Разбор возражений сектантов. Сектанты говорят: Мы спасемся без Церкви Православной, одной верой во Христа как сказано - Иоан
Сектанты говорят: Мы спасемся без Церкви Православной, одной верой во Христа как сказано - Иоан. 6, 40. 47; Ефес. 2, 8-9.
Православный ответ: Никто из православных не отрицает веры во Христа, но это не значит, что Церковь не нужна. Вера нужна для вступления и пребывания в Церкви. Сектанты говорят о вере для отвода глаз, чтобы прикрыться от приказа Христова признавать и повиноваться Церкви.
Сектанты говорят: Мы возродились от слова Божия, и получили Духа Святого, как Корнилий Сотник. Нам и не нужна Церковь Православная.
Православный ответ: Деян. 10,1-6, 46-47. Корнилий Сотник, хоть очень благочестив, но не мог спастись без Церкви и хотя получил Св. Духа чудесно до присоединения к Церкви (44), но и Корнилию с домашними его ап. Петр повелел чрез крещение присоединиться к Церкви (ст. 48).
Сектанты говорят: Нас Господь призвал от мертвой жизни, как некогда Савла - гонителя, и мы теперь проповедуем милость Божию к нам.
Православный ответ: Деян. 9, 1-18; 22, 12-16. Ап. Павел, хотя и чудесно был призван Господом, но и ему Спаситель повелел идти в Церковь Его (9, 9), а потом еп. Анания присоединил Савла к Церкви крещением (Деян. 9,18; 22, 16).
Сектанты говорят: Мы верим, что Господь даст Духа Святого нам, просящим у Него (Лук. 11, 9-13).
Православный ответ: Не даст Господь благодати Духа Святого сектантам - противникам св. Церкви Божией, потому что Сам Спаситель сказал: «Кто не со Мною, тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лук. И, 23). Можно ли дать благодать сектантам расточителям Божия достояния, чтобы они имели большую силу для разрушения.
Сектанты говорят: Мы спасаемся, как разбойник, покаянием и верой (Лук. 23, 42-43).
Православный ответ: Не идти же всем в разбойники, чтобы в последние минуты жизни сказать: «помяни мя, Господи!» При том разбойник еще и не дожил до начала Церкви и спасся наравне со всеми угодившими Господу в Ветхом Завете.
Сектанты говорят: Вы отвергаете всех проповедников Христовых, если они не с вами, но Господь не отвергает, и не запрещает. (Марк. 9, 38-39).
Православный ответ:
1-е, сектанты не творят чудес, как человек, который был не с Апостолами.
2-е, он был не против Апостолов, а «кто не против вас, тот за вас» (40). Сектанты против Церкви и преемников апостольских, ибо они не собирают людей в Церковь, но расточают: «кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Лук. 11, 23).
Сектанты говорят: Фил. 1, 15-19. Можно и сектантам проповедовать, верить и спасаться по своему, и Апостолы тому радуются.
Православный ответ: нет, не рады Апостолы, и нельзя сектантам отдельно учить, потому что ап. Павел говорит о тех, которые «притворно», по зависти и любопрению проповедуют, а сектанты лживо проповедуют против Церкви Божией, извращая Писание (2 П. 3, 15-17).
Сектанты говорят: Нам не нужно официальной Церкви, потому что верим во Христа нашего Спасителя, и Апостол по сему говорит нам: (Ефес. 2, 5. 8: «благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился».
Православный ответ:
1) Слова эти сказаны христианам Ефесским, которые принадлежали к единой истинной Церкви Христовой, а не к сектантам, составившим, помимо Христа, самодельную церковь.
2) Означает это, что Господь верующим в Церкви даровал все в полноте для спасения (2 Петр. 1, 3-4). Но это не значит, что все спасутся, как не всякий, кто получил очень большое наследство, могущее его на всю жизнь обеспечить, будет всегда жить в достатке: иной все прокутит. Так и в спасении. Посему,
3) и разъясняется в другом месте Писания: мы спасаемся Евангелием, если преподанное удерживаем так, как Апостолы нам благовествовали (1 Кор. 15, 1-2), а не как выдумали сектанты.
