Вопрос о Божьих решениях рассматривается в гл. 15.
Если мы понимаем это выражение именно таким образом, то мы получа-ем образец молитвы, основанной на повелениях Бога, зафиксированных в Писании. В этом смысле Иисус дает нам модель для разнообразных молит-венных просьб. Здесь Христос призывает нас молиться о том, чтобы люди повиновались законам Бога, чтобы они следовали в жизни Его принципам, чтобы они повиновались его заповедям, раскаивались в грехах и верили в Хри-ста как в Спасителя. Молиться обо всем этом — значит молиться о том, чтобы воля Божья свершилась на земле, подобно тому как она свершается на небе.
Немного позднее Иисус говорит: «Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21). И вновь можно сказать, что речь здесь не может идти о скрытой вале Бога или о воле решения (так как все человечество следует ей, даже если и не подозревает об этом). Иисус говорит о явной воле Бога, а имен-но о моральном законе Бога, которому необходимо подчиняться последовате-лям Христа (ср.: Мф. 12:50; возможно, также: 18:14). Когда Павел повелевает эфесянам: «Познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5:17; ср.: Рим. 2:18), он также говорит о явной воле Бога. О ней же говорит и Иоанн: «Когда просим чего по воле Его, Он слушает нас» (1 Ин. 5:14).
Возможно, правильным будет отнести к этой категории также 1 Тим. 2:4 и 2 Пет. 3:9. Павел говорит, что Бог «хочет [или «желает», греч. θελέω], чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4). Петр говорит, что «не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медленней; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9). Ни в одном из этих стихов невозможно истолковать волю Божью как скрытую волю, как Его решение о том, что безусловно произойдет, потому что в Новом Завете ясно говорится о том, что придет последний суд и не все будут спасены. Поэтому правильнее всего по-нимать эти тексты как повествующие о явной воле Бога, о Его повелениях че-ловечеству, которым оно должно повиноваться, и о Его решениях делать то, что Ему угодно.
С другой стороны, во многих текстах говорится о скрытой воле Божьей. Когда Иаков повелевает нам говорить: «Если угодно будет Господу (точнее, «если пожелает Господь» — έ&6 ׳ κύριος θέληση. — Примеч. пер.) и живы будем, то сделаем то или другое» (Иак. 4:15), то он не может говорить о явлен-ной воле Божьей или воле наставления, так как в отношении многих наших действий мы знаем, что мы планируем и совершаем их в соответствии с пове-лениями Бога. Скорее всего, доверие скрытой воле Божьей смиряет гордыню и выражает смиренную зависимость от полновластного Божьего контроля над всеми событиями нашей жизни.
Еще один пример находим в Быт. 50:20. Иосиф говорит своим братьям: «Вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро [точнее, «за-думал, запланировал рЕ?П] на благо». — Примеч. пер.], чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей». Здесь явленная воля Бо-жья о братьях Иосифа заключалась в том, чтобы они любили его, не крали у него, не продавали его в рабство и не замышляли убить его. Но скрытая воля Божья заключалась в том, чтобы неповиновение братьев Иосифа привело к большему благу, когда Иосиф, проданный в рабство в Египет, получил власть над страной и смог спасти свою семью.
Когда Павел говорит коринфянам: «я скоро приду к вам, если угодно бу-дет Господу [точнее, „если пожелает Господь" — kbv b κύριος θελήση. — При-меч. пер.]» (1 Кор. 4:19), он говорит не о явленной воле Божьей, так как Павел, в повиновение Богу и во исполнение апостольского служения, уже решил от-правиться к коринфянам. Он скорее говорит о скрытой воле Бога, о Его тай-ном плане на будущее, который неизвестен Павлу и который станет известен ему, лишь когда произойдут будущие события (ср.: Деян. 21:14; Рим. 1:10; 15:32; Еф. 1:11; 1 Пет. 3:17; 4:19)3.
Евангельское благовестие может быть открыто одним людям и сокрыто от других по воле Божьей. Иисус говорит: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мф. 11:25,26). И это также долж-но быть упоминанием о скрытой воле Божьей, ибо явная воля Бога заклю-чается в том, чтобы все люди спаслись. И действительно, Иисус повелевает всем: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Также Павел и Петр говорят нам, что Бог желает спасти всех людей (см.: 1 Тим. 2:4; 2 Пет. 3:9). Таким образом, тот факт, что некото-рые люди не спасены и от некоторых людей Евангелие утаено, следует пони-мать как свершение скрытой воли Божьей, которая нам неизвестна и кото-рую нам не следует пытаться выяснить. Точно так же мы должны понимать как скрытую волю Бога и упоминания в Рим. 9:18 («Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает») и в Деян. 4:28 («Чтобы сделать то, чему быть пре-допределила рука Твоя и совет Твой»).
