О Священном Писании в особенности
В. Когда написаны Священные Книги?
О. В разные времена. Одни прежде Рождества Христова, а другие после.
В. Сии два отделения Священных Книг не имеют ли особенных названий?
О. Имеют. Те Священные Книги, которые написаны прежде Рождества Христова, называются Книгами Ветхого Завета; а те, которые написаны после Рождества Христова, называются Книгами Нового Завета.
В. Что такое Ветхий и Новый Завет?
О. Иначе сказать: древний союз Бога с человеками, и новый союз Бога с человеками.
В. В чем состоял Ветхий Завет?
О. В том, что Бог обещал человекам Божественного Спасителя, и приготовлял их к принятию Его.
В. Как приготовлял Бог человеков к принятию Спасителя?
О. Чрез постепенные откровения, чрез пророчества и прообразования.
В. В чем состоит Новый Завет?
О. В том, что Бог действительно даровал человекам Божественного Спасителя, Единородного Сына Своего, Иисуса Христа.
В. Сколько Священных Книг Ветхого Завета?
О. Святый Кирилл Иерусалимский, Святый Афанасий Великий и Святый Иоанн Дамаскин считают их двадцать две, применяясь к тому, как их считают Евреи на своем первоначальном языке. См. Афанас. посл. 39 о празд. Ин. Дам. Богосл. кн. 4, гл. 17.
В. Почему достойно внимания счисление Евреев?
О. Потому что, как говорит Апостол Павел, вверена быша им словеса Божия, и Новозаветная Христианская Церковь приняла Ветхозаветные Священные Книги от Ветхозаветной Церкви Еврейской (Рим. 3:2).
В. Как же исчисляют Ветхозаветные Книги Святый Кирилл и Святый Афанасий?
О. Следующим образом:
1) Книга Бытия.
2) Исход.
3) Левит.
4) Книга Числ.
5) Второзаконие.
6) Книга Иисуса Навина.
7) Книга Судей, и вместе с нею, как бы ее прибавление, книга Руфь.
8) Первая и вторая книги Царств, как две части одной книги.
9) Третия и четвертая книги Царств.
10) Первая и вторая книги Паралипоменон.
11) Книга Ездры первая, и вторая его же, или,. по греческому надписанию, книга Неемии.
12) Есфирь.
13) Книга Иова.
14) Псалтирь.
15) Притчи Соломона.
16) Екклесиаст, его же.
17) Песнь песней, его же.
18) Книга Пророка Исаии.
19) Иеремии.
20) Иезекииля.
21) Даниила.
22) Двенадцати Пророков.
В. Почему в сем исчислении Ветхозаветных Книг не упомянуто о книге Премудрости сына Сирахова, и о некоторых других?
О. Потому что их нет на Еврейском языке.
В. Как должно принимать сии последние книги?
О. Афанасий Великий говорит: «они назначены Отцами для чтения вступающим в Церковь».
В. Как раздельнее определить содержание Ветхозаветных Книг?
О. Их можно разделить на четыре следующие разряда:
1) Книги законоположительные, которые составляют главное основание Ветхого Завета.
2) Исторические, которые содержат преимущественно историю благочестия.
3) Учительные, которые содержат учение благочестия.
4) Пророческие, которые содержат пророчества или предсказания о будущем, и наипаче о Иисусе Христе.
В. Какие книги законоположительные?
О. Пять книг, написанных Моисеем: книга Бытие, Исход, Левит, Числ, Второзаконие.
Сам Иисус Христос дает сим книгам общее наименование Закона Моисеева. См. Лк. 24:44.
В. Что содержит книга Бытие в особенности?
О. Повествование о сотворении мира и человека, и потом историю и установление благочестия в первые времена рода человеческого.
В. Что содержат прочие четыре книги Моисеевы?
О. Историю благочестия во времена пророка Моисея и чрез него данный от Бога закон.
В. Какие исторические книги Ветхого Завета?
О. Книги: Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Паралипоменон, книги Ездры, книга Неемии и Есфирь.
В. Какие учительные?
О. Книга Иова, Псалтирь и книги Соломоновы.
В. Что должно примечать особенно о Псалтыри?
О. Она, вместе с учением благочестия, содержит также указания на историю оного, и многие пророчества о Христе Спасителе. Она есть превосходное руководство к молитве и прославлению Бога, и потому непрестанно употребляется в церковном Богослужении.
В. Какие книги пророческие?
О. Книги Пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила, и двенадцати прочих.
В. Сколько книг Нового Завета?
О. Двадцать семь.
В. Есть ли и между ними законоположительные, то есть, преимущественно составляющие основание Нового Завета?
О. Сим именем справедливо можно назвать Евангелие, которое составляют четыре книги Евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
В. Что значит слово: Евангелие?
О. Оно есть греческое, и значит Благовестие, то есть, добрую весть или радостную весть.
В. О чем благовествуют книги, называемые Евангелием?
О. О Божестве Господа нашего Иисуса Христа, о Его пришествии на землю, о Его житии на земли, о чудесных Его деяниях и спасительном учении, наконец о Его крестной смерти, славном воскресении и вознесении на небо.
