Общепринятая версия происхождения Розария такова: Блаженная Дева Мария явилась св. Доминику в начале 13 в. и дала ему Розарий, тот самый, которым мы молимся до сих пор.
Литургические чтения
ГДЕ БОЛЬШЕ ЗЛА, ТАМ МЕНЬШЕ ВЕРЫ!
О ПЕРВОМ ЧТЕНИИ (Авв 1, 2-3, 2, 2-4)
Пророк Аввакум – современник более известного Иеремии (VII/VI веков до Р. Х.). Он прославился предсказанием конца сего мира. Информация о его жизни находится в книге с его пророчествами. Проблемы Книги пророка Аввакума – очень близки жизни человека. Кто из нас не искал ответ на вопрос: почему Бог допускает, чтобы нечестивым людям везло в жизни лучше, чем праведникам, или почему мирные народы слабее, чем народы алчные и горделивые? В какой-то мере об этом речь пойдет в сегодняшних чтениях.
ЧТЕНИЕ КНИГИ ПРОРОКА АВВАКУМА
Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор. И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать, ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится. Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет.
Слово Божье.
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ
Читая этот отрывок Книги пророка Аввакума, человек слышит и его горький плач, и ряд вопросов в адрес Бога. Вопросы пророка, тесно связаны с несправедливостью земной жизни. Бог не уходит в сторону от них, а отвечает на них. Ответ Господа подчеркивает, что земные испытания имеют лишь временный характер, а в будущем «душа надменна не успокоится, аправедный своею верою жив будет»!
ОБ ОТВЕТНОМ ПСАЛМЕ (Пс 95)
Автор 95 Псалма – неизвестен. Библеисты считают, что он был написан незадолго до вавилонского плена в литургических целях. В осенний праздник кущей (суккот), напоминающий о блуждании израильтян в Синайской пустыне, пел его хор. Сегодняшний фрагмент этого псалма славит Бога-Творца и Пастыря своего народа, а также передает Его призыв нынешнему Израилю, чтобы не совершил ошибок предков пустыне, только был верным своему Господу.
ОТВЕТНЫЙ ПСАЛОМ
Ответный стих: Послушайте глас Господа: сердец не ожесточайте!
Приидите, воспоем Господу, воскликнем твердыне спасения нашего; * предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему,
Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего; * ибо Он есть Бог наш, и мы - народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его:
"Не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое.
ОБ ВТОРОМ ЧТЕНИИ (2 Тим 1, 6-8; 13-14)
Второе Послание Апостола Павла к Тимофею, имеет личный характер. Чувствуя приближающуюся смерть, Апостол передал в нем возлюбленному ученику как бы свое завещание, сущность которого – основы Евангелия, которое в течение многих лет проповедовал.
ЧТЕНИЕ ВТОРОГО ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛА ПАВЛА
К ТИМОФЕЮ
Братья, По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение; ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия. Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога. Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.
Слово Божье.
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ
В отрывке из этого послания, читаемым сегодня во время литургии Слова, Павел напоминает Тимофею, что именно он рукополагал его в епископы. Поэтому Апостол призывает своего ученика к ответственности за полученный тогда дар Божий, ибо с которым связан дух силы, любви и целомудрия. Проявлением этой ответственности является свидетельство о Христе перед миром, готовность страдать ради Него и проповедовать неискаженное Евангелие.
АЛЛИЛУЙЯ!
АЛЛИЛУЙЯ
Слово Господне пребывает вовек, а это есть то слово,
которое вам проповедую
АЛЛИЛУЙЯ
ОБ ЕВАНГЕЛИЕ (Лк 17, 5-10)
Записывая Евангелие, Лука связать людей с Христом узами веры. Поэтому вопрос о вере был для него очень важным. В учении Христа искал именно того, что представит сущность веры в жизни человека. Апостолы и Лука с ними открыли, что источником веры является сам Христос. Поэтому они обращаются к Нему с просьбой: «Господи, умножь в нас веру».
ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ
И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру. Господь сказал: если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас. Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать.
Слово Господне.
