Вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 15 страница
Желательно произносить слова “да будет доволен им Аллах /Радыйа-Ллаху ‘ан-ху/” после упоминания имён сподвижников, как желательно произносить слова “да помилует его Аллах /рахима-ху-Ллах/” после упоминания имён последователей, улемов, тех, кто усердно поклонялся Аллаху и прочих достойных людей. Что же касается утверждений одного из улемов относительно того, что слова “да будет доволен им Аллах” можно использовать лишь тогда, когда речь идёт о сподвижниках, а во всех прочих случаях следует говорить “да помилует его Аллах”, то это не соответствует действительности. Правильным следует считать мнение большинства, согласно которому говорить так не обязательно, а желательно, и указаний на это более чем достаточно. Если же тот, о ком идёт речь, является не только сподвижником, но и сыном сподвижника, например, если встречается упоминание об Ибн ‘Умаре, Ибн ‘Аббасе, Ибн аз-Зубайре, Ибн Джа‘фаре, Усаме бин Зайде и другие таких людях, необходимо обращаться с мольбой не только за них самих, но и за их отцов, и говорить “да будет доволен Аллах ими обоими”.
Может возникнуть вопрос о том, что желательно говорить при упоминании о Лукмане или Марйам, и следует ли обращаться за них с мольбами о благословении как за пророков, или говорить “да будет доволен им (ею) Аллах”, или говорить “мир ему (ей)”. На это можно ответить, что в большинстве своём улемы указывают, что они не являлись пророками, те же, кто считал их таковыми, составляли исключение, и их мнение в расчёт принимать не следует, на что я указал в книге “Тахзиб аль-асма’ ва-ль-люгат”. Как можно понять из слов одного улема, он говорит: «Лукман (Марйам), да благословит Аллах и да приветствует пророков и его (её), сказал (сказала)...», ввиду того, что они занимают более высокое положение, чем те, о ком говорят “да будет доволен им (ею) Аллах”. Я считаю, что в этом нет ничего предосудительного, но предпочтительнее всё же говорить “да будет доволен им (ею) Аллах”, поскольку речь не идёт о пророках и не имеется указаний на то, что они являлись пророками. В своём труде “Аль-Иршад” имам аль-Харамейн выразил общее мнение улемов, указав, что Марйам не относилась к числу пророков, однако ясно, что если в подобных случаях говорить “мир ему (ей)”, в этом не будет ничего дурного, а Аллах знает об этом лучше.
Книга о словах поминания Аллаха
и обращениях к Нему с мольбами
по разным случаям.
Знай, что всё, о чём я упоминал в предыдущих главах, желательно повторять ежедневно и еженощно, далее же я приведу такие слова поминания и мольбы, которые желательно произносить в определённых обстоятельствах и по определённым причинам, в связи с чем необходимости в твёрдом порядке изложения отпадает.
