует стараться приветствовать другого первым.
652. Абу Умама, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, наиболее близкими людьми к Аллаху являются приветствующие (других) первыми». [1546]
В той версии этого хадиса, которую приводит ат-Тирмизи, сообщается, что Абу Умама, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Один человек) спросил: «О посланник Аллаха, когда два человека встречаются, кто из них (должен) приветствовать (другого) первым?» (Пророк, ,) ответил: «Тот, кто ближе к Аллаху Всевышнему».
Глава 212. О том, в каких случаях приветствовать людей желательно, в каких нежелательно и в каких допустимо
Знай, что нам велено приветствовать людей, о чём уже говорилось выше. Однако в некоторых случаях это безусловно необходимо делать, в некоторых других обращаться с приветствиями не столь обязательно, а иногда приветствовать людей запрещается. Случаев, когда приветствовать людей безусловно необходимо, столь много, что и не счесть, и мы не станем разбирать каждый из них отдельно.
Знай также, что темой этой главы является обращение с приветствиями как к живым, так и к покойным, но ранее мы уже говрили о том, как желательно приветствовать покойных.[1547] Что же касается таких случаев, когда приветствовать людей нежелательно, или не столь обязательно, или допустимо, то они составляют исключение и нуждаются в разъяснении. Так, например, нежелательно приветствовать человека, который удовлетворяет малую нужду или совершает половое сношение, если же кто-либо сделает это, отвечать ему не обязательно. Нежелательно приветствовать спящего или дремлющего, того, кто молится или возглашает азан или икаму, того, кто находится в бане, что относится и к другим случаям, в которых приветствия не поощряются исламом. Нежелательно приветствовать человека, занятого едой, тогда, когда кусок находится у него во рту, и если кто-либо сделает это, отвечать ему не обязательно. Если же во время еды с приветствием обратятся к тому, у кого во рту ничего нет, в этом не будет ничего нежелательного, и на такое приветствие обязательно дать ответ. Обязательно отвечать и на такие приветствия, с которыми обращаются к людям во время заключения торговых сделок и в иных подобных случаях. Что же касается таких случаев, когда с приветствием обращаются во время пятничной хутбы, то наши товарищи говорили: «Приветствовать первым во время хутбы нежелательно, поскольку нам велено слушать (имама, который обращается к людям с) хутбой». Но обязательно ли отвечать на приветствие того, кто поступит вопреки этому велению и поприветствует кого-либо? Наши товарищи расходились во мнениях по этому вопросу – одни считали, что отвечать такому человеку не следует в силу того, что он допустил упущение, другие же говорили: «Если исходить из того, что молча слушать хутбу обязательно, то отвечать ему не следует, если же считать, что делать это желательно в соответствии с сунной, тогда ответить ему должен один из присутствующих». Однако отвечать на приветствие в подобных обстоятельствах в любом случае следует только одному из присутствующих.