Только злых, а он пожирает и злых и
добрых».
«Змий изгнал Еву из рая клеветою, посему
Злословящий ближнего подобен змию.
Он, губя душу того, кто слушает его, не спасает
и своей».
Не забудем никогда, что страдания, причиненные
Осуждением и клеветою, мучительнее
Телесных наказаний. Удар бича делает
Рубцы, а удар языка сокрушит кости,
— говорится в одной из книг Библии
(Сир. 28,20). А поэтому «Жаждущему вечной
Жизни не следует никого злословить языком
» (святитель Иоанн Златоуст).
Итак, не будем судить чужих грехов, которые,
Быть может, прощены Богом, и Господь
Нас не осудит, будем прощать, чтобы
Получить и самим прощение от всеправед-
Нейшего Судии и Господа.
Один из подвижников благочестия сказал
еще так- «Добрый человек всех людей
Видит добрыми, а злой и лукавый не только
Криво, но и прямо ходящих подозревает,
укоряет, осуждает и злословит».
Когда мы осуждаем ближнего или клевещем
На него, то этим мы только показываем,
Что не любим его и питаем зло к нему в сердце
Своем.
Значит, зол тот человек, кто клевещет,
Осуждает ближнего, уподобляется диаволу
Тот, кто злопамятлив, кто гневается на ближнего
И долго помнит обиду, причиненную
Ему ближним.
Зол гот, кто старается отомстить своему
Обидчику, кто желаег ближнему чего-нибудь
недоброго: бедствия, горя, болезни.
О, как мы грешны и заражены этими
пороками! О, Господи! исцели нас и помилуй!
Третья заповедь Закона Божия говорит,
Чтобы мы имени Господа Бога не призывали
Бы напрасно.
Подумайте, не произносил ли кто из вас
Клятву, обет перед Богом, и не исполнил
Этого. Может быть, кто клялся именем Бо-
Жиим, то есть божился, при каждом пустом,
маловажном деле, в обычном разговоре?
Произносил имя Божие без благоговения?
Грозно Господь накажет, если не в этом,
То в будущем веке, тех, кто без благоговения
Произносит имя Божие, кто божится ложно
И часто, кто кощунственно, то есть насмешливо,
Без всякого уважения относится к святыне.
«Помни день субботний (то есть праздничный),
— еже святити его», — читаем мы
В четвертой заповеди Закона Божия.
Что это значит? А то значит, что мы должны
Праздничные дни освящать добрыми
делами: быть в храме, провести день в молитве,
В доброделании, в чтении Слова Божия
Или душеспасительных беседах.
Как же мы, православные христиане, проводим
наши церковные праздники? Что мы
делаем в эти дни? Сознавая свою виновность,
Постараемся исправиться с этого же
дня!П ятая заповедь говорит, чтобы мы чтили
Своих родителей.
Вспомним, не допускали ли мы когда грубости
И неуважения к родителям своим, и
вообще к старшим. Не обманывали ли их?
Не оскорбляли ли их словом своим или поступками
жизни своей?
Всегда ли мы молимся о здравии и спасении
Своих родителей, если они живы, и об
упокоении их, если они умерли уже?
Но и родители должны помнить о своих
Обязанностях в отношении детей своих.
Строгое наказание Господне ожидает тех
Родителей, которые небрежно относились к
Своим родительским обязанностям — воспитанию
Детей.
Шестая, седьмая и восьмая заповеди
Закона Божия предостерегают нас от таких
Тяжких грехов, как убийство, прелюбодей-
Ство и воровство.
«Ибо знайте, что никакой блудник, или
Нечистый, или любостяжатель, который
Есть идолослужитель, не имеет наследия в
Царстве Христа и Бога», — говорит святой
апостол Павел, и еще: Не обманывайтесь: ни
Блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи,
Нималакии, нимужеложники, ни воры,
Ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни
Хищники — Царства Божия не наследуют
(Еф. 5, 5; 1 Кор. 6,9 -Ю ).
Нанести человеку оскорбление и обиду
Словом — все равно что убить. Ведь иной раз
Необдуманное или, что еще хуже, намеренно
Произнесенное жестокое слово может
Острее ножа вонзиться в сердце другого.
А сколько неприятностей, огорчений и
Тяжелых переживаний мы причинили и
Себе и другим своим жестоким убийствен40
ным словом?! Сколько ненависти, вражды и