Не порывает связей с сестрами
Мусульманская женщина, хорошо усвоившая положения ислама об оценке действий людей с религиозной и гражданской точек зрения, никогда не упускает из виду, что ее вероучение всегда побуждает к братству, взаимной любви и дружескому отношению. Именно ее вероучение запрещает порывать отношения. Ислам всегда подчеркивает, что случайные незначительные происшествия не должны разобщать и разъединять объединенных общей любовью к Аллаху. Узы братства по вере в Аллаха намного крепче и теснее того, чтобы быть разорванными после незначительного проступка, например, одной из сестер, как об этом убедительно сказано посланником, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Не бывает такого братства по вере в Аллаха, которое разбивается после первого же проступка, вызванного одним из двоих».
В момент обычной человеческой слабости в душе женщины может подняться буря, и она может причинить зло сестре. Между ними может произойти вспышка гнева и по этой причине случиться разрыв отношений. Но при этом мусульманская женщина не должна упускать из виду, что ислам учитывает природу человеческой души. Душа эта может легко возбудиться, подвергнуться вспышке симпатии или антипатии. Поэтому ислам установил определенные пределы, например, определенный срок, в течение которого душа человека вполне сможет успокоиться, придти в себя, погасить возбуждение. Для этого достаточно трех дней. Ислам запретил участницам конфликта выяснять отношения свыше трех суток. За этот период они должны «остыть» и помириться, придти к согласию. Вот что сказал посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, в связи с этим: «Мусульманину не разрешается порывать узы дружбы со своим братом на срок свыше трех дней. Они встречаются, высказываются. И лучший из них тот, кто первый предложил мир».
Совершенно очевидно, что в этих высказываниях, разъясняющих данный Аллахом закон и регулирующих жизнь человека, семьи и общества. Слово «мусульманин» относится в равной степени и к мужчине, и к женщине.
Поэтому мы видим, что мусульманка, взгляды которой сформировал ислам и которая воспитана в духе его мудрости, не пойдет на разрыв с кем-либо из сестер, каковыми бы ни были причины. Она не будет откладывать возможность проявить дружелюбие и помириться. Она хорошо знает - лучшим будет тот, кто проявит инициативу примирения. Если сестра ответит на ее приветствие тем же, то они обе получат награду, каковой будет само примирение. Если же сестра не ответит взаимностью, то ее совесть будет чиста и на ней не будет греха за разрыв отношений. Та, которая отказалась примириться, и только она, возьмет на себя этот грех. На это четко указал ислам в хадисе, который передал Абу Хурайра: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, говорил: «Мусульманину не разрешается прекращать общение с верующим свыше трех дней. Когда пройдут три дня, пусть он встретится с ним и поприветствует его. Если тот ответит взаимностью, то им обоим будет награда. Если же тот не сделает этого, то на этом не будет вины за разрыв уз дружбы».
Здесь нет необходимости пояснять, что в контексте хадиса, в котором говорится о разрыве дружеских отношений, слово «мусульманин» означает как мужчину, так и женщину. Чем дольше длится разрыв, тем более тяжким становится грех, тем больше возрастает угроза воздаяния двум участницам конфликта, не желающим восстановить отношения. Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Тот, кто не поддерживал общения со своим братом в течение года, подобен тому, кто пролил его кровь».
Какое большое это преступление - разрыв отношений перед лицом закона данного Аллахом! Какой тяжкий грех берет на свою душу тот, кто так делает! Настолько тяжкий, что приравнивается к проливанию крови. И понятно почему. Образ действий, на котором ислам формирует души, основывается на взаимной привязанности, братстве и согласии. А посему ислам хочет, чтобы мусульмане и мусульманки изжили из своей повседневной жизни такие явления как зависть, враждебность. Ислам не хочет, чтобы чистота их жизни была замутнена чем-нибудь: «Берегитесь подозрения. Подозрение - самый ложный обман. Не разузнавайте, не занимайтесь сыском, не соперничайте друг с другом, не завидуйте, не враждуйте, будьте рабами Аллаха, братьями». Или другое высказывание: «Не завидуйте друг другу, не подбивайте других на скверное действие, не враждуйте, не ненавидьте! Будьте рабами Аллаха, братьями по вере в Него. Мусульманин - брат мусульманину - не допускает в отношение его несправедливости, не оставляет его в беде, не презирает его. В этом проявляется благочестие. Считается злом, если мусульманин презирает своего брата мусульманина. Запрещено действовать мусульманину против мусульманина - против его крови, имущества, достоинства и чести».
Ислам воспитал мусульманскую женщину так, что она глубоко вдумывается в эти наставления благородного пророка, содержащие в себе нравственные требования ислама - любовь, взаимная искренность, дружеские и братские отношения. И поэтому у нее в груди нет места злобе и ненависти. Она не может проявлять их и не может допустить разрыва отношений. На подобном разрыве может настаивать только женщина, у которой болезнь в сердце, черствость в душе. Благочестивая мусульманская женщина весьма и весьма далека от этих низких проявлений души.
Поэтому поступило строгое предупреждение о недопустимости жестокости сердца и разума, как у мужчин, так и у женщин. Упорство в разрыве отношений создает угрозу в потусторонней жизни, отделяет их от милости Господа, от отпущения грехов, закрывает перед ними двери в рай, как об этом сказано посланником, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать: «Двери рая открываются в понедельник и четверг. Прегрешения прощаются каждому, кто не придает Аллаху сотоварищей, но только если между ним и его братом по вере не было отношений злобы и ненависти. В таких случаях говорят: «Дайте этим двоим отсрочку, пока не помирятся»».