Глава 74. Обращение к Аллаху с мольбой о благословении
323. Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
− Посланник Аллаха, , учил нас, как следует испрашивать благословения Аллаха во всех делах, подобно тому, как (он учил нас той или иной) суре Корана, и он говорил: «Когда кто-нибудь из вас захочет сделать что-либо, пусть совершит дополнительную молитву в два раката, а потом скажет: “О Аллах, поистине, я прошу Тебя помочь мне Твоим знанием и укрепить меня Твоим могуществом и я прошу Тебя о Твоей великой милости, ибо, поистине, Ты можешь, а я не могу, Ты знаешь, а я не знаю, и Тебе известно всё о сокрытом (от людей)! О Аллах, если Ты знаешь, что это дело[762] станет благом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: для этой жизни и жизни будущей), то предопредели его мне[763] и облегчи его для меня, а потом дай мне Твоё благословение на это; если же Ты знаешь, что это дело станет злом для моей религии, для моей жизни и для исхода моих дел (или же он сказал: для этой жизни и жизни будущей), то отврати его от меня, и отврати меня от него, и предопредели мне благо, где бы оно ни было, а потом приведи меня к удовлетворённости им /Аллахумма, инни астахыру-кя би-‘ильми-кя, ва астакдиру-кя би-кудрати-кя, ва ас’алю-кя мин фадли-кя-ль-‘азым, фа-инна-кя такдиру ва ля акдиру, ва та‘ляму ва ля а‘ляму, ва Анта ‘Алляму-ль-гуййуб! Аллахумма, ин кунта та‘ляму анна хаза-ль-амра хайрун ли фи дини, ва ма‘аши, ва ‘акыбати амри (ау каля: ‘аджили амри ва аджили-хи), фа-кдур-ху ли; ва ин кунта та‘ляму анна хаза-ль-амра шаррун ли фи дини, ва ма‘аши, ва ‘акыбати амри (ау каля: ‘аджили амри ва аджили-хи), фа-сриф-ху ‘анни, ва-сриф-ни ‘ан-ху ва-кдур ли-ль-хайра хайсу кяна сумма радды-ни би-хи/”, после чего (человеку следует) сказать, чего он хочет».[764]
Как указывают улемы, тому, кто испрашивает благословение, желательно совершить молитву и обратиться к Аллаху с вышепомянутой мольбой. В данном случае имеется в виду любая из добровольных молитв в два раката, совершаемых в соответствии с сунной, например, молитва в знак приветствия мечети. Во время первого раката такой молитвы после “Аль-Фатихи” читается сура “Неверные”, а во время второго − сура “Искренность”. В том случае, когда человек не имеет возможности совершить молитву, ему следует просто испросить благословение, произнося слова вышеупомянутой мольбы. Желательно начинать и завершать эту мольбу словами хвалы Аллаху и мольбой за посланника Аллаха, . Благословение Аллаха желательно испрашивать перед совершением любого дела, на что ясно указывается в этом хадисе, и если человек поступит так, это принесёт ему радость, а Аллах знает об этом лучше.
324. Передают со слов Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, что когда пророк, , хотел сделать что-либо, он говорил: «О Аллах, выбери для меня и избери для меня /Аллахумма, хыр ли ва ихтар ли/».[765]
325. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
− (Однажды) посланник Аллаха, , сказал (мне): «О Анас, если захочешь сделать что-либо, семь раз испроси у Аллаха благословение, а потом посмотри, что придётся тебе по сердцу, ибо в этом и будет благо».[766]
Этот хадис передаётся со слов только одного передатчика, и в нём упоминаются имена тех, кого я не знаю.
Главы о словах поминания Аллаха, которые следует произносить в случае несчастий и болезней
Глава 75. Обращения с мольбами в тех случаях, когда человеком овладевает печаль или когда его ожидают важные дела
326. Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
− Когда посланником Аллаха, , овладевала скорбь, он обычно говорил: «Нет бога, кроме Аллаха, Великого, Кроткого, нет бога, кроме Аллаха, Господа великого престола, нет бога, кроме Аллаха, Господа небес, и Господа земли, и Господа благородного престола /Ля иляха илля-Ллаху-ль-‘Азыму-ль-Халиму, ля иляха илля-Ллаху, Раббу-ль-‘арши-ль-‘азыми, ля иляха илля-Ллаху, Раббу-с-самавати, ва Раббу-ль-арди, ва Раббу-ль-‘арши-ль-кaрим/».[767]
В той версии этого хадиса, которую приводит только Муслим, сообщается, что пророк, , произносил эти слова в тех случаях, когда его что-либо удручало.
Под словом “удручало” подразумевается, либо то, что ему предстояло нечто важное, либо то, что его что-либо огорчало.
327. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что когда пророк, , бывал опечален чем-либо, он говорил: «О Живой, о Вечносущий, призываю на помощь Твоё милосердие! /Йа Хаййу, йа Каййуму, би-рахмати-кя астагис!/»[768]
328. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что когда пророк, , бывал озабочен чем-либо, он поднимал голову к небу и говорил: «Слава Аллаху Великому! /Субхана-Ллахи-ль-‘Азым!/» Если же он, , обращался к Аллаху с особым усердием, то говорил: «О Живой, о Вечносущий!»[769]
329. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что чаще всего пророк, , обращался (к Аллаху с нижеследующей) мольбой: «О Аллах, Господь наш, даруй нам в мире этом добро и в мире вечном добро и защити нас от мук огня! /Аллахумма, Рабба-на, ати-на фи-д-дунйа хасанатан, ва фи-ль-ахырати хасанатан ва кы-на ‘азаба-н-нар!/»[770]
В той версии этого хадиса, которую приводит только Муслим, сообщается, что когда Анас, да будет доволен им Аллах, хотел обратиться к Аллаху с мольбой, он произносил эти слова, когда же он хотел попросить о чём-либо, то среди прочего произносил и эти слова.
330. Передают со слов ‘Абдуллаха бин Джа‘фара, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
− Посланник Аллаха, , научил меня этим словам и велел мне произносить их, если меня постигнет печаль или бедствие: «Нет бога, кроме Аллаха, Щедрого, Великого, слава Ему, благословен Аллах, Господь великого престола, хвала Аллаху, Господу миров! /Ля иляха илля-Ллаху-ль-Кариму-ль-‘Азыму, субхана-ху, табарака-Ллаху, Рабу-ль-‘арши-ль-‘азыми, аль-хамду ли-Лляхи, Рабби-ль-‘алямин!/»[771]
Передатчик этого хадиса сказал: «И ‘Абдуллах бин Джа‘фар учил этим словам нас, произносил их над больными лихорадкой и учил им тех своих дочерей, которые выходили замуж не за родственников».
331. Передают со слов Абу Бакры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Удручённому (следует обращаться к Аллаху с такими) мольбами: “О Аллах, милосердия Твоего прошу, не доверяй же меня душе моей ни на миг и приведи в порядок все дела мои; нет бога, кроме Тебя! /Аллахумма, рахмата-кя арджу, фа-ля такиль-ни иля нафси тарфата ‘айнин ва аслих ша’ни кулля-ху; ля иляха илля Анта!/”»[772]
332. Сообщается, что Асма бинт ‘Умайс, да будет доволен ею Аллах, сказала:
− (Однажды) посланник Аллаха, , сказал мне: «Не научить ли тебя словам, которые ты можешь произносить в минуты печали? (Говори): “Аллах, Аллах, Господь мой, я ничему не поклоняюсь наряду с Ним! /Аллаху, Аллаху, Рабби, ля ушрику би-хи шай’ан!”»[773]
333. Передают со слов Абу Катады, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Всемогущий и Великий Аллах окажет помощь тому, кто в минуты скорби прочтёт айат трона[774] и последние айаты суры “Корова”».[775]
334. Передают со слов Са‘да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха, , сказал:
− Поистине, мне известны слова, произнесение которых человеком, охваченным печалью, непременно развеет его печаль. Это слова моего брата Йунуса, ,который воззвал во мраке: {Нет бога, кроме Тебя, преславен Ты! Поистине, был я (одним) из несправедливых![776] /Ля иляха илля Анта, субхана-кя! Инни кунту мина-з-залимин!/} [777]
В другой версии этого хадиса, приводимой ат-Тирмизи и также передаваемой со слов Са‘да бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, сообщается, что посланник Аллаха, , сказал:
− (Аллах) ответит на мольбу любого мусульманина, о чём бы тот ни просил[778], если он обратится к Нему с мольбой Зу-н-Нуна[779], воззвавшего к своему Господу во чреве кита: {Нет бога, кроме Тебя, преславен Ты! Поистине, был я (одним) из несправедливых!}[780]
Глава 76. Какие слова желательно произносить, если что-либо поразит или устрашит человека
335. Передают со слов Саубана, да будет доволен им Аллах, что когда пророку, , что-то внушало страх, он говорил: «Он − Аллах, Аллах, Господь мой, и нет у Него сотоварища! /Хуа-Ллаху, Аллаху, Рабби, ля шарикя ля-ху!»[781]
336. ‘Амр бин Шу‘айб передал слова своего отца, сообщившего, что его дед[782] сообщил, что посланник Аллаха, , учил их произносить слова: «Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от Его гнева, от зла Его рабов, от наущений шайтанов и от того, чтобы они являлись ко мне /А‘узу би-кялимати-Лляхи-т-таммати мин гадаби-хи, ва мин шарри ‘ибади-хи, ва мин хамазати-ш-шайатыни ва ан йахдуру-ни/»,[783] в том случае, если человек испугается чего-либо.[784]
(Передатчик этого хадиса) сказал: «И ‘Абдуллах бин ‘Амр учил этим словам разумных из числа своих детей, а для неразумных записывал их и вешал записи им на шеи».