В. Почему сии книги названы Евангелием?
О. Потому что для человеков не может быть лучшей и более радостной вести, как весть о Божественном Спасителе, и о вечном спасении. Потому то и чтение Евангелия в церкви каждый раз предваряется и сопровождается радостным воскликновением: Слава Тебе, Господи, слава Тебе!
В. Есть ли между Новозаветными Книгами исторические?
О. Есть. Именно, книга Деяний Святых Апостолов.
В. О чем она повествует?
О. О сошествии Святого Духа на Апостолов, и о распространении чрез них Церкви Христианской.
В. Что такое Апостол?
О. Слово сие значит: Посланник. Сим именем называются избранные ученики Господа нашего Иисуса Христа, которых Он послал проповедовать Евангелие
В. Какие Книги Нового Завета учительные?
О. Семь Соборных Посланий: одно апостола Иакова, два Петровых, три Иоанновых и одно Иудино, и четырнадцать Посланий Апостола Павла: к Римлянам, к Коринфянам два, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, к Солунянам два, к Тимофею два, к Титу, к Филимону и к Евреям.
В. Есть ли между Книгами Нового Завета и пророческие?
О. Такая книга есть Апокалипсис.
В. Что значит сие слово?
О. С греческого языка, значит Откровение.
В. Что содержит сия книга?
О. Таинственное изображение будущей судьбы Церкви Христовой и всего мира.
В. Что должно наблюдать при чтении Священного Писания?
О. Во-первых, должно читать оное с благоговением, как слово Божие, и с молитвою о разумении оного;
во-вторых, должно читать оное с чистым намерением, для нашего наставления в вере и побуждения к добрым делам;
в-третьих, понимать оное должно согласно с изъяснением Православной Церкви и Святых Отец.
В. Когда Церковь предлагает учение Откровения Божия и Священного Писания людям не знавшим оного: какие она представляет им признаки того, что это есть истинное слово Божие?
О. Признаки сего суть следующие:
1) Высота сего учения, свидетельствующая, что оно не могло быть изобретено разумом человеческим.
2) Чистота сего учения, показывающая, что оно произошло от чистейшего ума Божия.
3) Пророчества.
4) Чудеса.
5) Могущественное действование сего учения на сердца человеческие, свойственное только Божией силе.
В. Каким образом пророчества бывают признаком истинного Откровения Божия?
О. Сие можно изъяснить примером. Когда пророк Исаия предсказал рождение Христа Спасителя от Девы, чего естественный разум человеческий и помыслить не мог, и когда, чрез несколько сот лет после сего пророчества, Господь наш Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии: тогда нельзя не видеть, что пророчество было слово Бога всеведущего, и что исполнение пророчества есть дело Бога всемогущего. Посему и Святый Евангелист Матфей, повествуя о Рождестве Христовом, приводит пророчество Исаии: Сие же все бысть, да сбудется реченное от Господа Пророком, глаголющим: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог (Мф. 1:22-23).
В. Что такое чудеса?
О. Дела, которые не могут быть сделаны ни силою, ни искусством человеческим, но токмо Всемогущею силою Божиею. Например, воскресить мертвого.
В. Каким образом чудеса служат признаком истинного слова Божия?
О. Кто творит истинные чудеса, тот действует силою Божиею: следовательно, он угоден Богу, и причастен Духа Божия. А такому лицу свойственно говорить только чистую истину. И потому, когда он говорит именем Божиим, тогда чрез него, без сомнения, глаголет слово Божие.
Посему Сам Господь наш Иисус Христос признает чудеса важным свидетельством Своего Божественного посланничества: Дела, яже даде Мне Отец, да совершу я, та дела яже Аз творю, свидетельствуют о Мне, яко Отец Мя посла (Ин. 5:36).
В. Из чего особенно можно видеть могущественное действие учения Христианского?
О. Из того, что двенадцать Апостолов, взятые из людей бедных, неученых, низкого состояния, сим учением победили и покорили Христу сильных, мудрых, богатых, царей и царства.
Состав катехизиса
В. Как представить катехизическое учение благочестия в правильном составе?
О. Для сего, по примеру книги Православного Исповедания, одобренной Православными Восточными Патриархами, можно принять за основание изречение Апостола Павла, что все занятие Христианина в настоящей жизни должны составлять сии три: вера, надежда, любовь.
Ныне же пребывают вера, надежда, любы: три сия (1 Кор. 13:13).
Итак, для Христианина нужно:
во-первых, учение о вере в Бога, и в таинства, которые Он открывает;
во-вторых, учение о надежде на Бога и о средствах утвердиться в ней;
в-третьих, учение о любви к Богу, и ко всему, что Он любить повелевает.
В. Каким способом Церковь вводит нас в учение о вере?
О. Посредством Символа Веры.
В. Что можно принять в руководство для учения о надежде?
О. Изречения Господни о блаженстве, и молитву Господню.
В. Где можно найти начальное учение о любви?
О. В десяти заповедях Закона Божия.
Часть первая
О вере