Славный сподвижник Абу Дардаа говорил: «Разве я не говорил вам, что лучше, очистительной милостыни и соблюдения поста? Примирение после неприязненных отношений. Злоба же исключает награду».
Поистине, славный сподвижник глубоко прав, высказывая свое верное авторитетное мнение о духе этой религии, основывающееся на дружеских отношениях братстве и взаимном уважении. Это мнение очень даже заслуживает того, чтобы о нем задумывались женщины, когда они конфликтуют и ссорятся. Этот славный сподвижник пользовался большим доверием у благородного посланника, который ценил его умение правильно мыслить и видеть суть. Так вот он считает, что злоба и ненависть мешают делу, срывают работу, лишают возможности получить награду от Всевышнего, сводят на нет совершенные добрые дела. Вот почему он считает, что для мусульманки примирение с сестрой, как по крови, так и по вере, расценивается выше, чем очистительная милостыня и соблюдение поста. Почему? Да потому, что ее упрямство в стремлении конфликтовать, не общаться, сводит на нет добрые дела, совершенные ею в рамках отправления культа.
Мусульманская женщина, впитавшая в себя установления ислама, снисходительна и всепрощающа по отношению к своим сестрам и подругам. В ее груди нет места ненависти и враждебности. Если ее касается раздражительность кого-либо из сестер или подруг, то она сдерживает свою реакцию и прощает ее. И делает это просто и непринужденно.
При этом она не считает, что, прощая таким образом, действует себе во вред, опускается до унижения своей личности. Отнюдь нет. Она убеждена в том, что такое прощение, исходящее из глубины души, есть проявление великодушия и нравится Аллаху в Его рабах, которое способствует приближению к Нему, к получению Его милости:
«... которые укрощают гнев и прощают людям. Аллах любит творящих благо».(3; 134)
Бывает так, что в душе человека кипит гнев. Ему удается подавить его, но он не доводит дело до логического конца, т.е. до прощения. А это приводит к состоянию скрытой злобы. Более опасного, чем вспышка гнева. Когда после подавления в душе чувства гнева последует прощение, своеобразное отпущение грехов, то это гасит горящие угли гнева и очищает душу. Такое действие относится к благодетели, ценимой Аллахом Всевышним. Он ценит тех своих рабов, которые поднимаются до такого уровня: «Аллах любит творящих благо».
Ислам воспитал мусульманскую женщину именно в духе создания блага. Она не сохраняет раздражение и гнев, которые вспыхивают и разгораются в ее груди, ибо пылающий гнев - тяжелое бремя для души. Она спешит простить, тем самым устремляется к свету, снисходительности и чувствует, как приятная прохлада спокойствия обволакивает сердце и ощущает удовольствие и радость.
Достичь столь большой и трудной высоты мусульманской женщине помогает осознание того, что ее прощение причинившей ей неприятность сестре не станет для нее унижением, а прибавит ей перед Аллахом достоинства. На это указывал посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «За оказанное прощение Аллах возвышает его достоинством. Скромность перед Аллахом ведет к тому, что Аллах возвышает этого человека».
Мусульманская женщина, вдохнувшая приятное, мудрое дуновение ее вероучения, не может хранить у себя в сердце скрытой злости по отношению к кому-либо. Она отдает себе отчет в том, какое большое значение имеют прощение и чистота души после удаления из них всего дурного, на весах Аллаха для прощения с Его стороны и для получения Его благоволения, как это показал посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Троим из тех, кто этого хотел, было прощение: кто не придавал Аллаху сотоварищей; не был чародеем, следующим за колдунами; не испытывал ненависти к своему брату».
Если соединим это высокое достоинство со значением и важностью добродетели, то увидим, что обладательница всего этого повсюду удостаивается высокой чести. У Аллаха она на счету как добродетельница. Люди ее любят, оказывают ей честь и уважение, считают образцовой правоверной.
Истинная мусульманка встречает своих сестер по вере всегда с радостным и приветливым лицом. Ислам всегда побуждает к этому и считает такое состояние как украшение в этой жизни, приятное для других людей, и в то же время как проявление добродетели, за которое человек получает награду. Чаще всего такое лицо свидетельствует о чистоте души, которая наличествует и во внешнем виде, и в внутреннем содержании верующего. Ислам всегда стремился к тому, чтобы она украшала мусульман и мусульманок, была их характерной чертой. Поэтому и было наставление благородного посланника: «Милостыня - когда ты приветливо улыбаешься брату своему».
Посланник, да будет над ним благословение, был приветливым, улыбался своим сподвижникам всякий раз, когда видел их. Об этом рассказал славный сподвижник Джурайр Абдалла аль-Баджали: «С того момента, как я принял ислам, я видел посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, всегда улыбающимся».
Ислам устанавливает, чтобы узы братской любви между верующими всегда были прочными, и поэтому прививал им любовь к тому, чтобы они распространяли мир, были приветливы. Очень важно, чтобы душа всегда была открыта и чиста, готова к сотрудничеству.