Глава 77. Что желательно говорить в том случае, когда человеком овладевает тревога или печаль
337. Сообщается, что Абу Муса аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, сказал:
− (Однажды) посланник Аллаха, , сказал: «Пусть тот, кем овладеет беспокойство (или: печаль), воззовёт к Аллаху и скажет: “О Аллах, я − раб Твой и сын рабыни Твоей. Я нахожусь в руках Твоих, и я подвластен Тебе; решение Твоё обязательно для меня, а приговор, вынесенный Тобой мне, справедлив. Заклинаю Тебя каждым из Твоих имён, которым Ты назвал Себя Сам, или ниспослал его в Книге Твоей, или открыл его кому-либо из сотворённых Тобой существ, или оставил его сокрытым от всех, кроме Тебя, сделать Коран светом моей груди, весной моего сердца, а также причиной исчезновения моей грусти и прекращения моего беспокойства! /Аллахумма, ана ‘абду-кя, ибну амати-кя фи кабдати-кя, насыйати би-йади-кя, мадын фи-йа хукму-кя, ‘адлюн фи-йа када’у-кя. Ас’алю-кя би-кулли исмин хуа ля-кя саммайта би-хи нафса-кя, ау анзальта-ху фи китаби-кя, ау ‘аллямта-ху ахадан мин халькы-кя, ау иста’сарта би-хи фи ‘ильми-ль-гайби ‘инда-кя ан тадж‘аля-ль-Курана нура садри, ва раби‘а кальби, ва джаля’а хузни, ва захаба хамми!/”» Один из (тех, кто слышал это,) воскликнул: «О посланник Аллаха, обделённым окажется тот, кто недооценит эти слова!» (На это пророк, ,) сказал: «Да, так произносите же их сами и учите им (других людей), и, поистине, Аллах Всевышний удалит печаль и продлит радость того, кто станет произносить (эти слова) в стремлении (к благу, которое они в себе заключают)».[785]
Глава 78. Что желательно говорить тому, кто окажется в опасном положении
338. Сообщается, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал:
− (Как-то раз) посланник Аллаха, , спросил (меня): «О ‘Али, не научить ли тебя таким словам, которые ты мог бы произносить, если окажешься в опасности?» Я ответил: «Конечно, да сделает меня Аллах выкупом за тебя!» (Тогда пророк, ,) сказал: «Если тебе будет грозить опасность, скажи: “С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного; нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха, Высокого, Великого! /Би-сми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим; ля хауля ва ля куввата илля би-Лляхи-ль-‘Алиййи-ль-‘Азым!/” − и благодаря этому Аллах Всевышний отвратит от тебя любые виды бедствий, какие только пожелает».[786]
Глава 79. Что желательно сказать тому, кто испугается кого-либо из людей
339. Передают со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, что, когда пророк, , опасался кого-либо из людей, он говорил: «О Аллах, поистине, мы призываем Тебя помочь нам уничтожить их и прибегаем к Твоей защите от зла их! /Аллахумма, инна надж‘алю-кя фи нухури-хим ва на‘узу би-кя мин шурури-хим!»[787]
Глава 80. Что желательно сказать тому, кто будет испытывать страх перед правителем
340. Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал:
− Если испугаешься правителя или кого-нибудь ещё, скажи: «Нет бога, кроме Аллаха, Кроткого, Мудрого; слава Аллаху, Господу семи небес и Господу великого престола! Нет бога, кроме Тебя, силён тот, кого Ты защищаешь, и великая хвала Тебе! /Ля иляха илля-Ллаху-ль-Халиму-ль-Хакиму; субхана-Ллахи, Рабби-с-самавати-с-саб‘и ва Рабби-ль-‘арши-ль-‘азым! Ля иляха илля Анта, ‘азза джару-кя, ва джалля сана’у-кя!/»[788]
Кроме того, в подобных случаях желательно произносить те же слова, которые были приведены в предыдущей главе.[789]
Глава 81. Что желательно говорить при виде врага
341. Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды,) совершая военный поход вместе с пророком, , мы встретили врагов, и я услышал, как (пророк, ,) сказал: “О Царь Судного дня, лишь Тебе я поклоняюсь и лишь у Тебя прошу помощи! /Йа Малика йауми-д-дини, иййа-кя а‘буду ва иййа-кя аста‘ин!/” А потом я увидел, как падают сражёнными люди, которым ангелы наносили удары спереди и сзади».[790]
Кроме того, в подобных случаях желательно произносить те же слова, которые были приведены в хадисе Абу Мусы аль-Аш‘ари.[791]
Глава 82. О том, что желательно говорить, если к человеку явится шайтан или если он испугается шайтана
В подобных случаях следует обратиться за защитой к Аллаху и почитать что возможно из Корана.
Аллах Всевышний сказал: {А если овладеет тобой искушение от шайтана, обращайся за помощью к Аллаху, ибо, поистине, Он − Слышащий, Знающий}.[792] Аллах Всевышний также сказал: {Когда ты читаешь Коран, устанавливаем Мы незримую преграду, (отделяющую) тебя от тех, кто не верует в мир вечный}.[793]
342. Сообщается, что Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал:
− (Однажды) посланник Аллаха, , встал на молитву, и мы услышали, как он говорит: «Прибегаю к защите Аллаха от тебя! /А‘узу би-Лляхи мин-кя!/» Потом он трижды сказал: «Проклинаю тебя проклятием Аллаха! /Аль‘ану-кя би-ля‘нати-Ллах!/» − после чего протянул руку, будто хотел взять что-то, а когда он закончил молиться, мы сказали ему: «О посланник Аллаха, мы услышал, как во время молитвы ты говоришь то, чего прежде мы не слыхали, и увидели, как ты протянул руку». (В ответ на это пророк, ,) сказал: «Поистине, враг Аллаха Иблис явился (ко мне) с огнём, чтобы метнуть мне его в лицо, и я трижды сказал: “Прибегаю к защите Аллаха от тебя!/” − потом я сказал: “Проклинаю тебя полным проклятием[794] Аллаха! /Аль‘ану-кя би-ля‘нати-Ллахи-т-таммати!/” − и он трижды помедлил, а потом я хотел схватить его, и, клянусь Аллахом, если бы не мольба моего брата Суляймана[795], он был бы связан и стал игрушкой для детей жителей Медины!»[796]
В подобных случаях следует также произносить слова призыва к молитве.
