Вступительное слово члена академии исламских исследований при аль-азхаре шейха мустафы мухаммада аль-хадиди ат-тайри 8 страница
135. Сообщается, что пророк, , сказал: «Когда (любой из вас) будет совершать земной поклон, пусть трижды скажет: “Слава моему Высочайшему Господу! /Субхана Рабби-ль-А‘ля!/”»[389]
Это − наименьшее, что должен сделать человек, который желает произнести слова поминания во время земного поклона.
136. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Проснувшись) однажды ночью и не найдя (рядом с собой) пророка, , я стала искать его и увидела, что он склонился в поясном (или: земном) поклоне, произнося (такие слова): “Слава Тебе и хвала Тебе, нет бога, кроме Тебя! /Субхана-кя, ва би-хамди-кя, ля иляха илля Анта!/”»[390]
137. В другой версии этого хадиса сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Моя рука коснулась поднятых вертикально ступней[391] (пророка, ,) который находился в мечети[392] и произносил (такие слова): “О Аллах, я прибегаю к защите Твоего благоволения от Твоего гнева, и к прощению Твоему от наказания Твоего, и прибегаю к Твоей защите от Тебя[393]! Не перечислить мне (всех) похвал Тебе, (которых) Ты (достоин[394]), так, как Сам Ты (сделал это), воздав их Себе /Аллахумма, а‘узу би рида-кя мин сахати-кя, ва би-му‘афати-кя мин ‘укубати-кя, ва а‘узу би-кя мин-кя! Ля ухсы сана’ан ‘аляй-кя Анта кя-ма аснайта ‘аля нафси-кя/”».[395]
138. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , сказал: «Что касается поясного поклона, то возвеличивайте Господа[396], (совершая его), что же касается поклона земного, то усердно обращайтесь к Аллаху с мольбами (в такие моменты, ибо в подобном положении) вы (больше) заслуживаете того, чтобы на ваши мольбы был дан ответ».[397]
139. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Ближе всего к своему Господу раб оказывается во время совершения земного поклона, так обращайтесь же к Нему с мольбами (в такие моменты) как можно чаще».[398]
140. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что во время совершения земных поклонов посланник Аллаха, , обычно обращался к Аллаху (с нижеследующей мольбой): «О Аллах, прости мне все мои грехи – малые и большие, первые и последние, явные и тайные! /Аллахумма,-гфир ли занби кулля-ху – дикка-ху ва джилля-ху, ва авваля-ху ва ахыра-ху, ва ‘алянийата-ху ва сирра-ху!/»[399]
Знай, что человеку, совершающему земной поклон, желательно произносить все эти слова, если же он ограничен во времени, пусть произносит их по частям во время разных молитв, на что мы уже указывали в предыдущих главах. Если же во время совершения земного поклона молящийся захочет ограничиться наименьшим количеством слов поминания, ему следует трижды произнести слова “Субхана Рабби-ль-‘Азыми ва би-хамди-хи” и обратиться к Аллаху с короткой мольбой. Нежелательно, чтобы человек, совершающий земной поклон, читал Коран. Кроме того, на земные и поясные поклоны распространяется действие одних и тех же установлений и в остальных случаях.[400]
У улемов не было единого мнения относительно того, какой из столпов молитвы − совершение земного поклона или стояние /кийам/ − является более достойным. Шафииты и те, кто был с ними согласен, более высокое место отводили стоянию, ссылаясь на один из достоверных хадисов, который приводится ниже.