4) Что именно нельзя, отделяясь от единства любви в Церкви, спастись одной верой, видно из слова апостола: «если имею... всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я - ничто» (1 Кор. 13, 2). Сектанты потеряли любовь, возненавидевши Церковь Божию, горделиво выделяясь в самодельную общину, и они - ничто. Сектанты уподобляются своей верой бесам: ибо «и бесы веруют, и трепещут» (Иак. 2, 19), но не спасутся, так как в гордости отделились от Бога, Ангелов и небесной Церкви, составивши свое самодельное общество, «церковь лукавнующих», прообраз сектантских церквей.
Сектанты говорят: Рим. 3, 20. 28. Нам не нужны церковные законы и постановления, потому что «делами закона не оправдается ни какая плоть, ... ибо мы признаем, что человек оправдывается вирою, независимо от дел закона».
Православный ответ: Под законом разумеется Моисеев закон, и мы, православные, признаем, что «делами закона» - обрезанием, субботами и ветхозаветными праздниками нельзя спастись (Гал. 5, 2; 4, 9-10. Но к Церкви полагается принадлежать обязательно.
Сектанты вычитывают: Гал. 2, 16 и утверждают, что спасутся своею верою, без дел закона церковного.
Православный ответ: И бесы имеют веру (Иак. 2, 19) и отвергают все законы, но, конечно, не спасутся. Не спастись и диавольским помощникам-сектантам, если они не покаются и не признают Церкви Божией.
Когда доказывают сектантам необходимость принадлежности к Церкви для спасения, они хулят почему-то закон и вычитывают: Рим. 3, 20. 28; 4, 4-6; 5, 1; Гал. 3, 16.
Нужно вычитать сектантам в ответ на их хуления закона: Рим. 7, 12; 2 Кор. 3, 7-9; Иак. 2, 8-9; 4, 11. В приводимых сектантами местах говорится лишь, что закон Моисеев теперь заменен Христовым (Иоан. 1, 17; Гал. 3, 24-28) и верою мы получили доступ к Христовой благодати, т.е. к Церкви, в которой благодатствующий Дух Святой и благодатные священнодействия и установления, и Глава - Христос Богочеловек.
Сектанты говорят: Рим. 3, 23-24: мы уже получили оправдание даром.
Православный ответ: Нет не получите, ибо все дарованное к жизни и благочестию (2 Петр. 1, 3) в Церкви, которая приобретена Кровью Спасителя (Деян. 20, 28).
Сектанты говорят: 1 Петр. 2, 24: «Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы избавившись от грехов жили для правды: ранами его вы исцелились». Мы и спасены этим.
Православный ответ: Нет не спасены, потому что не живете для правды, но «как овцы блуждающие, не имея пастыря» (ст. 25), оторвались от стада Христова - Церкви Божьей, оторвались от Тела Его, которое есть Церковь, отломились от лозы благодатной, Церкви Божией (Иоан. 10 гл.; 15 гл.; Колос. 1, 24; Ефес, 5, 23).
Сектанты говорят: Мы Веруем и исповедуем Христа. Неужели это напрасно?
Православный ответ: Вера и исповедание, без принадлежности к Церкви - бесовское притворство: Деян. 16, 16-18; Марк. 3, 11. Так и сектанты, будто, подражают ап. Петру в исповедании (Матф. 16,16), а на самом деле противятся Церкви Божьей, как бесы в указанных текстах.
Примечание
Следует при разборе возражений сектантов, опирающихся обильно на Писании, помнить, что в Писании по вопросу о спасении, можно найти два рода текстов: одни, в которых говорится о Божеской стороне нашего спасения, т.е. о милостях благодати Божией, дарованных спасаемым в Церкви, а другие тексты, в которых говорится, как спасаемые должны пользоваться дарами Божиими и подвизаться для совершенства. Сектанты опираются лишь на первые тексты, опуская вторые и думают, что спасены уже без подвигов. Есть «искусные» в вере, которые доказывают сопротивникам заблуждение их, рассматривая вопрос о спасении, не касаясь вопроса о Церкви и спасения в ней, но нашему разумению представляется этот путь более тяжелым, так как дает сектантам возможность многоглагольствовать о многоразличной благодати Божией, которой мы только живем, но которой именно не имеют сектанты, как оторвавшиеся от тела Христова - Церкви, и от Христа, и Духа Благодателя. На отвергаемое ими и нужно обращать исключительное внимание, доказывал, что отступники не имеют того, на что надеются, вычитывая тексты, так как все сие есть только в единой истинной Церкви Христовой, без которой и нельзя спастись. Посему мы ведем беседы не о спасении вообще, а об единой истинной спасительной Церкви Божией.
