Раскрытие содержания архетипов
Для проведения такого анализа, были выделены менеджеры, получившие очень высокие и очень низкие баллы по эффективности, которая оценивалась по результатам описаний, сделанных нашими респондентами. Эти две группы получивших низкие и высокие баллы и оказались в фокусе исследования. Была использована техника кластерного анализа. В кластеры объединились люди, имеющие одинаковый паттерн ролевых предпочтений в структуре конкурирующих ценностей. Это позволило выделить людей со сходными подходами. Когда вычислили профиль каждой из таких групп, образовавших кластер, сравнили результаты с имевшимися у нас демографическими данными об этих людях и тем, как их описывали респонденты. Это позволило идентифицировать архетипы эффективных и неэффективных менеджеров.
НАХОДКИ: НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ
Анализ группы с низкими баллами привел к появлению семи архетипов неэффективного управления показанных на рис 4. Профили нанесены на диаграммы в стандартизированных баллах. 0 соответствует 50-десятому процентилю. Линия, обозначенная единицей, отмечает одно стандартное отклонение или 84 пороцентиль. Линия, обозначенная двойкой, отмечает два стандартных отклонения или 98 процентиль полной выборки. Минус один означает 16 процентиль, а минус 2 - второй процентиль.
Хаотично адаптирующиеся. Первый кластер состоит из людей, получившим оценки выше средник по тем ролям, которые соответствуют верхней половине структуры конкурирующим ценностей и оценки ниже средних по ролям нижней половины структуры. Самый низкий балл по роли Координатора. Из качественных описаний этик людей следует, что им свойственно сокращать все административные процессы, они невнимательны к деталям, и стремятся быстро, на скорую руку уладить возникающие прореки и трудности. Часто они занимают высокие позиции в организациях, (выше чем средний руководитель), что особенно удивительно, так как их образовательный уровень не высок (часто они не имеют даже университетского диплома). Однако способности, связанные с ценностями двум верхних квадрантов нашей структуры помогают им делать карьеру и не имея достаточного образования. Но в конце концов их ограничения, связанные с дефицитом ролей левого-нижнего угла, начинают проявлять себя.
Шлифующие координаторы. Представители этого кластера являют собой полную противоположность предыдущему. Их оценки выше среднего по ролям нижней половины структуры и ниже среднего по ролям верхней половины. Их описывают как консервативные, негибких, нелегких людей, которые настаивают на конформизме. Этот кластер формируется преимущественно из мужчин, имеющих высокий образовательный ценз (законченное образование в университете), но занимающих средние и ниже среднего уровни управления в организациях. Сильные стороны этик людей (нижний левый квадрант) все же не перевешивают недостатков связанных с дефицитами в общении с людьми и по отношению к новациям и, в результате, они рассматриваются как неэффективные менеджеры.
Тонущие работоголики. Люди, попавшие в этот кластер превышают по баллам средний уровень только в одной роли - роли Режиссера. Особенно низкий балл они получают как Фасилитатары, Учителя, Новаторы, Брокеры и Директоры. По описаниям, они относятся к работе с навязчивом упорством, болезненно чувствительны к критике, не способны делегировать ответственность, увязают в деталях и слишком формальны в отношениях с подчиненными. Такой паттерн встречается на всех уровнях управления. Неэффективные женщины-менеджеры чаще всего оказываются в этом кластере (36,7%.) . Такие менеджеры воспринимаются как неэффективные, потому что они считают, что должны сделать всю работу сами и потому что их возможности направлять работу других людей ограничены.
Крайне непродуктивные. Люди попавшие в этот кластер имеют низкие оценки по всем ролям. Их баллы ниже минус единицы по всем правым ролям структуры, особенно для них характерна низкая выраженность роли Режиссера. Эти люди воспринимаются как низкопродуктивные и невовлеченные в работу. Они занимают оборонительную позицию по отношению ко всем вопросам и возникающим проблемам, "огрызаются" на людей, отвечают коротко и настаивают на своем последнем слове. Люди этого кластера занимают два самых низких уровня управления (70%) . Их поведение провоцирует наиболее низкие оценки и негативные комментарии со стороны респондентов.
Технически некомпетентные. Хотя эти люди и достигают средник баллов по Брокерской и Режиссерской ролям, остальные роли им не по плечу. Они не могут обеспечить координацию усилий своих подчиненных, определить цели работы, но им также не удается работа с людьми и работа в меняющихся условиях. И хотя их описывают как экстерналов, ориентирующихся на внешнее окружение, они воспринимаются другими людьми как ненадежные, незаинтересованные, а их поведение как непредсказуемое. Эти люди в тенденции занимают скорее срединные и высокие уровни управления. Они воспринимаются как неэффективные, потому что, занимаясь такими внешними проблемами как маркетинг или политика, они демонстрируют некомпетентность в технических вопросах и не имеют навыков управления группами.