Среди нравственных качеств праведной мусульманской женщины - искренность перед Аллахом, Его посланником, имамами и простыми мусульманами, как об этом сказано в достоверном хадисе: «Религия - это искренняя любовью» Спросили; «К кому?» Он сказал: «К Аллаху, к Его Книге, к Его посланнику, к имамам и простым мусульманам».
Благодаря наличию такой черты мусульманская женщина по отношению к своим сестрам - благорасположенная, искренне любящая. Она не обманывает и не вводит их в заблуждение, не скрывает от них доброе. Проявляя к сестрам и подругам искренность, благожелательность и сердечность, она делает это не из вежливости и любезности или для соблюдения общепринятых правил, а исходя из своего глубокого убеждения в том, что благожелательность - одно из важнейших предписаний ислама, выполнению которого присягали первые мусульмане посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Об этом говорил Джурайр ибн Абдалла, да будет доволен им Аллах: «Мы дали клятву посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, о том, что будем совершать молитву, давать очистительную милостыню и относиться с искренней любовью к каждому мусульманину».
Как уже отмечалось выше, именно в период раннего ислама посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, определил понятие «религия» через понятия «искренняя любовь», «благорасположенность». Этим самым подчеркивалось, что искренняя любовь - столп религии, прочная, надежная основа в ее фундаменте, одно из условий правильности и полноты веры, как это видно из высказывания благородного посланника: «Истинно верующим считается тот, кто любит своего брата, как самого себя.». Совершенно очевидно, что человек может любить брата своего, как самого себя только в том случае, если он абсолютно искренен, чистосердечен.
Достичь этого непросто. Оно под силу лишь тем, кто воспитан исламом - искоренил ржавчину затаенной вражды из груди, очистил свое сердце и душу от злости и ненависти и посеял в них семена любви к другим.
Праведная мусульманка прочно усвоила ту истину, что любить свою сестру в такой же степени, как и себя, - одно из условий полноты веры в Аллаха, что исповедуемое ею вероучение исходит из необходимости благорасположения и искренней любви к другому правоверному и достижения этого высокого культурного уровня, хотя это и очень трудно. Она понимает, что эти высокие духовные ценности должны стать нормой в ее повседневной жизни и в ее общении с сестрами и подругами. Она для них - образец, с которого берут пример, которая их наставляет на правильный путь, желая им только добро, как выразился Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах: « Верующий для своего брата подобен зеркалу. Посмотрев в него и увидев свои недостатки, устраняет их».
Сказано очень многозначительно. Сама идея заимствована из наставления благородного посланника: «Верующий - зеркало для своего брата. Верующий - брат другому верующему. Он удерживает его от неудачи и подстраховывает его сзади».
Совершенно естественно, что отношения праведной мусульманской женщины со своими сестрами и подругами должны быть именно на таком высоком уровне. Та, которая живет в чистой атмосфере, насыщенной благоуханием любви, ароматом согласия, щедростью и великодушием братства, не может опускаться до столь низкого уровня как неприязнь и пр. Иначе и быть не может. Ведь мускус издает только благоухание.
Справедлива и верна им
Ислам побуждает также почитать друзей своих родителей, показывая тем самым большое значение наличия у человека таких высоких качеств как верность и доброта, и старается всячески укоренить это в повседневной жизни мусульман. Предыдущие поколения дали блестящие образцы претворения в жизнь
этих качеств.
Имам Муслим в своем сборнике «Достоверный» приводит, слова Ибн Омара, да будет доволен им Аллах и ниспошлет на него Свою благодать: «Поистине, высшую степень благонравия человек достигает тогда, когда его очень ценит его отец».
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, всячески стремился посеять семена верности, согласия и благонравия в души мусульман когда разъяснял свои наставления сподвижникам. Как-то пришел к нему человек из племени Бану Саляма и сказал: «О посланник Аллаха! После смерти моих родителей остается ли что-нибудь такое, что мне необходимо помнить?» Совет был такой - уважительно относиться к их друзьям.
Благородный посланник вложил в руки мусульманской женщины светильник, который освящает ей путь. Он был внимателен к подругам Хадиджи, да будет доволен ею Аллах, после ее смерти. Они никогда не оставались без его благонравия и благодеяния. Это внимание вызывало у духовной матери мусульман Аиши зависть. Об этом она сама рассказала: «Ни к кому из жен пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, я не ревновала, кроме Хадиджи, да будет доволен ею Аллах. Я ее ни разу не видела. Но он очень часто вспоминал ее. Иногда он мог зарезать овцу и, разделав, раздать среди подруг Хадиджи. Как-то я сказала: «Как будто в мире была только одна женщина - Хадиджа!» Он ответил на это: «Да, она была, какой была, у меня был от нее мальчик».
В таких действиях и наставлениях посланника, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, мы видим подтверждение того, как стремился укоренить принцип верности и благонравия по отношению к близким, как уже умершим, так и живущим.
Мусульманская женщина, воспитавшая в себе руководство ислама, не ставит себя выше своих сестер и подруг, не смотрит на них свысока, не позволяет себе разговаривать с ними грубо. Она всегда обращается с ними мягко и вежливо, используя приятные выражения, ибо помнит сказанное Всевышним:
«Будьте добросердечны к верующим...» (5; 54)
Поэтому она стремится вести себя с подругами так, чтобы им было приятно: скромно, с мягкостью, хорошей обходительностью и находит свое высшее выражение - доброжелательность, снисходительность, терпеливость.
Когда мусульманская женщина знакомится с жизнеописанием благородного посланника, ее приводят в изумление высокие личностные нравственные качества, в том числе - мягкость характера, кротость, обходительность в отношениях. Никто никогда не замечал, чтобы он угрюмо смотрел на кого-либо или был невежлив и груб в разговоре. Истинно охарактеризовал его Великий Аллах:
«А если бы ты был суров и жесток, то они, наверняка, удалились бы от тебя». (3; 159)
Анас, слуга и порученец благородного посланника, да будет доволен им Аллах, с большой теплотой говорил о его вежливости, отмечал, что он никогда не бранился, не вел себя неприлично, не прибегал к проклятию.
Мусульманская женщина никогда не злословит в адрес отсутствующих. Она считает своим долгом удержать присутствующих от попыток скатиться в болото хулы, ибо она знает, что это считается запретным, и об этом сказано в Священном Коране:
«Не подсматривайте скрытно одни за другими, не осуждайте заочно одни других: захочет ли кто-нибудь из вас есть мясо своего умершего брата? Конечно, вы чувствуете отвращение от этого. Бойтесь Аллаха: Аллах жалостлив, милосерден». (49; 12)
Мусульманка всегда сдерживает свой язык, не дает ему пускаться в разговоры об отсутствующих. Она знает из руководства ее вероучения, что именно язык толкает своего хозяина в ад. Об этом предупреждал посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, Муаза ибн Джабаля. Вот что он сказал, указывая на язык: «Придерживай его». Муаз спросил: «О посланник Аллаха, разве с нас взыщут за наши разговоры?» Пророк воскликнул: «Горе тебе, разве не распущенный язык ввергает человека в огонь?!»
Возводить напраслину - ужасная, отвратительная черта характера. Для мусульманской женщины, глубоко усвоившей вероучение, это совершенно чуждо. Она как личность воспитывает в себе качества истинной мусульманки, не желает иметь два лица и два языка, не хочет быть хамелеоном, при встрече обманывать, делать вид, что испытывает чувства дружбы и любви. Она глубоко осознает, что подобное поведение данный Аллахом закон рассматривает как запрещенное и наказуемое. А закон этот зиждется на честности и правдивости и приучил мусульман и мусульманок к тому, чтобы они исходили из этого. Закон этот
выработал у них антипатию к лицемерию. Закон ислама резко осудил подобные черты характера. Двурушников, любителей менять обличив в зависимости от обстановки и сложившихся условий он считает худшими из людей у Аллаха, как сказал об этом посланник, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «В числе худших из людей в день воскрешения мертвых у Аллаха ты увидишь имеющего два лица».
У праведной мусульманской женщины всегда одно лицо. Она никогда не бывает двуличной. И лицо ее всегда благородное и светлое. Оно не меняется. Она предстает с таким лицом перед всеми людьми. Она своей проницательностью знает, что женщина с двумя лицами - лицемерка. А ислам и лицемерие - понятия не совместимые друг с другом. А место лицемерок в будущем - самый низ в аду.
Одним из похвальных качеств сознательной мусульманской женщины является ее умение во время общения с сестрами и подругами не переходить грань, держаться спокойно и уравновешенно. Она не будет навязывать им спор, скучное препирательство, обременять шутками, которые причиняют неприятность. Она руководствуется наставлением благородного посланника, который сказал: «Не спорь и не ссорься с братом своим, шути с ним в меру, не давай ему такого обещания, которое не сдержишь».
Когда много спорят и ссорятся, возбуждается гнев, возникает чувство неприязни. Обилие шуток, переходящих границы и вызывающих обиды, лишает двух сестер по вере чистоты отношений. Невыполнение обещаний ослабляет узы братства и дружбы и снижает уровень взаимного уважения. Культурная мусульманская женщина очень и очень далека от того, чтобы участвовать в подобных явлениях, порочащих человека как личность.
Истинная мусульманская женщина щедрая, великодушная. Ее рука всегда щедро протянута сестрам и подругам. Ее светлое, сияющее от радости лицо всегда выражает готовность пригласить их, принять с радушием и почетом и угостить.
Дружеские встречи за трапезой еще больше укрепляют узы дружеских отношений, развивают то состояние души, которого полностью лишилась современная западная женщина, воспитанная на идеалах нынешней материализованной цивилизации и выработавшая в себе дух корыстолюбия и эгоизма. А за это приходится расплачиваться. Она страдает от душевной опустошенности и эмоциональной черствости, отсутствия какого-либо сентиментального начала. Это приводит к тому, что у нее часто отсутствуют какие-либо позывы к дружбе, общению с искренними подругами. Такое явление характерно для граждан стран Запада вообще и для женщины в частности. Все ее радушие устремлено на собак. Западная женщина полна забот о приобретении собак, их дрессировке, показе на выставке, продаже с аукциона, уходе за ними. Но все это всего лишь возмещение того, чего западная женщина лишилась. Мы имеем ввиду, конечно же, простые человеческие чувства - симпатия к другому человеку, благорасположение к нему. Эти качества высушила в ее лице материалистическая философия. Из статистического отчета стало известно, что во Франции, население которой составляет 52 млн. человек, содержат 7 млн. собак, которые живут в квартирах вместе с хозяевами, словно родственники. Поэтому не приходится удивляться, когда мы видим в заведениях общественного питания Парижа, как собака и ее хозяйка принимают пищу вместе за одним столом. Одного сотрудника Общества охраны животных в Париже спросили, почему французы поставили обращение с собаками на уровень обращения с людьми. Он ответил: «Потому что они хотят любить. Но среди людей не находят такого, которого любили бы».
