Он направляет меня на стези правды ради имени своего
Общеизвестно, что овцы - животные привычек. Если они предоставлены сами себе, то постоянно сле- дуют одними и теми же дорожками, пока их не превратят в протоптанные канавы. Они до тех пор будут пас- тись на одних и тех же холмах, пока не превратят их в пустыню. Они до такой степени загрязнят свой загон, что он будет заражён болезнями и насекомыми. Многие из лучших овцеводческих областей мира полностью разрушены вследствие чрезмерного объе- дания пастбищ, недостаточно разумного ведения хозяйства или вследствие равнодушия и неведения владель- цев овец. Достаточно проехать по таким странам, как Испания, Греция, Месопотамия, Северная Африка или по 17 некоторым областям на западе США, Новой Зеландии и Австралии, чтобы увидеть, какие опустошения причи- нили этим странам овцы. Целые области, которые раньше были плодородными землями, превратились сегодня в пустыни. Чрезмерное количество овец и многолетняя бесхозяйственность не принесли ничего иного, как бед- ность и нужду. Точка зрения, что овцы «везде как-нибудь перебьются», ошибочна. В действительности - наоборот. Ни- какой другой вид животных не нуждается в таком заботливом уходе и до мельчайших подробностей установ- ленном порядке, как овцы. Будучи пастухом, Давид, без сомнения знал об этом из собственного опыта. Он по- знал, что за овцами следует постоянно заботливо ухаживать и так их вести, чтобы они развивались и чтобы ре- путация их владельца - доброго Пастыря - постоянно была на высоте. Первое овцеводческое хозяйство, которое я, как молодой человек, приобрёл, состояло из разорённого участка земли, который был овцами буквально «объеден до смерти». Владелец сдал эту землю арендатору, ко- торый заселил это хозяйство овцами и предоставил их затем самим себе. Следствием этого было - тяжёлое опустошение земли. Поля были настолько выщелочены, а пастбища настолько объедены, что там могла расти только скудная трава. Узкие овечьи тропинки превратились в широкие канавы. Эрозию на склонах нельзя было больше остановить. И весь участок пришел настолько в упадок, что, казалось, привести его когда-нибудь в по- рядок было невозможно. Причиной того, что опустошение зашло так далеко, был тот факт, что хозяйство пус- тили на произвол. Вследствие этого равнодушия овцы объедали траву до земли и разрушали даже корни травы. В Африке я видел такие области, где овцы вырывали из земли даже корни травы, оставляя голые пустыни. При такой бес- хозяйственности почва становится бесплодной, а из-за наступающей эрозии - люди покидают эти земли. Пред- почтительное посещение овцами определённых любимых местечек часто является причиной быстрого заселе- ния пастбища всевозможного рода насекомыми. Поэтому в течение короткого времени всё стадо овец может быть заражено ленточными глистами и чесоткой. Конец песни таков, что земля и хозяйство разрушены, а овцы больны. Разумный пастух всё это знает и примет предупредительные меры не только потому, что он озабочен о благополучии своего стада и сохранении выпасных земель, но чтобы сохранить и репутацию хорошего живот- новода. Так плохие привычки овец вызывают неоценимые опасности.. Лучшее средство против этого зла за- ключается в том, чтобы пастух держал свое стадо в постоянном движении. Это значит, чтобы стадо не слишком долго оставалось на одном участке пастбища. Стадо следует регулярно водить с одного участка пастбища на другое. Таким образом предотвращается чрезмерное объедание, а также вытаптывание тропинок и эрозия зем- ли чрезмерным использованием. Этими мероприятиями предотвращается также заражение овец паразитами и болезнями, потому что стадо покидает заражённую область прежде, чем возбудители болезней смогут совер- шить своё разрушительное дело. Короче говоря, должен быть налицо точный и хорошо продуманный план, со- гласно которому следует менять участки пастбищ. Одновременно следует соблюдать здоровый уход за овцами. Именно это имел в виду Давид, когда Бог ему говорил, что «направит меня на стези правды». В точном исполнении этих правил заключается тайна здорового стада и здоровой почвы. Это есть ключ к успешному овцеводству. Имя и репутация овцевода зависят от того, как умело он поведёт доверенных ему овец на новые хорошие, здоровые и свежие пастбища. Если соблюдать эти условия, то хороший результат не заставит себя долго ждать. При обзоре тех лет, в течение которых я был занят овцеводством, я установил: никакая другая работа не приносила мне столько забот, как странствование со стадом. Оно влияло буквально на все мои решения. Не проходило ни одного дня, чтобы я не проходил бы через пастбища, на которых паслись овцы. Я постоянно на- блюдал за ростом травы и объеданием её овцами. Если был достигнут пункт, при котором пребывание овец на данном участке на мой взгляд становилось нерациональным, то перегонял стадо на свежие пастбища. Это озна- чало, что в среднем на одном пастбище они пребывали примерно одну неделю. Подобный метод применяют и кочевые пастухи, угоняя овец в горы на летние выпаса. Эти пастухи преднамеренно ведут свои стада почти ежедневно на новые пастбища. Уже заранее вырабатывается точный план выгона овец. При точном соблюде- нии этого плана овцы пасутся не слишком долго и не слишком часто на одном пастбище. Некоторые пастухи устраивают главный лагерь и оттуда движутся кругами в форме клеверного листа, перемещаясь ежедневно на новое пастбище, а вечером возвращаются к главному лагерю. Успешное овцеводство зависит поэтому в большой мере от того, как хорошо владелец стада знает об- ласти своих пастбищ. Он постоянно их исследует. Он знает все их преимущества и недостатки. Он точно знает где его стадо будет хорошо развиваться и где кормовые запасы умерены. Одно здесь следует ещё упомянуть: как только пастух начинает открывать решетчатое заграждение на новый участок пастбища, овцы находятся в радостном ожидании. Когда они протискиваются через открывшее- ся заграждение, то не выдерживают даже старые овцематки и прыгают от радости, что идут на пастбище со свежим кормом. Они едва могут дождаться, чтобы их увели на новое пастбище. И если мы теперь обратимся к человеческой стороне этой темы, то с удивлением можем установить не- которые параллели. Как я уже ранее упоминал, это не является удивительной идеей Бога, что Он называет нас овцами. Наше поведение и наши привычки так похожи на поведение и привычки овец, что это иногда постыд- но. Прежде всего Святое Писание говорит нам, что большинство людей упрямы и своевольны. Они постоянно хотят идти своим путём и пробивать собственные