Этот аят указывает на побуждение к Таухиду.
И это вторая степень из степени “аль-Исбат – подтверждение” в Таухиде
Глава (В)
Проявлять валя (дружбу и любовь) в этом
Сказал Аллах:
والْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بَعْضُهُمْ أَوْلِيَاءُ بَعْضٍ يَأْمُرُونَ بِالْمَعْرُوفِ وَيَنْهَوْنَ عَنِ الْمُنكَرِ وَيُقِيمُونَالصَّلَاةَ وَيُؤْتُونَ الزَّكَاةَ وَيُطِيعُونَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ أُولَٰئِكَ سَيَرْحَمُهُمُ اللَّهُ إِنَّ اللَّهَ عَزِيزٌ حَكِيمٌ
وَعَدَ اللَّهُ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا وَمَسَاكِنَ طَيِّبَةً فِي جَنَّاتِ عَدْنٍ وَرِضْوَانٌ مِّنَ اللَّهِ أَكْبَرُ ذَٰلِكَ هُوَ الْفَوْزُ الْعَظِيمُ
«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу. Они велят совершать одобряемое и запрещают предосудительное, совершают намаз, выплачивают закят, повинуются Аллаху и Его Посланнику. Аллах смилостивится над ними. Воистину, Аллах - Могущественный, Мудрый».
«Аллах обещал верующим мужчинам и женщинам Райские сады, в которых текут реки и в которых они пребудут вечно, а также прекрасные жилища в садах Эдема. Но довольство Аллаха будет превыше этого. Это и есть великое преуспеяние».[8]
Также сказал:
وَإِن طَائِفَتَانِ مِنَ الْمُؤْمِنِينَ اقْتَتَلُوا فَأَصْلِحُوا بَيْنَهُمَا فَإِن بَغَتْ إِحْدَاهُمَا عَلَى الْأُخْرَىٰ فَقَاتِلُوا الَّتِي تَبْغِي حَتَّىٰ تَفِيءَ إِلَىٰ أَمْرِ اللَّهِ فَإِن فَاءَتْ فَأَصْلِحُوا بَيْنَهُمَا بِالْعَدْلِ وَأَقْسِطُوا إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُقْسِطِينَ
«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них притесняет на другую, то сражайтесь против той, которая притесняет, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных».[9]
Также сказал:
وَإِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ لِأَبِيهِ وَقَوْمِهِ إِنَّنِي بَرَاءٌ مِّمَّا تَعْبُدُونَ
إِلَّا الَّذِي فَطَرَنِي فَإِنَّهُ سَيَهْدِينِ
«Вот Ибрахим (Авраам) сказал своему отцу и народу: «Воистину, я не имею отношения к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня. Воистину, Он поведет меня прямым путем».[10]
И доводы на проявление валя (дружбы) ясно указаны в этих аятах.
И сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):
إنَّ الْمُؤْمِنَ لِلْمُؤْمِنِ كَالْبُنْيَانِ ، يَشُدُّ بَعْضُهُ بَعْضًا وَشَبَّكَ أَصَابِعَهُ
«Поистине, (в отношениях) друг с другом верующие подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга, и (,сказав это,) он переплёл между собой пальцы (своих рук)».[11]
И, дружба и непричастность является основой из основ религии[12]
И это третья степень, и это степень относительно людей Таухида, любить их, помогать друг другу и также другие смыслы, которые входят в валя.