Выросший в обстановке, пропитанной сугубо материалистическим подходом, не может найти в обществе верного, надежного друга, которому бы направил свою привязанность и любовь. И он устремляется к этим животным, в которых находит симпатию, дружбу, любовь больше, чем в окружающих его людях.
Ну, знаете! После такого провала в эмоциональном отношении, так низко ставящего человека, животное становится приятелем, другом. Это возможно лишь тогда, когда человек теряет руководство о правильном пути и милость Аллаха.
На такой провал, поразившем граждан стран Запада и иссушившую источники обычных нормальных человеческих чувств в их душах, первыми обратили внимание литераторы, находящиеся в эмиграции - как мусульмане, так и не мусульмане. Они увидели этот так называемый образ жизни, для которого самое важное - материализованный, утилитарный подход к жизни человека. В западных обществах такой образ жизни захватывает человека, как бурный поток, и превращает его в бездушного робота, который знает в жизни лишь тяжкий труд и жестокую гонку за наживой. Его сердце не радо за друга. Его рот не расплывается в улыбке в знак любви к хорошему товарищу. Он все время задерганный, захваченный ритмом жизни и суматохой. Все это напугало мусульманских литераторов. Они росли и воспитывались в мусульманских странах, дышали воздухом чистой, высокой веры, атмосферы высокой духовности. Они выросли такими, что их души наполнены до краев любовью человека к другому человеку. И они стали горячо призывать граждан стран Запада к любви, братству и знакомству, душевному общению. Таков, например, Насиб Аарида. Он смело поднял знамя такого человеческого призыва и обращается к человеку Запада. Блеск западной цивилизации вызвал у него слепоту, а шум машин оглушил его уши.
В тех странах усиливается пресс излишне материалистического подхода, почувствовал его и Юсеф Ахмад Ганем. Как наскучила и надоела эта жизнь, погруженная в пучину бурного течения бездушного излишне материалистического подхода. Над этой пучиной не веет приятное дуновение ветерка духовности, братства и сочувствия. И в его душе пробиваются источники печали и тоски по арабской земле в мусульманской стране, где находится живительный источник веры, царят любовь, искренность и нравственная чистота. И
ему хочется жить в арабском шатре, покинув мир западной цивилизации с ее шумом и грохотом машин. Он говорит: «Если бы вся моя жизнь быстро превратилась в пар в какой-нибудь арабской местности, то я хвалил бы Аллаха за короткую, но интересную жизнь в мире, где Аллах всегда в сердце Своих рабов. Я устал от жизни на Западе, и надоела мне эта усталость. Возьмите автомашину и самолет! Дайте мне верблюда и коня! Возьмите у меня этот Западный мир с его землей, морем и небом. Дайте мне арабский шатер! Я установлю его на одном из холмов у себя на родине в Ливане или на берегу реки Барада, или на берегах рек Тигра и Евфрата, в окрестностях Аммана, в пустынях Саудовской Аравии, неисследованных местах Йемена, у подножия пирамид, в оазисах Ливии». В эмигрантской литературе очень много таких текстов, в которых бьет ключом подобный настрой. Все они убедительно показывают жажду эмигрантов, их желание напиться влагой эмоциональности и чувства взаимной симпатии, т.е. тем, чего так не достает. Такая нехватка вызывает в душах эмигрантов извержение печали и тоски по Востоку, где ислам распространил
любовь, братство и взаимную симпатию.
Ислам засеял в странах Востока семена любви в душах, посадил саженцы дружбы и братства в сердцах, ибо он побуждает к тому, чтобы верующие встречались друг с другом, жили в согласии, приглашали и ходили друг другу в гости, считал тех, кто призывал и приглашал на такие встречи и в гости лучшими из людей: «Лучшие среди вас те, кто угощает едой и приветлив». Приветливые и радушные, щедрые мужчины и женщины были обрадованы вестью о том, что благополучно войдут в рай. «Распространяй приветливость, угощай едой, почитай родственников, проводи ночь в молитве, когда другие спят, и благополучно входи в рай».
Таким щедрым и великодушным в раю приготовлены специальные особые комнаты: «Поистине, в раю комнаты, их наружность видна из их внутренности, а их внутренность - из наружности. Их Аллах приготовил для тех, кто угощал едой, разговаривал очень вежливо, всегда соблюдал пост, проводил ночь в молитве, когда другие спали».
Молится за них
Праведная мусульманская женщина, сердце которой наполнено радушием и верой в Аллаха, желает своей сестре по вере в Аллаха того же, что и себе. Поэтому она искренне молится за нее, наполненная теплотой братства, исходящей от любящего сердца. Она знает, что такая молитва будет принята, ибо она несет в себе искреннюю мольбу, теплое чувство, возвышенную цель, что подтверждает сказанное посланником, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать: «Быстрее всего внимается молитва за отсуствующего».
Эта мысль запала в душу благородным сподвижникам. Они просили у своих братьев такого благословения всякий раз, как попадали в ситуацию, когда быстро внимается мольба. Это в равной мере относится и к мужчинам, и женщинам, что свидетельствует о высоком уровне развития всего общества в тот светлый, прекрасный период нашей истории.