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ
Как Христос реагировал на просьбу апостолов: «Умножь в нас веру»! Вместо чуда умножения веры Господь передает им учение о вере. Во-первых, вера – это божественная сила в человеке. Благодаря ей, грешник, похож на неподвижную смоковницу, способен совершить чудо преображения. Он двинется, чтобы пересадиться в море святости. Во-вторых, вера превращает грешника в раба Господа Бога. Верный слуга с великим посвящением и ответственностью исполняет волю Господа, не думая о награде. Сознание честно исполненного долга – радость слуги.
Размышление
Воскресные литургические чтения – это три куска Божьего хлеба. Их надо принять сердцем, осмыслить умом, чтобы их истиной жить не только в течение недели. Общая идея сегодняшней литургии слова сводится, как мне кажется, к простым словам: где зла больше, там веры меньше.
Сколько современных людей Европы и Ближнего Востока, видя грехи мира, в котором живут, обращается к Богу с такими вопросами, как пророк Аввакум? «Доколе, Господи, я буду взывать, и Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия? Грабительство и насилие предо мною, и восстает вражда и поднимается раздор». Не кажется ли вам, что вопросы Аввакума – это же наши вопросы не «их», а «мои»?
Если наш Бог был бы языческим истуканом, вопросы Аввакума и наши остались бы без ответа. Все божества имеют уши, но не слышат; имеют уши, но не слышат; имеют глаза, но не видят. Наш Вечный и Живой Бог вступает с людьми в диалог. Как ответил Он страдающему пророку, так ответит и нам. Ответ Бога – тоже вечен, актуален во всех поколениях. Он был таким тогда, когда жил Аввакум, и остается таким также сейчас, когда живем мы. Сегодня Бог отвечает нам так: «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет». Слова Бога никогда не были дешевым обещанием, они всегда сбывались. Также эти сбудутся.
Праведник Божий – человек веры, поэтому именно он будет жить вечно. Нашу веру надо питает Словом, исходящим из уст Божьих. Без этого сердце, как место обитания веры, станет пустым и начет поражать всякое зло. Питайте, братья и сестры, свою веру так сильным и мудрым Словом, как то, которое Бог дал Аввакуму. Это слово укрепит веру и направит ее на вечную жизнь. Только новичка, не вас надо убеждать в том, что только крепкая и устойчивая вера владеет божественной силой преображать человека.
Согласно тому, что сегодня Христос передал нам в Слове Евангелия, вера - это мотив обращения грешника к Богу. Она поражает в нем жажду святости и вечного спасения, а также желание ответственного и бескорыстного служения Богу.
Сосудом веры, смиренным и бескорыстным Бога был Апостол Павел. Как несравнимый учитель веры, он воспитал многочисленные отряды людей веры Христовой. Одним из его прекрасных воспитанников был Тимофей. Павел рукополагал его в епископы для духовых нужд общины города Ефеса. Ему посвятил два своих великолепных послания. Во втором из них передал ему свои заветные слова. В них отражается просьба пожилого Апостола, чтобы молодой епископ берег депозит веры и передавал своей пастве истинную веру Христову в неискаженном виде.
Если мы будем подражать Павлу, если наше сердце станет полным веры и любви, тогда уменьшится наша способность делать зло и мир станет лучшим. Воистину, где царствует вера, там греха меньше. «Господи, умножь в нас веру»!
о. Игнацы Павлусь S
ГРЕХИ ПРОТИВ ВЕРЫ
«Без веры угодить Богу невозможно» (Евр 11,6). Тридентский собор считает веру «фундаментом и корнем нашего оправдания». Правда, фундамент – это еще не здание, а корень – это еще не дом. Можно быть верующим человеком и навечно погубить свою душу. Зданием, построенным на фундаменте веры, и деревом, выросшим из корня веры, является любовь.
Можно ли возлюбить Бога, не познав Его и не поверив Его слову? Это невозможно так, как невозможно построить дом без фундамента, или выращивание дерева без корня. Поэтому св. Павел написал эти слова: «Без веру угодить Богу невозможно». Они же являются эхом слов Иисуса Христа: «…не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Инн 3,36). Из этого вытекает, что веру надо ценить, как самое великое сокровище, ибо она – первое, необходимое условие, чтобы достичь спасения. Тем временем многие люди подвергают риску свою веру, либо совсем отступают от нее. Сейчас мы попробуем с близка присмотреться этим двум видом грехов против веры.
