Ничто не повредит тому, кто трижды произнесёт слова: “А‘узу би-кялимати-Ллахи-т-таммати мин шарри ма халяк”»[569]. 10 страница
В той версии этого хадиса, которую приводит только Муслим, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «По истечении первой трети каждой ночи Аллах Всевышний, слава Ему, нисходит к нижнему небу и говорит: “Я – Царь, Я – Царь, кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?” − и это продолжается до тех пор, пока не займётся заря».
وفي رواية"إِذَا مَضَى شَطْرُ اللَّيْلِ أوْ ثُلُثَاهُ".
В другой версии этого хадиса, также приводимой только Муслимом, сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «...по истечении половины (или: двух третей) ночи...»
وروينا في سنن أبي داود والترمذي عن عمرو بن عبسة رضي اللّه عنه أنه سمع النبيّ صلى اللّه عليه وسلم يقول: "أقْرَبُ ما يَكُونُ الرَّبُّ مِنَ العَبْدِ فِي جَوْفِ اللَّيْلِ الآخر، فإن اسْتَطَعْتَ أنْ تَكُونَ مِمَّنْ يَذْكُرُ اللَّهَ تَعالى فِي تِلْكَ السَّاعَةِ فَكُنْ" قال الترمذي: حديث حسن صحيح.
286. Передают со слов ‘Амра б. ‘Абасы, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ближе всего Господь находится к рабу в середине последней части ночи, и если сможешь, будь одним из тех, кто поминает Аллаха Всевышнего в это время».[735]
بابُ الدُّعاءِ في جَميع ساعاتِ الليل كلِّه رجاءَ أن يُصادِفَ ساعةَ الإِجابة
Глава 68. Об обращениях к Аллаху с мольбами в течение всей ночи в надежде на то, что к Нему удастся обратиться в такое время, когда мольбы принимаются
عن جابر بن عبد اللّه رضي اللّه عنهما قال: سمعت النبيّ صلى اللّه عليه وسلم يقول: "إِنَّ في اللَّيْلِ لَساعَةً لا يُوافِقُها رَجُلٌ مُسْلِمٌ يَسألُ اللَّهَ تَعالى خَيْراً مِنْ الدُّنْيا والآخِرَةِ إلاَّ أعْطاهُ اللَّهُ إيَّاهُ، وَذلكَ كُلَّ لَيْلَةِ".
287. Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
− Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, есть ночью такой период, когда Аллах Всевышний обязательно дарует человеку, исповедующему ислам и обращающемуся к Нему с мольбой о каком-нибудь из благ мира этого или мира иного, то, (о чём он просит Его в это время,) и это (бывает) каждую ночь».[736]
بابُ أسماء اللّه الحسنى
Глава 69. О прекраснейших именах Аллаха
قال اللّه تعالى: ﴿ وَلِلَّهِ الأسْماءُ الحُسْنَى فادْعُوهُ بِها ﴾ الأعراف:180.
Аллах Всевышний сказал: {(Есть) у Аллаха прекраснейшие имена, так взывайте же к Нему, (обращаясь к Нему по этим именам)…}[737]
وعن أبي هريرة رضي اللّه عنه أن رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم قال:"إنَّ لِلَّهِ تَعالى تِسْعَةً وَتِسْعِينَ اسْماً، إِلاَّ وَاحِداً، مَنْ أحْصَاها دَخَلَ الجَنَّةَ، إنَّهُ وِتْرٌ يُحِبُّ الوِتْرِ
Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, у Аллах Всевышнего девяносто девять имён − сотня без одного, и тот, кто станет перечислять их[738], войдёт в рай. Поистине, Он (− это Тот, Кто) не имеет пары /витр/, и Он любит (всё) непарное[739].