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, заложил основы духа коллективизма в душах мусульман и мусульманок, укреплял узы любви между верующими, воспитывал их в духе бескорыстной заботы о благе других и готовности жертвовать для других своими личными интересами. При каждом удобном случае подчеркивал недопустимость таких явлений как эгоизм, призывал к тому, чтобы в жизни мусульманского общества прочно утвердились чувства любви, сплоченности, взаимного ручательства.
Среди его прекрасных наставлений, призванных воспитывать в духе коллективизма, приведем такой пример. К нему пришел человек и воскликнул: «О Аллах! Прости мне с Мухаммедом!» Он ему ответил: «Ты исключил всех остальных».
Такие воспитывающие изречения посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, адресованы не только этому человеку, а всей исламской общине и имеют целью воспитание в духе со общности в ней. Он всегда и везде учил всех мусульман и мусульманок, что каждый, кто устно утвердил два свидетельства (т.е. об Аллахе и Его посланнике), должен думать о добре не только для себя. Верующий должен всегда желать своему брату то, что он желает себе.
Мусульманка в обществе
Добрый характер
На мусульманскую женщину, как и на мусульманина, в этой жизни возложена важная миссия. Поэтому она должна быть активной и в общественном отношении, вносить свой вклад по мере того, как позволяют это делать условия жизни и семейные обстоятельства. По мере возможности она встречается и общается с другими женщинами, взаимодействует с ними в соответствии с высокими принципами ислама, чем она отличается от других женщин.
Где бы ни находилась культурная мусульманская женщина, она везде является маяком излучения и наведения на правильный путь. Такой она предстает и в словах, и в делах.
Мусульманская женщина как личность максимально обогатила свой разум и свое мышление наставлениями, содержащимися в Священном Коране, впитала в себя содержание очищающей каждого верующего сунны благородного пророка. Поэтому она является культурной, развитой личностью общественного уровня, личностью первой величины, полностью подготовленной к тому, чтобы играть активную роль в женских обществах, действуя на разум и чувства, разъяснять своё вероучение. Ведь это вероучение возвысило положение женщины, привило ей высокие нравственные качества. Соблюдение этих норм, изменение своего характера в соответствии с ними стало религиозной обязанностью, за что женщину ожидает награда, а за пренебрежение ими придется держать отчет. Эти нормы и предписания сделали женщину личностью искренней и правдивой перед ее Господом. А это, в свою очередь, сделало ее эталоном, образцом для других женщин, культурной, всесторонне развитой, воспитанной, благочестивой, добродетельной, целомудренной.
Мусульманская женщина, хорошо усвоившая значимость действий людей с религиозной и гражданской точек зрения, появившись в любом женском обществе, являет собой воплощение и успешное претворение в жизнь ценностей ислама. Сущность ее личности на общественном уровне полностью составляется именно этими исламскими ценностями. И они ярко проявляются в ее общественном поведении и во взаимоотношениях с людьми во вне религиозной сфере. Из этого большого и обильного источника мусульманская женщина черпает нормы и правила поведения в различных ситуациях, манеры держаться, привычки. Из этого чистого родника она впитывает в себя все то, что необходимо для очищения души и формирования себя как мусульманской общественной личности.
Благочестивая мусульманская женщина всегда в хорошем расположении духа, ибо она - обладательница хорошего характера. Она благородно ведет себя в обществе, разговаривает вежливо, учтиво, не по казенному решает деловые вопросы. Образцом для нее является благородный посланник, о котором его слуга Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Он был самым лучшим по своему характеру».
Анас, да будет доволен им Аллах, видел в нем такие черты характера, какие не видел, да и не мог представить, что они есть у других людей. Давайте послушаем его: «Я служил у посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, десять лет. И он мне ни разу не сказал: «Ступай!» или «Тьфу!» Он ни разу не сказал: «Почему ты так сделал?» Если я чего-то не сделал, он спрашивал только: «Разве не сделал?»
Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, был велик своим благонравием, как охарактеризовал его Всевышний:
«И, поистине, ты великого нрава». (68;4)
Он постоянно напоминал своим сподвижникам, о том, какое большое влияние оказывает благонравие на становления личности мусульманина, на достижение милости от Аллаха, на авторитет среди людей. Поэтому он говорил: «Самые любимые мною и ближе всего сидящие ко мне в день воскресения - благонравные. Самые ненавистные для меня и дальше всех находящиеся от меня в день воскресения - болтуны и старающиеся говорить напыщенно и разглагольствовать». Его спросили: «Мы понимаем, что значит «болтуны» и «старающиеся говорить напыщенно», но что значит «разглагольствующие?» Он ответил: «Напыщенные гордецы».
Сподвижники, да будет над ними благоволение Аллаха, и -мужчины, и женщины - слушали это высокое наставление благородного пророка о благонравии и воочию видели практическое воплощение высоких моральных качеств в личности его самого, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать. И эти качества прочно запечатлевались в них самих, становились их характерной чертой, натурой. Вот откуда выросло новое, невиданное до этого поколение высоконравственных людей в самом достойном обществе в лучший из веков.
Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Пророк был милосердным. Начиналась молитва. Пришел бедуин, дотронулся до его одежды и сказал: «У меня осталось незначительное дело. Боюсь, что потом забуду про него». Пророк встал, выслушал закончил его дело. Затем помолился».
