Вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 7 страница
Если во время совершения первого раката пятничной молитвы не будет прочитана сура “Джум‘а”, её следует прочесть во время второго раката вместе с сурой “Лицемеры”. То же самое касается праздничной молитвы, моления о ниспослании дождя, витра, добровольной утренней молитвы и иных молитв, о которых мы упоминали. Это значит, что, если какая-нибудь сура из числа тех, что читаются согласно сунне, не будет прочитана во время первого раката, её желательно прочесть во время второго раката вместе с той сурой, которую желательно читать в это время, чтобы прочитаны были обе такие суры. Если же во время совершения первого раката пятничной молитвы будет прочитана сура “Лицемеры”, во время второго следует прочесть суру “Джум‘а”, не повторяя суру “Лицемеры”.
В “Сахихе”[349] сообщается, что чтение Корана при совершении первого раката утренней, равно как и других молитв, занимало у посланника Аллаха, , больше времени, чем при совершении второго. В большинстве своём наши товарищи считали, что первый ракат должен быть не длиннее второго, но те, кто занимался исследованием этого вопроса пришли к выводу, что в силу существования достоверного хадиса во время первого раката желательно читать больше. Все они сходились во мнении о том, что третий и четвёртый ракаты должны быть короче, чем первый и второй. Правильнее всего считать, что, совершая третий и четвёртый ракаты, целую суру читать нежелательно. Если же исходить из того, что делать это желательно, то правильнее всего считать, что по времени третий ракат должен быть таким же, как и четвёртый, но некоторые считают, что третий должен быть более долгим.
Все улемы сходились во мнении о том, читать Коран вслух следует во время обязательной утренней молитвы, а также при совершении первых двух ракатов закатной и вечерней молитв, тогда как во время полуденной и послеполуденной молитв, при совершении третьего раката закатной молитвы, а также третьего и четвёртого ракатов вечерней молитвы, Коран следует читать про себя. Кроме того, все улемы считают, что Коран следует читать вслух во время пятничной молитвы, праздничных молитв, молитв таравих[350] и витра, совершаемого после таравих во время рамадана. Желательно, чтобы так поступал имам и тот, кто совершает эти молитвы индивидуально, тогда как человек, который молится под руководством имама, по единодушному мнению улемов, читать Коран вслух в этих случаях не должен. Согласно сунне, во время лунного затмения Коран следует читать вслух, а во время солнечного затмения − про себя. Во время моления о ниспослании дождя Коран читается вслух, а во время заупокойной молитвы − про себя, если она совершается днём. Так же правильнее всего следует поступать и в том случае, когда она совершается ночью. Если не считать праздничных молитв и моления о ниспослании дождя, о которых мы уже упоминали, при совершении дополнительных молитв в дневное время Коран вслух не читается.
Наши товарищи расходились во мнениях относительно дополнительных молитв, совершаемых ночью. Одни считали, что в это время Коран читается вслух, другие же утверждали, что читать его следует про себя. Кади Хусайн и аль-Багави настаивали на том, что не следует читать ни вслух, ни про себя, но придерживаться чего-то среднего, и это мнение является наиболее верным. Если человек не совершит такую молитву ночью, ему необходимо возместить её днём, если же молитва будет пропущена днём, её следует совершить ночью. Однако что необходимо принимать во внимание, когда дело касается чтения вслух или про себя: то время, когда молитва была пропущена, или то время, когда она будет возмещаться? На этот счёт есть два мнения. По-видимому, следует принимать во внимание то время, когда молитва будет возмещаться, однако некоторые считают, что в любом случае необходимо читать про себя.
Знай, что Коран читается вслух или про себя в соответствии с сунной, но обязательным это не является. Иначе говоря, если человек читает вслух в том случае, когда по сунне желательно читать про себя, или читает про себя вместо того, чтобы читать вслух, его молитва будет действительной. Вместе с тем подобные действия крайне нежелательны, хотя они и не требуют совершения земных поклонов в качестве искупления за проявление невнимательности. Ранее мы уже указывали, что под чтением Корана (произнесением узаконенных слов поминания) про себя подразумевается такое чтение, когда человек слышит сам себя. Если же ничто ему не мешает, но сам он себя не слышит, то недействительным будет как чтение, так и произнесение слов поминания.
Желательно, чтобы во время совершения таких молитв, когда Коран читается вслух, имам делал четыре паузы:
а) первую – сразу после “такбират аль-ихрам” перед произнесением “ду‘а аль-истифтах”;
б) вторую, очень маленькую паузу, желательно сделать после завершения чтения “Аль-Фатихи” и перед произнесением слова “Амин”, чтобы стало ясно, что это слово не относится к “Аль-Фатихе”;
в) третью, долгую паузу, желательно делать после слова “Амин” для того, чтобы “Аль-Фатиху” мог прочитать каждый из молящихся;
г) четвёртую – после чтения суры, читаемой после “Аль-Фатихи”, чтобы отделить её от произнесения слов “Аллаху акбар” перед совершением земного поклона.
После завершения чтения “Аль-Фатихи” желательно произнести слово “Амин”. О пользе, которую приносит произнесение этого слова, и великой награде, ожидающей тех, кто станет его произносить, говорится во многих достоверных хадисах. Желательно, чтобы слово “Амин” произносил каждый читающий эту суру независимо от того, совершает он молитву или нет. Слово “Амин” можно произносить четырьмя способами:
а) с долгим “а” и без удвоения “м”, что является наиболее правильным и распространённым способом;
б) с кратким “а” и без удвоения “м”;
в) произнесение “а” с ималя[351];
г) с долгим “а” и удвоением “м”.
О двух последних способах говорит аль-Вахиди в начале своего труда “Аль-Басит”, наилучшим же является первый. В книге “Тахзиб аль-асма’ ва-ль-люгат” я подробно описываю вышеупомянутые способы, разъясняю смысл слова “Амин”, привожу все необходимые указания и упоминаю обо всём, что имеет к нему отношение.[352] Во время молитвы это слово желательно призносить и имаму, и тем, кто молится под его руководством, и тому, кто совершает молитву индивидуально. При совершении тех молитв, когда Коран читается вслух, имам и тот, кто молится в одиночестве, должны произносить это слово вслух. Тому, кто совершает молитву под руководством имама, также разрешается произносить его вслух независимо от того, много или мало людей присутствует на молитве. Желательно, чтобы участник общей молитвы произнёс это слово не раньше и не позже имама, а одновременно с ним, ибо во время молитвы желательно, чтобы имам и молящийся произносили что-либо одновременно лишь в этом случае. Что же касается прочих случаев, то молящийся должен повторять слова после имама.
Согласно сунне, каждому, кто во время молитвы или в иных обстоятельствах прочтёт айат, где есть упоминание о милости, желательно обратиться к Аллаху с просьбой об оказании милости; если в айате упоминается о муках ада, желательно либо обратиться к Аллаху с мольбой о спасении от огня, от мучений, от зла или от дурного, либо сказать: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя о благополучии /Аллахумма, инни ас’алю-кя-ль-‘афийата/», или нечто подобное; если же он прочтёт айат, в котором отрицается существование у Аллаха сотоварищей или присущности Ему каких-либо качеств несовершенства или слабости, он должен подтвердить это и сказать: «Преславный и Всевышний! /Субхана-ху ва та‘аля!/» − или: «Благословен Аллах, Господь миров! /Табарака-Ллаху, Раббу-ль-‘алямин!/» − или: «Велико величие нашего Господа! /Джаллят ‘азамату Рабби-на!/» − или нечто подобное.
115. Сообщается, что Хузайфа бин аль-Йаман, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Однажды ночью я совершал молитву вместе с пророком, . (Когда) он начал читать (суру) “Корова”[353], я подумал: «Он совершит поясной поклон после ста (айатов)», однако (пророк, ,) продолжал (читать). Тогда я подумал: «Во время этого раката он прочтёт её полностью», однако (пророк, ,) продолжал (читать), и я сказал (себе): «Он совершит поясной поклон, закончив её». Однако потом (пророк, ,) начал читать (суру) “Женщины” и прочёл её (полностью), а потом приступил к (чтению суры) “Семейство ‘Имрана”, которую (также) прочёл (полностью), чётко произнося каждую букву, и (каждый раз), когда он доходил до такого айата, в котором содержалось веление прославлять Аллаха, он произносил слова “Слава Аллаху /Субхана-Ллах/”, (прочитав такой айат, в котором говорилось о необходимости) обращения (к Аллаху) с мольбами, обращался (к Нему) с мольбой, (прочитав же такой айат, в котором упоминалось об) обращениях к Аллаху с мольбой о спасении, обращался к Нему с такой мольбой.[354]
Наши товарищи говорили: «Желательно, чтобы каждый, кто станет читать Коран во время молитвы или в любое иное время, будь то имам, участник общей молитвы или человек, совершающий индивидуальную молитву, прославлял Аллаха и обращался к Нему с просьбами и мольбами. Дело в том, что человек, произносящий такие слова, взывает к Аллаху, а это значит, что их, подобно слову “Амин”, желательно произносить всем».
Каждому, кто прочтёт слова «Разве Аллах − не мудрейший Судья?»[355], желательно сказать: «Да, и я – один из свидетелей тому»; если человек прочтёт слова «...так разве не в состоянии Он воскресить мёртвых?!»[356], желательно сказать: «Да, свидетельствую»; если человек прочтёт слова «В какой же рассказ они уверуют после этого?»[357], желательно сказать: «Я уверовал в Аллаха /Аманту би-Ллах/»; если же кто-либо прочтёт слова «Славь имя Господа твоего Высочайшего...»[358], желательно сказать: «Преславен мой Высочайший Господь! /Субхана Раббийа-ль-А‘ля!/» Всё это желательно говорить каждому молящемуся или просто читающему Коран, относительно чего соответствующие указания приводятся мною в книге “Ат-тибйан фи адаб хамалят аль-Куран”.
Глава 38. О словах поминания, которые желательно произносить во время поясного поклона
Как сообщается в подтверждающих друг друга достоверных хадисах, перед совершением поясного поклона посланник Аллаха, , произносил слова “Аллаху акбар”, из чего следует, что это соответствует сунне. Пренебрегать подобными вещами крайне нежелательно, но если молящийся не произнесёт слова “Аллаху акбар”, молитва его не станет недействительной, и ему не надо будет совершать земные поклоны в качестве искупления за проявление невнимательности. То же самое касается и всех прочих случаев, когда во время молитвы произносятся слова “Аллаху акбар”, за исключением “такбират аль-ихрам”, поскольку этот элемент является одним из столпов молитвы, без которого молитву действительной считать нельзя.
Ранее мы уже упоминали о том, сколько раз произносятся слова “Аллаху акбар” во время молитвы. Как сообщается, имам Ахмад считал, что произнесение этих слов является обязательным во всех случаях.
Желательно ли произносить эти слова долго? Известны два мнения аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах, на этот счёт. Согласно более позднему и более верному из них желательно, чтобы произнесение этих слов продолжалось, пока не настанет пора совершать поясной поклон, во время которого необходимо прославлять Аллаха, чтобы ни одна часть молитвы без прославления не совершалась. Исключением является “такбират аль-ихрам”. В этом случае произносить слова “Аллаху акбар” долго нежелательно, поскольку для произнесения “такбират аль-ихрам” необходимо соответствующее намерение. Произносить эти слова долго будет трудно, а кратко – легко. В «Главе о произнесении слов “Аллах велик” в начале молитвы» мы уже разбирали этот вопрос, а Аллах знает об этом лучше.
Когда настанет черёд совершения поясного поклона, необходимо произнести соответствующие слова поминания Аллаха, трижды сказав: «Слава моему Великому Господу! /Субхана Раббийа-ль-‘Азым!/»
116. Хузайфа, да будет доволен им Аллах, передал, что (однажды), совершая долгий поясной поклон, который продолжался примерно столько времени, сколько потребовалось бы, чтобы прочесть суры “Корова”, “Женщины” и “Семейство ‘Имрана”, посланник Аллаха, , говорил: «Субхана Раббийа-ль-‘Азым!»[359] Это значит, что во время вышеупомянутого земного поклона он повторял эти слова, о чём прямо говорится в хадисах, приводимых в “Сунан” Абу Дауда и других сводах хадисов.
117. Сообщается, что пророк, , сказал: «Совершенным будет поясной поклон того, кто трижды произнесёт слова “Субхана Раббийа-ль-‘Азым”!»[360]
118. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, совершая поясные и земные поклоны, посланник Аллаха, , говорил: «Слава Тебе, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе! О Аллах, прости меня! /Субхана-кя, Аллахумма, Рабба-на, ва би-хамди-кя! Аллахумма,-гфир ли!/»[361] Так он выполнял веления, которые содержались в Коране.[362]
119. ‘Али, да будет доволен им Аллах, передал, что во время совершения поясного поклона пророк, , обычно говорил: «О Аллах, Тебе я поклонился, в Тебя уверовал и Тебе предался. Тебе покорились мой слух, моё зрение, мой мозг, мои кости и мои сухожилия /Аллахумма, ля-кя рака‘ту, ва би-кя аманту, ва ля-кя аслямту. Хаша‘а ля-кя сам‘и, ва басари, ва муххи, ва ‘азми, ва ‘асаби/».[363]
120. В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, , говорил: «Мой слух, зрение, мозг, кости и то, что носят ноги мои,[364] покорились Аллаху, Господу миров /Хаша‘а сам‘и, ва басари, ва муххи, ва ‘азми, ва ма-стакаллят би-хи кадами ли-Лляхи Рабби-ль-‘алямин/».[365]
121. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что, совершая поясные и земные поклоны, посланник Аллаха, , обычно говорил: «Преславный, Пресвятой, Господь ангелов и Духа[366] /Cуббухун, Куддусун, Раббу-ль-маля’икяти ва-р-рух/».[367]
Знатоки арабского языка говорили: «В словах “Cуббухун” и “Куддусун” на первом месте может быть как дамма, так и фатха,[368] но лучше произносить их как “Cуббухун, Куддусун”, что является более употребительным».
122. Сообщается, что ‘Ауф бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды,) когда я молился вместе с посланником Аллаха, , он встал и стал читать суру “Корова”. Доходя до любого айата, в котором упоминается о милости, он непременно прерывал чтение и обращался к Аллаху с просьбой об оказании милости; когда же в каком-либо айате встречалось упоминание о муках (ада), он непременно прерывал чтение и обращался к Аллаху с мольбой о спасении (от огня). Потом он совершил поясной поклон, который продолжался столько же времени, сколько он стоял, (читая Коран), и во время этого поклона он говорил: “Слава Обладателю могущества, высшей власти, величавости и величия! /Субхана зи-ль-джабарути, ва-ль-малякути, ва-ль-кибрийа’и, ва-ль-‘азамат!/” И то же самое он говорил во время земного поклона».[369]
123. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «Что же касается поясного поклона, то, совершая его, прославляйте Аллаха...»[370]
Знай, что последний из приведенных нами хадисов является главным в этом разделе. Имеется в виду, что во время поясного поклона следует прославлять Господа, используя для этого любые подобающие слова. Однако имаму лучше всего объединить все приведенные нами выше слова поминания, если он сможет сделать это, не доставляя затруднений другим. Прежде всего, следует произнести “тасбих”, то есть сказать: «Слава моему Великому Господу! /Субхана Рабби-ль-‘Азым!/» В том случае, когда имам не хочет затягивать молитву, желательно ограничиться этими словами. Совершенным является такой поясной поклон, во время которого эти слова произносятся, по меньшей мере, трижды, произнеся же их только один раз, он сделает то, без чего прославления не будет вообще. Если он ограничится какой-то частью слов поминания, желательно произнести их в одно время, а другую часть – в другое, поступая так и впредь, пока не будут произнесены все эти слова. То же самое относится и к словам поминания, которые произносятся в других случаях.
Знай, что мы, как и большинство улемов, считаем произнесение слов поминания действием, соответствующим сунне. Это значит, что если человек намеренно или по невнимательности не станет произносить их, его молитва не станет недействительной, он не совершит ничего греховного, и ему не надо будет совершать земные поклоны для искупления допущенной ошибки или проявления невнимательности. По мнению же имама Ахмада бин Ханбаля и некоторых других улемов, произносить такие слова обязательно. Для того, чтобы обезопасить себя от расхождений во мнениях между улемами, да помилует их Аллах, молящемуся следует неуклонно делать это в силу существования достоверных хадисов,[371] в которых имеются прямые указания, а Аллах знает об этом лучше.
Во время совершения поясных и земных поклонов читать Коран нежелательно. Если помимо “Аль-Фатихи” будет прочитано что-либо ещё, молитва человека недействительной не станет. Скорее всего, молитва не станет недействительной и в случае чтения “Аль-Фатихи”, но некоторые наши товарищи считали, что чтение “Аль-Фатихи” в подобном случае делает молитву недействительной.
124. Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, , запретил мне читать Коран во время совершения поясного или земного поклона».[372]
125. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «Поистине, мне было запрещено читать Коран во время поясного или земного поклона».[373]
Глава 39. О том, что желательно говорить в то время, когда молящийся выпрямляется после поясного поклона и когда он стоит, выпрямившись перед земным поклоном
Согласно сунне, выпрямляясь после завершения поясного поклона, желательно сказать: «Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу /Cами‘а-Ллаху ли-ман хамида-ху/»[374], но можно сказать и так: «Аллах услышит тех, кто воздал Ему хвалу /Ман хамида-Ллаха сами‘а ля-ху/», на что аш-Шафи‘и указывает в “Аль-Умм”. Когда человек выпрямится полностью, желательно сказать: «Господь наш, хвала Тебе, хвала многая, благая и благословенная, и пусть (эта хвала) наполнит собой небеса, землю, то, что находится между ними, и всё, что ещё Тебе будет угодно. Что бы ни сказал раб Твой, а все мы – Твои рабы, Ты более всех достоин восхваления и прославления. О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным пред Тобой окажется богатство[375] обладающего богатством[376] /Рабба-на, ля-кя-ль-хамду хамдан касиран, таййибан, мубаракан фи-хи миль’а-с-самавати, ва миль’а-ль-арди, ва миль’а ма байна-хума, ва миль’а ма ши’та мин шай’ин ба‘ду. Ахля-с-сана’и ва-ль-маджди, ахакку ма каля-ль-‘абду, ва куллю-на ля-кя ‘абдун. Аллахумма, ля мани‘а ли-ма а‘тайта, ва ля му‘тыйа ли-ма мана‘та ва ля йанфа‘у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадд/».
126. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Выпрямляясь после завершения поясного поклона, посланник Аллаха, , говорил: “Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу /Сами‘а-Ллах ли-ман хамида-ху/”. Когда же он выпрямлялся полностью, то говорил: “Господь наш, хвала Тебе /Рабба-на, ля-кя-ль-хамд/”». В другой версии этого хадиса сообщается, что пророк, , говорил: «...а Тебе − хвала /...ва ля-кя-ль-хамд/»[377]
Хадисы подобного содержания передаются и со слов некоторых других сподвижников.
127. ‘Али и Ибн Абу Ауфа, да будет доволен Аллах ими обоими, передавали, что, (однажды), выпрямляясь после поясного поклона, посланник Аллаха, , сказал: «Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу. Господь наш, хвала Тебе, и пусть (эта хвала) наполнит собой небеса, землю и всё, что ещё Тебе будет угодно /Сами‘а-Ллаху ли-ман хамида-ху. Рабба-на ля-кя-ль-хамду миль’а-с-самавати, ва миль’а-ль-арди, ва миль’а ма ши’та мин шай’ин ба‘ду/».[378]
128. Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, передал, что, (однажды), выпрямляясь после поясного поклона, посланник Аллаха, , сказал: «О Аллах, Господь наш, хвала Тебе, и пусть (эта хвала) наполнит собой небеса, землю и всё, что ещё Тебе будет угодно. Что бы ни сказал раб Твой, а все мы – Твои рабы, Ты более всех достоин восхваления и прославления. О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным пред Тобой окажется богатство обладающего богатством /Аллахумма, Рабба-на, ля-кя-ль-хамду миль’а-с-самавати, ва миль’а-ль-арди, ва миль’а ма ши’та мин шай’ин ба‘ду. Ахля-с-сана’и ва-ль-маджди, ахакку ма каля-ль-‘абду, ва куллю-на ля-кя ‘абдун. Аллахумма, ля мани‘а ли-ма а‘тайта, ва ля му‘тыйа ли-ма мана‘та ва ля йанфа‘у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадд/».[379]
129. Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что, (однажды), выпрямляясь после поясного поклона, посланник Аллаха, , сказал: «Господь наш, хвала Тебе, и пусть (эта хвала) наполнит собой небеса, землю, то, что находится между ними, и всё, что ещё Тебе будет угодно /Рабба-на, ля-кя-ль-хамду миль’а-с-самавати, ва миль’а-ль-арди, ва миль’а ма байна-хума, ва миль’а ма ши’та мин шай’ин ба‘ду/».[380]
130. Сообщается, что Рифа‘а бин Рафи‘ аз-Зураки, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Однажды мы совершали молитву, (находясь) позади пророка, . Поднимая голову после поясного поклона, он говорил: «Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу», а один человек, находившийся позади него, сказал: «Господь наш, хвала Тебе, хвала многая, благая и благословенная! /Рабба-на, ва ля-кя-ль-хамду хамдан касиран, таййибан, мубаракaн фи-хи!/» Закончив молиться, (пророк, ,) спросил: «Кто сказал это?» (Тот человек) ответил: «Я». (Тогда пророк, ,) сказал: «Я видел более тридцати ангелов, каждый из которых старался записать эти слова первым».[381]
Знай, что желательно объединять друг с другом все приведенные нами выше слова поминания, которые произносятся во время поясного поклона. Если молящийся решит ограничиться только частью, пусть скажет: «Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу. Господь наш, хвала Тебе, и пусть (эта хвала) наполнит собой небеса, землю, то, что находится между ними, и всё, что ещё Тебе будет угодно /Сами‘а-Ллах ли-ман хамида-ху. Рабба-на, ля-кя-ль-хамду миль’а-с-самавати, ва миль’а-ль-арди, ва миль’а ма байна-хума, ва миль’а ма ши’та мин шай’ин ба‘ду/». Если же он решит сократить слова поминания, пусть скажет: «Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу. Господь наш, хвала Тебе», но не менее того.
Знай также, что все вышеупомянутые слова желательно произносить и имаму, и молящемуся под его руководством, и тому, кто совершает молитву индивидуально, однако имам должен произносить всё это лишь в том случае, если ему известно, что участники общей молитвы предпочитают молиться долго. И знай, что эти слова произносятся по примеру пророка, , но обязанностью это не является. Отказ от произнесения этих слов крайне нежелателен, однако, если человек не станет произносить их, ему не надо будет совершать земные поклоны для искупления допущенной ошибки или проявления невнимательности. Нежелательно также читать Коран после совершения поясного поклона, когда человек полностью выпрямится, как нежелательно делать это во время совершения поясных и земных поклонов, а Аллах знает об этом лучше.
Глава 40. О словах поминания, которые желательно произносить во время земного поклона
Выпрямившись после совершения поясного поклона и закончив произносить слова поминания, молящийся произносит слова “Аллаху акбар”, что продолжается до тех пор, пока он не коснётся лбом земли. Ранее мы уже указывали, что эти слова произносятся по примеру пророка, , и если человек не сделает этого, его молитва не станет недействительной и ему не надо будет совершать земные поклоны для искупления допущенной ошибки или проявления невнимательности. Во время совершения земного поклона желательно произносить слова поминания, многочисленные примеры которых приводятся в хадисах. Так, в приведенном ранее хадисе Хузайфы, да будет доволен им Аллах, где говорится о поясном поклоне пророка, , сказано:
− ...а потом, во время одного раката, он прочёл (суры) “Корова”, “Женщины” и “Семейство ‘Имрана”. Доходя до любого айата, в котором упоминается о милости, он непременно прерывал чтение и обращался к Аллаху с просьбой об оказании милости; когда же в каком-либо айате встречалось упоминание о муках (ада), он непременно прерывал чтение и обращался к Аллаху с мольбой о спасении (от огня). Потом он совершил земной поклон и сказал: «Слава моему Высочайшему Господу! /Субхана Рабби-ль-А‘ля!/» – и этот поклон продолжался примерно столько же, сколько он стоял.[382]
131. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Совершая поясные и земные поклоны, пророк, , обычно говорил: “Преславен Ты, о Аллах, Господь наш, и хвала Тебе! О Аллах, прости меня! /Субхана-кя, Аллахумма, Рабба-на, ва би-хамди-кя! Аллахумма,-гфир ли!/”»[383]
132. В главе о поясных поклонах уже приводился хадис, в котором со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, сообщается, что, совершая поясные и земные поклоны, посланник Аллаха, , обычно говорил: «Преславный, Пресвятой, Господь ангелов и Духа /Cуббухун, Куддусун, Раббу-ль-маля’икяти ва-р-рух/».[384]
133. Передают со слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, что, совершая земной поклон, посланник Аллаха, , обычно говорил: «О Аллах, пред Тобой я склонился, в Тебя уверовал и Тебе предался. Лицом своим припадаю к земле пред Тем, Кто создал его, придал ему форму и наделил его слухом и зрением. Благословен Аллах, лучший из творцов[385]![386] /Аллахумма, ля-кя саджадту, ва би-кя аманту, ва ля-кя аслямту. Саджада ваджхи ли-Ллязи халяка-ху, ва саввара-ху, ва шакка сам‘а-ху ва басара-ху. Табарака-Ллаху, ахсану-ль-халикин!/»[387]
134. В главе о поясных поклонах уже приводился хадис, в котором со слов ‘Ауфа бин Малика, да будет доволен им Аллах, сообщается, что, совершая поясные поклоны, посланник Аллаха, , обычно говорил: «Слава Обладателю могущества, высшей власти, величавости и величия! /Субхана зи-ль-джабарути, ва-ль-малякути, ва-ль-кибрийа’и, ва-ль-‘азамати!/» И то же самое он говорил во время земного поклона.[388]