هُوَ اللَّهُ الَّذي لا إِلهَ إِلاَّ هُوَ، الرَّحْمَنُ، الرَّحِيمُ، المَلِكُ، القُدُّوسُ، السَّلامُ، المُؤْمِنُ، المُهَيْمِنُ، العَزِيزُ، الجَبَّارُ، المُتَكَبِّرُ، الخالِقُ، البارىءُ، المُصَوّرُ، الغَفَّارُ، القَهَّارُ، الوَهَّابُ، الرَّزَّاقُ، الفَتَّاحُ، العَلِيمُ، الباسِطُ، الخَافِضُ، الرَّافِعُ، المُعِزُّ، المُذِلُّ، السَّمِيعُ، البَصِيرُ، الحَكَمُ، العَدْلُ، اللَّطِيفُ، الخَبيرُ، الحَليمُ، العَظِيمُ، الغَفُورُ، الشَّكُورُ، العَلِيُّ، الكَبِيرُ، المُغِيثُ، الحَسِيبُ، الجَلِيلُ، الكَرِيمُ، الرَّقِيبُ، المُجِيبُ، الوَاسِعُ، الحَكِيمُ، الوَدُودُ، المَجِيدُ، الباعِثُ، الشَّهِيدُ، الحَقُّ، الوَكِيلُ، القَوِيُّ، المَتِينُ، الوَليُّ، الحَمِيدُ، المُحْصِي، المُبْدِىءُ، المُعِيدُ، المُحْيِي، المُمِيتُ، الحَيُّ، القَيُّومُ، الوَاجِدُ، المَاجِدُ، الوَاحِدُ، الصَّمَدُ، القادِرُ، المُقْتَدِرُ، المُقَدِّمُ، المُؤَخِّرُ، الأوَّلُ، الآخِرُ، الظَّاهِرُ، البَاطِنُ، الوَالي، المُتَعالِ، البَرُّ، التَّوَّابُ، المُنْتَقِمُ، العَفُوُّ، الرًّؤُوف، مالِكُ المُلْكِ، ذُو الجَلالِ وَالإِكْرَامِ، المُقْسِطُ، الجامِعُ، الغَنِيُّ، المُغْنِي، المَانِعُ، الضَّار، النَّافعُ، النُّورُ، الهَادِي، البَدِيعُ، الباقِي، الوَارِثُ، الرَشِيدُ، الصَّبُورُ"
Он – Аллах, помимо Которого нет иного бога, Он – Милостивый /ар-Рахман/,[740] Милосердный /ар-Рахим/, Царь /аль-Малик/, Пресвятой /аль-Куддус/, Мир /ас-Салям/, Обеспечивающий безопасность /аль-Му’мин/, Оберегающий /аль-Мухаймин/, Всемогущий /аль-‘Азиз/, Могущественный /аль-Джаббар/, Превосходящий /аль-Мутакаббир/, Творец /аль-Халик/, Создатель /аль-Бари’/, Придающий форму /аль-Мусаввир/, Прощающий /аль-Гаффар/, Всеподчиняющий /аль-Каххар/, Дарующий /аль-Ваххаб/, Дающий средства к существованию /ар-Раззак/, Открывающий /аль-Фаттах/, Знающий /аль-‘Алим/, Удерживающий /аль-Кабид/, Распространяющий /аль-Басит/, Унижающий /аль-Хафид/, Возвышающий /ар-Рафи‘/, Дающий силу /аль-Му‘изз/, Принижающий /аль-Музилль/, Слышащий /ас-Сами‘/, Видящий /аль-Басир/, Судья /аль-Хакам/, Справедливый /аль-‘Адль/, Добрый /аль-Лятыф/, Сведущий /аль-Хабир/, Кроткий /аль-Халим/, Великий /аль-‘Азым/, Прощающий /аль-Гафур/, Благодарный /аш-Шакур/, Высокий /аль-‘Али/, Великий /аль-Кабир/, Хранящий /аль-Хафиз/, Спаситель /аль-Мугис/, Считающий /аль-Хасиб/, Великий /аль-Джалиль/, Щедрый /аль-Карим/, Наблюдающий /ар-Ракиб/, Отзывчивый /аль-Муджиб/, Всеобъемлющий /аль-Васи‘/, Мудрый /аль-Хаким/, Любящий /аль-Вадуд/, Славный /аль-Маджид/, Воскрешающий /аль-Ба‘ис/, Свидетель /аш-Шахид/, Истинный /аль-Хакк/, Защищающий /аль-Вакиль/, Сильный /аль-Кавийй/, Крепкий /аль-Матин/, Покровитель /аль-Валийй/, Достойный похвалы /аль-Хамид/, Учитывающий /аль-Мухсы/, Начинающий /аль-Мубди’/, Возвращающий /аль-Му‘ид/, Оживляющий /аль-Мухйи/, Умерщвляющий /аль-Мумит/, Живой /аль-Хайй/, Вечносущий /аль-Каййум/, Богатый /аль-Ваджид/, Благородный /аль-Маджид/, Единый /аль-Вахид/, Вечный /ас-Самад/, Могущий /аль-Кадир/, Всемогущий /аль-Муктадир/, Выдвигающий вперёд /аль-Мукаддим/, Отодвигающий назад /аль-Му’аххыр/, Первый /аль-Авваль/, Последний /аль-Ахыр/, Побеждающий /аз-Захыр/, Скрытый /аль-Батын/, Правящий /аль-Вали/, Всевышний /аль-Мута‘али/, Праведный /аль-Барр/, Приемлющий покаяние /ат-Тавваб/, Отмщающий /аль-Мунтаким/, Прощающий /аль-‘Афувв/, Сострадательный /ар-Ра’уф/, Царь царства /Малик аль-мульк/, Обладатель величия и щедрости /Зу-ль-джаляль ва-ль-икрам/, Справедливый /аль-Муксит/, Собирающий /аль-Джами‘/, Богатый /аль-Ганийй/, Защищающий /аль-Мани‘/, Причиняющий вред /ад-Дарр/, Приносящий пользу /ан-Нафи‘/, Свет /ан-Нур/, Ведущий верным путём /аль-Хади/, Созидающий /аль-Бади‘/, Вечный /аль-Баки/, Наследующий /аль-Варис/, Правильный /ар-Рашид/, Терпеливый /ас-Сабур/».