Глава (Г)
Именование того, кто оставил Таухид
Сказал Аллах:
وَمَن يَبْتَغِ غَيْرَ الْإِسْلَامِ دِينًا فَلَن يُقْبَلَ مِنْهُ وَهُوَ فِي الْآخِرَةِ مِنَ الْخَاسِرِينَ
«От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон».[13]
Также сказал:
فَإِنْ حَاجُّوكَ فَقُلْ أَسْلَمْتُ وَجْهِيَ لِلَّهِ وَمَنِ اتَّبَعَنِ وَقُل لِّلَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ وَالْأُمِّيِّينَ أَأَسْلَمْتُمْ فَإِنْ أَسْلَمُوا فَقَدِ اهْتَدَوا وَّإِن تَوَلَّوْا فَإِنَّمَا عَلَيْكَ الْبَلَاغُ وَاللَّهُ بَصِيرٌ بِالْعِبَادِ
«Если они станут препираться с тобой, то скажи: «Я подчинил свой лик Аллаху вместе с теми, кто последовал за мной». Скажи тем, кому даровано Писание, а также необразованным людям: «Обратились ли вы в ислам?». Если они обратятся в ислам, то последуют прямым путем. Если же они отвернутся, то ведь на тебя возложена только передача откровения. Аллах видит рабов».[14]
Также сказал:
ضَرَبَ اللَّهُ مَثَلًا رَّجُلًا فِيهِ شُرَكَاءُ مُتَشَاكِسُونَ وَرَجُلًا سَلَمًا لِّرَجُلٍ هَلْ يَسْتَوِيَانِ مَثَلًا الْحَمْدُ لِلَّهِ بَلْ أَكْثَرُهُمْ لَا يَعْلَمُونَ
«Аллах приводит в качестве притчи мужа, принадлежащего нескольким несговорчивым партнерам, и мужа, принадлежащего только одному человеку. Равны ли они в притче? Хвала надлежит Аллаху, но большинство их не знает этого».[15]
Также сказал:
فَمَن يُرِدِ اللَّهُ أَن يَهْدِيَهُ يَشْرَحْ صَدْرَهُ لِلْإِسْلَامِ وَمَن يُرِدْ أَن يُضِلَّهُ يَجْعَلْ صَدْرَهُ ضَيِّقًا حَرَجًا كَأَنَّمَا يَصَّعَّدُ فِي السَّمَاءِ كَذَٰلِكَ يَجْعَلُ اللَّهُ الرِّجْسَ عَلَى الَّذِينَ لَا يُؤْمِنُونَ
«Кого Аллах желает наставить на прямой путь, тому Он раскрывает грудь для ислама, а кого Он желает ввести в заблуждение, тому Он сдавливает и сжимает грудь, словно тот забирается на небо. Так Аллах насылает скверну (или наказание) на тех, кто не верует».[16]
Также Пророки (мир им) говорили своим народам:
وَمَا أَرْسَلْنَا مِن قَبْلِكَ مِن رَّسُولٍ إِلَّا نُوحِي إِلَيْهِ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدُونِ
«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне».[17]
И не называется тот кто оставил Таухид мусульманином, напротив от него уходит именование Ислама и уходит Таухид, и не называют такого “Единобожником”, напротив напротив такого называют поклоняющимся другому помимо Аллаха, и который взял себе другого бога помимо Аллаха, и он тот, кто желает другой религии помимо религии Ислам, и он тот который отвернулся от религии Ислам, и он тот который взял себе другого помимо Аллаха, и он не называется искренним, и называется он заблудшим или другими именами.