I. СОМНЕНИЯ В ИСТИНАХ ВЕРЫ, ЕРЕСЬ И ОТСТУПНИЧЕСТВО
Первый грех против веры – добровольное сомнение против хотя бы одной истине, в которую верит Католическая Церковь. У каждого из нас могут появиться сомнения, связанные с каким-то догматом нашей веры. Это еще не грех. Грех появляется тогда, когда человек не преодолевает своих сомнений на пути молитвы об умножении веры и поисков истины в ее источнике (Библия и учение Церкви). Кто мелит с решением данного вопроса, совершает легкий грех, ибо подвергает свою веру опасности. Когда католик целиком соглашается со своими сомнениями и отвергает какой-либо догмат веры, тогда грешит тяжело, потому что отрицает святость и правдивость Бога, и также достоверность Его Откровения. Таким поведением человек обижает Бога. Поэтому соблюдать принцип: нет такой причины, которая смогла бы подвергнуть сомнениям истины и нравственные принципы, составляющие предмет веры Католической Церкви.
Второй грех против веры – это искаженное понимание истины веры и распространение этой ошибки в виде ложного учения. В этом случае мы имеем дело с ересью (ошибочное учение) и еретиком (тот, который с полным убеждением, сознательно и добровольно распространяет ересь). Хотя ересь является тяжелым грехом, число еретиков увеличивается в нашей стране с каждым годом.
Кстати, если человек родился в семье еретиков (тех, которые сознательно и добровольно выбрали ересь), то они формально не являются еретиками. Не зная истины, они за истину приняли ересь, которую передали им родители. Этих людей надо считать еретиками лишь в материальном смысле. Если у них – чистая совесть, а образ жизни соответствует их вере, то они принадлежат душой к Католической Церкви.
Если такой человек познал, что истинная вера есть католическая вера, и при этом не хочет принять католичества, то он совершает тяжелый грех, ибо сопротивляется сознательно и добровольно Христу и Его истинной Церкви.
Среди нас, католиков, есть такие братья и сестры, которые несправедливо относятся к некоторым истинам, принятой в крещении веры. Они отрицают существование ада и установленное Христом таинство исповеди. Для них евхаристия – только символ Христа, вместо Его целостного, реального и истинного присутствия под видом хлеба и вина. Никто из них не признает Божьего Провидения, связывая все со случаем. Говоря о Боге, они лишают Его Премудрости, Милосердия, Справедливости. Что думать о них? Суд над ними принадлежит Богу. Нам надо молиться об их обращении к Богу, а для себя просить у Бога силу благодати, чтобы не подчиняться их губительному влиянию, только всем сердцем прилепиться к истине веры. Истинный католик не принадлежит формально к Церкви. Он не погружается в неправду, только свидетельствует об истине, ибо мерилом его жизни являются слова Христа: «истина вас освободит». Кто из католиков упрямо пребывает в ереси, тот совершает тяжелый грех.
Иногда мы узнаем, что в нашей католической общине случилось несчастие: кто-то из нас покинул жену, или мужа, кто-то из нас поменял веру. Их решения отражают поиск облегченной жизни. Она возможна в таких христианских общинах, где можно разводиться, повторно заключать брак, где не надо участвовать в ушной исповеди, где либерально относятся к антиконцепции, абортам и «in vitro». Тем временем истинному католику совесть всегда подсказывает лишь одну правду: кто внешне или внутренне меняет католическую веру на другую, тот грешит тяжело, ибо отречение от истинной веры не имеет оправдания.
Бывает, что католик грешит отступничеством от веры. Отступничество (апостасия) характеризуется полным отказ от католической веры, отрицанием всех истин веры. (Напомним, что ересь отрицает только некоторые истины веры). Человек, который совершил этот грех, называется отступником (апостатой). Бесславным примером апостата является император Юлиан (сын сестры Константина Великого), который был воспитан в языческой культуре. Будучи взрослым, он принял крещение. Когда стал императором, в нем появилась идея, чтобы его страна вновь стала языческой. Он стал отступником, который путем гонений пытался восстановить религию своих предков. В наше время стало модным принимать ислам, буддизм, или присоединится к движению Ню Ейдж.