Научение Церкви
Кроме свойств Церкви, по которым можно узнать истинное общество Христово среди множества разных сект, есть еще признаки истинной Церкви Божией.
Первым таким признаком является то, что Церковь Божия имеет истинное научение от Христа и Духа Божия - истинное слово Божие. Этим Церковь Божия выделяется из всех лживых вер, имеющих ложное научение.
Христос передал Свое научение св. Апостолам, а Апостолы и составили первоначальную Церковь:
«Я передал им слово Твое» (Иоан. 17, 14).
Дух Святой напоминает Церкви Христово учение, умудряет Церковь и не дает ей погрешать в истине:
«Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Иоан. 14, 26).
«Дух истины наставит вас на всякую истину» (Иоан. 16,13)
Хрнстос передал Церкви истину не письменно, но устно: Спасение, «быв сначала проповедано (а не написано) Господом, в вас утвердилось слышавшими от Него» (Евр. 2, 3).
Господь повелел распространять Свое научение не письменно, но чрез проповедь:
«Идите, научите все народы»... «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Матф. 28, 19; Марк. 16, 15). Только в Церкви и есть истина, потому что она есть:
«Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (не Писание есть столп и утверждение истины, но Церковь) (1 Тим. 3, 15).
Без Церкви нельзя узнать истину, потому что даже на небе премудрость Божия узнается чрез Церковь:
«ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» (Ефес. .3, 10).
Даже особым избранникам Божиим: ап. Павлу и Корнилию Сотнику Господь известил истину не лично, а чрез Церковь, чрез служителей Церкви - Апп. Петра и Ананию (Деян. 9,10; 22 гл.).
Учение Церкви сохранилось в Св. Писании и в Св. Предании
Писания - наследство от Ветхого Завета:
Ветхозаветные Писания признавал и требовал Сам Спаситель (Лук. 24, 25-27, 44-45; Иоан. 5, 46).
Ветхозаветный Писания признавали необходимыми Апостолы:
«Все Писание богодухновенно и полезно для научения» (2 Тим. 3, 15-16).
Случайный причины появления новозаветных Писаний:
Писали послания потому, что сами лично не могли быть (2 Иоан. 1, 12; 3 Иоан. 13-14).
Появление лжеучений (2 Фес. 2, 2).
Появление лжеучителей, отрицающих воскресение мертвых (1 Кор. 15 гл.).
Появление нового благовестия (Гал. 1, 6).
Появление раздоров и расстройства (1 Кор. 1, 11).
Появление беззакония (1 Кор. 5, 1).
Писания для частных лиц (Титу, Тимофею, Филимону, Феофилу).
Необходимо было различать истинные послания от ложных, что и делала Церковь на соборах (2 Фес. 2, 2-3. 17; Лук. 1,1).
Писания писали далеко не все Апостолы, а лишь немногие. Церковь была до появления Писаний, посему она мыслима и без Писаний.
Но Писание немыслимо без Церкви. Писание - не учебник, по которому можно всякому строить Церковь, как вздумается. Писание - документ Церкви и принадлежит оно только Церкви. Писание - письмо матери-Церкви к своим детям и без сыновней любви к Церкви в Писании ничего не понять. Отсюда-то и распри у всех гордецов с Церковью из-за непонимания ими Писания. Писание - не фундамент нашей Церкви: фундамент должен быть раньше здания, а Церковь у нас много раньше Писания. Писание не составляет всего научения Христова, данного Им Церкви, и воспомянутого Духом Святым, а только часть его.