Сказал Шейх уль-Ислям ибн Таймийа (да помилует его Аллах):
«И поэтому, всякий кто поклоняется не Аллаху он непременно будет тем, который поклоняется другому помимо Него. И нет в сыновьях Адама третий группы, напротив либо муваххид либо мушрик, или тот, который смешал это и это, которые заменили из людей религии и христиан и им подобные из заблудших, которые причисляют себя к Исламу».[18]
Сказал ибн уль-къайиим (да помилует его Аллах):
«Относительно того, кто не поклоняется Аллаху:
И Ислам эти Единобожие в отношении Аллаха, поклонение Ему Единому и не придавания Ему сотоварища, и вера в Аллаха и в Его посланника и следование за посланником Аллаха в том, с чем он пришёл, и если раб не осуществит это, он не является мусульманином, и если он не является кафиром упорствующим, то является невежественным кафиром. И суть этой группы что они кафиры невежды, не упорствующие, и то что они не упорствуют то это не выводит их из именования куффар, и кафир это тот, кто отрицает Таухид Аллаха и считает ложным Его Посланника (да благословит его Аллах и приветствует), либо по причине упрямства либо по причине невежества, либо по причине того что он слепо следует за упрямыми людьми, и это человек хоть его суть что он не упорствующий то он следует за упорствующим, напротив обязан быть убежденным что тот, кто исповедует другую религию помимо религии Ислам, что он является кафиром, и что Всевышний Аллах не накажет никого кроме как установив над ним довод Посланником, это в общем, а что касается конкретной личности то это мы поручаем к Аллаху и Его решению, и это относительно ахкамов награды и наказания, а что касается их ахкамов в этом мире (т.е до кого не дошёл Посланник с доводом) то распространяются эти ахкамы на них исходя из внешнего положения, и дети кафиров и также их сумасшедших - являются кафирами в ахкамах этого мира, и их хукм это хукм их опекунов».[19]
Сказал 'Абд уль-Лятыф ибн уль-Хафийд разъясняя слова имама ибн уль-къайим:
«Ибн уль-къайим вынес такфир тем, которые слепо следуют за своими шейхами, в вопросах которые выводят из Ислама если они имели возможность искать истину и узнать её, и были пригодны для этого. Затем отвернулись и не обращали на это внимание, а тот, кто не имел возможность узнать истину и не был годен для этого чтобы узнать то с чем пришли Посланники, то он у него (т.е ибн уль-къайима) из людей фатры, из тех, до кого не дошёл посланнический призыв, однако он не мусульманин, даже у того кто не выносит ему такфир».[20]
И передали два брата ‘Абд уль-Лятыф и Исхакъ ибн Абд ур-Рахман аль-Хафийд и ибн Сахман:
«они передали от ибн уль-къайима иджма' то что люди фатры и те, до кого не дошёл посланнический призыв - что этим группам не выносится им хукм ислама, и они не входят в наименование мусульман, даже у тех кто не выносит такфир некоторым из них, что касается многобожия, то он распространяется на них, и они считаются мушриками и имя мушрик на них распространяется. И какой ислам может остаться после того как нарушена его основа и его фундамент великий, а это шахада».
Сказал ибн уль-къайим:
«И также, каждая противоположность когда одна исчезает, то на её место приходит другая».[21]
И сказали два сына шейха Мухаммада ибн ‘Абд уль-ваххаба и Хамд ибн Насыр аль-Ма'мар:
«Если он совершает куфр или ширк не зная об этом (джахилем) или же нет того, кто ему разъясняет это - то мы не выносим ему хукм куфра пока не установим над ним худжу, однако мы не выносим ему хукм что он мусульманин (то есть мушрик)».[22]
Сказал Хусейн и ‘АбдуЛлах сыновья ибн ‘Абд уль-ваххаба:
«И тот кто скажет: “Я не враждую с мушриками” или же скажет: “Я враждую, но не выношу им такфир” или же скажет: “Я не буду препятствовать тем, которые говорят "нет божества достойного поклонения кроме Аллаха" даже, если они совершают куфр и ширк и враждуют с религией Аллаха” или же скажет: “Я не буду препятствовать этим строениям, куполам которые возводят над могилами” - такой человек не является мусульманином, напротив он из тех, о ком сказал Аллах:
إِنَّ الَّذِينَ يَكْفُرُونَ بِاللَّهِ وَرُسُلِهِ وَيُرِيدُونَ أَن يُفَرِّقُوا بَيْنَ اللَّهِ وَرُسُلِهِ وَيَقُولُونَ نُؤْمِنُ بِبَعْضٍ وَنَكْفُرُ بِبَعْضٍ وَيُرِيدُونَ أَن يَتَّخِذُوا بَيْنَ ذَٰلِكَ سَبِيلًا
أُولَٰئِكَ هُمُ الْكَافِرُونَ حَقًّا وَأَعْتَدْنَا لِلْكَافِرِينَ عَذَابًا مُّهِينًا
«Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: Мы веруем в одних и не веруем в других, и хотят найти путь между этим, являются подлинными неверующими. Мы приготовили для неверующих унизительные мучения».[23]
И Аллах обязал враждовать с мушриками и отвергать их и выносить им такфир.