Апостатой можно стать без принятия одной из нехристианских религий. Это случается тогда, когда католик целиком отпал от веры и стал агностиком, атеистом, либо рационалистом и масоном. Очень часто бывшие католики, которые начали исповедовать новую идеологию, превращаются под их влиянием в ярых критиков и противников Церкви. Некоторые из них поставили себе цель: вытеснить Церковь из общественной жизни.
II. НЕРАСТОРОПНОСТЬ ПО ОТНОШЕНИЮ К ВЕРЕ
Если вера является самым великим богатством души, грехом является неисполнение своего долга по отношению к вере. Грешит тот, кто питает своей веры молитвой, Словом Божьим и таинствами (исповедь и евхаристия) ради укрепления своей веры. Однако особенно опасный грех совершает тот, кто подвергает свою веру риску ее потери. Вес этого греха (легкий или тяжкий) зависит от размеров появившейся над верой угрозы.
Появляется вопрос: что угрожает нашей вере. Библия, учение Святых Отцов и Церкви, а также пастырский и личный духовный опыт говорят об этом много. На этой основе надо вычислить то, что может принести опасность нашей вере, и объяснить почему.
Во-первых, расторопным должно быть общение католиков с инославными и неверующими. Да, мы призваны Христом любить всех людей, даже наших врагов. Да, мы призваны II Ватиканским собором к диалогу с теми, кто вне Католической Церкви, ради того, чтобы уменьшить напряженности между нами, углубить жизнь в мире и согласии, а также научиться у них чему-то положительному. Все это не освобождает нас в контакте с ними от ответственности за свою веру. Слова св. Павла «Еретика… отвращайся». Недостаточное понимание и уважение к своей вере и принадлежности к Католической Церкви может стать, в некоторых случаях, причиной сомнений в вере, впоследствии религиозного равнодушия и даже отступничества. Поэтому будьте расторопными!
Во-вторых, угрозу для нашей веры создают чтение книг, журналов и газет, а также просмотр фильмов и сайтов в интернете, которые не имеют ничего общего с католической верой и нравственностью, которые скрыто или открыто стремятся разрушить Церковь и христианские ценностей. Когда мы вступили в диалог с человеком, которого взгляды отличаются от наших, тогда ему можно поставить определенные вопросы, или даже доказать, что он неправ. Чтение литературы и осмотр фильмов таких возможностей нам не дает. Они как бы набрасывают нам свои взгляды. Человек малой веры может под их влиянием потерять себя.
В-третьих, намерение заключить смешанный брак несет также угрозу нашей вере. Подтверждает эту позицию пастырский опыт Святой Церкви. Хотя некатолическая сторона обещает католической стороне терпимость и на словах гарантирует воспитание детей в католической вере, то жизнь после брака очень часто выглядит совсем по-другому. Отсутствие полного единства в нравственных и религиозных отношениях супругов приводит католическую сторону к ослаблению веры и религиозному равнодушию. Смешанные браки распадаются чаще всех. Это грустный факт.
Наконец, хочется призвать всех католиков, чтобы берегли свою веру, чтобы заботились о ней больше чем о других ценностях. «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мт 10, 16) – говорит Спаситель. Св. Иоанн Златоуст комментирует Его слова следующим образом: «Осторожность змии заключается в том, что она готова пожертвовать своим целым телом, чтобы сохранить голову. Наша голова есть вера, для защиты которой, если появилась такая нужда, надо пожертвовать всем остальным». Лучше потерять все, чем веру!
(Эту полезную статью написал в 1937 г. о. Казимир Наскренцки. Ее перевел и приспособил к современности о. Игнацы Павлусь)
Откуда взялся Розарий?
Общепринятая версия происхождения Розария такова: Блаженная Дева Мария явилась св. Доминику в начале 13 в. и дала ему Розарий, тот самый, которым мы молимся до сих пор.