Мы видим, что благородный посланник не считал зазорным выслушать бедуина, хотя сам было уже приступил к молитве. Он не раздражался от этого бедуина, который дотронулся до его одежды и настаивал решить вопрос до молитвы, потому что он, да будет над ним благоволение Аллаха, строил высоконравственное общество и показывал мусульманам словом и делом, как должен мусульманин обращаться с другим человеком - со своим братом по вере. Он на практике утверждал и закреплял нравственные принципы, которые должны верховенствовать в мусульманском обществе.
У не мусульман человек достигал благонравия в результате создания очень хороших условий для роста, развития и воспитания человека, получения им хорошего образования. У мусульман главную роль здесь играет вероучение, которое наставляет на правильный образ мысли и действий. Его воздействие настолько сильное, что благонравие у мусульман становится врожденным качеством, само собой разумеющейся чертой характера. Оно придает верующему высокое достоинство в этой жизни и создает хорошие предпосылки для достижения наилучшей доли в будущей, потусторонней жизни, после того как в день Страшного суда на весах будет определено соотношение между совершенными грехами и добрыми делами. Вот как сказал об этом посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «В день воскресения на весах верующего самым весомым будет благонравие. Поистине, Всевышний Аллах ненавидит безнравственного, порочного и бесстыдного».
Более того, ислам рассматривает благонравие как показатель полноты, высшей степени совершенства веры в
Аллаха, считает наиболее благонравными тех, кто достиг того совершенства, о котором сказал посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать: «Достигшие высшей степени веры - те, кто наиболее благонравны».
Ислам считает, что наиболее благонравные - самые приятные для Аллаха его рабы. Это явствует из хадиса, переданного Асамой ибн Шурайком: «Мы сидели у пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать. Он разговаривал с нами, и в это время пришли люди и обратились к нему: «Кто из рабов Всевышнего Аллаха самые любимые Им?» Он ответил: «Самые благонравные»».
Нет ничего удивительного в том, что самые лучшие по своим нравственным качествам - самые любимые Аллахом. Данный Всевышним закон ислама считает благонравие величайшей ценностью. Как мы видели выше, в день воскресения на весах оно будет самым весомым. Оно приравнивается по значимости двум важнейшим столпам, обязанностям культа - совершению молитвы и соблюдению поста, как указал на это посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Самое веское на весах - благонравие. Оно придает его обладателю такое же достоинство, что пост и молитва».
Вот почему благородный посланник всегда подчеркивал своим уважаемым сподвижникам всю важность благонравия, побуждал их постоянно самосовершенствоваться в этом отношении, всячески, словом и делом, прививал в них любовь к этому, подчеркивая, какое огромное воздействие это оказывает на воспитание характера, очищение души. Об этом свидетельствует, например, сказанное им Абу Зарру: «О Абу Зарр! Разве я не указывал тебе на два качества, которые самые легкие для спины и самые значимые на весах. Это - благонравие и молчание. Клянусь Тем, в руках которого моя душа, эти два качества красят людей». Или другое высказывание: «Благонравие - прибавление к хорошему, а зловредность - несчастье. Любовь к ближним и благодеяние удлиняют жизнь. Очистительная милостыня воспрепятствует смертельному воздействию зла».
Среди молитв с просьбой о помощи у него была такая: «О Аллах! Это прекрасно, что Ты сотворил меня. Сделай меня благонравным!» I
Да, благородный посланник обращался с такой молитвой. А ведь именно о нем Всевышний Аллах сказал: «И поистине ты великого нрава».(68;4)
Такая молитва о помощи со всей убедительностью показывает, какое большое значение он придавал благонравию, как он горячо желал, чтобы мусульмане постоянно совершенствовали свои нравственные качества, какого бы высокого уровня они в этом уже не достигли, как это делал их великий пророк, о чем свидетельствует упомянутая выше молитва о помощи.
Слово «благонравие» - очень емкое понятие. Спектр его значений охватывает различные проявления характера и нравственных качеств, которые украшают человека. К таковым относятся скромность, сдержанность, мягкость, доброта, доброжелательность, сердечность, умение прощать, великодушие, правдивость, искренность, прямота, надежность, верность, преданность, чистота души и другие высокие нравственные качества.
Исследователь, глубоко изучающий соответствующие положения ислама, касающиеся общественного аспекта жизни верующего, обнаруживает, что имеется очень и очень много источников, посвященных этому вопросу. И во всех из них - побуждение к выработке упомянутых высоких нравственных качеств, которые должны проявляться на общественном уровне. Это лишний раз свидетельствует о том, что ислам ставит перед собой высокую цель - формировать личность мусульманина тщательно и всесторонне, в том числе и в плане его общественного поведения. При выполнении этой благородной миссии ислам не ограничивается изложением общих положений, а подробно и обстоятельно останавливается на всех нюансах и оттенках тех аспектов, тех нравственных требований, которым должна отвечать всесторонне, гармонично развитая в общественном отношении личность. Такая глубина проникновения, такой всесторонний охват проблемы общественного воспитания свойственны только методологической системе ислама, предусматривающей определенные содержания, формы и методы работы.
Исследователь, приступающий к выяснению личностных качеств мусульманской женщины, обязательно должен внимательно изучить все эти источники и глубоко разобраться в их содержании, уяснить все законоустановления, наставления и предписания. Только в этом случае он сможет выявить возвышенную личность, которой выделяющуюся среди других людей. Специфичными в этом отношении для натуры мусульманской женщины является ряд качеств, на которых мы сейчас и остановимся.