Сказал Аллах:
لَّا تَجِدُ قَوْمًا يُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ يُوَادُّونَ مَنْ حَادَّ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَلَوْ كَانُوا آبَاءَهُمْ أَوْ أَبْنَاءَهُمْ أَوْ إِخْوَانَهُمْ أَوْ عَشِيرَتَهُمْ أُولَٰئِكَ كَتَبَ فِي قُلُوبِهِمُ الْإِيمَانَ وَأَيَّدَهُم بِرُوحٍ مِّنْهُ وَيُدْخِلُهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمْ وَرَضُوا عَنْهُ أُولَٰئِكَ حِزْبُ اللَّهِ أَلَا إِنَّ حِزْبَ اللَّهِ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
«Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него. Он введет их в Райские сады, в которых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Они являются партией Аллаха. Воистину, партия Аллаха это преуспевшие».[24]
Также сказал:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَتَّخِذُوا عَدُوِّي وَعَدُوَّكُمْ أَوْلِيَاءَ تُلْقُونَ إِلَيْهِم بِالْمَوَدَّةِ وَقَدْ كَفَرُوا بِمَا جَاءَكُم مِّنَ الْحَقِّ يُخْرِجُونَ الرَّسُولَ وَإِيَّاكُمْ أَن تُؤْمِنُوا بِاللَّهِ رَبِّكُمْ إِن كُنتُمْ خَرَجْتُمْ جِهَادًا فِي سَبِيلِي وَابْتِغَاءَ مَرْضَاتِي تُسِرُّونَ إِلَيْهِم بِالْمَوَدَّةِ وَأَنَا أَعْلَمُ بِمَا أَخْفَيْتُمْ وَمَا أَعْلَنتُمْ وَمَن يَفْعَلْهُ مِنكُمْ فَقَدْ ضَلَّ سَوَاءَ السَّبِيلِ
«О те, которые уверовали! Не берите врага Моего и врага вашего своим покровителем и помощником. Вы открываетесь им с любовью, хотя они не веруют в истину, которая явилась вам. Они изгоняют Посланника и вас за то, что вы веруете в Аллаха, вашего Господа. Если вы выступили, чтобы сражаться на Моем пути и снискать Мое довольство, то не питайте к ним любви в тайне. Я знаю то, что вы скрываете, и то, что вы обнародуете. А кто из вас поступает таким образом, тот сбился с прямого пути».[25]
Конец слов[26]
И сказал 'Абд уль-Лятыф:
«Тот кто совершил ширк - тот оставил Таухид, так как это две противоположности которые никогда не объединяются, и также это две противоположности которые не могут присутствовать одновременно и отсутствовать одновременно».[27]
И сказал Аба Бутейн относительно тех которые говорят “вы выносите такфир Мусульманам” (а в действительности же они поклоняются другому помимо Аллаха):
«Говорящий подобное не знает Ислам и не знает Таухид, и внешне мы можем сказать, что Ислам такого человека недействителен, потому что он не порицает эти действия которые совершают мушрики сегодня, и не считает их чем то омерзительным, такой человек не является мусульманином».[28]
«Передал 'Абд уль-Лятыф ибн уль-Хафийд иджма’ - на то что, кто скажет два свидетельства, однако совершает большой ширк - что такой не входит в Ислам».[29]
Сказал шарих (т.е 'Абду р-Рахман ибн Хасан):
«И человек не может быть Единобожником пока он не будет порицать и отвергать многобожие, и не будет отрекаться от него и не будет выносить такфир тем, которые совершают многобожие». (конец слов)
И это то что после этого, это четвёртая степень из степени подтверждения, которым мы устанавливаем относительно тех, которые противоречат приверженцам Таухида, и это два ответвления: