Духовного устроения И СОСТОЯНИЯ;
Возложение на себя духовного суда в противоположность
Сказанному Господом Иисусом
Христом: Мне отмщение, Я воздам
(см.: Рим. 12, 19).
Пассивность (малая ревность, отсутствие
Старания) в познании христианской
Истины, учения Христа и Его
Церкви. Этот грех выражается в отсутствии
Желания (при наличии такой возможности)
Читать Священное Писание, творения святых
Отцов, вдумываться и постигать сердцем
Догматы веры, уяснять смысл богослужения.
Этот грех возникает на почве умственной
Лени или чрезмерной боязни впасть в какое-
Либо сомнение. В результате истины
Веры усваиваются поверхностно, бездумно,
Механически, и в конце концов у человека
Подрывается способность действенно-сознательного
Исполнения воли Божией в
Жизни.
Потребительское отношение к Богу
И Церкви — отсутствие желания отдать
Что-либо Церкви, как-либо потрудиться для
Нее. Молитвенное испрашивание мирского
Успеха, почестей, удовлетворения эгоистических
Желаний и материальных благ.
Празднословие — ведение пустых,
Вздорных разговоров. Сюда же относятся
Сплетни, пересказ слухов. В молитве святого
Ефрема Сирина говорится: «..Дух праздности,
Уныния, любоначалия и празднословия
не даждь ми». Во время Великого поста и го-
Вения надо быть особенно сосредоточенными
На духовном, отказаться от зрелищ
(кино, театра, телевидения), быть осторожными
В словах, правдивыми. Уместно еще
раз напомнить слова Господа: За всякое
Праздное слово, какое скажут люди, дадут
они ответ в день суда: ибо от слов своих
Оправдаешься, и от слов своих осудишься
(Мф. 12, 36—37). Надо бережно, целомудренно
Обращаться с бесценными дарами
Слова и разума, ибо они роднят нас с Самим
Божественным Логосом, Воплощенным
Словом, — с Господом нашим Иисусом Христом.
Праздность, леность нарушает заповедь
Божию, которая велит нам в поте лица нашего
есть свой хлеб (см.: Быт. 3, 19). Тому,
Кто не хочет трудиться, апостол запрещает
И есть. Человеческое сердце не может быть
Праздным, оно всегда бывает занято какими-
Либо мыслями. Поскольку сердце склонно
Ко всякому злу, то к праздному сердцу, не занятому
Никаким трудом, особенно легко
Приступает душевный враг и наполняет его
Злыми мыслями и похотями. Праздность порождает
Особенно много беззаконий. От
Праздности происходит пьянство, блудные
Грехи, злые разговоры, осуждение. От праздности
— частые застолья, пирушки, а от
Них и последующее зло — хищение, грабеж.
От праздности — азартные игры, а с
Ними — обманы, ссоры, драки. Праздность
Стремится к излишней роскоши, задумывает
Ненужные предприятия, постройки. Праздность
Приводит к воровству, к лжи, к обману,
Потому что, не имея средств к существованию,
Праздный стремится к отнятию чужих
Трудов силой или обманом, хитростью, лес-
Збз
тью. Премудрый Сирах сказал: Праздность
научила многому худому (Сир. 33,28). Поэтому
и Соломон говорит: В похотях пребывает
всякий праздный (Притч. 13,4).
Прелюбодеяние — нарушение супружеской
Верности одним из супругов.
Пренебрежение ближним — равнодушие
К людям. Особенно страшен этот грех
по отношению к родителям: неблагодарность
К ним, черствость, непоминание усопших
Родителей на молитве.
Пренебрежение к церковной службе.
Этот грех чаще всего проявляется в отсутствии
Стремления участвовать в таинстве
Евхаристии, то есть долговременное лишение
Себя причастия Тела и Крови Господа
Нашего Иисуса Христа при отсутствии каких-
Либо обстоятельств, мешающих этому;
Кроме того, это вообще отсутствие церковной
Дисциплины, нелюбовь к богослужению.
В качестве оправдания обычно выдвигается
Занятость служебными и бытовыми
Делами, отдаленность храма от дома, длительность
Богослужения, непонятность литургического
Церковнославянского языка.
Некоторые достаточно аккуратно посещают
Богослужения, но при этом лишь присутствуют