Хадис 423-425. Суждения по поводу срока, в течение которого разрешается сокращать молитвы в поездке.
Передают со слов Ибн ‘Аббаса: «В год завоевания Мекки Пророк, мир ему и благословение Аллаха, пробыл в ней девятнадцать дней, в течение которых он сокращал намазы». Этот хадис передал аль-Бухари. В различных версиях, переданных Абу Давудом, говорится, что это продолжалось семнадцать и пятнадцать дней.
Передают со слов ‘Имрана ибн Хусайн: «Я отправился в военный поход вместе с Пророком, мир ему и благословение Аллаха, и принял участие в покорении Мекки. Он пробыл в Мекке восемнадцать ночей, совершая намазы из двух рак‘атов. При этом он говорил: “О жители этого города! Молитесь четыре рак‘ата, потому что мы - путешественники”». Этот хадис передал Абу Давуд.
Передают со слов Джабира, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, провел в Табуке двадцать дней, сокращая намазы. Этот хадис передал Абу Давуд, и хотя рассказчики хадиса заслуживают доверия, ученые разошлись во мнениях относительно целостности его иснада.
Комментарий:
Хадисы по поводу продолжительности пребывания Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в Мекке в год ее покорения различаются. Согласно различным источникам, он пробыл там или девятнадцать, или восемнадцать, или семнадцать, или пятнадцать дней. Каждое из этих мнений нашло поддержку у богословов, которые считали, что если мусульманин собирается провести в путешествии больший срок, то он не должен сокращать намазы, а обязан совершать полуденный, послеполуденный и вечерний намазы из четырех рак‘атов.
Следует знать, что разногласия по поводу продолжительности пребывания Посланника, мир ему и благословение Аллаха, в Мекке связаны только с его пребыванием в городе в год победы над курейшитами. Что же касается его пребывания там во время прощального паломничества, то достоверно известно, что он провел там десять дней. Из самых достоверных сообщений известно, что в год покорения Мекки Пророк, мир ему и благословение Аллаха, провел в городе девятнадцать дней. Он вошел туда рано утром во вторник, 17 рамадана, и отправился в Хунейн в субботу, 6 шавваля. Если принять во внимание день прибытия и день отъезда, то получается, что он провел там девятнадцать дней. Что касается версии о восемнадцати днях, то она является слабой и не может противостоять другим достоверным сообщениям. С другой стороны, в ней говорится о количестве проведенных в Мекке ночей, и Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, действительно провел там восемнадцать ночей. Что касается версии о семнадцати днях, то, очевидно, рассказчик не принял во внимание день прибытия и день отъезда. Что же касается версии о пятнадцати днях, то она противоречит множеству достоверных сообщений. И хотя ее рассказчики заслуживают доверия, богословы не опираются на нее. Что же касается правовой силы этих хадисов, то они никоим образом не свидетельствуют о максимальной продолжительности путешествия, в течение которого можно сокращать намазы.
Мы не можем утверждать того, что если бы Посланник, мир ему и благословение Аллаха, остался в Мекке на несколько дней дольше, то он не стал бы сокращать намазы. Более того, достоверно известно, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, провел в Табуке двадцать дней, в течение которых он регулярно сокращал намазы. Причина этого заключалась в том, что поход в Табук был военным, и Посланник, мир ему и благословение Аллаха, не знал, как сложатся обстоятельства и когда он сможет вернуться домой. Похожая ситуация была во время покорения Мекки, потому что сразу после покорения города Посланник, мир ему и благословение Аллаха, отправил военную экспедицию под командованием Халида ибн аль-Валида для разрушения идола аль-‘Узза. Затем он отправил военную экспедицию под командованием ‘Амра ибн аль-‘Аса для разрушения идола Сува‘. Спустя еще некоторое время он отправил экспедицию под командованием Са‘да ибн Зейда для разрушения идола Манат. Затем он отправил военную экспедицию в Джузейму - снова под командованием Халида ибн аль-Валида. Спустя некоторое время до мусульман дошла весть о наступлении племен Сакиф и Хавазин. Тогда Посланник, мир ему и благословение Аллаха, собрал армию и отправился в поход навстречу этим племенам. Обе армии сошлись в долине Хунейн, где произошло крупное сражение.
Таким образом, если путешественник не знает точной даты своего возвращения (например, если поездка может закончиться завтра, послезавтра или в любой другой день), то они имеют право сокращать намазы, пока их положение не прояснится, даже если это будет продолжаться в течение нескольких месяцев или лет. Что же касается военных походов Посланника, мир ему и благословение Аллаха, в Мекку и Табук, то они не могут служить мерилом для определения максимальной продолжительности путешествия, в течение которого молящиеся имеют право сокращать намазы. Согласно наиболее достоверному мнению, если молящийся собирается провести в чужом городе или поселении четыре дня и более, не считая дня прибытия и дня отъезда, то он не должен сокращать намазы. Этого мнения придерживались имамы Малик, аш-Шафи‘и и Ахмад. Они опирались на действия Посланника, мир ему и благословение Аллаха, который во время прощального паломничества провел в Мекке и ее окрестностях десять дней, в течение которых он сокращал намазы. Он прибыл в Мекку утром четвертого числа месяца зу-ль-хиджжа и покинул город в первой половине дня восьмого числа того же месяца. Впоследствии он переезжал из одного места в другое до тех пор, пока не совершил все обряды паломничества. Следовательно, если не считать дня прибытия и дня отъезда, то Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, провел в Мекке всего три дня. Достоверных сообщений о том, что он проводил в чужом городе или поселении более трех суток, заранее зная о точной дате своего отъезда, нет. Кроме того, Посланник, мир ему и благословение Аллаха, запретил мухаджирам оставаться в Мекке более трех дней после завершения всех обрядов паломничества. Из этого следует, что проживание на одном месте в течение четырех дней лишает человека льгот путешественника. Это мнение также подтверждается поступком ‘Умара ибн аль-Хаттаба, который выселил иудеев из аль-Хиджаза, а затем разрешил переселившимся иудейским торговцам приезжать в аль-Хиджаз не более чем на три дня. Этот хадис передал Малик со слов Нафи‘. Ибн Хаджар сообщил о том, что Абу Зур‘а считал это сообщение достоверным. См. «Итхаф аль-Кирам», с. 123-124.