141. Передают со слов Джабира бин ‘Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, что пророк, , сказал: «Наилучшей (частью) молитвы является долгое обращение с мольбами к Аллаху[401]».[402]
Здесь речь идёт об обращениях с мольбами во время стояния. Кроме того, имеется в виду, что поминанием во время стояния является чтение Корана, а во время совершения земного поклона − прославление Аллаха. Чтение Корана занимает более достойное место, а поэтому чем больше читается Коран, тем лучше. Однако, по мнению некоторых улемов, наиболее достойным следует считать совершение земного поклона. Они ссылались на приведенный нами выше хадис, в котором сообщается, что пророк, , сказал: «Ближе всего к своему Господу раб оказывается во время совершения земного поклона...» Имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи пишет:
− Улемы расходились во мнениях по этому вопросу. Одни говорили: «Долгое стояние во время молитвы является более достойным, чем совершение множества поясных и земных поклонов». Другие считали, что совершение множества поясных и земных поклонов достойнее долгого стояния. Ахмад бин Ханбаль сказал: «Относительно этого передаются два хадиса, в которых приводятся слова пророка, », однако никакого суждения об этом Ахмад не вынес. Исхак сказал: «Днём лучше совершать множество поясных и земных поклонов, а ночью − подолгу стоять, за исключением такого случая, когда речь идёт о человеке, который еженощно читает определённую часть Корана. В подобных обстоятельствах, как мне кажется, лучше совершать множество поясных и земных поклонов, поскольку это позволит ему прочесть то, что он обычно читает по ночам, и даст возможность получить прибыль[403] за счёт совершения вышеупомянутых поклонов». Ат-Тирмизи сказал: «Исхак сказал это лишь потому, что он имел в виду ночную молитву пророка, , во время которой он подолгу стоял. Что же касается дневных молитв пророка, , то нигде не сообщается, что, совершая их, он стоял так же долго, как и во время ночных».[404]
Когда совершается земной поклон при чтении айатов Корана /суджуд ат-тилява/, желательно произносить те же слова, которые, как уже указывалось, произносятся при совершении обычных земных поклонов во время молитв. Кроме того, желательно произнести слова, которые приводятся в нижеследующем хадисе.
142. Передают со слов ‘Али и ‘Аиши, да будет доволен Аллах ими обоими, что, совершая земной поклон, посланник Аллаха, , говорил: «О Аллах, сделай (этот поклон) моим запасом, который будет храниться у Тебя, даруй мне за него большую награду, сними с меня бремя (моих грехов) и прими его от меня, как принимал Ты их от Дауда, мир ему /Аллахумма, идж‘аль-ха ли ‘инда-кя зухран, ва а‘зым ли би-ха аджран, ва да‘ ‘ан-ни визран, ва такаббаль-ха мин-ни кя-ма такаббальта-ха мин Дауда ‘аляй-хи-с-салям/».[405]
Кроме того, желательно говорить: «Слава нашему Господу! Поистине, исполнится обещание нашего Господа![406] /Субхана Рабби-на! Ин кяна ва‘ду Рабби-на ля-маф‘улян!/» На это указывает аш-Шафи‘и.
143. Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
− Совершая земной при чтении Корана, посланник Аллаха, , обычно говорил: «Лицом своим припадаю к земле пред Тем, Кто создал его, придал ему форму и наделил его слухом и зрением посредством Своей силы и мощи /Саджада ваджхи ли-Ллязи халяка-ху, ва саввара-ху, ва шакка сам‘а-ху ва басара-ху би-хаули-хи ва куввати-хи/».[407]
Ат-Тирмизи считал этот хадис достоверным, а в “Мустадраке” аль-Хакима к этому добавлены слова: «Благословен Аллах, лучший из творцов![408] /Табарака-Ллаху, ахсану-ль-халикин!/» Вышеупомянутое добавление является достоверным по условиям аль-Бухари и Муслима.[409] Слова “О Аллах, сделай (этот поклон) моим запасом...” являются частью хадиса с хорошим иснадом, который приводит ат-Тирмизи. Аль-Хаким считал это хадис достоверным.
