Вот это – те дела, без которых вера мертва.
И если человек говорит: «У меня Бог в душе; я верю в душе», но он всего этого не делает, - то может быть, он и действительно во что-то верит, но вера его мертва!..
Как же узнать человека, у которого вера – живая, и душа – живая?
Узнать его очень просто: он тянется к Церкви, он бывает в Церкви, - или хотя бы хочет пойти!
И для него важны Церковные Праздники – он их ждёт, и заранее знает, что в этот день будет в храме.
Душа жива, когда у человека жива вера!
Например, возьмем стул – он не только никому не делает ничего плохого, но даже помогает людям: если я устану, я могу на него сесть, а когда устану сидеть, могу встать и на него опереться.
Но хотя этот стул и красивый, и ещё не старый, и помогает людям, он Царство Небесное не наследует.
Почему? Потому что он мёртв.
Так же и хороший человек, который никому ничего особенно плохого не делает: работает или пенсию получает, готовит себе еду, потом эту еду ест, спит, лечится от своих болезней – он никому ничего плохого не делает, - но он мёртв, если он не имеет общения с Богом.
Если цветок растет на грядке, у него сначала появляются листики, потом бутон, который потом распускается, а затем плоды.
Но если мы в один прекрасный момент его срежем и поставим в воду, какое-то время листья и лепестки ещё будут сохраняться, но этот цветок уже никогда не даст плодов, и всё равно потом завянет.
Так и большинство из миллиардов людей, которые населяют землю: живут, едят, играют в волейбол, ещё чем-то там занимаются – и не знают, что на самом деле они уже мертвы, потому что они отсечены от источника жизни.
А источник жизни – это Бог.
***
Ныне мы готовимся к началу Великого поста.
Пост и молитва — это два крыла, с помощью которых христианин может взлететь на небо, отрешившись от всего греховного.
Пост призывает человека к покаянию, к осознанию (не вспоминанию грехов, а именно осознанию!) - того, что каждое наше праздное слово, или другой грех, материализуется, берёт в свои руки молот, - и бьёт по гвоздям, пронизывающим руки Спасителя.
Но для того, чтобы к этому прийти, человек должен лишить себя комфорта, услаждения, неги…
Что такое НЕГА? Нега – это, согласно Владимиру Ивановичу Далю, «состояние полного довольства, услады – по всем чувственным потребностям».
Человеку свойственно ко всему этому стремиться;
а многие люди даже идут на большие жертвы, чтобы этого комфорта и неги достичь:
и человек может –
менять места жительства,
менять работу,
не знать ни сна, ни отдыха.
А для спасения души нужно совсем другое…
Священномученик Серафим Чичагов приводит в пример «блудного сына» из притчи Спасителя —
«Пока блудный сын не стал лишать себя роскошной пищи, и за неимением средств не начал питаться пищею животных, сердце его было непреклонно, ум — мечтателен, и весь он — нецеломудрен, ленив, уныл, тщеславен и горд.
Только пост образумил его».
Пост облагоразумил блудного сына, и облагоразумит и нас, и не только облагоразумит, но и восставит нас в прежнее состояние первочеловека Адама, - то есть сделает нас подобными Богу!
Ведь грех вошёл в нашу природу именно с нарушением поста, - когда Адам находился в Раю, там был пост.
Бог заповедовал Адаму не вкушать от древа познания добра и зла.
С нарушения этой заповеди - грех входит в человеческую природу.
И именно восстановлением сей заповеди мы избавляемся от греха, - но необходимым средством для поста служит молитва.
Пост и молитва — это как два крыла у птицы!
Поранив крыло в воздухе, птица камнем падает и разбивается о землю.
Так и свою душу мы бьём, если забываем о молитве.
Однажды накануне Великого поста Блаженнейшего Митрополита Онуфрия спросили:
— В чём состоит основной смысл Великого поста?
Можно ли сказать, что Великий пост — это время великих дел?
Блаженнейший ответил:
— Самое великое, что может сделать человек — это смириться перед Богом.
«Без смирения нет спасения» — любил повторять преподобный Амвросий Оптинский.
Всё учение наших оптинских старцев можно кратко выразить несколькими словами:
«Есть смирение — значит, всё есть; а нет смирения – значит, ничего нет».
Смирение – это столь драгоценное качество, что древние отцы говорили: с помощью одного смирения можно спастись.
И приводили такой пример.
Предположим, мы строим дом из кирпичей.
Если кирпичи не связаны раствором (если их просто сложить как кубики), то такую стену можно кулаком разрушить.
Толкнёшь её – она и упадёт.
А если кирпичи связаны цементом, то стена - прочная.