Навязчивые наставники. Люди, попавшие в этот кластер имеют низкий балл по всем ролям, кроме роли наставника, а вот в этой роли их балл очень высок. Они воспринимаются как абсолютно нетерпимые и являются рабами мелочей. Обычно представителями этого кластера являются мужчины, никто из ник не достигает высокого уровня в управлении. Они неэффективны, потому что поглощены мелочами и непродуктивны во всех остальных направлениях.
Дезорганизованные экстерналы. Люди из этого кластера имеют баллы выше средних по двум ролям из восьми. Это роли верхнего правого квадранта диаграммы. Они почти на одна стандартное отклонение превышают срединное значение по роли Брокера. Однако имеют очень низкие баллы как Директор, Координатор, Наставник, фасилитатор, и Учитель. Этих людей описывают как неогранизованных и уступчивых. Они занимают как правило верхние позиции в управлении, но их считают неэффективными так как они неряшливы в деталиях и распускают людей.
НАХОДКИ : ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Анализ группы ролей, получивших высокие баллы и воспринимаемых в целом как эффективные менеджеры, позволил выявить шесть кластеров. Они представлены на рисунке 5. Как и в предыдущем параграфе, кластеры представлены в стандартизованных баллах и позволяют проводить сравнения со средними значениями по полной выборке.
Концептуальные режиссеры. Девять человек, попавшие в первый кластер, отличаются в лучшую сторону почти на стандартное отклонения по шести ролям из восьми. Однако в роли Координатора они получили лишь среднее значение, а в роли Наставника спустились почти на стандартное отклонение ниже средних баллов. В качественных описаниях они выглядят как имеющие концептуальное мышление и хорошо работающие с идеями. У них часто появляются интересные идеи и они умеют их продавать. С ними согласуется также и высокий образовательный уровень, 78% людей этого кластера закончили университет. Они, как правило, занимают положение выше среднего в управленческой иерархии. Итак, эти люди имеют высокую профессиональную подготовку, навыки концептуального мышления, они ориентированы на результат, но уделяют незначительное внимание деталям,— такие менеджеры воспринимаются как эффективные.
![]() |
Агрессивно стремящиеся к достижениям. Люди из этого кластера имеют высокие баллы по четырем ролям нижней половины структуры конкурирующих ценностей и также показывают своей сильной стороной роль Новатора. Но они имеют баллы ниже среднего по остальным ролям. Особенно им не удается роль Фасилитатора. Они выглядят людьми, имеющими широкие технические знания и навыки координации, но воспринимаются как нечувствительные бюрократы. Интересно, что все люди попавшие в этот кластер являются менеджерами среднего уровня и это единственный кластер эффективного менеджмента , в который не попали женщины.
Мирные строители команд. Руководители, попавшие в этот кластер, имеют балльные оценки выше средних по шести ролям из восьми. Не выделяются они из среднего уровня только в ролях Брокера и Режиссера. В данных им описаниях, они выступают сохраняющими спокойствие в напряженные ситуациях. Им удается улаживать конфликты, давать людям возможность почувствовать себя частью коллектива. Этот кластер на втором месте по количеству попавших в него руководителей двух верхних уровней управления (67%) и по количеству людей, имеющих высшее образование (87%). Таким образом, здесь оказались занимающие высокое положение, квалифицированные люди, умеющие оставаться спокойными в кризисных ситуациях и воспринимающиеся своими подчиненными как высокоэффективные.
Способные к длительным усилиям. Профиль людей, попавших в этот кластер, изменчив. В целом они имеют высокие баллы по ролям Новатора, Режиссера, Наставника и Фасилитатора и средние по ролям Учителя, Директора и Координатора. Как видим, в каждом квадранте они имеют роли с высоким балльным значением, но и со средним значением также. Их описывают как чрезвычайно много вкладывающих в работу, умеющих работать с большой интенсивностью- Они почти навязчивы в личном стремлении много работать и требованиях усердной работы от окружающих. У них бывают проблемы с людьми, не желающими отдаваться работе с таким рвением как они сами. Как правила это руководители среднего и выше среднего уровней управления.
Открытые адаптирующиеся. Эти люди имеют высокие баллы по четырем верхним ролям модели (Фасилитатар, Учитель, Новатор, Брокер). По остальным ролям они получают средние балльные значения, что же касается роли Новатора, то она у людей данной группы бывает выражена меньше чем в среднем по выборке. В качественных описаниям данных этим людям, они представлены как очень открытые, разумные, с ними легко иметь дело, однако они имеют тенденцию слишком много позволять своим подчиненным. Такай тип руководителей встречается на самых низких уровня;; управления (57%) и на самых высоких (43%) , на средних же уровнях - в меньшей мере.
Мастера своего дела. В этот кластер попали люди, балльные оценки которых на стандартное отклонение превышают средний уровень по всем ролям. Из характеристик, данных этим менеджерам, как правило в восторженных тонах, вырастает образ превосходного руководителя. И хотя у каждого отдельного человека указывались отдельные недостатки, оказалось, что в качественных описаниям этих людей нет повторяющейся темы ни об одном из возможных недостатков, то есть нет слабости, которая была бы присуща всем им одновременна.
