Вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 21 страница
473. Сообщается, что ‘Абд ар-Рахман бин Самура, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я пришёл к пророку, , во время солнечного затмения и увидел, что он встал на молитву и поднял руки. Потом он начал произносить слова “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/”, “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/”, “Аллах велик /Аллаху акбар/” и “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/” и обращаться к Аллаху с мольбами, и продолжал делать это, пока затмение не закончилось. Когда же оно закончилось, (пророк, ,) прочёл две суры (из Корана) и совершил молитву в два раката».[1116]
Совершая молитву во время солнечного затмения, желательно читать Коран долго. Так, во время первого стояния[1117] читается то, что примерно соответствует по объёму суре “Корова”, во время второго − около ста айатов, во время третьего − около ста пятидесяти айатов, а во время четвёртого − около ста. Совершая первый поясной поклон, желательно прославлять Аллаха столько времени, сколько потребуется для чтения ста айатов, во время второго, равно как и третьего поясного поклона, на прославление желательно потратить столько времени, сколько нужно для чтения семидесяти айатов, а во время четвёртого − ста. Земные поклоны должны занимать примерно столько же времени, сколько и поясные: первый земной поклон по продолжительности должен соответствовать первому поясному поклону, а второй − второму, что и следует считать правильным, хотя, как известно, единого мнения относительно этого у улемов не было. Можно не сомневаться относительно того, что я сказал относительно продолжительного совершения земного поклона, несмотря на то что в большинстве трудов наших товарищей указывается, что земной поклон совершать долго не следует. На самом деле подобное сомнение следует считать либо ошибочным, либо необоснованным, правильно же совершать его долго. В “Сахихах” аль-Бухари и Муслима приводятся передаваемые многими путями сообщения о посланнике Аллаха, , которые подтверждают правильность сказанного мною, а в “Шарх аль-мухаззаб” я дал соответствующие разъяснения и привёл необходимые указания и доказательства. Кроме того, в этом труде я указываю на то, о чём я говорил, чтобы ничто иное никого не вводило в заблуждение. На желательность продолжительного совершения земного поклона неоднократно указывает и аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, а Аллах знает об этом лучше.
Наши товарищи говорили также, что сидеть между двумя земными поклонами следует не долго, а столько же, сколько и при совершении обычных молитв, однако этот вопрос является спорным. В одном из достоверных хадисов упоминается о том, что в подобных случаях пророк, , сидел продолжительное время, и я ясно указываю на это в том разделе “Шарх аль-мухаззаб”, где говорится о том, что сидеть в этом случае желательно долго. Не следует долго выпрямляться после второго поясного поклона, как не следует долго произносить слова ташаххуда и сидеть после него, а Аллах знает об этом лучше. Однако молитва человека будет действительной и в том случае, если он не станет совершать долго все вышеупомянутые элементы молитвы и ограничится только чтением “Аль-Фатихи”. Выпрямляясь после совершения поясного поклона, желательно каждый раз говорить: «Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу. Господь наш, хвала Тебе /Сами‘а-Ллах ли-ман хамида. Рабба-на, ля-кя-ль-хамд/», о чём говорится в одном из хадисов “Сахиха”. Согласно сунне читать Коран во время молитвы, совершаемой в случае лунного затмения, положено вслух, тогда как во время солнечного затмения это делается про себя. После каждой такой молитвы имаму следует прочесть две хутбы, внушая людям страх перед Аллахом Всевышним и побуждая их к проявлению повиновения Ему, раздаче милостыни и освобождению рабов, поскольку в известных хадисах сообщается, что так поступал и пророк, . Кроме того, во время хутбы имаму следует побуждать людей благодарить Аллаха Всевышнего за Его благодеяния и предостерегать их от небрежения и самообольщения, а Аллах знает об этом лучше.
474. Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала: «Посланник Аллаха, , велел (людям) освобождать рабов во время солнечного затмения».[1118]
Глава 132. Какие слова желательно произносить во время моления о ниспослании дождя
В подобных случаях желательно как можно чаще обращаться к Аллаху с мольбами, поминать Аллаха и покорно просить Его о прощении. Слова мольбы, с которыми обращаются к Аллаху в подобных случаях, известны: «О Аллах, напои нас дождём спасительным, приятным, сильным, покрывающим всё и идущим постоянно[1119]! О Аллах, (пусть этот дождь прольётся) на горные вершины, места произрастания деревьев и в вади[1120]! О Аллах, мы просим Тебя о прощении, ведь, поистине, Ты − Прощающий, ниспошли же нам ливень! О Аллах, напои нас дождём и не ввергай нас в отчаяние! О Аллах, сделай так, чтобы выросли наши растения, а вымя (каждого животного) давало много молока, напои нас благом с неба и произрасти для нас блага земли! О Аллах, удали от нас напряжение, голод и наготу и избавь нас от того испытания, от которого можешь избавить лишь Ты! /Аллахумма, аскы-на гайсан мугисан, хани’ан, мари’ан, гадакан, муджаллилян, саххан, ‘амман, табакан, да’иман! Аллахумма, ‘аля-з-зыраби, ва манабити-ш-шаджари, ва бутуни-ль-аудийати! Аллахумма, инна настагфиру-кя, инна-кя кунта Гаффаран, фа-арсили-с-сама’а ’аляй-на мидраран! Аллахумма, аскы-на-ль-гайса, ва ля тадж‘аль-на мина-ль-канитын! Аллахумма, анбит ля-на-з-зар‘а, ва адирра ля-на-д-дар‘а, ва аскы-на мин баракати-с-сама’и, ва анбит ля-на мин баракати-ль-арди! Аллахумма, ирфа‘ ‘ан-на-ль-джахда, ва-ль-джу‘а, ва-ль-‘урйа, ва икшиф ‘ан-на мина-ль-баля’и ма ля йакшифу-ху гайру-кя!» Если среди присутствующих есть человек, известный своей праведностью, желательно, чтобы люди попросили обратиться к Аллаху с мольбой о ниспослании его и сказали: «О Аллах, мы молим Тебя ниспослать дождь и обращаемся к Тебе с просьбой через такого-то Твоего раба».
475. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что когда (мусульман) поражала засуха, ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, всегда просил аль-‘Аббаса бин ‘Абд аль-Мутталиба обратиться к Аллаху с мольбой о ниспослании дождя, и он говорил: «О Аллах, поистине, мы всегда просили нашего пророка обращаться к Тебе с мольбой о дожде, и Ты посылал нам дождь, а теперь мы просим обратиться к Тебе дядю нашего пророка, так пошли же нам дождь!»[1121] − и дождь действительно ниспосылался им.[1122]
Известно, что с подобными просьбами обращался к праведникам Му‘авийа[1123] и другие люди. Во время моления о ниспослании дождя желательно читать из Корана то же, что читается и во время праздничной молитвы, о чём мы уже говорили. В начале первого раката слова “Аллаху акбар” произносятся семь раз, а в начале второго − пять, как и во время праздничной молитвы; всё, что было сказано мною о семикратном и пятикратном произнесении такбира во время праздничной молитвы, в равной степени касается и моления о ниспослании дождя. После завершения молитвы имам читает две хутбы, во время которых следует как можно чаще просить Аллаха о прощении и обращаться к Нему с мольбами.
476. Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен им Аллах, сказал:
− (Как-то раз) к пророку, , пришли плачущие женщины, и он сказал: «О Аллах, напои нас дождём спасительным, утоляющим жажду, обильным, полезным, а не вредным, скорым, а не запоздалым! /Аллахумма, аскы-на гайсан мугисан, мариййан, мари‘ан, нафи‘ан, гайра даррин, аджилян гайра аджилин!» − после чего небо над ними заволокло тучами.[1124]
477. ‘Амр бин Шу‘айб передал слова своего отца, сообщившего, что его дед[1125] сказал:
− Обращаясь к Аллаху с мольбой о ниспослании дождя, посланник Аллаха, , обычно говорил: «О Аллах, напои рабов Твоих и животных Твоих, распространи милость Твою и оживи Твою мёртвую страну! /Аллахумма,-скы ‘ибада-кя ва баха’има-кя, ва-ншур рахмата-кя, ва-хййи баляда-кя-ль-маййит!/»[1126]
478. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
− (Однажды, когда) люди пожаловались посланнику Аллаха, , на засуху, он велел принести минбар, который был установлен для него на месте молитвы, и назначил людям день, когда они должны были прийти туда. Посланник Аллаха, , вышел к месту молитвы в то время, когда (над горизонтом) показался край солнца. Он уселся на минбаре, стал возвеличивать[1127] Всемогущего и Великого Аллаха и воздавать Ему хвалу, а потом сказал: «Вы жаловались на недород вашей земли и на то, что дождь задерживается, но ведь Аллах, слава Ему, велел вам взывать к Нему и обещал ответить!» Потом он сказал: «Хвала Аллаху, Господу миров, Милостивому, Милосердному, Царю в День суда! Нет бога, кроме Аллаха, Который делает, что пожелает! О Аллах, Ты − Аллах, и нет бога, кроме Тебя, Не нуждающегося (ни в чём), тогда как мы нуждаемся. Ниспошли нам дождь и сделай то, что Ты ниспошлёшь, нашей силой и поддержкой для нас на какое-то время! /Аль-хамду ли-Лляхи, Рабби-ль-‘алямина-р-Рахмани-р-Рахими, Малики йауми-д-дин! Ля иляха илля-Ллаху йаф‘алю ма йурид! Аллахумма, Анта-Ллаху, ля иляха илля Анта-ль-Ганиййу ва нахну-ль-фукара’. Анзиль ‘аляй-на-ль-гайса, ва идж‘аль ма анзальта ля-на кувватан ва баляган иля хин!» − после чего начал поднимать руки, и поднимал их до тех пор, пока не стала видна белизна его подмышек. Потом он повернулся к людям спиной и надел свою накидку по-другому[1128], не опуская рук, а потом повернулся к людям лицом, сошёл с минбара и совершил молитву в два раката. После этого Всемогущий и Великий Аллах пригнал облака, раздался гром, и засверкали молнии, а потом с соизволения Аллаха хлынул дождь. И (пророк , ,) ещё не успел дойти до своей мечети, как повсюду уже текли потоки воды; увидев же, как люди торопятся найти укрытие, он стал смеяться так, что показались его зубы,[1129] и воскликнул: «Свидетельствую, что Аллах всё может и что я − раб Аллаха и посланник Его!»[1130]
Знай, что этот хадис ясно указывает на необходимость проведения хутбы перед молитвой. Об этом же ясно говорится и в других хадисах, которые приводят аль-Бухари и Муслим, что объясняют как указание на допустимость этого. Однако в большинстве трудов по фикху, написанных нашими товарищами и другими факихами, говорится, что в силу существования других хадисов молитву желательно совершать до хутбы и что так поступал посланник Аллаха, , а Аллах знает об этом лучше.
В подобных случаях обращаться с мольбами к Аллаху, очень высоко поднимая руки, желательно как вслух, так и про себя. Аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, сказал:
− Обращаясь к Аллаху с мольбой, пусть люди говорят: «О Аллах, Ты велел нам взывать к Тебе, пообещав дать ответ, и вот мы воззвали к Тебе, как Ты и велел, так ответь же нам! О Аллах, даруй нам прощение за то, что мы совершили, и даруй нам ответ (на мольбы) напоить нас, и даруй нам достаточный удел! /Аллахумма, амарта-на би-ду‘аи-кя ва ва‘адта-на иджабата-кя, ва кад да‘авна-кя кя-ма амарта-на, фа-аджиб-на кя-ма ва‘адта-на! Аллахумма-мнун ‘аляй-на би-магфирати ма карафна, ва иджабати-кя фи сукйа-на, ва са‘ати ризкы-на!/» Кроме того, следует обратиться к Аллаху с мольбами за верующих мужчин и женщин, призвать благословение на пророка, , и прочитать один или два айата Корана. Имам же должен сказать: «Молю Аллаха о прощении для себя и для вас! /Астагфиру-Ллаха ли ва ля-кум!/»
Кроме того, в подобных случаях следует обращаться к Аллаху с мольбами, которые приличествует произносить в минуты печали, говорить: «О Аллах, даруй нам в мире этом добро /Аллахумма, ати-на фи-д-дунйа хасанатан/», и обращаться к Нему с другими вышеупомянутыми мольбами, которые приводятся в достоверных хадисах.
