Изначально чистого осознавания Блаженства и Пустоты.
Основная цель подношения Цог — накопление обширных заслуг за очень короткий период времени. Кроме того, подношение Цог — это лучший способ привлечь сердца дакинь, а основная функция дакинь — оказывать вам помощь в духовной практике, способствуя быстрому достижению реализаций. Основная же задача защитников Дхармы — устранять всевозможные препятствия, возникающие на вашем духовном пути. Они расчищают и готовят к посеву землю вашего ума, в которую вы хотите посадить семя целебного дерева практики Дхармы. А для того, чтобы дерево выросло быстрее, дакини будут ее поливать и удобрять.
Просто делать практику недостаточно. Это подобно тому, как если бы вы посадили дерево, не предприняв никаких усилий для того, чтобы оно выросло. Практики очищения и обращение к защитникам с просьбой устранить препятствия — это очищение почвы от камней и сорняков, а подношение Цог — удобрение и увлажнение почвы вашего ума. Очень важно делать подношение Цог, визуализируя себя в форме Ямантаки. Вначале вы три раза читаете мантру ОМ АХ ХУМ, очищая расставленные перед вами подношения. Итак, в этой части текста говорится, что по сути все это — мудрость, постигающая пустоту, которая проявляется в виде разнообразных внутренних и внешних подношений. Функция подношения заключается в порождении великого блаженства в шести органах чувств, включая ментальное сознание, опирающееся на ментальный орган. Каким образом ментальное сознание познает чашку, стоящую на столе? Вначале чашка является зрительному сознанию. Оно познает чашку просто как факт ее присутствия перед вами. Затем чашку познает ментальное сознание, опираясь на ментальный орган — в данном случае, зрительное сознание. В качестве ментального органа может выступать как зрительное сознание, так и сознание слуха и других органов чувств, так как любое из них может способствовать порождению ментального сознания. Все это я уже объяснял вам раньше, но вы уже успели об этом забыть. Даже Майя все забыла. Она сегодня решила, что я объясняю что-то новенькое. (Смех).
Итак, ментальное сознание также бывает двух видов — первичное и вторичное. Первичное сознание — очень тонкое, оно близко по своей природе к ясному свету. Оно воспринимает чашку просто как чашку, не вынося никаких суждений, подобно тому, как маленький ребенок смотрит на картину. Когда же на картину глядит взрослый человек, то он начинает давать ей интерпретации и как-то ее оценивать — красивая, некрасивая, новая, старая. Например, у разных взрослых людей при виде коммунистического флага могут возникнуть совершенно противоположные мысли. Кто-то подумает: «Зачем этот ужасный флаг здесь висит?», а другой попросит повесить еще парочку. Оценивать и выносить разнообразные суждения — это функция вторичных видов ума. При этом основная характеристика, которую вторичное сознание присваивает объектам, — это то, что они обладают самобытием. В тот момент, когда первичное сознание воспринимает картину просто как картину, цепляние за ее истинное существование, или самобытие, у нас отсутствует. (В то же время, в Мадхьямике Прасангике утверждается, что объект отрицания — самобытие — является всем видам сознания, включая чувственные. Прим. ред.). Однако первичное сознание не является высшим уровнем сознания. Лама Цонкапа говорил, что существуют три способа познания объекта. Низший уровень — это восприятие, сопряженное с цеплянием за самобытие объекта, которое порождает огромное количество связанных с объектом концепций.
Второй вид восприятия — это познание объекта просто как объекта. В этом случае отсутствует цепляние за самобытие, но также нет и осознания пустоты объекта от самобытия. Это неплохо, но еще не высший пилотаж. Такое восприятие не является медитацией на ясный свет, как многие ошибочно считают. Если просто расслабиться и освободить свой ум от концепций, то ваше восприятие уподобится восприятию ребенка. Это будет детская» медитация. В свое время в Тибете подобные ошибочные взгляды проповедовал Хэшан, а опроверг его великий индийский мастер Камалашила, прибывший в Тибет по приглашению тибетского правителя.
И, наконец, третий вид восприятия — это познание объекта с осознанием его пустотности от самобытия. Обычный человек, понимающий, что Земля — круглая, думая о ней, осознает, что она пуста от плоскости. Она видится как плоская, но при этом от плоскости пуста. Восприятие Земли с таким осознанием является правильным... Однако сегодня мы не будем особенно углубляться в философию, хотя тантру без философии практиковать нельзя. Без математических расчетов невозможно запустить космическую ракету в нужном направлении. В противном случае она улетит неизвестно куда. Аналогично, без познаний в философии медитация заведет вас «не в ту степь». В России очень много «духовных ракет», летящих в ложном направлении, и это очень грустно. Зато те люди, которые немного понимают в математических расчетах, слишком ленивы и поэтому никуда не летят. Люди знающие чересчур ленивы, а те, кто ничего не понимает, чрезмерно активны. Вот в чем ошибка. (Смех). В Тибете то же самое. Такова сансара. Из-за этого живые существа не достигают быстро реализаций. Когда я только приехал в Россию, я просил вас не медитировать, а теперь я немного вас подгоняю, подталкиваю.
Итак, на этом этапе визуализируйте, что все пространство наполнено обширнейшими, разнообразными подношениями. Они пусты от самобытия, но проявляются в виде бесчисленных подношений. Вы в форме Ямантаки продолжаете делать практику Цог.