Претензия по поводу толкования аята. Ибн Теймия и ряд других суннитских исследователей, пытаясь опровергнуть связь между ниспосланием этих двух аятов и событиями в Гадир Хуме
Ибн Теймия и ряд других суннитских исследователей, пытаясь опровергнуть связь между ниспосланием этих двух аятов и событиями в Гадир Хуме, утверждают, что сура «Ступени» является мекканской сурой. Она была ниспослана в Мекке задолго до событий, произошедших после совершения Посланником Аллаха хаджа.
Ответ: Отвечая на подобную критику, шиитские исследователи говорят, что часть аятов суры «Ступени» была ниспослана в Мекке, а часть аятов в Медине. В Священном Коране существует несколько сур, которые называются мединскими, но часть аятов которых была ниспослана в Мекке. Также существует нескольку сур, называемых мекканскими, но часть аятов которых была ниспослана в Медине. Сура «Ступени» относится к подобным сурам. В качестве примера приведем другие суры:
1. Сура «Паук». Все аяты этой суры мекканские кроме десяти первых аятов, которые были ниспосланы в Медине.
2. Сура «Пещера». Все аяты этой суры мекканские, кроме семи первых аятов, которые являются мединскими.
3. Сура «Взывающая». Все аяты этой суры были ниспосланы в Медине, а десять первых аятов в Мекке.
Помимо этого множество хадисов в трудах ученых обоих исламских направлений также указывают на то, что эти два аята были ниспосланы после завершения обрядов хаджа в связи с событиями, имевшими место в Гадир Хуме.
17. Аят «Наставление»
Аятом «Наставление» называют 7-ой аят суры «Гром», в котором сказано: «Воистину, ты всего лишь увещеватель, и у каждого народа есть наставник, наставляющий на истинный путь».
Этот коранический аят является еще одним указанием на необходимость следования божественным руководителям, которых Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и его род) по приказу Всевышнего Аллаха объявил предводителями мусульман. В аяте Посланник Аллаха назван увещевателем, который, получив откровение от Господа миров, довел его до человечества. В продолжении аята сказано, что после Пророка исламская община не предоставлена самой себе, мусульмане не забыты Господом, наоборот, Всевышний Аллах проявил к мусульманам огромную милость, назначив для каждого времени безгрешных наставников, которые наставляют на истинный путь всех желающих последовать за последним небесным писанием. В толковании Корана «Нур ас-сакалейн» приводится хадис от Имама Садика (да будет мир с ним), сказавшего: «Имам является наставником народа, живущего в его время».В «Аль-кафи» приводится высказывание Имама Бакира (да будет мир с ним): «В каждое время есть наставник из нас (из пророческого рода), который наставляет людей к тому, что принес Пророк».
Суннитские ученые привели множество хадисов, являющихся комментариями к аяту «Наставление». Фахр Рази в своем толковании Корана, комментируя данный аят, приводит от ибн Аббаса хадис следующего содержания: «Пророк положил свою руку на грудь и сказал: «Я увещеватель». Затем он указал на Али и сказал: «Ты наставляющий, о Али. Посредством тебя будут наставляться стремящиеся к наставлению после меня».[274]
Табари также приводит в своем толковании Корана подобный хадис: «Когда был ниспослан аят «Наставление», Пророк положил руку себе на грудь и сказал: «Я увещеватель, и для каждого народа существует наставник. А потом продолжил, указав на Али: «Ты наставник, о Али. Только посредством тебя будут наставляться люди после меня».[275]
Ахмад ибн Ханбал передает высказывание Имама Али, служащее разъяснением этого аята: «Посланник Аллаха увещеватель, а наставник – человек из рода Бани Хашим».[276]
Хаким Нишабури тоже приводит слова Имама Али: «Посланник Аллаха увещеватель, а я наставляющий на истинный путь». После упоминания данного хадиса Нишабури пишет: «Этот хадис имеет достоверную цепочку передатчиков, соответствующую условиям двух шейхов (Бухари и Муслима), но, несмотря на это, они не привели его в своих сборниках».[277]
В дополнение к сказанному выше приведем еще несколько достоверных хадисов, которые помогут четче осознать и понять смысл аята «Наставление». Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) всегда и везде подчеркивал, что безгрешные имамы из его рода являются его наследниками и руководителями мусульман, что они являются хранителями этой религии и истинными толкователями аятов Священного Корана. Он говорил: «Я господин пророков, а Али господин наследников. Моих наследников двенадцать, первый из них Али, а последний Махди».[278]
В другом хадисе от Посланника Аллаха сказано: «Эта религия будет стойкой до тех пор, пока не наступит час и не закончится правление двенадцати халифов. Все они из курайшитов».[279]
Посланник Аллаха сказал по поводу важности следования имамам из его рода: «О люди, я оставляю среди вас Коран и мой род. Если вы будете держаться за них, то никогда не впадете в заблуждение».[280]
Также Посланник Аллаха говорил: «Мой род среди вас подобен ковчегу Ноя. Каждый, кто вступит на него, спасется, а тот, кто отвернется, погибнет».[281]
Имам Хусейн (да будет мир с ним) сказал: «Люди обязаны познать имамов своего времени, подчинение которым вменено в их обязанность».[282]