В своём труде “Аль-Умм” аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, пишет:
− Как и во время праздничной молитвы, при проведении моления о ниспослании дождя имам читает две хутбы. Читая хутбу, ему следует возвеличивать Аллаха Всевышнего, воздавать Ему хвалу, призывать благословения на пророка, , и молить Аллах о прощении столь часто, чтобы мольбы такого рода составили большую часть того, что будет им сказано. Так, ему следует часто повторять слова: {Молите о прощении Господа вашего, ибо, поистине, Он − Прощающий! Он ниспошлёт вам с неба обильный дождь...}[1131]
Затем он приводит сообщение, в котором говорится, что, когда ‘Умар, да будет доволен им Аллах, проводил моление о ниспослании дождя, его мольбы по большей части представляли собой просьбы о прощении. Аш-Шафи‘и сказал: «Взывая к Аллаху, имам должен по большей части просить о прощении. Ему следует начать с этого свою мольбу, чётко выговаривая каждое слово, и закончить этим, и пусть такие мольбы составляют большую часть его слов, пока он не умолкнет. Кроме того, он должен побуждать людей к покаянию, проявлению повиновения Аллаху Всевышнему и стремлению приблизиться к Нему».
Глава 133. Что желательно говорить, если поднимется
сильный ветер
479. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, когда ветер начинал бушевать, пророк, , обычно говорил: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о благе его, благе того, что он в себе несёт, и благе того, что с ним было послано, и прибегаю к Твоей защите от зла его, зла того, что он в себе несёт, и зла того, что с ним было послано! /Аллахумма, инни ас’алю-кя хайра-ха, ва хайра ма фи-ха, ва хайра ма урсилят би-хи, ва а‘узу би-кя мин шарри-ха, ва шарри ма фи-ха, ва шарри ма урсилят би-хи!/»[1132]
480. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Я слышал, как посланник Аллаха, , сказал: «Ветер, являющийся проявлением милости /раух/ Аллаха Всевышнего, приносит с собой как милость (рахма), так и мучение,[1133] и если вы увидите, что (поднимается ветер), не поносите его, а просите Аллаха о благе (этого ветра) и обращайтесь к Аллаху за помощью от его зла».[1134]
481. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
− Когда пророк, , замечал, что на горизонте собираются тучи, он оставлял свои дела, даже если был занят молитвой, и произносил такие слова: «О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от зла его!» Если же начинался дождь, (пророк, ,) говорил: «О Аллах, да будет дождь обильным и благотворным! /Аллахумма, саййибан хани’ан!/»[1135]
482. Передают со слов Убаййа бин Ка‘ба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:
− Не поносите ветер, а если заметите то, что вам не понравится[1136], говорите: «О Аллах, поистине, мы просим Тебя о благе этого ветра, благе того, что он в себе несёт, и благе того, что ему было велено, и прибегаем к Твоей защите от зла этого ветра и зла того, что ему было велено! /Аллахумма, инна нас’алю-кя мин хайри хазихи-р-рихи, ва хайри ма фи-ха, ва хайри ма умират би-хи, ва на‘узу би-кя мин шарри хазихи-р-рихи ва шарри ма умират би-хи!/»[1137]
483. Сообщается, что Салама бин аль-Аква‘, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Когда ветер усиливался, посланник Аллаха, , обычно говорил: «О Аллах, пусть (этот дождь) принесёт (воду), а не окажется бесплодным! /Аллахумма, лякхан, ля ‘акиман!/»[1138]
484. Передают со слов Анаса бин Малика и Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «Если случится большое несчастье или поднимется сильный ветер, вам следует произносить такбир, ибо это способствует устранению чёрной пыли».[1139]
485. Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Когда бы ни поднимался ветер, пророк, , неизменно опускался на колени и говорил: «О Аллах, сделай его милостью и не делай его мукой, О Аллах, сделай его ветрами и не делай его ветром! /Аллахумма, идж‘аль-ха рахматан ва ля тадж‘аль-ха ‘азабан, Аллахумма, идж‘аль-ха рийахан ва ля тадж‘аль-ха рихан!/»[1140]
Ибн ‘Аббас сказал:
− В Книге Аллаха Всевышнего (сказано): {И наслали Мы на них в день непрерывного злосчастья сильный воющий ветер...»[1141], и (сказано также): «Мы наслали на них губительный ветер...}[1142] Всевышний сказал: {И Мы послали ветры, оплодотворяющие (тучи)[1143], а потом низвели с неба воду и напоили вас ею...}[1144], и Он, слава Ему, сказал также: {К числу знамений Его относится то, что Он посылает ветры в качестве вестников блага...}[1145]
486. Сообщается, что, когда один человек пожаловался пророку, , на бедность, посланник Аллаха, , сказал: «Ты, должно быть, поносишь ветер».[1146]
Аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, сказал: «Никто не должен поносить ветры, ибо это − создания Аллаха, подвластные Ему, и воины, которые принадлежат к числу Его воинов, и по Своему желанию Он делает их милостью или наказанием».
Глава 134. Что желательно сказать при виде падающей звезды
487. Сообщается, что Ибн Мас‘уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Нам было велено не провожать глазами падающие звёзды, а если это случится, говорить: «Так пожелал Аллах, нет силы ни у кого, кроме Аллаха /Ма ша’а-Ллаху, ля куввата илля би-Ллях/».[1147]
Глава 135. О том, что нежелательно ни указывать пальцем, ни смотреть на падающую звезду или молнию
К этой главе относится также предыдущий хадис.
488. Сообщается, что ‘Урва бин аз-Зубайр, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Если кто-нибудь из вас увидит молнию, пусть не показывает на неё пальцем, но описывает её словами».[1148]
Аш-Шафи‘и сказал: «Арабы до сих пор считают это нежелательным».
Глава 136. Что желательно сказать тому, кто услышит раскаты грома
489. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что, услышав раскаты грома, посланник Аллаха, , обычно говорил: «О Аллах, не убивай нас, (проявляя) гнев Твой, и не губи нас, (подвергая) мучению Твоему, и избавь нас[1149], прежде чем это (случится)! /Аллахумма, ля тактуль-на би-гадаби-кя, ва ля тухлик-на би-‘азаби-кя, ва ‘афи-на кабля заликя!/»[1150]
490. Сообщается, что, услышав раскаты грома, ‘Абдуллах бин аз-Зубайр, да будет доволен Аллах ими обоими, прерывал разговор и говорил: «Слава Тому, Кого славят гром и ангелы, воздавая Ему хвалу из страха перед Ним! /Субхана-Ллязи йусаббиху-р-ра‘ду би-хамди-хи ва-ль-маля’икяту мин хыфати-хи!»[1151]
Сообщается, что, услышав раскаты грома, видный последователь имам Таус, да будет доволен им Аллах, всегда говорил: «Слава Тому, Кого ты восславил! /Субхана ман саббахта ля-ху!/»[1152]
Аш-Шафи‘и сказал:
− Очевидно, он имел в виду слова Аллаха Всевышнего: {Гром славит Его, воздавая Ему хвалу...}[1153]
Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
− (Однажды,) когда мы находились в пути вместе с ‘Умаром, да будет доволен им Аллах, раздались раскаты грома, засверкали молнии и пошёл град. Ка‘б сказал нам: «Человек, который, трижды произнесёт слова: “Слава Тому, Кого славят гром и ангелы, воздавая Ему хвалу из страха перед Ним!”, услышав раскаты грома, будет избавлен от зла этого грома». Мы произнесли эти слова, и были избавлены.
