Основные разделы и темы дисциплины по видам занятий
№ п/п | Наименование раздела и темы | Всего (час.) | Аудиторные занятия (час.) | Само- стоя-тельная работа | ||
В том числе | ||||||
Лекции | Семинары | Практиче- ские | ||||
1. | Предмет истории религии. Определение религии. Основные концепции сущности и происхождения религии. Структура религии, её функции и роль в обществе. | |||||
2. | Древнейшие религиозные верования. Политеистические религии. Иудаизм – древнейшая монотеистическая религия. | |||||
3. | Мировые религии. | |||||
4. | Современные нетрадиционные культы. Тоталитарные секты. | |||||
Итого |
Тема 1.Предмет истории религии
1. Предмет истории религии
- определение предмета истории религии: закономерность возникновения развития, функционирования религии, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры (показать на примере морали и искусства);
- задачи курса – показать историю возникновения и развития религиозных представлений с древнейших времен до наших дней;
- обоснование необходимости изучения прежде всего, христианства в его православной форме.
2. Краткая характеристика:
- философии религии (философские понятия и концепции религии). Основные персоналии: Спиноза, Гегель, Фейербах, Маркс.
- социологии религии (изучение общественных основ религии, закономерности её возникновения, развития, функционирования, структуру, место и роль в обществе.
- психологии религии (исследование психологических закономерностей возникновения, развития и функционирования религии. Персоналии: У. Джеймс, П. Леви-Брюль.
3. Характерная особенность современности:
- тотальная апелляция к религии, без правильного понимания что это такое.
- насколько справедливо утверждение, что подавляющее большинство населения России – православные;
опасность существования разного рода фобий, непримиримости и т.д. под маской религиозности.
4. Основные концепции происхождения религии. Идеалистические концепции религии. Социологические концепции религии. Психологические концепции религии. Материалистические концепции религии. Христианские (православные) концепции религии.
5. Структура религии, её функции и роль в обществе.
Основные элементы религиозного комплекса и их взаимосвязь.
а) религиозное сознание и религиозная вера как важнейшая черта последнего. Религиозная вера – это вера в: объективное существование сверхъестественного; возможность общения с ним, действительность описанных в священных текстах событий; истинность догматов; религиозных авторитетов. Религиозные чувства – эмоциональное отношение верующих к сверхъестественным существам, персонам, самим себе и т.д. Одна из особенностей религиозного сознания – соединение адекватного с неадекватным. Способ существования, функционирования, воспроизводства религиозного сознания – религиозная лексика. Уровни существования религиозного сознания – обыденный и концептуальный.
б) Религиозная деятельность: культовая; некультовая.
в) Религиозные отношения: религиозные; внерелигиозные; культовые; внекультовые.
г) Религиозные организации: культовые; внекультовые.
Типы религиозных объединений: церковь; секта; деноминация.
Функции религии. а) мировоззренческая; б) компенсаторная; в) коммуникативная;
г) регулятивная; д) интегрирующее-дезинтерирущая; е) культуротранслирующая;
ж) легитимирующее-разлегитимирующая.
Роль религии в обществе.
а) санкционирование или осуждение других общественных отношений;
б) сакрализация или секуляризация общественных отношений;.
в) влияние на различные стороы общественной жизни (мораль, искусство, образование).
Тема 2. Древнейшие религиозные верования.
1. Особенности сознания первобытных людей. Смешение объективного и субъективного; представление о том, что похожее заменяет похожее, часть – целое. Слово обладает теми же качествами, что и предмет, который оно обозначает; непонимание причинно-следственных связей: что после того, значит вследствие того». Синкретизм первобытного сознания.
2. Тотемизм, фетишизм, магия.
Тотемизм – вера в кровное родство между людьми и животными, реже – растениями, ещё реже – предметами неорганической природы.
Фетишизм – вера в возможность общения со сверхъественными силами посредством каких-либо предметов.