343. Сообщается, что Сухайль бин Абу Салих сказал:
− (Как-то раз) отец послал меня к людям из племени бану хариса. Меня сопровождал наш слуга, к которому кто-то вдруг обратился по имени со стены, и он посмотрел на эту стену, но ничего не увидел. Потом я рассказал об этом отцу, и он сказал: «Если бы я знал, что тебе придётся столкнуться с этим, то никуда не послал бы тебя, однако если ты снова услышишь какой-нибудь голос, начинай призывать к молитве, ибо я слышал, как Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, , сказал: “Поистине, когда произносится призыв к молитве, шайтан отступает”».[797]
Глава 83. Что желательно говорить тому, кто не сумеет справиться с чем-либо
344. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Сильный верующий[798] лучше пред Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый, (хотя) в каждом из них есть благо. Стремись к тому, что пойдёт тебе на пользу, проси помощи у Аллаха и не проявляй слабости, а если постигнет тебя что-либо[799], не говори: “Если бы я сделал (так), было бы то-то и то-то”, но говори: “(Это) предопределено Аллахом, и Он сделал, что пожелал”, ибо, поистине, (эти) “если” открывают шайтану (путь к) делам его».[800]
345. Передают со слов ‘Ауфа бин Малика, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, , рассудил спор между двумя людьми, и тот, против кого было вынесено решение, удаляясь, сказал: «Достаточно мне Аллаха, и прекрасный Он Покровитель! /Хасбийа-Ллаху, ва ни‘ма-ль-Вакиль!/» (Услышав это,) пророк, , сказал: «Поистине, Аллах Всевышний порицает проявление слабости. Тебе следует действовать с умом, если же ты не сумеешь справиться с чем-либо, скажи: “Достаточно мне Аллаха, и прекрасный Он Покровитель!”»[801]
Слова “Тебе следует действовать с умом” означают: тебе следует действовать мало-помалу, чтобы ты мог совершать благие дела постоянно, а Аллах знает об этом лучше.
Глава 84. Что желательно говорить, если человек посчитает
какое-либо дело трудным
346. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «О Аллах, нет ничего лёгкого, за исключением того, что Ты сделал лёгким, и Ты сделаешь твёрдую землю мягкой, если пожелаешь /Аллахумма, ля сахля илля ма джа‘альта-ху сахлян, ва Анта тадж‘алю-ль-хазна иза ши’та сахлян/».[802]
Глава 85. Что желательно говорить, если человеку станет трудно добывать себе пропитание
347. Передают со слов ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, , сказал: «Если кому-либо из вас пропитание достаётся с большим трудом, то что мешает ему говорить при выходе из своего дома: “С именем Аллаха надо мной, моим имуществом и моей религией. О Аллах, сделай так, чтобы я довольствовался Твоим предустановлением, и сделай благословенным для меня то, что мне предопределено, чтобы не желал я ускорить то, что Ты отсрочил, и не желал отсрочить то, что Ты ускорил /Би-сми-Лляхи ‘аля нафси, ва мали, ва дини. Аллахумма, радды-ни би-када’и-кя, ва барик ли фи-ма куддира ли хатта ля ухибба та‘джиля ма аххарта, ва ля та’хыра ма ‘аджжальта”?»[803]
Глава 86. Что желательно говорить, чтобы отвратить бедствия
348. Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Если раб (Аллаха) станет говорить: “Как хорошо, нет силы ни у кого, кроме Аллаха! /Ма ша’а-Ллаху, ля куввата илля би-Ллях!/” − в случае оказания Всемогущим и Великим Аллахом любой милости в том, что коснётся его жены, имущества или детей, не постигнет их никакое бедствие, если не считать смерти[804]».[805]
Глава 87. Что желательно говорить, если человека постигнут отдельные или многочисленные бедствия
Аллах Всевышний сказал: {...порадуй терпеливых,* которые, когда их постигает несчастье, говорят: “Поистине, мы принадлежим Аллаху и, поистине, к Нему мы вернёмся”. * На таких (нисходят) благословения и милость Господа их, и это они ведомы правильным путём}.[806]
349. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Пусть каждый из вас произносит слова “поистине, мы принадлежим Аллаху и, поистине, к Нему мы вернёмся /инна ли-Ляхи, ва инна иляй-их раджи‘ун”/, даже если дело коснётся ремня его сандалии, ибо (слова эти служат защитой) от бедствий».[807]
Глава 88. Что желательно говорить, если у человек есть долг, который он не в состоянии оплатить
350. Передают со слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) к нему пришёл раб, заключивший со своим хозяином договор о самовыкупе, и сказал: «Я не могу (выполнить условия) моего договора[808], помоги же мне!» (‘Али, да будет доволен им Аллах,) сказал: «Так не научить ли тебя словам, которым научил меня посланник Аллаха, ? (Они таковы, что) будь на тебе долг, подобный горе, Аллах (и тогда) отдаст его за тебя![809] Говори: “О Аллах, избавь меня от запрещённого Тобой посредством дозволенного Тобой и по милости Твоей избавь меня от необходимости в ком бы то ни было, кроме Тебя! /Аллахумма,-кфи-ни би-халяли-кя ‘ан харами-кя ва агни-ни би-фадликя ‘амман сива-кя!/”» Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: «Хороший хадис».