Некоторые историки, однако, полагают, что молитвенные четки были изобретены индуистами, а впоследствии заимствованы буддистами и мусульманами. Крестоносцы видели в Святой Земле, как мусульмане отсчитывают молитвы по четкам, и принесли эту практику в Европу в 12 в., приспособив четки к христианским молитвам.
Однако ни одно из этих объяснений нельзя ситать вполне верным. История Розария достаточно сложна. Исследуем сначала индо-буддистско-мусульманскую версию. Действительно, приверженцы этих религий использовали бусины или шнур с узелками для отсчитывания молитв, и четки встречаются у них уже в очень древние времена. Однако не очевидно, что христианский Розарий - заимствование именно этого обычая. Скорее использование в молитве камешков, узелков или бусинок - практика, общая для многих религий. Один историк ранней Церкви упоминает о том, что отшельник Павел Египетский, живший около 360 г. н. э., читал по 300 молитв в день и отсчитывал их, складывая 300 камешков в карман и вынимая по одному по прочтении одной молитвы.
Самое раннее упоминание о христинских молитвенных четках относится к 1040 г.; богатая британка завещала монастырю "ожерелье из драгоценных камней, нанизанных на нитку, чтобы, перебирая их пальцами одну за другой во время повторения молитв, не сбиться со счета". Это событие произошло на 50 лет раньше начала крестовых походов и на 200 лет раньше рождения св. Доминика.
Но какие молитвы читались по этим ранним четкам? Хотя практики сильно различались, но, по-видимому, наиболее распространенной была молитва Господня "Отче наш", чтение которое было своего рода ответвлением литургии часов. В последней читались псалмы, по 50 в трех группах. Однако люди, не умевшие читать, не могли так молиться. Отсюда возник обычай - очевидно, в Ирландии около800 г. - читать молитва "Отче наш" вместо псалма и таким образом прочитывать 50 или 150 "Отче наш" вместо соответствующего количества псалмов. Этот обычай вскоре распространился по всей Европе, став своего рода "часословом бедняков".
От этой практики происходит и название четок "патерностером", от латинских начальных слов Молитвы Господней. Даже в наше время улица в Лондоне, на которой когда-то делали четки, называется Патерностер Роу.
Вполне понятно, почему во времена своего младенчества Розарий не включал в себя молитвы "Радуйся, Мария": она, какой мы знаем ее теперь, появилась лишь в 16 в. У этой молитвы сложная история. Корни ее лежат в двух текстах Евангелия от Луки: ангельского приветствия ("Радуйся, благодатная, Господь с тобою") и слов Елизаветы ("Благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего").
Каким образом были связаны слова Гавриила и Елизаветы? Вполне возможно, что свою роль здесь сыграла ошибка переписчиков. В некоторых старинных списках Евангелия от Луки слова ангельского приветствия выглядят так: "Радуйся, благодатная, Господь с тобою, благословенна ты в женах". Очевидно, переписчики присоединили к приветствию ангела Гавриила фразу из уст Елизаветы, и эта ошибка была сохранена в Вульгате - латинском переводе Библии. И раз слова Гавриила теперь заканчивались тем же, с чего начиналась речь Елизаветы, вполне естественно было связать их в единое приветствие: "Радуйся, благодатная, Господь с тобою, благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего". Такая же связь была осуществлена и в восточной Церкви, в литургии св. Иакова, созданной в 5 в., а позднее и в латинской литургии, служившейся в Риме. Ученые обычно помещают момент роста популярности этой ранней формы молитвы "Радуйся, Мария" между 10 и 12 вв.
По какой-то причине к словам Писания были добавлены имена Марии и Иисуса: "Радуйся, Мария, благодатная, Господь с тобою, благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, Иисус". Распространено мнение, что имя Иисуса было добавлено папой Урбаном IV в 1261 г.
В таком виде "Радуйся Мария" была достаточно короткой и незавершенной - скорее приветствием, чем молитвой, - поэтому молящиеся обычно завершали ее своими собственными словами или действиями. В 12 в. было распространено коленопреклонение после "Радуйся, Мария"; в 14-15 вв. молящиеся завершали ее своими прошениями.