Глава 41. О том, что желательно говорить во время выпрямления после земного поклона и сидения между двумя земными поклонами
Согласно сунне, молящийся должен произносить слова “Аллаху акбар” с того момента, когда он начнёт выпрямляться после земного поклона, и продолжать делать это, пока он не выпрямится в положении сидя. Ранее мы уже указывали, сколько раз произносятся слова “Аллаху акбар”, и упоминали о расхождениях во мнениях относительно того, сколь долго следует произносить эту фразу, и о том, в каком случае излишняя продолжительность произнесения “такбира” делает его недействительным. Согласно сунне, закончив произносить “такбир” и выпрямившись сидя, желательно взывать к Аллаху и произносить слова, которые приводятся в “Сунан” Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Наса’и, аль-Байхаки и других сводах хадисов. Имеется в виду приведенный ранее хадис Хузайфы, да будет доволен им Аллах, о ночной молитве пророка, , во время которой он стоял столь долго, что успевал прочесть суры “Корова”, “Женщины” и “Семейство ‘Имрана”, после чего совершал сравнимые по продолжительности со стоянием поясные и земные поклоны.
144. В этом хадисе, сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Между двумя земными поклонами он говорил: “Господь мой, прости меня, Господь мой, прости меня /Рабби,-гфир ли, Рабби,-гфир ли/”, и сидел столько же, сколько продолжался его земной поклон».
В хадисе Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщается о том, как он ночевал в доме у своей тётки Маймуны, да будет доволен ею Аллах,[410] а также о ночной молитве пророка, , и о том, какие слова поминания он произносил.
145. Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Начиная выпрямляться после земного поклона, он говорил: “Господь мой, прости меня, помилуй меня, помоги мне, возвысь меня, даруй мне средства к существованию и выведи меня на путь истинный /Рабби,-гфир ли, ва-рхам-ни, ва-джбур-ни, ва-рфа‘-ни, ва-рзук-ни, ва-хди-ни/”».[411]
В той версии этого хадиса с хорошим иснадом, которая приводится в “Сунан” Абу Дауда, сообщается, что пророк, , также говорил: «...и избавь меня[412] /...ва ‘афи-ни/».
Во время совершения второго земного поклона желательно говорить то же, что и во время первого. Начав выпрямляться после второго земного поклона, следует произносить слова “Аллаху акбар”. Выпрямившись, человек должен немного посидеть /джальсат аль-истираха/, чтобы было ясно, что он находится в состоянии покоя, после чего необходимо подняться для совершения второго раката. Начав подниматься, также следует произносить “такбир” до тех пор, пока молящийся не выпрямится стоя. При этом “а” после “л” в слове “Аллах” желательно произносить протяжно, что, по мнению наших товарищей, является наиболее верным. Некоторые из них считают, что, начиная выпрямляться после завершения земного поклона, произносить “такбир” не следует. По их мнению, необходимо сначала сесть, а слова “Аллаху акбар” следует начать произносить в тот момент, когда человек начнёт вставать. Некоторые другие считают, что, начиная выпрямляться после земного поклона, “такбир” произносить необходимо, когда же молящийся сядет, он должен умолкнуть, после чего ему следует подниматься, не произнося слова “Аллаху акбар”. По их мнению, ничего дурного в том, что на данном этапе молящийся не произнесёт “такбир” дважды, не будет. Наши тварищи говорили: «Правильнее всего придерживаться первого мнения, чтобы ни одна часть молитвы не совершалась без поминания Аллаха».
Знай, что “джальсат аль-истираха” является таким элементом молитвы, который посланник Аллаха, , совершал неуклонно, о чём сообщается в “Сахихе” аль-Бухари[413] и других сводах хадисов. Мы считаем, что с учётом этого сидеть короткое время сразу же после второго земного поклона каждого раката желательно, после чего следует вставать. Нежелательно поступать так при совершении земного поклона во время чтения Корана, а Аллах знает об этом лучше.
Глава 42. О словах поминания, которые желательно
произносить во время второго раката молитвы
Знай, что слова поминания, которые произносятся во время первого раката молитвы и которые приводились нами выше, желательно произносить и при совершении второго раката. Это касается любых обязательных, дополнительных и прочих молитв, а также почти всех вышеупомянутых и связанных с ними второстепенных вещей, если не считать некоторых исключений.
Во-первых, во время первого раката произносится “такбират аль-ихрам”, что является одним из столпов молитвы, тогда как в начале второго раката этого делать не следует. Что же касается последнего “такбира” перед вторым ракатом, то в соответствии с сунной он произносится при выпрямлении после завершения последнего земного поклона первого раката.
Во-вторых, в отличие от первого раката, “ду‘а аль-истифтах” не произносится.
В-третьих, мы уже указывали, что, по общему мнению улемов, во время первого раката желательно обращаться к Аллаху с мольбами о помощи и защите, тогда как относительно второго раката на этот счёт имеются расхождения во мнениях. Правильнее всего считать, что это желательно делать и во время второго раката.
В-четвёртых, во время второго раката предпочтительнее читать Коран меньше, чем во время первого. Относительно этого улемы также расходились во мнениях, а Аллах знает об этом лучше.
Глава 43. Об обращениях к Аллаху с мольбами стоя /кунут/ во время утренней молитвы
Знай, что обращение к Аллаху с мольбами стоя во время утренней молитвы соответствует сунне, поскольку об этом говорится в приводимом ниже достоверном хадисе.
146. Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , до конца своей жизни обращался к Аллаху с мольбами стоя во время утренних молитв.[414]
Знай также, что мы считаем подобные обращения с мольбами во время утренних молитв узаконенными, как и всё то, что является подтверждённой сунной /сунна му’аккада/[415]. Если кто-либо не сделает этого намеренно или по невнимательности, молитва его не станет недействительной, однако он должен будет совершить два земных поклона для искупления допущенной ошибки.[416]
Следует ли обращаться с такой мольбой во время других обязательных молитв? На этот счёт известны три высказывания аш-Шафи‘и, да помилует его Аллах. Согласно наиболее правильному и известному из них, мусульманам следует делать это лишь в том случае, если их постигнет какое-нибудь бедствие. Согласно второму, это следует делать во всех случаях, согласно же третьему, этого не следует делать никогда.
По нашему мнению, с такими мольбами к Аллаху следует обращаться во второй половине рамадана при совершении последнего раката витра, хотя некоторые из нас полагают, что так следует поступать в течение всего рамадана. Приверженцы мазхаба Абу Ханифы считают, что с подобными мольбами необходимо обращаться к Аллаху в течение всего года; в нашем же мазхабе[417] в основном разделяют первое мнение, а Аллах знает об этом лучше.
Знай, что, по нашему мнению, с вышеупомянутыми мольбами следует обращаться во время обязательной утренней молитвы после завершения поясного поклона второго раката. Малик, да помилует его Аллах, сказал: «С такими мольбами к Аллаху следует обращаться до поясного поклона». Наши товарищи говорили: «Если шафиит обратится с такой мольбой до поясного поклона, скорее всего, что это не будет ему зачтено». Мы считаем, что это ему зачтётся, но в подобном случае правильнее всего повторить свои мольбы после поясного поклона, а потом совершить два земных поклона в качестве искупления за проявление невнимательности, однако некоторые полагают, что совершать эти земные поклоны не следует. Что же касается слов такой мольбы, то предпочтительно говорить то, о чём упоминается в приводимом ниже достоверном хадисе с достоверным иснадом.