3 Павел говорит, что Бог открыл «нам тайну Своей воли... дабы все небесное и зем-ное соединить под главою Христом» (Еф. 1:9,10). То есть что часть скрытой воли Бога стала явной волей Бога, потому что Бог открыл ее апостолам, а затем — Церкви.
Однако, когда мы говорим о том, что зло свершается по воле Божьей, воз-никает определенная опасность, хотя Писание и говорит о некоторых собы-тиях именно так. Во-первых, мы можем подумать, что Бог наслаждается злом, которого Он не совершал (см.: Иез. 33:11), так как Он может использовать его в благих целях (более подробно об этом см. в гл. 15). Во-вторых, мы можем обвинить в грехе Бога, а не самих себя, или думать, что мы не несем ответ-ственности за наши злые дела. Однако Писание не колеблясь соединяет утверждения о единодержавной юле Бога с утверждениями об ответственное-ти человека за зло. Петр в одном и том же предложении мог сказать, что Иисус был предан «по определенному совету и предведению Божию» и что «Сего [Иисуса]... вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили» (Деян. 2:23). И тайная Божья воля решений, и греховность «беззаконных», которая осу-ществила эту волю, утверждаются в одном и том же предложении. Как бы мы ни осмысляли тайное действие скрытой воли Божьей, никогда не стоит де־ лать вывода, что мы освобождены от ответственности за зло или что Бог вино-вен в грехе. Писание никогда не говорит подобного, не можем так говорить и мы, несмотря нато что причина событий пока остается для нас тайной4.
15. Свобода. Свобода Бога — это такой Его атрибут, с помощью которого Он свершает все, что пожелает. Это определение подразумевает, что ничто не может помешать Богу в осуществлении Своей воли. Таким образом, этот ат-рибуттесно связано с Его волей и Его властью. Этот аспект свободы подчер-кивает также тот факт, что Бог не подчинен ничему внешнему относительно Него и что Он свободен делать то, что пожелает. Нет ни личности, ни силы, которые могли бы диктовать Богу, что Он должен делать. Он не подчинен ни-какой власти и внешнему принуждению.
О свободе Бога говорится в Пс. 113, где Его великая сила сравнивается со слабостью идолов: «Бог наш на небесах; творит все, что хочет» (Пс. 113:11). Земные правители не могут устоять пред богом и противиться Его воле, ибо «сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Прит. 21:1). Также и Навуходоносор в своем раскаянии понимает, что о Боге должно сказать: «По воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: „что Ты сделал?"» (Дан. 4:32).
Поскольку Бог свободен, нам следует понять, что Он делает то, что жела-ет свершить, и что Его воля обладает совершенной свободой (пока Его дейст-вия соответствуют Его моральным качествам), и не стоит пытаться получить большее объяснение действий Бога в творении. Иногда люди пытаются по-стигнуть причину, по которой Богу следовало совершить то или иное деяние (напр., сотворить мир или спасти нас). Правильнее будет просто сказать, что лишь абсолютно свободная воля Божья (действовавшая в согласии с Его ка-чествами) была той высшей причиной, по которой Он решил сотворить мир и спасти грешников.
16. Всемогущество (власть, суверенность). Всемогущество Бога означа-ет, что Он может воплотить всю Свою святую волю. Свобода Бога указывает на тот факт, что решениям Бога нет никаких внешних ограничений, а веемо-гущество Бога указывает на Его власть сделать то, что Он решил сделать.
4 Более подробно вопрос о соотношении воли Божьей и зла рассматривается в гл. 15. См. также прекрасное эссе: John Piper, "Are There Two Wills in God? Divine Election and God's Desire for All to Be Saved", in The Grace of God, the Bondage of the Will, vol. 2, ed. by Tom Schreiner and Bruce Ware, Grand Rapids: Baker, 1995.
В Писании часто говорится об этой власти. Бог есть «Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани» (Пс. 23:8). Риторический вопрос «есть ли что трудное для Господа?» (Быт. 18:14; Иер. 32:27), безусловно, подразуме-вает (в том контексте, где он встречается), что для Господа нет ничего трудно-го. Иеремия говорит Богу: «Для Тебя ничего нет невозможного» (Иер. 32:17).
Павел говорит, что Бог «может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20). Бог назван «Вседержителем» (2 Кор. 6:18; Отк. 1:8), и это слово (греч. παντοκράτωρ [букв.: «все имеющий во власти» или «всемогущий». — Примеч. пер.]) подразумевает обладание всей силой и властью. Кроме того, ангел Гавриил говорит Марии: «...у Бога не оста-нется бессильным никакое слово» (Лк. 1:37), а Иисус говорит: «Богу же все возможно» (Мф. 19:26).