Глава 137. Что желательно говорить, когда идёт дождь
491. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, когда посланник Аллаха, , видел, что (начинает) идти дождь, он говорил: «Пусть этот дождь принесёт пользу! /Саййибан нафи‘ан!/»[1154]
В “Сунан” Ибн Маджи приводится хадис, в котором сообщается, что в подобных случаях пророк, , повторял эти слова дважды или трижды.
492. Сообщается, что пророк, , сказал: «Стремитесь получить ответ на мольбу[1155] при столкновении с врагом, совершении молитвы и выпадении дождя».[1156]
Аш-Шафи‘и сказал: «Я запомнил, что не один человек старался получить ответ на свою мольбу во время выпадения дождя и совершения молитвы».
Глава 138. Что желательно говорить после дождя
493. Сообщается, что Зайд бин Халид аль-Джухани, да будет доволен им Аллах, сказал: «В аль-Худайбийи[1157] посланник Аллаха, , совершил с нами утреннюю молитву после выпавшего ночью дождя. Закончив (молиться), он повернулся к людям и спросил: «Знаете ли вы, что сказал Господь ваш?» Они ответили: «Аллах и посланник Его знают (об этом) лучше». (Тогда пророк, ,) сказал:
− Он сказал: «Этим утром (некоторые) из рабов Моих (остались) верующими в Меня, а (некоторые) стали неверными. Что касается сказавшего: “Нам был послан дождь по милости Аллаха и милосердию Его /Мутыр-на би-фадли-Лляхи ва рахмати-хи/”, то он верует в Меня и не верит в планеты[1158]. Что же касается сказавшего: “Нам был послан дождь благодаря такой-то планете”, то он не верует в Меня и верит в планеты».[1159]
Улемы указывали, что если мусульманин скажет: «Нам был послан дождь благодаря такой-то планете», имея в виду, что эта планета вызвала дождь, то он, несомненно, станет неверным и вероотступником. Если же мусульманин произнесёт эти слова, имея в виду, что планета служит признаком, указывающим на то, что пойдёт дождь, который является действием и творением Аллаха Всевышнего, тогда его не следует считать неверным. Улемы расходились во мнениях относительно нежелательности произнесения таких слов, однако правильным является мнение, согласно которому говорить так нежелательно, поскольку так говорят неверные. На это указывает прямой смысл хадиса и об этом говорит в “Аль-Умм” и других трудах аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, а Аллах знает об этом лучше. Желательно благодарить Аллаха Всевышнего, слава Ему, за эту милость, то есть за дождь.
Глава 139. Что желательно говорить, когда есть основания опасаться, что начавшийся дождь может причинить вред
494. Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
− (Как-то раз) в пятницу один человек вошёл в мечеть через дверь, расположенную напротив минбара, в то время, когда посланник Аллаха, , произносил хутбу. Он встал перед посланником Аллаха, , и, не присев, обратился к нему с такими словами: «О посланник Аллаха, наш скот погиб, и мы не можем двинуться в путь[1160], так обратись же к Аллаху, чтобы Он послал нам дождь!» Тогда посланник Аллаха, , воздел руки к небу и стал взывать: «О Аллах, напои нас, о Аллах, напои нас, о Аллах, напои нас! /Аллахумма, агыс-на, Аллахумма, агыс-на, Аллахумма, агыс-на!/»
(Анас) сказал: «Клянусь Аллахом, (в это время) на небе не было ни одной тучи или облачка и вообще ничего, а между нами и горой Саль‘[1161] не было никаких строений или домов».
(Анас) сказал: «И (вдруг) из-за горы появилась туча, по форме подобная щиту, а когда она заняла середину неба, то распространилась (во все стороны), а потом полил дождь».
(Анас) сказал:
− Клянусь Аллахом, (после этого) мы не видели солнца целых шесть дней, а когда посланник Аллаха, , произносил хутбу в следующую пятницу, через те же самые двери вошёл человек, встал перед ним и сказал: «О посланник Аллаха, наше имущество погибло, а по дорогам невозможно пройти, так попроси же Аллаха, чтобы Он остановил (дождь)!»