идеи. «Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на 18 свою дорогу» (Ис.53:6). Это совершается сознательно и даже неоднократно, часто для собственного ущерба. Страшно наблюдать, куда может увести человеческое своеволие. Рука в руку идут с ним: властолюбие, жажда славы, высокомерие и самоутверждение. Открой любое место в Библии и ты увидишь, что поведение таких людей идёт абсолютно в разрез с волей Божией. Разве толь- ко то, что они стараются делать много дел во Имя Господа и хотят этим заглушить голос совести - голос Свято- го Духа. Если Господь, из любви к ним, применяет наказание, чтобы поставить их на верный путь - на путь любви по отношению к окружающим людям, то и к этим воспитательным мерам они имеют свои объяснения заблуждения. Но благо, что наш Господь долготерпелив и даёт шансы даже таким своевольным христианам обдумать свои неверные действия и вернуться на правильный путь. Они обкрадывают Господа в славе, так как ставят своё «Я» на передний план. И ради личной славы эти христиане идут по костям других, так как не могут мирно трудиться в коллективе с другими. Причина этому - своеволие и властолюбие. И самое поразительное то, что, читая такие строки, они не обращают взгляд на себя, а возмущаются и видят эти черты в других. Они непоколебимо убеждены в том, что сами лучше всех знают, что для них хорошо, хотя разрушительные последствия их поведения налицо. Глядя на поведение таких христиан, невольно возникает вопрос: почему же они так поступают, ведь они хорошо знают Слово Божие - волю Господа? Ответ гласит: из-за своеволия и жажды славы сатане удаётся затмить ум и сердце таких христиан. Но Святой Дух напоминает им и через эти строки, что их дела могут оказаться всего лишь соломой, сеном, дровами, что для них будет большим ущербом в вечности. В силу привычки, овцы ходят друг за другом. Слепо они следуют за впереди идущим по той же узкой тропинке до тех пор, пока эти тропинки не превратятся в глубокие канавы. Точно так же действуют и люди. Они судорожно цепляются за дурные привычки, хотя точно знают, что из-за этого они причинили много несча- стья в жизни других. «Каждый совратился на свою дорогу» - означает следующее: «я делаю то, что я хочу. Я имею свободу, чтобы исполнить своё желание и могу на свой страх и риск следовать своими путями. Так я и действую - вопреки всем предупреждениям». В Прит.14:12 и 16:25 читаем: «Есть пути, которые кажутся чело- веку прямыми; но конец их-путь к смерти». А Иисус Христос, добрый Пастырь, напротив, с любовью Идёт нам навстречу и говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня!» (Иоан.14:6). «Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Иоан.10:10). Трудность заключается лишь в том, что большинство людей не хотят придти к Иисусу. Они не хотят следовать за Ним. Они не хотят, чтобы их вели на «верном пути». Для них это идёт против шерсти. Они предпочитают идти собственными путями, даже тогда, если эта дорога пря- мёхонько ведёт к беде. Упрямая, своевольная, высокомерная и самодовольная овца настойчиво следует по старой тропинке и не отклоняется от объеденных, заражённых участков пастбища, пока от неё не останутся лишь кости и кожа, если ей не оказать своевременную помощь. Мир, в котором мы живём, полон таких людей. Расстроенные се- мьи, разрушенные сердца и неврозы являются следствием того, что люди ходили собственными путями. Мы живём в больном обществе, которое борется за своё существование в мире, в котором господствует сатана. Жадность и эгоизм людей оставляют в наследство развалины и скорби. И в центре этого хаоса раздаётся призыв Иисуса Христа, доброго Пастыря: «Кто хочет идти за Мною, отвергнисъ себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Марк.8:34). Но мирские люди, и часто даже христиа- не, сопротивляются этому. Мы не хотим отрицать сами себя и отказаться от права принимать собственные ре- шения. Мы не хотим ни следовать и не дать себя вести. Если нас в этом упрекнуть, то большинство из нас бу- дет это, естественно, отрицать. Мы будем громко утверждать, что нас «ведёт Господь» и что мы согласны сле- довать, куда бы Он нас ни повёл. Мы поём псалмы, которые выражают ту же готовность, и нашим разумом со- глашаемся с этой мыслью. Но если дело касается практики: дать Божиему Духу вести себя «по стезе правды», то очень немногие готовы к этому. Собственно, это есть пункт для проверки истинной любви христианина ко Христу. Или же он с этого момента пойдёт дальше с Господом, или внутренне отступит назад. К сожалению существует много упорных, своевольных, равнодушных и эгоистичных христиан, кото- рых, собственно, нельзя назвать последователями Христа. А верных учеников Иисуса, которые всё оставляют, чтобы следовать за своим Господом, напротив, имеется очень мало. Иисус не оставил нас в неведении в отно- шении цены следования за Ним. Он очень ясно объяснил, что следование за Ним означает жизнь строгой дис- циплины и самоотречения. И с этим связана совершенно новая настройка по отношению к жизни, которая не соответствует естественному, нормальному человеческому образу жизни. Но именно это чаще всего отпугивает большинство людей. Я хотел бы коротко перечислить семь пунктов, по которым человек должен изменить своё поведение, если он сознательно желает идти вперёд и дать Господу возможность вести себя на «стезях правды». Кто по- следует этим правилам, тот обнаружит свежие пастбища, новую переливающуюся через край жизнь, здоровье, силу и святое хождение в общении с Господом Иисусом. Это будет Богу приятно. Тогда все наши дела будут направлены на то, чтобы жить для других, и они будут через нас благословлены. Во первых: я готов, вместо того, чтобы больше себя любить, дать в моей жизни первое место Господу и любить окружающих меня людей больше себя. В Святом Писании любовь не является мягкотелым, сентиментальным побуждением чувств. Но она яв- ляется более актом проявления воли (Ин.14:15,21). Выражение «любовь» означает, что я готов пожертвовать своей жизнью и вступиться за другого. Это именно то, что Бог в Иисусе Христе сделал для нас. «Любовь мы 19 познали в том, что Он положил за нас душу Свою» (1Иоан. 3:16). И как только я совершенно сознательно что- то сделаю для Господа или для людей, что мне действительно что-то стоит, то этим я выражаю свою _любовь. Любовь есть «бескорыстие» или «самопожертвование» в противоположность к «эгоизму». Большинство из нас едва ли что-то знают, как по этому масштабу следует жить и как дать себя вести по этому пути. Но как только кто-нибудь обнаружит радость, связанную с заступничеством за других, то, считай, что он прошёл через «се- точное заграждение», ведущее на Господни зелёные пастбища. Во-вторых: я готов, вместо того, чтобы дать себя увлечь человеческим потоком, дать поставить себя в сторону и стоять один. Большинство из нас склонны - как овцы - следовать инстинкту стада. Мы тоже хотим принадлежать к таким. Мы не хотели бы отличаться от других и бросаться в глаза. Но это не исключает, одна- ко, нашего желания во второстепенных вещах, которые льстят нашему «я», обратить на себя всеобщее внима- ние. Но Иисус Христос ясно указал на то, что немногие найдут Его путь приемлемым. Нести печать Его креста, означало бы: терпеть определённую меру критики и насмешек со стороны безбожного общества. Но этого многие из нас не хотят. Чего доброго с нами может случиться, как с Иисусом, Который был «муж скор- бей и изведавший болезни». Вместо того, чтобы увеличить проблемы и нужду нашего общества, мы могли бы быть призваны, помочь нести тяжести других, страдать вместе с другими. Готов ли ты к этому? В третьих: вместо того, чтобы отстаивать своё право, я готов из благосклонности к другим отказаться от него. Собственно, это есть именно то, что наш Господь имел в виду в выражении «отвергнись себя». Это «самоотвержение» не является ни нормальным, ни естественным. Даже в самой тёплой семейной атмосфере проявляется самоутверждение. Каждый желает заявить о своих правах. Но кто согласен отказаться от своего высокомерия, отступить назад и играть вторую скрипку, не имея при этом чувств быть использован- ным или быть растоптанным, тот продвинулся уже добрый участок на пути с Господом. Кто себя таким обра- зом ведёт, тот познает далеко идущее освобождение от собственного «я». Цепи личного высокомерия рухнут. Такого человека едва ли ещё можно поранить. Кто больше не воспринимает себя так важно, не будет так легко обижен. Каким-то образом отличаются эти люди беззаботной благотворительностью. Это такие христиане, хладнокровие и радость которых действует заразительно. В четвёртых: я готов, вместо того, чтобы громко говорить, стать сзади. Или, говоря на языке овцевода, вместо «барана-вожака» быть «сигнальным огнём». И только тогда, когда потребность в самоутверждении, са- мовозвышении и самовлюблённости отступит назад и появится живая потребность быть полезным Богу и лю- дям, тогда волнения и суета нашей повседневности ослабнут. Характерным признаком, пришедшей к покою души, является то, что охота и травля, по меньшей мере из корыстолюбия, исчезли. Если христианин готов по- ложить всю свою жизнь и личные проблемы в руки своего Учителя, чтобы Он перенял управление, то он еже- дневно по-новому найдёт место покоя на свежем пастбище. Это люди, которые постоянно находят время и си- лу жить для других. В пятых: я готов, вместо того, чтобы постоянно ссориться со своей судьбой и постоянно спрашивать «почему?», всё, что мне в жизни встретится, принять с благодарным сердцем. Но так как люди именно такие, какие они есть, то они думают, что должны постоянно спрашивать о причине того, что с ними случается. Часто вся жизнь становится из-за этого сплошной критикой. Все события и знакомства до мелочей разбираются и ис- следуются. Они высматривают что-нибудь или кого-нибудь, кому они могли бы приписать вину за своё несча- стье. Благодеяния Господа они быстро забывают, помня только о своих заботах. Но если мы действительно крепко поверим в то, что вся наша жизнь находится в руках Господа, то мы сможем всё, что в жизни встретится-радость и страдание-принять как часть божьего плана. Если мы убеждены, что Он допускает всё для нашего блага, то в переносном смысле это означает, что Он уводит нас в другое про- странство, где мы найдём мир, покой и силу для каждой ситуации. В шестых: вместо того, чтобы настаивать на своём, я готов соблюдать желания своего Учителя и под- чиниться Его воле. Особенно я хотел бы указать на то, что соблюдение всех вышеприведенных пунктов зави- сит от воли. С древних времён Божьи мужи указывали на то, что вера, богобоязненность, отдача Господу и сле- дование за Ним на девять десятых являются делом воли. Как только человек готов дать перечеркнуть свою во- лю и своё огромное «я» больше не ставить в центр внимания, то он научился самоотречению. Это есть смысл слов Иисуса: ежедневно взять на себя свой крест-способствовать умиранию собственной плоти-и не настаивать больше на своём, а быть послушным воле Учителя. В седьмых: вместо того, чтобы преследовать мои цели, я готов следовать за Иисусом Христом; просто делать то, что Он от меня требует. В принципе это ни что иное, как послушание. Я готов делать то, что Бог хо- чет. Я пойду туда, куда Он меня пошлёт. Я скажу то, что Он мне поручит. Поскольку я Его ученик, то буду действовать и реагировать так, как Он хочет, как это будет Ему в честь. Большинство христиан имеют смутное познание о вещах, которые Господь Иисус от нас ожидает. Лишь немногие согласны или имеют намерение действовать в соответствии с Его волей и слушать Его указания. И кто всё-таки решится делать то, что от него требует Бог, тот позволил, так сказать, увести себя на новое пастбище. Это несёт только доброе, как для него, так и для других. Кроме этого оно принесёт доброму Пастырю величайшую радость. 20 Бог хотел бы, чтобы мы все продвигались с Ним вперёд. Он хочет, чтобы мы ходили Его путями не только потому, что это для нас наилучшее, но и потому, что другие будут от этого иметь пользу. Но прежде всего Он желает, чтобы мы Его прославляли. Быть может некоторые думают, что Бог ожидает от нас слишком многого; что Его требования слишком высокие. А иные считают их даже невыполнимыми. Но если бы это было так, то, безусловно, всё зависело бы от нашего собственного решения или самодисциплины. Но если мы от всего сердца хотим выполнять Его волю и позволить Ему, чтобы Он нас вёл, то Его Святой Дух вызовет в нас исполнение. «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил.2:13).
ЕСЛИ Я ПОЙДУ И ДОЛИНОЮ СМЕРТНОЙ ТЕНИ…
С точки зрения пастуха это высказывание является поворотным пунктом псалма. Дело выглядит так, как будто бы до сих пор овца говорила со своим несчастным соседом по ту сторону ограждения и при этом хвасталась первокласным обеспечением, которое предоставляет ей её владелец на родной ферме во время зим- них и весенних месяцев. А теперь овца обращается непосредственно к пастуху. Личные местоимения «я» и «ты» определяют бе- седу. Беседа переходит в русло доверчивого, внутреннего диалога. Это совершенно естественно и нормально. Ибо к началу лета начинаются длительные переходы в высокогорье с его летними пастбищами. Запущенные и одичавшие овцы на другой стороне ограждения остаются на месте. Их владелец ничего не знает о горах - о горных лугах, на которые добрый хозяин поведёт своих овец. Овцы доброго Пастыря на всё лето останутся в его общении и под его охраной. На овцеводческих фермах Палестины, а также на западе США все порядочные пастухи озабочены тем, чтобы увести свои стада на летний период на отдалённые летние пастбища. Часто на это требуются длительные переходы. Овцы очень медленно продвигаются вперёд, по пути пасутся и медленно следуют в гору вслед за тающим снегом. До позднего лета они остаются далеко вверху на отдалённых альпийских лугах. И если осенью начинается снег, и верхушки гор побелеют, то пастухи со своими стадами вынуждены отойти на более низкие пастбища. А в конце осени овец угоняют, наконец, домой, чтобы провести зиму в овчарнях. Этот последний отрезок годовой программы в овцеводстве описывается в последней половине псалма. На летних пастбищах в течение всего времени стадо пребывает наедине со своим пастухом. Овцы жи- вут в тесном общении с ним. День и ночь они наслаждаются его личными заботами. Это и является причиной того, что последние стихи псалма написаны в доверчивой форме личного обращения. При этом следует обратить внимание и на то, что все действия разыгрываются на драматическом фоне: крутые горы, бушующие реки, горные луга и пастбища в высокогорья. Псалмист Давид был лично хорошо знаком с таким видом местности. Когда Бог послал Самуила, чтобы тот помазал Давида в царя над Израилем, то он не был дома со своими братьями, которые работали на близле- жащих к ферме полях. Он был в горах, где сторожил стада своего отца. Пришлось специально отправить по- сыльного, чтобы привести его домой. Поэтому не стоит удивляться, что он так ясно и метко смог описать от- ношения между овцой и её пастухом. Из опыта он знал не только все трудности и опасности, но и радость, ко- торую приносит с собой такое путешествие в высокогорье. Он постоянно уходил со своими овцами на летние пастбища и знал этот дикий и всё же прекрасный край до самых его укромных уголков. Своё стадо он никогда не уводил в такое место, где он не побывал бы заранее. Часто он один уходил вперёд и заботливо разведывал местность. Он был хорошо знаком со всеми опасностями: бушующими полноводными реками, лавинами, обва- лами камней, ядовитыми растениями, хищными зверями, которые нападали на стадо; ужасными штормами из снега, снежной крупы и града. При таких неблагоприятных обстоятельствах он постоянно вёл своё стадо с ве- личайшей заботой и обеспечивал его всем необходимым. Ничто не являлось для него неожиданностью. Он все- гда был готов к тому, чтобы во всех положениях защитить своё стадо и умело пасти. Всё это выступает из трогательной скромности последних стихов. Здесь выражено: величие, спокойст- вие и уверенность, которые приводят душу к покою. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною…» Ты со мною в каждом положении, в каждом трудном испытании, при каждом раз- очаровании и нужде. В одной христианской песне говорится: «уведи меня выше в горы». Как мы тоскуем о том, чтобы оставить позади низины жизни. Мы хотели бы подняться над обычным народом и вступить в до- верчивое отношение с Богом. Мы говорим о высших переживаниях, и завидуем людям, которые взобрались на высоты и нашли жизнь в высших сферах. Часто мы создаём себе совершенно ложное представление о том, как это происходит. Мы представля- ем, что мы можем попасть на эти выше расположенные нивы через воздушный мост. Но в жизни веры это вы- глядит иначе. Тут нам не избежать шершавых и неровных тропинок. У народа божьего обстоит дело так же, как и в овцеводческом хозяйстве. На более высоко расположенные нивы можно попасть только через долины. У подножия каждой горы мы найдём долины. Её склоны пересечены глубокими оврагами, ущельями и канавами. Лучшая дорога к вершине горы всегда ведёт через эти ущелья и долины. Каждый пастух, который знаком с вы- сокогорьем, знает об этом. Осторожно и осмотрительно поведёт он своё стадо по тропинкам, которые вьются вверх через тёмные долины. Мы не можем не замечать, что в этом стихе сказано: «Если я пойду и долиною смертной тени…» Здесь не сказано, что я там умру или буду стоять, а скорее, что я «прохожу через долину смертной тени». Обычно этот стих цитируют, если хотят утешить людей, которые вынуждены идти через долину смерт- ной тени. Но даже в этом случае смерть для дитя божьего не означает конец, а лишь только ворота к новой бо- лее высокой жизни в доверчивом общении с Иисусом Христом. Смерть является ничем иным как мрачной до- линой, которая впадает в вечность, полную восторга и блаженства с Господом. Смерти не следует бояться. Просто она является проходом к славе. Добрый Пастырь, Иисус Христос, знает об этом. По этой причине Он сказал нам: «… и се, Я с вами во все дни»-и даже в долине смертной тени. Мне самому пришлось испытать это богатое утешение, когда моя жена вошла в эту более «высоко рас- положенную страну». В течение двух лет мы вместе шли через долину смертной тени и должны были наблю- 22 дать, как рак разрушает её красивое тело. Когда приблизилась смерть, то я сидел у её кровати и держал её руку. Тихо и спокойно мы шли через долину смертной тени. Мы оба чувствовали присутствие Иисуса Христа. Стра- ха не было - было только продолжение пути в более высоко расположенную страну. Для всех, которые остают- ся на земле, жизнь идёт дальше. Всё ещё есть долины, которые следует пройти в предстоящие нам дни. Но ту- пиков быть не может. Неисполнившиеся надежды, разочарования, обескураживания, безвыходность, тёмные трудные дни, пожалуй, могут быть мрачными долинами, но не обязательно должны означать катастрофу. В нашем хождении с Господом они могут быть дорогой к более высоко расположенной стране. В связи с этим нам следует также помнить, что даже современные горные дороги, ведущие к перевалу, проходят по долинам и ущельям. Точно так же ведут Божьи пути через долины нашей жизни вверх. Если я на- хожусь в критическом положении, то я молюсь и говорю Господу: «О Господи, это положение выглядит ужас- но трудно, но я знаю, что в конце концов эта ситуация проявит себя простейшей и удобной дорогой, по которой я смогу подняться выше в горы». И когда впоследствии я благодарю Его за трудности и мрачные дни, то я от- чётливо замечаю, что в моей нужде Он со мной. И тогда отступает мой страх и беспокойство, уступая место тихому доверию к Его заботе. И затем я получаю уверенность, что всё обернётся к моему благу, так как Гос- подь со мной и всё держит в Своих руках. Предпосылкой к тому, что христианин достигнет такой убеждённости, является сознательное принятие всех неприятностей. Это означает: достичь с Господом более «высокого уровня». Кто познал своего Господа этим новым, личным образом, может одолеть все невзгоды жизни намного легче, чем прежде. Существует и другая причина того, почему овец ведут в горы через долины и ущелья. Эти тропы имеют не только сравнительно лёгкий подъём, но там имеется и больше воды. На всём пути в гору можно встретить ключи, ручьи, речушки, даже тихие пруды. В течение летних месяцев длинные переходы могут стать утоми- тельными и напряжёнными. Стада страдают от сильной жажды. И поэтому восторженно радуются этому мно- жеству источников воды, которые находят в долине и у которых могут освежиться! Я помню, как в один год огромное стадо, более чем в десять тысяч овец, перегоняли через нашу местность на летние пастбища. Владельцы пришли к нам и просили разрешения напоить своих овец в протекающей мимо нашей фер- мы речке. Жаждущие животные буквально бросились к берегу реки, чтобы утолить свою горящую жажду. Только в нашей долине было для этого достаточно воды в наличии. Мы охотно разрешили им пользоваться нашей водой! Как христиане, мы рано или поздно убедимся, что именно в долинах Господь укрепляет нас. Лишь только тогда, когда мы прошли с Ним через большие нужды, мы замечаем, что только Он может нас так вести. Тогда наше сердце наполняется благодарностью за тот опыт, что через Святого Духа мы получили укрепление духа и души. Во время болезни моей жены и после её смерти я смог постичь, что через присутствие Святого Духа я имел постоянный приток силы, утешения и внутреннего хладнокровия. Несмотря на отчаянные обстоятельства, в которых я находился, мне казалось, что меня постоянно вновь освежают и укрепляют. Если это лично на себе не испытаешь, то этого не представишь. Есть люди, кото- рые утверждают, что они такие кризисы не перенесут. Но христиане, которые переходят эти долины с Госпо- дом, могут испытать настоящее и реальное ободрение. Отсюда следует, что только такие люди, которые сами прошли тёмные долины, способны в подобном положении действительно утешить и ободрить других. Часто мы поём духовные песни или совершаем молит- вы, в которых мы просим Господа поставить нас другим в благословение. Но также как вода может течь только в одной канаве, одном русле или одной долине, так и Божие благословение в жизни христианина может течь только через долины, которые вошли в нашу жизнь через болезненные события. Так, например, скорбящему человеку может быстрее тот помочь, кто сам потерял любимого человека. Кто сам пережил большие душевные мучения, тот наилучшим образом может утешить сокрушённое сердце. Большинство из нас шарахаются в своей жизни от долин. Мы их боимся. И тем не менее, именно эти долины Господь может использовать в нашей жизни, чтобы другим оказать помощь и благословение. Поэтому не будем постоянно пытаться уклоняться от неприятностей и трудностей. Они могут быть большим благосло- вением для нас и наших ближних. Но есть ещё и третья причина, почему пастух ведёт своё стадо в высокогорье через долины и ущелья: обычно там можно найти самые содержательные и лучшие корма. Стадо гонят спокойно и без спешки, с учётом ягнят, которые этим путём ещё не ходили. Пастух озабочен тем, чтобы обеспечить овцематок и их ягнят доста- точным количеством воды, но по возможности и лучшим кормом. В общем самые сочные луга расположены в долинах вдоль речек. Здесь овцы могут на своём пути к горным лугам пастись сколько душе угодно. Эти соч- ные поляны часто находятся в крутых ущельях. По обе стороны возвышаются мощные, крутые скалистые сте- ны. Такие узкие и глубокие долины большую часть светового дня находятся в глубокой тени, потому что солн- це заглядывает в них только в обеденные часы. Из опыта пастух знает, что в расселинах скал водятся хищные звери: степные волки, медведи, волки или пумы, которые могут из своих укрытий напасть на стадо. Он также знает, что узкие долины могут подверг- нуться неожиданно разразившимися штормами или наводнениями. Тогда бурные потоки воды устремляются в долину. Большую опасность представляют также каменные обвалы, грязевые и снежные лавины. Возможны десятки других природных катастроф, которые могут уничтожить его стадо или нанести вред его овцам. Одна- ко пастух знает, что несмотря на все опасности, это всё же самая лучшая дорога, по которой он может пере- 23 гнать своё стадо на горные высоты. Он не боится никаких напряжений, никаких трудностей, никаких затрат времени, чтобы своевременно обнаружить и предотвратить угрожающие опасности. Дальнейшими угрозами являются неожиданно возникающие мелкий град, снежная крупа, дождь или снежные штормы, которые проносятся с вершины гор через долины. Если овцы длительное время находятся под ледяным дождём, то это обстоятельство в пределах короткого времени может для них означать верную смерть. Овцы являются очень тонкокожими животными, поэтому очень восприимчивы к простуде, воспалению лёгких и другим заболеваниям дыхательных путей. Я помню, как однажды ранним летом попал у подножия горы «Рок Монтана» в шторм. Утро было светлое и ясное. Неожиданно к обеду стали скапливаться чёрные кучевые облака. Ледяной ветер предвещал приближающийся шторм. Небо становилось ежечасно темней. Неожиданно после обеда над долиной разразил- ся сильный дождь. Как можно быстрей я нашёл под группой жалких, истрёпанных ветром пихт убежище. В одно мгновение я насквозь промок. Чем сильней шёл дождь, тем холодней становилось. Дождь перешёл в кру- пу, а вскоре и в снег и град. За короткое время склон горы побелел и застыл. И это в середине июня! Угрожающая темнота окутала весь ландшафт. Овцы чувствовали приближающийся шторм. Они навер- няка не пережили бы его, если бы не укрылись быстро под крутыми скалами на краю ущелья. Но именно в этих долинах росла сочная трава, и через них проходил этот путь к горным лугам. Наш добрый Пастырь знает о всех этих опасностях, когда ведёт нас через долины и ущелья жизни. Он также знает, где в центре этих угрожающих опасностей мы можем найти укрепление, питание и отдых. Для божьего дитя это является большим успокоением и ободрением, если оно может испытать, что даже в самых тёмных долинах можно найти в Господе источник силы и утешения. Вера укрепляется и обновляется, если хри- стианин оглянется на свою жизнь И при этом сделает вывод, что именно в самые тёмные часы его поддержива- ла и вела рука доброго Пастыря. Ничто так не укрепляет моё доверие к моему небесному Отцу, как то обстоя- тельство, что при обзоре моей жизни я понял, что во времена нужды и кризисов я мог испытать Его верность и заботу. Он постоянно доказывал мне Свою любовь и Свой.. интерес к моему благополучию, а в тёмные дни в глубоких долинах я постоянно осознавал, что меня ведёт мой добрый Пастырь. Такой опыт укрепляет мою веру и моё доверие к Иисусу Христу. И всякий раз, когда я предоставлен духовным и душевным штормам и превратностям жизни, растёт моя сила сопротивления. Так как до сих пор Он вёл меня верно и я мог не бояться, то Он может сделать это и в будущем. Знание этого прогоняет все мои страхи и глубокий мир наполняет моё сердце. Может что угодно случиться, могут штормы на меня обрушиться, хищные звери на меня напасть или потоки гибели будут угрожать увлечь меня - мой Учитель находится в центре опасности со мной и мнели нуж- но бояться. Жить таким образом значит быть в пути, идти к «высшей ступени» - освящённой тихой здоровой жизни с Господом. И только тот христианин, кто научился так жить, может ободрить и помочь выпрямиться более слабым. Слишком многие из нас потрясены и возбуждены штормами жизни… Мы, хотя и утверждаем, что доверяем Господу Иисусу Христу, но падаем в глубокое отчаяние, как только первые тёмные тени падают на нас и наш путь оказывается в темноте. Иногда нам хочется просто лечь и умереть. Но так не должно быть. Кто может для своих спутников стать оплотом силы и источником ободрения? Только тот человек, который полностью доверяет Иисусу Христу. Кто из опыта знает, что в каждой нужде Бог находится с ним, тот без страха и с поднятой головой сможет пройти тёмные долины жизни. Перио- дически нам не избежать тёмных долин. Сам добрый Пастырь уверил нас: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Иоан.16:33). Речь не идёт о том, много или мало долин нам следует пройти. Не зависит также от того, темны эти долины или они просто лежат в тени. Вопрос в том: как я с этим справлюсь? Как я одолею трудности, которые мне встретятся? С Иисусом я смотрю на них спокойно и хладнокровно. Так как Он ведёт меня через Своего доброго Святого Духа, то я бесстрашно иду им навстречу. Я знаю, что только через них я могу с Господом достичь «высшей ступени». На этом пути не только я буду иметь благословение, но стану благословением для других, которые, быть может, живут в страхе.
ТВОЙ ЖЕЗЛ И ТВОЙ ПОСОХ - ОНИ УСПОКАИВАЮТ МЕНЯ
Снаряжение пастуха, находящегося в пути в горах, сокращено до минимума. Особенно это касается тех времён, когда пастухи ещё не имели в своём распоряжении вездеходных автомашин, с помощью которых они могут теперь транспортировать свои запасы. Даже в наши дни пастушьи палатки или пастушьи тележки, в ко- торых пастух ночует, когда он находится со своими овцами на летних пастбищах, _оснащены самым необхо- димым. Но в то время, когда пастух находится непосредственно с овцами на пастбище, он имеет с собой лишь оружие через плечо и тонкий посох. Кроме этого он имеет ещё маленький рюкзак, в котором уложены: обед, бутылка воды и простые средства первой помощи для своего стада. На Ближнем Востоке пастух носит с собой лишь посох и жезл. В детстве я с живым интересом наблю- дал за тем, как африканские пастухи с длинным посохом в одной руке и шишковатым жезлом в другой, пасли своих овец. Из этих двух предметов состояло обычное снаряжение простого пастуха. Если сыну пастуха разрешено помочь пасти отцовское стадо, то он прежде всего ищет себе посох и дубинку, которые точно соответствуют 24 его росту и силе. В лесу он подыскивает себе молодое деревцо, выкапывает его с корнями и обстругивает его с большой любовью и заботой. Утолщённая нижняя часть формируется в гладкую круглую голову; ствол деревца обстругивается так, чтобы он точно вмещался в руку владельца. И когда он точно обработает свой жезл- дубинку, то до тех пор тренируется, пока сможет ловко с ним обходиться и кидать с наибольшей вероятностью попадания. Этот жезл станет его главным оружием защиты, как для себя, так и для овец. В детстве я часто наблюдал за местными ребятами, как они устраивали соревнования, чтобы устано- вить, кто дальше и точней кинет жезл. Это почти невероятно, какого результата можно достичь этим оружием. Жезл становится удлинённой рукой его владельца и прообразно представляет его силу, власть и авторитет в каждой трудной ситуации. На этот жезл он надеется, чтобы, в случае опасности, защитить себя и своё стадо. Кроме того жезл служит для той цели, чтобы вернуть на правильный путь овец, которые пытались убе- жать из стада. Для овцы жезл её владельца является одновременно большим утешением. Ибо с помощью этого жезла пастух постоянно может держать контроль над своим стадом и защитить его. Жезл пастуха напоминает нам жезл Моисея. Когда Бог дал ему - пастуху пустыни - задание вывести Израиль из Египетского рабства, то он должен был с помощью своего жезла доказать данное ему Богом полно- мочие. Все чудеса, которые должны были не только фараона, но и израильтян убедить в Божием задании Мои- сея, он совершал с помощью этого жезла. Жезл пастуха указывает на Слово Божие, как на выражение Его воли к людям, так и на Его Божественный авторитет, который находит своё выражение в мощном высказывании: «Так говорит Господь!». Как наличие жезла в ловких руках пастуха во времена Давида означало для овец уте- шение и надёжность, так и мы получаем через Слово Божие укрепление и утешение, если постоянно будем держать во внимании Его силу, авторитет и достоверность. Святое Писание является, образно выражаясь, жез- лом нашего Учителя, удлинённой рукой Его Духа, Его воли и Его намерений с людьми. В наше время, когда вокруг столько путаницы и проповедуются самые странные мировоззрения, для дитя Божиего крайне успокаивающим является возможность обращения к Святому Писанию и знать: здесь мой добрый Пастырь говорит в Своём абсолютном авторитете. Какое это утешение, что мы имеем в руках ясное, однозначное и требующее глубокого уважения Слово Божие, которым мы можем руководствоваться в нашей жизни. Сознание этого наполняет наши сердца миром и уверенностью. И именно это имеет в виду псалмист, когда говорит: «Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня!» Однако пастух использует свой жезл ещё и для другой цели. Он служит ему, как средство наказания. И это главная цель применения жезла. Мне всегда было непонятно, как могли африканские пастухи с большой точностью попадания бросать свои дубинки в строптивых животных, которые не хотели покоряться. Как толь- ко пастух замечал что какая-нибудь овца удаляется из стада и направляется в сторону ядовитых растений или ещё какие-нибудь опасности угрожали ей, то дубинка пролетала по воздуху и возвращала своевольное живот- ное снова в стадо. Подобным образом хранит нас Слово Божие от греха. Оно говорит к нашему сердцу, предупреждает нас, осуждает нас и, если мы заблудились, то направляет на правильный путь. Святой Дух использует живое Божие Слово, чтобы достичь нашего сознания. Таким образом наш Господь Иисус Христос наблюдает за нами, чтобы мы ходили праведными путями. Но дубинка пастуха служит ещё для одной интересной цели. С её помощью Он обследует и считает своих овец. В Ветхом Завете это выражено в Иез.20:37 следующими словами: «Проведу вас под жезлом…» Это означало не только стоять под авторитетом и присмотром владельца, но и быть лично им заботливо обследо- ванным. Овца, которая «прошла под жезлом», была сосчитана и обследована пастухом, который при этом убе- дился, что с ней всё в порядке. Так как овцы часто имеют очень длинную шерсть, то не всегда так просто обна- ружить на ней болезни, недуги или раны. Например, на выставке овец можно второстепенную овцу так остричь и подрезать, что она произведёт отличное впечатление. Но хитрый и опытный член жюри возьмёт, тем не менее, свою дубинку и раздвинет ею шерсть овцы. Таким образом он сможет точно установить состояние кожи, чистоту руна и телосложение овцы. Другими словами: он не позволит обмануть себя хорошей шерстяной занавесью. Но хороший овчар время от времени добросовестно обследует каждую из своих овец. Это очень трогательная картина. Когда животные по одиночке выходят из загона, то пастух останавливает их протянутой дубинкой. Затем он раздвигает своей ду- бинкой шерстяной покров овцы, ощупывает своими ловкими руками её тело и ищет возможные приметы бо- лезней или недугов. Это обследование проводится крайне старательно вплоть до самых мелких деталей. Но оно производится в интересах овцы, так как только таким путём пастух может установить возможные болезни. Именно это хотел выразить псалмист, когда в пс. 138:23-24 писал: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце моё; испытай меня, и узнай помышления мои, и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный!» Господь испытает нас через Своё Слово, если мы Ему это позволим и не будем этому противиться. Но Он не даст Себя обмануть «шерстяной занавесью». Его острый взгляд проникает через поверхность и загляды- вает за маску нашей личной жизни. Он обнажает всё, что следует исправить и очистить. Но этого процесса нам не следует пугаться. От всего сердца Господь заботится о нашем благополучии и обращается с нами в любви и милости. Добрый Пастырь наших душ желает нам только самого лучшего, когда Он нас проверяет и обследует. Какое утешение это должно означать для дитя божьего, если оно знает, что находится под защитой Господа! В Святом Писании шерсть прообразно представляет самоутверждение и высокомерие. Через всё это Господь должен проникнуть, чтобы совершить основательную работу над нашей волей и привести в порядок 25 то, что под внешней оболочкой нам приносит так много хлопот. Часто мы скрываемся за хорошей маской или молодцеватой манерой держать себя, но в действительности наше сердце остро нуждается в лечении. И, наконец, дубинка пастуха служит для его личной защиты и защиты его стада, если угрожает опас- ность. Она применяется как защитное оружие, так и средством отпугивания возможных врагов. Умелый пастух пользуется своей дубинкой, чтобы разгонять хищных зверей: степных волков, гиен, пум или диких собак. Часто пастух бьёт своей дубинкой по кустам, чтобы разогнать змей и животных, которые могли бы нанести стаду вред. Давид сообщил царю Саулу, что он успешно отражал медведей и львов, которые нападали на стадо. Когда я однажды в Кении фотографировал слонов, то меня сопровождал молодой пастух из племени масаи, который носил с собой такую дубинку. Мы взобрались на возвышенность и увидели под нами в густой чаще стадо слонов. Чтобы их выгнать на открытое место, мы решили оторвать кусок скалы и скатить его с обрыва. Пока мы дёргали и тянули этот кусок скалы, перед нами неожиданно появилась кобра, которая пряталась в углублении под скалой и хотела теперь на нас напасть. За долю секунды внимательный пастух ударил своей дубинкой и убил змею на месте. Ни на минуту он не выпускал оружие из своей руки; даже в то время, когда мы возились с этой скалой. «Твой жезл и Твой посох- они успокаивают меня!» В то мгновение я увидел смысл этого стиха в совершенно новом свете. Жезл в руках пастуха спас нам в этот день жизнь. И Господь Иисус Христос, наш добрый Пастырь при встрече в пустыне со змеей-сатаной пользовался Словом Божиим, как оружием. То же самое оружие, то же самое Слово Божие мы можем постоянно применять при наступлении сатаны. При этом не играет роли, оденет ли он маску остроумной змеи, чтобы нас искусить, или рыкающего льва чтобы нас поглотить. Святому Писанию нет замены, если речь идет о том, чтобы спра- виться с проблемами порядка нашего общества. Мы живём в мире, который становится всё более сложным и путаным. Масштабы изгибаются, Божьи заповеди объясняются старомодными и отсталыми. Жить вместе с людьми, которые придерживаются такой точки зрения, означает, постоянно подвергаться всевозможным боль- шим и малым искушениям. При этом некоторые люди поступают очень хитро, ловко и коварно. Другие вы- ставляют свои намерения открыто напоказ и безжалостно наступают на детей Божиих. Во всех обстоятельствах и положениях утешительно знать, что с помощью Слова божьего мы сможем преодолеть каждую трудность, если мы Ему доверимся. Обратимся теперь к посоху пастуха. Посох определяет пастуха, именно как пастуха овец, больше, чем все другие предметы снаряжения. Ни в какой другой профессии люди не используют посох пастуха. Это непо- вторимый инструмент, который применяется исключительно при уходе за овцами. В отношении крупного ро- гатого скота, лошадей и свиней этот посох неприменим. Он сконструирован, выструган и сформирован специ- ально для нужд овец. И ещё одно обстоятельство важно: он применяется только для пользы овец. По существу, посох является символом заботы, которую пастух проявляет к своим овцам. Нет другого слова, которое могло бы лучше охарактеризовать его функцию по отношению к стаду, как слово «утешать». Если дубинка или жезл даёт нам представление об авторитете, власти, наказании или защи- те от опасностей, то слово «посох» указывает на такие понятия, как «долготерпение» и «доброта». Посох пас- туха - это обычно длинная, тонкая трость с загибом или крюком на конце. Пастух заботливо подыскивает себе подходящую