147. Сообщается, что аль-Хасан бин ‘Али, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
− Посланник Аллаха, , научил меня словам, которые я произношу во время витра: «О Аллах, веди меня по правильному пути вместе с теми, кого Ты повёл им, избавь меня вместе с теми, кого Ты избавил, руководи мной вместе с теми, кем Ты руководишь[418], сделай для меня благословенным то, что Ты даровал, и упаси меня от зла того, что Ты решил, ведь, поистине, Ты судишь, а Тебя осудить невозможно; не будет презренным тот, кому Ты оказал поддержку; Господь наш, Ты – Всеблагой и Всевышний /Аллахумма, ихди-ни фи-ман хадайта, ва ‘афи-ни фи-ман ‘афайта, ва тавалли-ни фи-ман тавалляйта, ва барик ли фи-ма а‘тайта, ва кы-ни шарра ма кадайта, фа-инна-кя такды ва ля йукда ‘аляй-кя, ва инна-ху ля йазиллю ман валяйта, табаракта Рабба-на ва та‘аляйта/».[419]
Ат-Тирмизи сказал: «Это − хороший хадис». Он также сказал: «Мы не знаем лучшей мольбы такого рода, с которой обращался к Аллаху пророк, ». В той версии этого хадиса, которую приводит аль-Байхаки, сообщается, что Мухаммад бин аль-Ханафийа, сын ‘Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах, сказал: «С такой мольбой мой отец обращался к Аллаху во время утренней молитвы». Сразу после завершения этой мольбы желательно сказать: «О Аллах, благослови и приветствуй Мухаммада и семейство Мухаммада /Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммад ва саллим/». В той версии этого хадиса с хорошим иснадом, которую приводит ан-Наса’и, сказано: «И да благословит Аллах пророка /Ва салля-Ллаху ‘аля-н-наби/».
Наши товарищи говорили: «Хорошо будет, если в подобном случае человек обратится к Аллаху с такой же мольбой, с какой обратился к Нему ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах».
148. Сообщается, что (однажды), после совершения поясного поклона во время утренней молитвы ‘Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «О Аллах, поистине, мы обращаемся к Тебе за помощью, просим Тебя о прощении, не являемся теми, кто не верит в Тебя, веруем в Тебя и отрекаемся от тех, кто грешит[420] пред Тобой. О Аллах, лишь Тебе мы поклоняемся, Тебе молимся, пред Тобой падаем ниц, к Тебе стремимся и спешим, на Твою милость надеемся и Твоей кары боимся; поистине, справедливая кара Твоя постигнет неверных! О Аллах, покарай неверных, которые отвращают (людей) от Твоего пути, считают ложью (слова) Твоих посланников и сражаются с теми, кто близок к Тебе! О Аллах, прости верующих мужчин и женщин, мусульман и мусульманок, примири их друг с другом, приведи к согласию сердца их, помести в сердца их веру и мудрость[421], укрепи их в религии[422] посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, внуши им, чтобы они были верны договору, который Ты заключил с ними, помоги им (в борьбе) против Твоего и их врага, о Бог истины, и причисли меня к Ним! /Аллахумма, инна наста‘ину-кя, ва настагфиру-кя, ва ля накфуру-кя, ва ну’мину би-кя, ва нахля‘у ман йафджуру-кя. Аллахумма, иййа-кя на‘буду, ва ля-кя нусалли ва насджуду, ва иляй-кя нас‘а ва нахфиду, нарджу рахмата-кя ва нахша ‘азаба-кя, инна ‘азаба-кя-ль-джидда би-ль-куффари мульхак! Аллахумма, ‘аззиби-ль-кафарата аллязина йасуддуна ‘ан сабили-кя, ва йуказзибуна русуля-кя, ва йукатилюна аулийа’а-кя! Аллахумма,-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минати, ва-ль-муслимина ва-ль-муслимати, ва аслих зата байни-хим, ва аллиф байна кулюби-хим, ва-дж‘аль фи кулюби-химу-ль-имана ва-ль-хикмата, ва саббит-хум ‘аля милляти расули-Ллах, салля-Ллаху ‘аляй-хи ва салляма, ва аузи‘-хум ан йуфу би-‘ахди-кя аллязи ‘ахадта-хум ‘аляй-хи, ва-нсур-хум ‘аля ‘адувви-кя ва ‘адувви-хим, Иляха-ль-хакки, ва-дж‘аль-на мин-хум!»[423]
Знай также, что сообщается, что ‘Умар, да будет доволен им Аллах, говорил: «...покарай неверных из числа обладателей Писания[424]...», поскольку в то время он вёл с ними сражения. Что же касается наших дней, то лучше говорить: «...покарай неверных...», поскольку эта фраза имеет самый общий смысл.