До слов “любит (всё) непарное” этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим[741]. Далее его приводят ат-Тирмизи и другие мухаддисы, и он относится к категории хороших хадисов[742]. В некоторых его версиях вместо имени “Спаситель /аль-Мугис/” приводится имя “Питающий /аль-Мукыт/”, вместо имени “Наблюдающий /ар-Ракиб/” приводится имя “Близкий /аль-Кариб/”, вместо имени “Крепкий /аль-Матин/” приводится имя “Ясный /аль-Мубин/”.
كتاب تلاوة القرآن
Книга о чтении Корана
Знай, что чтение Корана, которое требует размышления, является наилучшим видом поминания.
Читая Коран, необходимо соблюдать известные правила приличия и преследовать определённые цели. Мною была написана небольшая книга, где я изложил важнейшие этические нормы, которых должны придерживаться чтецы Корана, основные правила чтения, а также всё, что имеет к этому отношение и не может оставаться неведомым для читающего Коран. В этой книге[743] я кратко перечислю цели, которые должно преследовать чтение Корана, и укажу для желающих на соответствующие источники своих выводов, а помощь оказывает один лишь Аллах.
Коран следует читать неуклонно, ночью и днём, находясь в пути и оставаясь на одном месте. Каждый из наших праведных предшественников, да будет доволен ими Аллах, сам определял для себя тот срок, в течение которого он обычно прочитывал Коран полностью. Одни делали это за два месяца, другие – за месяц, третьи – за десять дней, четвёртые – за восемь, а пятые – за семь. Так поступало большинство из них, однако были и такие, которые прочитывали Коран за шесть, пять или четыре дня, многие же делали это за три дня. Многие другие прочитывали Коран за сутки, некоторые делали это дважды, некоторые – трижды, а были и такие, которые прочитывали Коран по восемь раз: четырежды ночью и четырежды днём. Одним из тех, кто прочитывал Коран по четыре раза ночью и по четыре раза днём, являлся почтенный Ибн аль-Катиб ас-Суфи, и я не слышал, чтобы за такой срок кто-нибудь читал Коран больше. Почтенный Ахмад ад-Даураки сообщает, что Мансур бин Зазан, да помилует его Аллах, относившийся к числу тех последователей, которые с особым усердием занимались делами поклонения, во время рамадана прочитывал Коран в промежутке времени между полуденной и послеполуденной молитвами и делал это ещё раз между закатной и вечерней молитвами. Таким образом, во время рамадана он ежедневно читал Коран более двух раз[744], откладывая вечернюю молитву до тех пор, пока не проходила четверть ночи.
Абу Дауд приводит сообщение, в котором упоминается, что во время рамадана Муджахид, да помилует его Аллах, обычно прочитывал весь Коран между закатной и вечерней молитвами. Что же касается людей, прочитывавших весь Коран во время совершения одного рак’ата,[745] то их так много, что и не счесть, и к числу их относились ‘Усман бин ‘Аффан, Тамим ад-Дари и Са’ид бин Джубайр.[746]
Таким образом, каждый должен читать Коран по-своему. Если благодаря глубокому размышлению человеку удастся постичь какие-либо тонкости и приобрести новое знание, пусть уделяет чтению Корана столько времени, чтобы это позволило ему в полной мере понимать то, что он читает. И пусть так же поступает тот, кто занимается распространением знания, или отвечает за решение спорных вопросов между мусульманами, или занимается какими-либо иными религиозными или мирскими делами в интересах всех мусульман.. Такие люди могут уделять чтению Корана столько времени, чтобы это не мешало им должным образом исполнять свои обязанности. Если же человек не принадлежит к их числу, пусть старается читать Коран как можно больше, но не настолько много, чтобы это вызывало у него скуку или заставляло читать слишком быстро.
Некоторые наши предшественники считали, что прочитывать весь Коран за сутки нежелательно, на что указывает приводимый ниже хадис.