трость, выстругивает, подрезает и гнёт ее до тех пор, пока она не будет соответствовать личным запросам владельца. Я ещё хорошо помню трогательный вид старых пастухов в Африке и на Ближнем Востоке, как они при заходе солнца стояли, опираясь на свой посох. Спокойные и довольные, они стерегли свои стада. Каким-то об- разом этот посох и для самого пастуха означал определённое утешение. Во время напряжённых путешествий и утомительного бодрствования со своим стадом он постоянно опирается на посох, чтобы отдохнуть. Посох является для него крайне полезным инструментом и драгоценной помощью при исполнении обязанностей. КАК ЖЕЗЛ ЯВЛЯЕТСЯ ПРООБРАЗОМ СЛОВА БОЖЬЕГО, ТАК ПОСОХ ПРООБРАЗОМ СВЯТОГО ДУХА. В какой форме Иисус Христос обращается в отдельности к каждому из нас, в таком же виде кротость, обещание и выговор Святого Духа находят своё выражение в этом посохе. В трёх областях овцеводства посох играет важную роль. В первую очередь пастух применяет свой посох, чтобы нежно поставить на ноги новоро- жденного ягнёнка и привести его к матери, если их разъединили. Этим предотвращается возможность отверже- ния овцематкой своего ягнёнка, если она почует запах рук пастуха. Я наблюдал, как проворно двигались пасту- хи со своим посохом среди тысяч овцематок, которые одновременно ягнились. Ловко, но осторожно поднима- ли посохом новорожденных ягнят и ставили около овцематок. Это очень трогательная картина, которая часами может держать в очаровании. Тем же образом пастух использует свой посох, чтобы поймать и привлечь к себе овцу- как молодую, так и старую - и ближе её обследовать. Таким образом, для пугливых и боязливых овец посох является крайне полезным инструментом. Обычно они склонны держаться вдали от пастуха. Подобное мы видим в жизни христиан. Утешитель Святой Дух ищет пути, чтобы свести людей для тес- ного общения. Кроме этого Он привлекает нас к Иисусу Христу. В Откр.22:17 читаем: «И Дух и невеста гово- рят: прийди!» Посох применяется также, чтобы вести овец. Часто я видел, как пастух использует свой посох для того, чтобы осторожно направить своих овец на новую тропу, через ворота или на трудных, опасных путях. Он нико- 26 гда не использует свой посох, чтобы ударить животное. А наоборот, осторожно давит концом своего посоха в бок животного, чтобы таким образом привести его туда, куда пастуху угодно. Тогда овца точно чувствует, что она находится на неверном пути. Часто я с умилением наблюдал, как какой-нибудь пастух прижимал конец своего посоха к боку любимой им овцы, чтобы иметь с нею «контакт». Дело обстоит так, как будто они оба шли, образно выражаясь, рука об руку. Овца, очевидно, радуется этому особому вниманию пастуха по отноше- нию к ней и наслаждается этим тесным общением с ним. Это любезное обращение означает для овцы особое ободрение. Иисус Христос выразительно указал на то, что Он пошлёт Своим ученикам Свой Дух, чтобы их водить и наставить на всякую истину (Иоан.16:13). Этот самый Святой Дух объясняет истину Слово Божие нашему сердцу, разуму и нашему духу. Нежно, осторожно и, тем не менее настойчиво Он увещевает нас: «Это истинный путь - ходите по нему!» Если мы по- слушаем и последуем Его тихому голосу, то нас исполнит сознание надёжности и безопасности. Кроме этого Святой Дух заботится нежно и настойчиво, чтобы я сделал свою жизнь достойной Иисуса Христа, моего доб- рого Пастыря, чтобы я имел с Ним постоянный личный контакт. Тогда я знаю: я принадлежу Ему, а Он - мне. Святой Дух постоянно доводит до моего сознания тот факт, что я дитя Божие и что Бог является моим От- цом. Знание этого наполняет меня радостью и миром и дарит мне сознание того, что я с Ним связан, Ему принадлежу и нахожусь под Его защитой. Я являюсь предметом Его особого расположения. Быть христианином означает не только соглашаться с определённым учением или считать достоверны- ми сообщения Библии. Как бы важно не было доверие к Святому Писанию, но присутствие Иисуса и общение с Ним следует познать практически и лично. Его Дух говорит к моему духу. Рождённый свыше христианин может иметь славный опыт, совершенно сознательно познать реаль- ность и присутствие Утешителя. Это не внушение - это живая действительность повседневности. Знание того, что Он здесь и заботится о каждой незначительной мелочи моей жизни, дарит спокойствие и хладнокровие. Мы можем считаться с тем, что Он поможет нам при каждом решении. И в этом заключается для христианина чу- десное утешение. Я неоднократно обращался к Иисусу Христу и просил Его, чтобы Он через Святого Духа дал мне совет в моих трудностях и помог мне. Например: «Что бы Ты в этом случае сделал?» Или я говорил: «Ты сейчас здесь. Ты видишь моё положение. Покажи мне, пожалуйста, точно, что я теперь должен делать». И удивительно то, что Он именно это делает! Святой Дух показывает мне, что бы Иисус Христос в этом случае сделал. Тогда, доверившись Ему, принимаю правильное решение. Но если я, тем не менее, действую самоволь- но, то попадаю в тупик. Но и тогда Святой Дух снова приходит ко мне на помощь точно так, как пастух осво- бождает своих овец из трудного положения, в которое они попали из-за своей глупости. Так как овцы являются своевольными животными, то они часто попадают в самые невозможные ситуа- ции. Я испытал, как мои овцы по своей жадности спускались по крутым скалам, чтобы один раз ущипнуть зе- лёную траву, обрывались и падали в море. Только своим длинным пастушьим посохом я мог их снова выта- щить из воды и поставить на твёрдую почву. В один зимний день я вынужден был потратить несколько часов на то, чтобы вытащить из воды овцематку, которая таким образом уже несколько раз упала в воду. И ещё дру- гое почти ежедневное событие: в поисках одной горсточки зелёной травы овцы часто забираются в лабиринт кустарниковых роз или ежевики. Они очень быстро до такой степени запутываются в колючках и шипах своей шерстью, что уже не могут собственными силами выбраться. Только посох пастуха может их освободить из этой ловушки. Точно так же случается и с нами. Многие теснины и трудности, в которые мы попадаем, происходят по нашей вине. Из-за упрямого своеволия мы часто попадаем в такие ситуации, из которых мы не можем сами ос- вободиться. Тогда на помощь приходит наш Пастырь, полный сострадания и милости. В Своей любви Он при- ближается к нам и через Своего Духа спасает нас из стеснённого положения. Какое великое долготерпение и сочувствие имеет к нам Господь! В своей бесконечной любви и милости Он прощает нам наши промахи. Твой посох утешает меня! Твой Дух, Господь Иисус Христос - моё утешение!
ТЫ ПРИГОТОВИЛ ПРЕДО МНОЮ ТРАПЕЗУ…