Наши товарищи говорили: «Желательно произносить мольбу ‘Умара вместе с теми мольбами, которые были приведены выше.[425] В подобном случае мольбу ‘Умара следует произносить в конце, если же человек пожелает сократить эту мольбу, пусть ограничиться первым. Желательно произносить все эти слова, если человек совершает индивидуальную молитву или является имамом для небольшого количества людей, которые хотят молиться долго, а Аллах знает об этом лучше».
Знай также, что в подобных случаях не произносится какая-то определённая мольба, которая является предпочтительной, а это значит, что мольба человека /кунут/ будет действительной, с какими бы словами он ни обратился к Аллаху. Это касается и таких случаев, когда человек читает один или несколько айатов священного Корана, в которых содержатся слова обращения с мольбой к Аллаху, однако лучше всё же поступать в соответствии с сунной. Некоторые из наших товарищей считали, что следует произносить строго определённые слова мольбы, и ничто иное не может послужить им заменой.
Знай также, что, если человек выполняет обязанности имама, желательно, чтобы он, как и остальные, сказал: «О Аллах, веди нас... /Аллахумма, ихди-на.../» Если же он скажет: «...веди меня... /...ихди-ни.../», его мольба будет действительной, но говорить так ему не подобает, поскольку имаму, который произносит слова мольбы, не следует выделять себя.
149. Передают со слов Саубана, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал: «Если любой раб (Аллаха), который будет проводить молитву с людьми, обратится с мольбой только за себя, а о них (ничего не скажет, это будет означать, что) он предал их».[426]
Наши товарищи расходились во мнениях относительно того, следует ли во время такой мольбы /кунут/ воздевать руки к небу, а потом проводить ими по лицу. Наиболее верным следует считать мнение, согласно которому воздеть руки к небу желательно, но проводить ими по лицу не следует. Другие считали, что необходимо делать и то, и другое, третьи же полагали, что ни того, ни другого делать не следует. Однако все они сходились во мнении о том, что не следует проводить руками ни по груди, ни по иным частям тела, за исключением лица, и все они говорили: «Так поступать нежелательно».
Что касается произнесения слов мольбы вслух или про себя, то наши товарищи говорили: «Если человек совершает молитву индивидуально, слова мольбы следует произносить про себя, если же он является имамом, то предпочтительнее и правильнее всего произносить их вслух, как поступает большинство». Согласно другому мнению, слова этой мольбы, как и всех прочих, следует произносить про себя. Когда человек является участником общей молитвы под руководством имама, ему, как и в иных случаях, следует произносить слова такой мольбы про себя, если так их произносит имам. Если участник общей молитвы слышит слова имама, который произносит слова мольбы вслух, ему следует сказать: «Амин», после того, как тот закончит произносить их, и вместе с ним славить Аллаха в конце мольбы. Если же человек не слышит имама, ему следует произносить слова мольбы про себя. Одни считают, что участнику общей молитвы следует только сказать: «Амин», по мнению же других, каждый должен произносить слова мольбы вместе с имамом, слова которого он слышит, но предпочтительным является первое.