Магия – вера в установление связи со сверхъественным с помощью ритуалов, обрядов. Классификации магии: 1) по способу мышления а) гомеопатическая (имитативная) – подобное замешает подобное; б) контагиозная – предметы, бывшие в контакте, продолжают действовать друг на друга и на расстоянии, поэтому, манипулируя с одним из них, можно повлиять на другой. 2) по целевому назначению: а) производственная (промысловая); б) вредоносная; в) любовная; г) лечебная; д) метеорологическая.
3. Анимизм. Политеизм и монотеизм. Анимизм – вера в духов, душу.
- оживотворение, одухотворение всей природы;
- вера в существование души внутри человеческого тела (попытки объяснить сновидение, галлюцинации, смерть).
Политеизм и монотеизм.
Различие не в количестве богов, а в существовании или отсутствии жесткой иерархии. Концепция светского религиоведения о первоначальном политеизме. Точка зрения христианских историков религии (А.Мень) об изначальном монотеизме, утрате его (политеизм) и последующем возрождении монотеизма.
Политеистические религии.
1. Греческая мифология: космогония греческой религии: Гея, Уран, Аргус, Кронос. Олимпийские боги (Зевся, Гера, Аполлон, Афина и т.д.), их отношения с людьми. Идея богоборчества. Прометей. Греческие герои (Геракл). Своеобразие греческой религии – Рок, Фатум – выше богов. Ананка – необходимость. Роль предсказателей.
2. Религиозные воззрения древних славян. Языческие представления о происхождении мира; космические боги (Дажьбог – бог солнца; Стрибог – бог ветров; Сварог – бог огня); Представления о человеке, культ предков (Род, Рожаницы, Ящер-пращур). Представление о душе (дым, дыхание); место пребывание души после смерти – вырий; птицы – вестники из вырия. Боги – покровители семьи, женщин (Юну, Баба, Лада, Лель, Ляля, Кручина). Языческие обряды – связь с природными циклами, земледельческими работами. Основа – аграрная магия. Большая роль «пограничных состояний времени – зимнее и летнее солнцесостояние – возможность заглянуть в будущее (гадания, ночная богиня судьбы Среча).
3. Элементы язычества в современных религиозных верованиях.
- то, что в массовом сознании называется «христиански обрядом» - по сути своей языческая традиция: примеры огромного количества суеверий, предрассудков; обряды, связанные со смертью человека (поминки и проч.).
- попытки православия победить язычество не удались; часть языческих персонажей вытеснена в сказки: Баба Яга, Кащей Бессмертный, Соловей Разбойник и т.д.; часть языческих представлений существует в обыденном сознании людей и их поведении.
- можно и сегодня говорить о некоем «двоеверии»
Иудаизм – древнейшая монотеистическая религия.
Библейская история еврейского народа. Происхождение еврейского народа: ≈ 1950 г. до н.э. – ха-ибри, ибри, иври, евреи; Путь евреев из Ура в Ханаан; Авраам, Исаак, Иаков; Иосиф Евреи в египетском рабстве; Моисей, 12 казней египтян, исход евреев из Египта; долгий путь в Ханаан через Синай.; Синайское законодательство ( 10 заповедей); звоевание Ханаана; период Судей Государевых; период царей (Саул, Давид, Соломон); возникновение Израильского и Иудейского царств; завоевание Иудеи вавилонскими, ссирийскими, персидскими войсками. Эпоха эллинизма. Завоевание Иудеи Римской империей.
Основы вероучения иудаизма. Идея богоизбранности еврейского народа; жесткий монотеизм; основные предписания Торы («Исход», «Второзаконие»). Эпоха Талмуда и раввината. Возникновение еврейской диаспоры в Римской империи; повышение роли синагог и раввинов; создание Талмуда
¯ ¯
Мишна (нач. Ш в н.э.) Гемара (ΙУ-У вв.н.э.)