Три четверти попавших в этот кластер людей являются менеджерами наивысшего и высокого уровней. И хотя две трети этих людей мужчины, но большинство женщин, названных эффективными руководителями, попали в эту группы (46% всех эффективных женщин—менеджеров. Этих людей можно считать высокоэффективными, так как они выполняют все роли. Видимо они преодолели свойственные и им в прошлом слепые пятна и стали мастерами своего дела.
ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ НАХОДОК
Необходимость баланса. Неэффективные профили распадаются на две группы. Одну группу составляют те, кто плохо справляется почти со всеми ролями, а вторую - те менеджеры, которые превысили средние значения по трем или четырем ролям. В первую группу попадают тонущие работоголики, крайне непродуктивные и технически некомпетентные и навязчивые наставники. Во вторую группу попадают хаотически адаптирующиеся, шлифующие координаторы и дезорганизованные зкстерналы. И хотя первых легко отнести в группу неэффективных, вторая группа представляет собой более сложное явление. Они одновременно и плохие и хорошие.
Учитывая, что эти менеджеры хорошо исполняют некоторые роли, почему же группа воспринимается как неэффективная? Оказывается, что их положительные стороны (те, за что они получили высокие баллы) не компенсируют и тем более не перевешивают их недостатков. Это особенно хорошо видно, если мы сравним профиль шлифующего координатора, воспринимаемого как неэффективный менеджер с профилем агрессивно стремящегося к достижениям, который воспринимается эффективным менеджерам, формы этих двух профилей очень похожи, но отличаются размерами. Профиль агрессивно стремящегося к достижениям значительно больше, а профиль шлифующего координатора по баллам меньше почти по всем ролям, кроме двух. Этот профиль не сбалансирован. И такими же представляются все профили второй группы неэффективных менеджеров. Сделаем вывод , что менеджер не может достичь эффективности, если он предпочитает одну-две роли и игнорирует остальные.
Качественные описания хаотично адаптирующихся, шлифующих координаторов и дезорганизованных экстерналов наводят еще на одну мысль. При описании этих людей часто можно заметить перцептивные сдвиги: даже их достоинства описываются как недостатки, то есть люди интерпретируют их сильные стороны как слабости. Например, хаотически адаптирующиеся получили баллы выше средних по четырем ролям в верхней половине структуры конкурирующих ценностей, то есть они уделяют внимание людям, изменениям, внешней политике организации и, однако же, их описывают как руководителей, создающих хаос. И таким образом, их достоинства воспринимаются как слабости. Их воспринимают не как новаторов, но как непредсказуемых и разрушающих порядок. Аналогичные вещи можно проанализировать и с другими двумя профилями.
Отсутствие баланса и порочный круг. Возможно, что в тех случаях, когда люди не исполняют некоторых ролей, то усилиям, которые они вкладывают в предпочитаемые ими роли, дается отрицательное толкование и оценка со стороны окружающих. По-видимому, причиной эффективности является творческое напряжение, возникающее в результате действия противоречивых требований социальной системы. Когда это напряжение теряется, восприятие эффективности меняется. Роли, которые менеджер выполняет, окружающими воспринимаются как негативные. Имеет место инверсия восприятия. Теоретически, понятие об относительно положительных свойствах, которые воспринимаются как отрицательные, является очень интересным. Это напоминает шизмогенез, перецептивное расщепление (KLEIN, 1959) и странные петли (Hofstadner, 1979). Все это позволяет предположить, что когда ценности в реальности социального взаимодействия оказываются расщеплены по идеологическим соображениям и преследуются с навязчивым рвением, то может иметь место инверсия или то, что называется странными петлями (Hantpden—Turner, 1981). Система начинает терять необходимое ей положительное напряжение, часто попадает в порочный круг падающей эффективности (Masuch,1985). Когда это случается, люди еще более вовлекаются в служение тем ценностям, значение которых уже и так излишне подчеркивалось в их деятельности. Это часто привадит к катастрофическим результатам.
Стиль становление мастерства. В литературе встречается тенденция различать правостороннее и левостороннее мышление (теория П и теория Л). Целесообразно применять этот подход и к менеджменту. Люди с правосторонним предпочтением (теория П)- подчеркивают в своем поведении выбор верхних четырех ролей структуры конкурирующих ценностей, тогда как люди с левосторонним предпочтением выбирают нижние четыре роли. Понимая обобщенность такого разделения, интересно рассмотреть профили в терминах стилей. Отражают ли профили эти стили? Существует ли стиль более эффективный, чем другие? Существуют ли профили, выходящие за рамки стилей?
Да, профили отражают тенденцию , выраженную в приведенном выше разделении. Как показано на рисунках 6 и 7 , двенадцать из тринадцати профилей могут быть отнесены в ту или иную категорию. На рисунках изображены стили (по правую и левую сторону от срединной линии) и пять уровней управления. Нижний уровень - мастеров, верхний - высшего руководства. Отметим, что как эффективные, так и неэффективные профили могут быть отнесены к разным категориям. Человек может иметь право-полушарное предпочтение (теория П) и быть как эффективным, так и неэффективным Аналогично и для лево-полушарного предпочтения.