Теперь о прочих обязательных молитвах, во время которых к Аллаху обращаются с такими мольбами. Если речь идёт о закатной или вечерней молитве, когда Коран читается вслух, поступать следует так же, как и во время утренней молитвы. Что же касается полуденной и послеполуденной молитв, то одни считают, что мольбу следует произносить про себя, а по мнению других, поступать следует так же, как и во время утренней молитвы. Очевидный смысл одного из достоверных хадисов указывает на то, что произносить слова такой мольбы следует вслух во время любых молитв. В этом хадисе сообщается о том, что пророк, , молил Аллаха покарать тех, кто убил чтецов у Бир Ма‘уна.[427] Кроме того, в “Главе о толковании слов Всевышнего: «Не тебе принимать решение...»[428]” “Сахиха” аль-Бухари приводится передаваемый со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, хадис, в котором сообщается, что в случае беды пророк, , обращался к Аллаху, произнося слова мольбы вслух.
Глава 44. О ташаххуде[429] во время молитвы
Знай, что обязательная утренняя молитва или любая добровольная молитва, которая состоит только из двух ракатов, включает в себя один ташаххуд. Если же молитва состоит из трёх или четырёх ракатов, то она включает в себя два ташаххуда. Возможны и такие случаи, когда человеку, который опоздает к началу молитвы, придётся совершить три ташаххуда, а если это будет закатная молитва, то и четыре. Так, например, если опоздавший присоединится к другим участникам общей молитвы после поясного поклона второго раката и произнесёт вместе с имамом слова первого и второго ташаххуда, получится, что им будет совершён только один полный ракат. В подобном случае после того как имам произнесёт слова таслима, опоздавшему следует подняться для совершения двух оставшихся ракатов. Сразу же после первого раката он должен совершить ташаххуд, который для него станет вторым, а после него – ещё один ракат с ташаххудом, который для него станет третьим. Если же человек захочет совершить добровольную молитву более чем из четырёх ракатов, например, из ста, предпочтительно ограничиться только двумя ташаххудами. Он может совершить столько ракатов, сколько пожелает, но при этом ему следует совершить ташаххуд сначала после первых двух ракатов, потом – после вторых двух, а после этого – произнести слова таслима. Некоторые наши товарищи говорили: «Совершать более двух ташаххудов не разрешается, как не разрешается, чтобы между первым и вторым ташаххудом совершалось более чем два раката, тогда как один ракат между ними совершить можно. Если же человек совершит более двух ташаххудов или же между первым и вторым ташаххудом им будет совершено более двух ракатов, его молитва станет недействительным». Другие говорили: «Совершать ташаххуд можно после каждого раката, но предпочтительнее совершать его после каждых двух ракатов, а Аллах знает об этом лучше».
Знай, что последний ташаххуд считали обязательным аш-Шафи‘и, Ахмад и большинство улемов, тогда как Абу Ханифа и Малик полагали, что он совершается в соответствии с сунной. Что же касается первого ташаххуда, то, по мнению аш-Шафи‘и, Малика, Абу Ханифы и большинства улемов, он совершается в соответствии с сунной, тогда как Ахмад считал его обязательным. По мнению аш-Шафи‘и, молитва человека, который не совершит этот ташаххуд, будет действительной, однако ему надо будет совершить два земных поклона в качестве искупления независимо от того, намеренно это будет сделано или по невнимательности, а Аллах знает об этом лучше.
Что касается формы ташаххуда, то достоверно известно, что пророк, , произносил его слова тремя способами.
150. Передают со слов Ибн Мас‘уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , говорил: «Приветствия Аллаху, молитвы и лучшие слова; мир тебе, о пророк, милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад − Его раб и Его посланник /Ат-тахиййату ли-Лляхи, ва-с-салявату ва-т-таййибату; ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-ха-н-набиййу, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху, ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихин. Ашхаду алля иляха илля-Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху/».[430]
151. Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, , говорил: «Благословенные приветствия и благие молитвы Аллаху; мир тебе, о пророк, милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад − посланник Аллаха /Ат-тахиййату-ль-мубаракату, ас-салявату-т-таййибату ли-Лляхи; ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-ха-н-набиййу, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху, ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихин. Ашхаду алля иляха илля-Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах/».[431]