Эти тексты указывают на то, что власть Бога бесконечна и что Он по-этому не ограничен в действиях только тем, что Он сделал. Бог способен со-вершить больше, чем то, что Он совершает в действительности. Например, Иоанн Креститель говорит: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Ав-рааму» (Мф. 3:9). Бог «творит все, что хочет» (Пс. 113:11). Он могбыуничто-жить Израиль и произвести великий народ от Моисея (ср.: Исх. 32:10), но Он не сделал этого.
Тем не менее есть такие вещи, которые Бог не мог бы сделать. Бог не мо-жет желать или делать то, что отрицало бы Его сущность. Поэтому всемогу-щество Бога определяется как Его способность воплощать «всю Свою свя-тую волю». Это не означает, что Бог может сделать все; Он может сделать все, но только то, что согласуется с Его моральными качествами. Например, Бог не может лгать. В Библии Он назван (дословно) «не лгущим Богом» или «Бо-гом, Который никогда не лжет» (Тит. 1:2). Автор Послания к Евреям говорит, что в клятве и обетовании «невозможно Богу солгать» (Евр. 6:18). Во Втором послании к Тимофею (2:13) о Христе сказано: «Себя отречься не может». Кро-ме того, Иаков говорит: «Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13). Таким образом, Бог не может лгать, грешить, отрекаться от Себя и быть искушаем злом. Он не может прекратить существовать, или перестать быть Богом, или действовать вопреки своим атрибутам.
Это означает, что не совсем верно утверждать, что Бог может делать все. Даже в процитированных выше отрывках из Писания, где употребляются схо-жие выражения, в контексте их следует понимать в том смысле, что Бог может делать все, что Он желает сделать, или все, что согласуется с Его качествами. Хотя власть Бога бесконечна, употребление этой власти определяется друга-ми Его атрибутами (также как все атрибуты Бога определяют Его действия). Итак, это еще один случай, когда неправомерный акцент на одном атрибуте и желание рассматривать его в отрыве от прочих качеств Бога может привести к неверному пониманию этого атрибута.
Осуществление Богом власти над Своим творением иногда даже называ-ют единодержавием Бога. Единодержавие Бога — это осуществление Им прав-ления (в качестве «Владыки» или «Царя») над Своим творением. Более под-робно эта тема будет рассмотрена в гл. 15, о провидении Божьем.
В заключение следует подчеркнуть, что Бог создал нас таким образом, чтобы показать в нашей жизни некоторое слабое отражение каждого из атри-бутов намерения. Бог создал нас как творения, обладающие волей. Мы совер-шаем выбор и принимаем реальные решения, касающиеся событий нашей жизни. Хотя наша воля не является абсолютно свободной, как воля Бога, тем не менее Бог дал нам относительную свободу в рамках наших сфер деятельно-ста втом мире, который Он сотворил.
Мы интуитивно ощущаем свою способность пользоваться волей и совер-шать выбор и делаем это относительно свободно, что является одним из са-мых значительных признаков подобия Богу в нашем существовании. Конеч-но, наше желание пользоваться волей и наше стремление быть свободными от ограничений может проявляться греховным образом. Люди могут возгордиться и возжелать такой свободы, которая подразумевает бунт против власти Бога и отказ подчиняться Его воле. Тем не менее, когда мы пользуемся нашей волей и свободно совершаем выбор, который угоден Богу, мы отражаем Его каче-ства и прославляем Его. Когда порочная власть или иные обстоятельства ли-шают людей способности совершать свободный выбор, люди в значительной степени лишаются богоподобия. Нет ничего удивительного в том, что они го-товы вернуть себе свободу практически любой ценой. Возглас американского революционера Патрика Генри «Дайте мне свободу или предайте меня смер-ти!» находит отклик в каждой душе, сотворенной по образу Божьему.
Конечно же, мы не обладаем бесконечной властью или всемогуществом, как и бесконечной свободой или каким-либо другим атрибутом Божьим. Но, несмотря на то что мы не обладаем всемогуществом, Бог дал нам власть доби-ваться результатов, как и физическую силу, и другие виды возможностей: силу ума, духа, убеждения и власть в различных видах социальных структур (в се-мье, церкви, гражданском правительстве и т. д.). Во всех этих сферах исполь-зование власти так, как угодно Богу и в соответствии с Его волей, прославля-ет Его и отражает Его качества.
Д. «Общие» атрибуты