(Анас) сказал:
− Тогда посланник Аллаха, , воздел руки к небу и сказал: «О Аллах, вокруг нас, а не на нас! О Аллах, на холмы, горы, пригорки, возвышенности, в вади и на те места, где растут деревья! /Аллахумма, хаваляй-на ва ля ‘аляй-на! Аллахумма, ‘аля-ль-аками, ва-з-зыраби, ва бутуни-ль-аудийати, ва манабити-ш-шаджар!/»
(Анас) сказал: «И дождь прекратился, а когда мы вышли, уже светило солнце».[1162]
Глава 140. Слова поминания Аллаха, которые желательно произносить во время молитв “таравих”
Знай, что совершение молитв “таравих”, по единодушному улемов, соответствует сунне. Такие молитвы состоят из двадцати ракатов с произнесением таслима после каждых двух ракатов. В остальном “таравих” ничем не отличаются от всех прочих молитв, описания которых приводились выше, и в случае их совершения произносятся общепринятые слова поминания, например, “ду‘а аль-истифтах”, обращения к Аллаху с мольбами во время молитвы, полное чтение ташаххуда, мольбы после ташаххуда и прочие слова поминания. Хотя всё сказанное очевидно и известно, я обратил на это внимание, так как в основном люди относятся к подобным вещам недостаточно серьёзно и не произносят большую часть слов поминания, однако правильным является то, о чём говорилось нами выше.
Что же касается чтения Корана, то, согласно правильному мнению, которое разделяло большинство улемов и в соответствии с которым поступают люди, в течение месяца во время молитв “таравих” следует прочесть Коран полностью. Это значит, что каждую ночь необходимо прочитывать одну тридцатую часть Корана. Желательно, чтобы имам читал Коран, чётко выговаривая каждую букву, и избегал чтения более чем одной части за ночь. Следует остерегаться повторять то, что обычно делают во многих мечетях невежественные имамы, которые во время последнего раката этой молитвы, совершаемой в 7-ю ночь рамадана, полностью читают суру “Скот”, утверждая, что эта сура была ниспослана за один раз. Однако подобные действия являются отвратительным нововведением и проявлениями явного невежества, что приводит ко многим пагубным последствиям, о чём уже говорилось в “Книге о чтении Корана”.
Глава 141. Слова поминания Аллаха, которые желательно произносить после молитвы, совершаемой в случае возникновения необходимости в чём-либо
495. Передают со слов ‘Абдуллаха бин Абу Ауфа, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал:
− Пусть тот, кому что-либо понадобится от Аллаха Всевышнего или от кого-нибудь из людей, должным образом совершит омовение, потом совершит молитву в два раката, потом воздаст хвалу Всемогущему и Великому Аллаху и призовёт благословения на пророка, , а потом скажет: «Нет бога, кроме Аллаха Кроткого, Щедрого, слава Аллаху, Господу великого престола, хвала Аллаху, Господу миров! Прошу Тебя (даровать мне) то, что послужит причиной проявления Твоей милости и непременно позволит заслужить Твоё прощение, а также приведёт к совершению всего, что даст возможность приблизиться (к Тебе) и очиститься от всякого греха. Не оставляй ни одного греха, которого Ты мне не простишь, ни одной тревоги, от которой Ты меня не избавишь, и ни одного желания, которое Ты не исполнишь, если желаемое будет угодно Тебе, о Милостивейший из милостивых! /Ля иляха илля-Ллаху-ль-Халиму-ль-Кариму, Субхана-Ллахи, Рабби-ль-‘арши-ль-‘азыми, аль-хамду ли-Лляхи, Рабби-ль-‘алямин! Ас’алю-кя муджибати рахмати-кя, ва ‘аза’има магфирати-кя, ва-с-салямата мин кулли исмин. Ля тада‘ ли занбан илля гафарта-ху, ва ля хамман илля фарраджта-ху, ва ля хаджатан хийа ля-кя ридан илля кадайта-ха, йа Архама-р-рахимин!/»[1163]