Правдива
Мусульманка правдива и искренна со всеми людьми, ибо она восприняла и усвоила принципы ислама, которые побуждают к правдивости, являющейся, как известно, основой нравственности. Ложь ислам считает первопричиной, источником пороков, дурных поступков и плохих дел. Мусульманка убеждена в том, что правдивость, искренность неразрывно связаны с добротой и благочестием, которые дают их носителю возможность попасть в рай, а ложь, в свою очередь, толкает к распутству и разврату, которые приводят их носителя в адский огонь, как сообщил об этом благородный посланник: «Поистине, правдивость ведет к благочестию, а благочестие ведет в рай. Поистине, человек проявляет правдивость, чтобы он был записан у Аллаха как правдивейший. Поистине, ложь ведет к распутству, а распутство ведет в адский огонь. Поистине, лживый человек будет записан у Аллаха как лжец».
Поэтому мусульманка стремится к тому, чтобы всегда говорить правду, быть правдивейшей, держаться достойно, проявляя искренность словом и делом. Такого высокого уровня нравственности истинная мусульманка достигает благодаря своей правдивости и чистоте души. И естественно, это ей зачтется у Господа, ибо Он будет считать ее правдивой, искренней, благородной.
Благочестивая мусульманка, личностные качества которой формируются исламским вероучением, никогда не дает ложных показаний, ибо лжесвидетельство - запрещенное и наказуемое действие, как это предусматривает данный Аллахом закон ислама:
«Избегайте слова лживого». (22;30)
Кроме того, что лжесвидетельство - запретное и наказуемое действие, наносит глубокую душевную травму совершившему его, выставляет этого человека в глазах людей извивающимся как змея, низким и ничтожным. Поэтому священный Коран категорически осуждает такую черту характера и тем самым дает понять о недопустимости оной у достойнейших, лучших рабов Милостивого - как мужчин, так и женщин. Он предупреждал о недопустимости совершения такого проступка, смертного греха:
«Которые не дают ложных свидетельств и когда им случиться вступить в пустой разговор, отстают от него благопристойно». (25;72)
Насколько это большой грех, показывает тот факт, что посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, в иерархии грехов поставил его вслед за двумя большими видами греха, которые лишают человека счастья веры в Аллаха: придание Аллаху сотоварищей и непослушание родителям. Он часто повторял это мусульманам и, будучи в состоянии возбуждения, предупреждал их о недопустимости подобных действий. Он говорил: «Разве я не сообщал вам, какие грехи самые тяжкие? Это придание Аллаху сотоварищей и непослушание родителей, а также ложное слово и лжесвидетельство».
Мусульманка не ограничивается тем, что сохраняет чистоту души, не допуская порицаемых, неприятных черт характера. Она наставляет и других женщин, сошедших с правильного, указанного Аллахом пути. Ведь есть очень много женщин, которые нуждаются в таких наставлениях и советах. Поэтому очень важно привлечь их внимание на то, что нужно вернуться на правильный путь, вести себя так, как повелел Аллах.
Если благоразумная, идущая по правильному пути мусульманка дает совет, то это не только добровольное действие и одолжение. Это и обязанность, выполнению которой побуждает ее вероучение. Да и само это вероучение - само по себе тоже искренний совет и доброе наставление, как сказал благородный посланник: «Религия - наставление». Его спросили: «Чье наставление?» Он ответил: «Аллаха, Его Книги, Его посланника, имамов и простых верующих».
Благородные сподвижники присягали посланнику, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, совершать молитву, выплачивать закят, проявлять благожелательность, давать искренний совет и доброе наставление каждому мусульманину. Об этом свидетельствует сказанное Джурайром ибн Абдалла, да будет доволен им Аллах: «Я поклялся посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, давать милостыню, платить закят и давать доброе наставление каждому мусульманину».
Как прекрасно сказал об этом благородный посланник! Сказанное им «Религия - наставление» в лаконичной форме, с использованием одного словосочетания выражает всю сущность религии. Этим самым он дал каждому мусульманину почувствовать всю важность искреннего совета, то большое влияние, которое он оказывает на одного человека, семьи, общества. Когда в общине дают такие советы, это приводит на правильный путь. Если же в общине таковое не происходит, то это приводит к заблуждению, к тому, что многие сбиваются с правильного пути.
Поэтому искренний совет - важнейший вопрос, по которому мусульманин присягал пророку, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать. Этот вопрос следует за молитвой и закятом, как об этом говорилось ранее.
Весьма симптоматично, что вопрос об искреннем совете рассматривается в тесной связи с молитвой и закятом. Это лишний раз подчеркивает, какое большое значение он имеет в повседневных делах человека, его важность для решения судьбы в потусторонней жизни. Поэтому он изначально рассматривался как обязательное качество благочестивого, праведного мусульманина, который стремился к благоприятному исходу в тот день, когда люди предстанут перед Господом миров. I
Выше уже говорилось, что ислам возлагает на правоверных мужчин и женщин большую ответственность за состояние дел как в семье, так и в обществе. Из этого явствует, что и в этом вопросе женщина несет большую ответственность. Другими словами, она призвана всегда давать добрый совет каждому, кто готов воспользоваться им в своих практических делах.