عن عبد اللّه بن عمرو بن العاص رضي اللّه عنهما قال: قال رسول اللّه صلى اللّه عليه وسلم: " لاَ يَفْقَهُ مَنْ قَرأ القُرآنَ فِي أقَلّ مِنْ ثَلاثٍ " .
289. Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра б. аль-‘Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не постичь (религию) глубоко тому, кто станет прочитывать Коран менее чем за три дня».[747]
Что касается времени начала и завершения чтения, то человек волен определять его сам. Если он относится к числу тех, кто прочитывает Коран за неделю, то примером ему может служить ‘Усман, да будет доволен им Аллах, который начинал читать Коран в ночь на пятницу, а завершал чтение в ночь на четверг. Имам Абу Хамид аль-Газали пишет в “Ихйа ‘улюм ад-дин”: «Лучше всего завершать чтение то ночью, то днём, завершая его днём в понедельник во время совершения двух рак’атов обязательной утренней молитвы, а ночью − во время совершения первых двух рак’атов закатной молитвы или после неё, чтобы встречать начало дня и ночи за чтением Корана».
Сообщается, что видный последователь ‘Амр бин Мурра, да помилует его Аллах, сказал: «Они[748] предпочитали завершать чтение Корана в начале ночи или в начале дня».
وعن طلحة بن مصرف التابعي الجليل الإِمام قال: من ختم القرآن أية ساعة كانت من النهار صلّتْ عليه الملائكةُ حتى يمسي، وأية ساعة كانت من الليل صلَّت عليه الملائكةُ حتى يُصبح. وعن مجاهد نحوه.
290. Другой видный последователь, имам Тальха бин Мусарриф, передал, со слов Са’да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «На того, кто завершит чтение Корана в любое время дня, ангелы станут призывать благословения до самого вечера, а на того, кто завершит чтение Корана в любое время ночи, ангелы станут призывать благословения до самого утра».[749]
Нечто подобное передавал и Муджахид[750].
عن سعد بن أبي وقاص رضي اللّه عنه قال: إذا وافق ختم القرآن أول الليل صلّت عليه الملائكة حتى يصبح، وإن وافق ختمه آخر الليل صلّت عليه الملائكة حتى يُمسي. قال الدارمي: هذا حسن عن سعد.
291. Передают со слов Са’да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек завершит чтение Корана в начале ночи, ангелы станут призывать на него благословения до самого утра, если же он завершит чтение в конце ночи, ангелы станут призывать на него благословения до самого вечера».[751]
فصل: في الأوقات المختارة للقراءة
О наилучших периодах времени для чтения Корана
Знай, что лучше всего читать Коран во время молитвы. По мнению приверженцев мазхаба аш-Шафи’и и других улемов, да помилует их Аллах, долго стоять, читая Коран во время молитвы, лучше, чем долго сидеть или совершать любое иное действие. Если говорить о чтении Корана не во время молитвы, то лучше всего для этого подходит ночь, вторая половина которой предпочтительнее первой. Желательно также читать Коран между закатной и вечерней молитвами. В дневное время Коран лучше всего читать после утренней молитвы, однако не возбраняется читать его в любое время, в том числе и в такие периоды, когда запрещается совершать молитву[752]. Что же касается сообщения Ибн Абу Дауда, передававшего, что Му’аз бин Рифа‘а, да помилует Аллах их обоих, сообщил, что какие-то шейхи считали чтение Корана после послеполуденной молитвы нежелательным, заявляя, что этому учили иудеи, то подобные утверждения являются неприемлемыми и не имеют под собой никакого основания. Лучшими днями для чтения Корана являются пятница, понедельник, четверг и день стояния на ‘Арафате[753]. Если говорить о декадах, то лучшими являются первые десять дней месяца зу-ль-хиджжа и последние десять дней рамадана, а лучшим из месяцев является рамадан.
فصل: في آداب الختم وما يتعلق به
О том, что приличествует завершению чтения Корана и имеет к этому отношение
Ранее уже говорилось о том, что человеку, читающему Коран в одиночестве, желательно завершать чтение во время молитвы. Что же касается тех, кто читает Коран совместно и завершает чтение не во время молитвы, то желательно, чтобы чтение завершалось в начале ночи или в начале дня, на что также указывалось выше. В день завершения чтения Корана желательно соблюдать пост, если только это не совпадёт с таким днём, когда поститься не рекомендуется шариатом. Известны достоверные сообщения о том, что такие полседователи из Куфы[754], как Тальха бин Мусарриф, аль-Мусаййаб бин Рафи‘ и Хубайб бин Абу Сабит, да помилует всех их Аллах, постились в те дни, когда они завершали чтение Корана. Как читающим Коран, так и тем, кто не умеет делать это хорошо, желательно присутствовать на таких встречах, когда завершается чтение Корана, на что указывает приводимый ниже хадис.