(разъяснение Торы и ( дополнения к Мишне)
устная традиция);
- раввинат – после 1040 г. по настоящее время;
- противоречивость эпохи: национальное сплочение евреев, сохранение древних традиций, развитие духовного творчества, но и отход евреев диаспоры от ортодоксальных идей и образа жизни иудаизма.
Основные иудейские праздники: Пасха. Освобождение евреев из египетского плена, а младенцев – от гибели. Изначально – скотоводеческо-земледельческий праздник умилостивления и начала уборки хлеба. Шебуот (пятидесятница) – дарование Торы и 10 заповедей на горе Синай. Изначально – праздник жатвы. Суккот (праздник кущей) – в память странствования по пустыне, проживание в матрах. Изначально - праздник сбора плодов, прежде всего, винограда.
Тема 3. Мировые религии
Буддизм – древнейшая мировая религия. Возникновение и распространение буддизма. Историческая ситуация в Индии в момент возникновения буудизма (сер Ι тысяч. До н.э.). Легенда о Гаутаме – Шакьямуне-Будде – основателе буддизма. Хинаяна («узкий путь спасения»), махаяна («широкий путь спасения» – направление в буддизме; выход буддизма за пределы Индии, ламаизм – тибетская форма буддизма. Проникновение ламаизма в Россию в ХУШ в. (через Монголию).
Основы вероучения. «Типитака» - письменный источник буддийского вероучения. Идея тождества бытия и страдания – важнейшая идея буддизма; «четыре благородных истины» буддизма:
1) всякое существование – страдание;
2) причина страданий – желания;
3) избавление от желаний, деяний – путь прекращения страданий;
4) «благородный срединный восьмеричный путь»: - праведное воззрение; - праведное стремление; - праведная речь; - праведное поведение; - праведная жизнь;
- праведное учение; - праведное созерцание; - праведное самопогружение (медитация). - высшая цель буддиста – прекращение перерождений и достижений нирваны (небытия). -«Панча-шила» - пять заповедей буддиста (повседневная мораль):
1) отказ от убийства любого живого существа; 2) отказ от воровства; 3) отказ от лжи; 4) отказ от употребления алкоголя; 5) соблюдение супружеской верности.
3. Буддизм и современность. Распространение буддизма в Западной Европе в середине ХIХ в. (увлечение фундаментализмом); середина ХХ в., Западная Европа, США – движение контркультуры: разочарование молодежи, творческой интеллигенции в традиционных общественных ценностях, поиски новой религии, обращение к истории Востока. Дзэн-буддизм – западный вариант китайского чань-буддизма; мотивы дзэн-буддизма в произведениях Сэленджера.
Мировая религия- христианство.
1. Происхождение, основные идеи христианства.
1) - материалистическая концепция зарожлдения христианства: социально-историческая ситуация в римской империи нач. 1 в. Н.э. Всеобъемлеющий кризис римского общественного утсройства. «…христианству предшествовал полный крах античных «мировых порядков» …христианство было простым выражением этого краха…» (Маркс К,, Энгельс Ф. Соч., Т.7. С.211). Идейные источники христианства: а) мифология восточных религий; б) вульгаризированная философия античности. 2) богословская концепция возникновения христианства: Иисус Христос – мессия, спаситель пришедший в мир, находившийся на краю пропасти. Учение Христа – путь, идя по которому человек обретет спасение, т.е. вечную жизнь.
Символ веры (Никео-Царьградский символ веры, 325 г. н.э., 381 г. н.э.) православный: 1. Вера в единого Бога; 2. Вера в сына Божьего; 3. Вера в воплощение И.Христа; 4. Вера в распятие; 5. Вера в воскрешение И.Христа; 6. Вера в вознесение; 7. Вера в грядущий приход И.Христа; 8. Вера в Святого Духа; 9. Вера в соборную и Апостольскую Церковь; 10 Вера в крещение во оставление грехов; 11. вера во всеобщее воскрешение; 12. Вера в Царство Божие.