Ранее мы уже приводили хадис, передаваемый со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается, что человек по имени Абу Умама сказал: «О посланник Аллаха, мне не дают покоя беспокойство и долги».[810]
Глава 89. Что желательно говорить человеку, который
испытывает тревогу
351. Сообщается, что (однажды) аль-Валид бин аль-Валид, да будет доволен им Аллах, сказал: «О посланник Аллаха, , поистине, я испытываю тревогу». (Пророк, ,) сказал: «Ложась в постель, говори: “Прибегаю к защите совершенных слов Аллаха от Его гнева и Его наказания, от зла Его рабов, от наущений шайтанов и от того, чтобы они являлись ко мне /А‘узу би-кялимати-Лляхи-т-таммати мин гадаби-хи, ва ‘икаби-хи, ва шарри ‘ибади-хи, ва мин хамазати-ш-шайатыни ва ан йахдуру-ни/”, и тогда они не причинят тебе вреда (или: не приблизятся к тебе)»[811].[812]
352. Сообщается, что аль-Бара бин ‘Азиб, да будет доволен им Аллах, сказал:
− (Как-то раз) к посланнику Аллаха, , пришёл один человек и стал жаловаться ему на то, что он испытывает тревогу. (Выслушав его, пророк, ,) сказал: «Как можно чаще повторяй: “Слава Царю Пресвятому, Господу ангелов и духа! Ты покрыл небеса и землю Своей славой и могуществом /Субхана-ль-Малики-ль-Куддуси, Рабби-ль-маля’икяти ва-р-рух! Джалляльта-с-самавати ва-ль-арда би-ль-‘иззати ва-ль-джабарут”». После этого человек стал повторять эти слова, и его тревоги прошли.[813]
Глава 90. Что желательно говорить для защиты от наущений шайтана
Аллах Всевышний сказал: {А если овладеет тобой искушение, (исходящее) от шайтана, то обращайся за помощью к Аллаху, поистине, Он − Слышащий, Знающий}.[814]
Лучше всего говорить то, чему научил нас Аллах и что Он велел говорить нам.
353. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Шайтан может явиться к любому из вас и сказать: “Кто создал это? Кто создал это?” − (и он будет продолжать задавать такие вопросы,) пока не спросит: “Кто создал твоего Господа?” − и когда он дойдёт до этого, пусть человек обратится за защитой к Аллаху и прекратит (думать об этом)».
В другой версии этого хадиса сообщается, что посланник Аллаха, , сказал: «Люди не перестанут задавать друг другу вопросы, пока кто-нибудь не скажет: “Аллах создал всё сущее, а кто создал Аллаха?” − так пусть же тот, кто столкнётся с чем-либо подобным, произнесёт слова: “Уверовал я в Аллаха и посланников Его! /Аманту би-Лляхи ва русули-хи!”»[815]
354. Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Пусть тот, кого станут тревожить наущения шайтана, трижды скажет: “Уверовали мы в Аллаха и посланников Его! /Аман-на би-Лляхи ва русули-хи!/” − и эти наущения перестанут беспокоить его». [816]