Заключительная часть молитвы, как мы знаем ее сейчас ("Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных, ныне и в час смерти нашей"), восходит к 16 в.
Но мы немного отклонились от нашей темы - развития Розария. После того как появилась первоначальная форма "Радуйся, Мария", некоторые христиане в 12 в. начали молиться, отсчитывая по четкам 150 таких молитв - так же, как 150 "Отче наш". Постепенно эти практики слились воедино. Вначале существовал Розарий из 300 молитв (150 пар из "Отче наш" и "Радуйся, Мария"). Впоследствии он стал короче. Приблизительно к 1400 г. некоторые уже читали Розарий из 15 "Отче наш" и 150 "Радуйся, Мария", поделенных на 15 десятков. В этом Розарии использовалась ранняя, краткая форма "Радуйся, Мария", и в конце каждой десятки не читали "Слава Отцу...".
В то же время получало распространение другое новшество в христианской молитве: размышление о тайнах веры и событиях жизни Иисуса и Марии. В середине 15 в. один картезианский монах составил список из 50 тайн для размышления с последующим чтением "Радуйся, Мария". У других были свои перечни тайн и соответствующие молитвы. Молитвы отсчитывались по четкам. В одном из вариантов было только 5 тайн и пять бусин; в другом - 196 тайн и, соответственно, столько же бусин. Еще один содержал 150 тайн для размышления и 150 "Радуйся, Мария". Розарий был формой народного благочестия, и поэтому нас не должно удивлять такое разнообразие его видов.
В одной книге, вышедшей в 1489 г., Розарий описывается уже в более или менее современном виде. Он состоит из 15 десятков, включающих одну "Отче наш" и 10 "Радуйся, Мария". Каждому десятку соответствует определенная тайна. 15 тайн были теми же, что и сейчас, только коронование и вознесение Марии почитались как одна, четвертая, славная тайна, а пятой был Страшный Суд. В 16 в. была составлена вторая часть "Радуйся, Мария", также ставшая частью Розария. В том же веке в конце каждого десятка стали читать "Слава Отцу...".
Популярность Розария резко возросла благодаря трудам Братства Розария, организации, основанной доминиканцами в 1470 г.
Решающее событие произошло в первое воскресенье октября 1571 г.: объединенное христианское воинство разгромило турецкий флот в битве при Лепанто - именно в то время, когда Братства Розария в Риме, по просьбе папы Пия V, устраивали процессии и чтения Розария, молясь о победе. В знак благодарности папа Григорий XIII установил праздник Пресвятого Розария в 1573 г. Папа Климент XI сделал его праздником Вселенской Церкви в 1716 г.
А что же св. Доминик? Истории о том, как дева Мария вручила ему Розарий, появляются не раньше конца 15 в., спустя более 200 лет после смерти Доминика. Это не значит, что Доминик не поклонялся Пресвятой Деве: напротив, он очень любил ее, и его проповедь несомненно способствовала распространению почитания Марии. И основанный им Орден проповедников, или доминиканцев, играл важную роль в популяризации Розария в более поздние эпохи. Но какой бы вклад ни внесли Доминик и его братья в почитание Марии, Розарий пришел к нам в результате эволюционного развития, а не единственного откровения, данного св. Доминику.
Может ли продолжаться эта эволюция? Нет никаких богословских оснований для ее завершения - как развитие формы народного благочестия, конечно. Путь развития открыт. Даже в нашем веке произошли некоторые изменения. Одно из них - Фатимская молитва, читаемая в конце каждого десятка: "О мой Иисусе, прости нам наши грехи, спаси нас от огня адского и приведи на небо все души, особенно те, кто больше всего нуждается в Тебе?".
Другое нововведение наших дней - чтение Розария по Писанию, где каждому десятку соответствует определенный стих из Библии. Это скорее возрождение практики 15 в. - размышления о тайнах. В своем современном виде тексты для размышления берутся из Писания и соответствуют 15 традиционным тайнам. В этом мы слышим эхо Розария былых времен и, возможно, намек на то, каким Розарий станет в будущем.
о. Ежи Ягодзиньски, SVD