2. Православие и католицизм – две ветви христианства. Фактический раскол – после распада Римской империи: формальный – в 1054 г.н.э. Основные различия между православной церковью и католической: 1) 8-й член Символ веры 2) организация и структура; 3) статус клира; 4) индульгенция у католиков; 5) отношение к деве Марии; 6) представление о загробном мире; 7) различия в таинствах; 8) убранство храмов богослужения, некоторые обряды. - автокефальная Русская православная церковь: территориально-организационная структура; ступени иерархических должностей: 1. дьякон; 2. иерей; 3. архиерей; - белое и черное духовенство в Русской православной церкви.
3. Возникновение и сущность протестантизма. Антифеодальное, антикатолическое движение реформации в Германии нач. ХУ1 в. Мартин Лютер. Термин «протестантизм» - от «протеста» группы немецких князей в 1529 г. против отмены Шпейерским рейхстагом их права решать вопрос о религии поданных. Теологическое различие между протестантизмом и католицизмом – в разном понимании последствий первородного греха: католики – в результате первородного греха человеческая природа искажается, протестанты - первородный грех привел к полному извращению человеческой природы. Отсюда следует: 1) неискоренимая греховность человека; 2) абсолютная зависимость от Бога, спасение – «даром данная благодать», по вере, дающейся Богом. 3) «оправдание верой» - только вера в искупительную жертву Христа дарует спасение. Отказ от посредничества церковной иерархии. У верующего – личные отношения с Богом; каждый верующий сам читает и толкует Библию. Принцип всеобщего священства; идея простой и дешевой церкви; успешная земная жизнь – зримое свидетельство богоизбранности; в разных странах – различная степень разрыва с католицизмом, поэтому возникает несколько ветвей протестантизма – умеренный ( большая степень связи с католицизмом): лютеранство, англиканство; радикальный (смелый разрыв с католицизмом) кальвинизм. Лютеранство: протестантские черты – только Библия основной источник вероучения; каждый верующий может читать (переведена на немецкий язык) и толковать Библию; нет молитвы за умерших; культа святы и мощей; поклонение Богородице; почитания икон.
От католицизма остались: символ веры; епископат; особое посвящение в духовный сан (ординации); литургия; два таинства: крещение и причащение; сохранены распятие, облачение духовенства, алтарь.
Кальвинизм отказ от символы веры; отказ от таинств. И крещение, и причащение – символические обряды. Центральный элемент богослужения – проповедь; Отброшены почти все внешние элементы культа: иконы, свечи. Крест. Отсутствие епископата: общины возглавляются выборными пресвитерами и пасторами.
Тема 4.Современные нетрадиционные культы. Тоталитарные секты.
Современное понимание нетрадиционной религиозности. Сущность тоталитарных сект. Сущность тоталитарных сект. возникновение нетрадиционных религий – следствие социально-экономического и духовного кризиса; принцип существования подобных организаций – паразитирование на личностных проблемах человека и сложных жизненных ситуациях; апелляция основателей деструктивных сект к традиционным религиям, но искажение их основных идей; объявление руководителя живым богом и, соответственно, абсолютное подчинение ему, суровая дисциплина; психологическая обработка рядовых членов, превращение их в пассивный материал в руках руководителя.
Типология деструктивных религиозных организаций. - неоориенталистские организации («Общество сознания Кришны»); неохристианские «Секта Виссариона», «Белое Братство»; синкретические, универсалистские движения (Церковь Объединения» (муниты), «Аум Сенрике»; псевдонаучные религиозные организации («Сиентологическая церковь» (Хаббардисты); оккультно-мистические движения; неоязычесство (последователи П.Иванова, «Радостея» и т.д.). Сатанинские группы (Церковь Сатаны).
Правила поведения человека, призванные помочь ему не стать жертвой деструктивных сект.