Только злых, а он пожирает и злых и

добрых».

«Змий изгнал Еву из рая клеветою, посему

Злословящий ближнего подобен змию.

Он, губя душу того, кто слушает его, не спасает

и своей».

Не забудем никогда, что страдания, причиненные

Осуждением и клеветою, мучительнее

Телесных наказаний. Удар бича делает

Рубцы, а удар языка сокрушит кости,

— говорится в одной из книг Библии

(Сир. 28,20). А поэтому «Жаждущему вечной

Жизни не следует никого злословить языком

» (святитель Иоанн Златоуст).

Итак, не будем судить чужих грехов, которые,

Быть может, прощены Богом, и Господь

Нас не осудит, будем прощать, чтобы

Получить и самим прощение от всеправед-

Нейшего Судии и Господа.

Один из подвижников благочестия сказал

еще так- «Добрый человек всех людей

Видит добрыми, а злой и лукавый не только

Криво, но и прямо ходящих подозревает,

укоряет, осуждает и злословит».

Когда мы осуждаем ближнего или клевещем

На него, то этим мы только показываем,

Что не любим его и питаем зло к нему в сердце

Своем.

Значит, зол тот человек, кто клевещет,

Осуждает ближнего, уподобляется диаволу

Тот, кто злопамятлив, кто гневается на ближнего

И долго помнит обиду, причиненную

Ему ближним.

Зол гот, кто старается отомстить своему

Обидчику, кто желаег ближнему чего-нибудь

недоброго: бедствия, горя, болезни.

О, как мы грешны и заражены этими

пороками! О, Господи! исцели нас и помилуй!

Третья заповедь Закона Божия говорит,

Чтобы мы имени Господа Бога не призывали

Бы напрасно.

Подумайте, не произносил ли кто из вас

Клятву, обет перед Богом, и не исполнил

Этого. Может быть, кто клялся именем Бо-

Жиим, то есть божился, при каждом пустом,

маловажном деле, в обычном разговоре?

Произносил имя Божие без благоговения?

Грозно Господь накажет, если не в этом,

То в будущем веке, тех, кто без благоговения

Произносит имя Божие, кто божится ложно

И часто, кто кощунственно, то есть насмешливо,

Без всякого уважения относится к святыне.

«Помни день субботний (то есть праздничный),

— еже святити его», — читаем мы

В четвертой заповеди Закона Божия.

Что это значит? А то значит, что мы должны

Праздничные дни освящать добрыми

делами: быть в храме, провести день в молитве,

В доброделании, в чтении Слова Божия

Или душеспасительных беседах.

Как же мы, православные христиане, проводим

наши церковные праздники? Что мы

делаем в эти дни? Сознавая свою виновность,

Постараемся исправиться с этого же

дня!П ятая заповедь говорит, чтобы мы чтили

Своих родителей.

Вспомним, не допускали ли мы когда грубости

И неуважения к родителям своим, и

вообще к старшим. Не обманывали ли их?

Не оскорбляли ли их словом своим или поступками

жизни своей?

Всегда ли мы молимся о здравии и спасении

Своих родителей, если они живы, и об

упокоении их, если они умерли уже?

Но и родители должны помнить о своих

Обязанностях в отношении детей своих.

Строгое наказание Господне ожидает тех

Родителей, которые небрежно относились к

Своим родительским обязанностям — воспитанию

Детей.

Шестая, седьмая и восьмая заповеди

Закона Божия предостерегают нас от таких

Тяжких грехов, как убийство, прелюбодей-

Ство и воровство.

«Ибо знайте, что никакой блудник, или

Нечистый, или любостяжатель, который

Есть идолослужитель, не имеет наследия в

Царстве Христа и Бога», — говорит святой

апостол Павел, и еще: Не обманывайтесь: ни

Блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи,

Нималакии, нимужеложники, ни воры,

Ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни

Хищники — Царства Божия не наследуют

(Еф. 5, 5; 1 Кор. 6,9 -Ю ).

Нанести человеку оскорбление и обиду

Словом — все равно что убить. Ведь иной раз

Необдуманное или, что еще хуже, намеренно

Произнесенное жестокое слово может

Острее ножа вонзиться в сердце другого.

А сколько неприятностей, огорчений и

Тяжелых переживаний мы причинили и

Себе и другим своим жестоким убийствен40

ным словом?! Сколько ненависти, вражды и

Наши рекомендации