Мусаннаф ‘Абдурраззак» т.2, стр. 20).

Мухаммад ибн ‘Али ибн ‘Абдуллах ибн ‘Аббас передаёт со слов своего деда ‘Абдуллы ибн ‘Аббаса(радиаллаху ‘анхума): «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) встал ночью, почистил зубы мисваком, затем прочитал два рака‘ата намаза и заснул. Затем снова встал, попользовался мисваком, прочитал два рака‘ата намаза и таким образом он прочитал шесть рака‘атов намаза, затем прочитал три рака‘ата витр». (Насаи т.1, стр.249).

В хадисах даже приведены подробности о том, какую суру в каком из трёх рака‘атов витр намаза читал Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям).

عن سعيد بن جبيرعن ا بن عباس ر ضى الله عنهما قال كان ر سول الله

يوتربثلاث يقرأ فى الاولى سبح ا سم ر بك الاعلى و فى الثانية قل

يايهاالكفرون وفى الثالثة قل هواالله احد )ترمذى ج١ص٦١، نسائى ج١ص۲٤٩ابن ماجه ص٨۳ (

Са‘ид ибн Джубейр (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт со слов ‘Абдуллы

ибн ‘Аббаса (радиаллаху ‘анхума): «Посланник Аллаха (салляллаху

‘алейхи уа саллям) читал витр в три рака‘ата. В первом рака‘ате читал

“Аль-А‘ля”, во втором рака‘ате “Аль-Кафирун” и в третьем рака‘ате “Аль-

Ихлас”». (Тирмизи т.1, стр. 61, Насаи т.1. стр. 249, Ибн Маджа стр.83).

Подобные хадисы приведены в «Муснад Ахмад» т.2, стр. 227, Тахави т.1,

Стр. 140, «Мусаннаф ‘Абдурраззак» т.2, стр. 33, «Мусаннаф ибн Аби

Шейба» т.1, стр. 299 и т.д..

Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) обычно читал витр намаз вместе с тахаджудом, а тахаджуд намаз Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям), в зависимости от ситуации, читал по-разному. Иногда он читал четыре рака‘ата, иногда шесть, восемь и десять рака‘атов, поэтому если включать витр, то количество рака‘атов тахаджуд намаза получалось иногда семь, девять, одиннадцать, а иногда тринадцать.

Поэтому, как предысторию посмотрите следующий хадис, который передал Абу Дауд т.1, стр. 193, и Тахави т.1, стр. 139.

عن عبدالله بن ابى قيس قال سالت عائشة رضى الله عنها بكم كان رسول الله

يوترقالت بار بع وثلاث و ست وثلاث وثمان وثلاث ولم يكن يوترباكثر من

ثلاث عشرة ولانقص من سبع

‘Абдуллах ибн Аби Кайс (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает, что он спросил у ‘Айши (радиаллаху ‘анха): «Сколько рака‘атов читал Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) вместе с витром? Она ответила: «Четыре вместе с тремя, шесть вместе с тремя, восемь вместе с тремя, и количество рака‘атов его витр не бывало больше тринадцати и

меньше семи».

В этом хадисе витр и тахаджуд оба назвали витром. Из этого хадиса также становится известно, что, в зависимости от места и случая, количество рака‘атов тахаджуд намаза менялось, но количество рака‘атов витр намаза всегда было три, которое никогда не менялось.

То же самое значение имеет хадис Са‘да ибн Хишама (рахматуллахи‘алейхи), который приведён в Муслиме т.1, стр. 256, переданный ‘Айшой (радиаллаху ‘анха). В нём упомянуто про семь и девять рака‘атов витр намаза, т.е. если прибавить три рака‘ата витра к четырём рака‘атам тахаджуда, то получается семь, а если прибавить к шести три рака‘ата витра, тогда получается девять рака‘атов.

Кроме этого, данное значение определено по той причине, что данный хадис Муслима приведён точно от этих же передатчиков в Насаи т.1, стр. 248, «Мустадрак Хаким» т.1, стр. 304, «Муатта имам Мухаммад» стр. 151, Тахави т.1, стр. 137, Дар Кутни стр. 175, Бейхаки т.3, стр. 31, «Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.2, стр. 295 «Муснад Ахмад» т.2, стр. 156, который явно положил конец допущению возможности большего или меньшего, чем три, количества рака‘атов витра.

Что же касается хадиса Абу Аюба Ансари (радиаллаху ‘анху), который передали Абу Дауд, Насаи и Ибн Маджа, где упомянуты один, три и пять рака‘атов витра, во-первых, он не является хадисом “марфу‘”, а даже, по мнению большинства толкователей хадисов, он является личным высказыванием Абу Аюба Ансари (радиаллаху ‘анху). (см. «Ат-Тахлис Аль-Джабир» т.2, стр. 13). Во-вторых, в хадисе, который передал Насаи,

сказано, кто не хочет читать даже одного рака‘ата, пусть вместо этого читает знаками

ايماءو من شاء او مىى

(Насаи т.1, стр. 249). Как будто бы говорится, что один рака‘ат тоже не надо читать. Слово “знак” указывает на то, что чтение одного рака‘ата витра относится к больному и т.д.. Кто не может читать три рака‘ата, пусть читает один рака‘ат, а если не может читать даже один рака‘ат, тогда пусть читает знаками. Вкратце, данный хадис в отношении значения, смысла, передатчиков и классификации хадисов является спорным, и поэтому его нельзя приводить в доказательство.

ВЫСКАЗЫВАНИЯ САХАБОВ (РАДИАЛЛАХУ ‘АНХУМ) И

ТАБИ‘ИНОВ (РАХМАТУЛЛАХИ ‘АЛЕЙХИМ)

‘Умар (радиаллаху ‘анху) и практика людей Медины:

Хадис Са‘дибн Хишама (рахматуллахи ‘алейхи), который передан в

«Мустадрак Хаким» со слов ‘Айши (радиаллаху ‘анха).

كان رسول الله يوتربثلاث لايسلم الافى اخرهن ، وهذا وتراميرالمؤمنين

На основе этих хадисов, если кто-нибудь читает витр ночью, тому является

мустахабом перед этим прочитать два или четыре рака‘ата нафль, чтобы не было

сходства с магриб намазом, потому что это запрещено. Намаз магриб состоит из трёх

рака‘атов, и перед ним нет нафля, а если перед витром не прочитать два или четыре

рака‘ата нафль намаза, то он станет похожим на магриб намаз. (Тахави т.1, стр. 143,

Дар Кутни стр. 171 и т.д.)

عمر بن الخطاب رضى الله عنه وعنه اخذه اهل المدينة) ج١ص۳٠٤(

«Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) читал три рака‘ата витр и

давал салям только в конце их. И таков же был витр ‘Умара (радиаллаху

‘анху), у него его переняли люди Медины». (т.1, стр. 304).

عن مسوربن مخرمه رضى الله عنه قال دفن„ا ابابكر رضى الله عنه ليلة فقال عمر رضى الله عنه ا نى لم اوترفقام فصففنا وراءه فصلى بنا ثلاث ركعات لم يسلم الافى اخرهن„ )طحاوى ج١ص١٤۳، مصنف ابن ابى شيبه ج ۲ ص ۳٩۲، مصنف عبدالرزاق ج ۲ ص ۲٠ (

Масур ибн Махрама (радиаллаху ‘анху) рассказывает: «Ночью мы

похоронили Абу Бакра (радиаллаху ‘анху). (Завершив похороны), ‘Умар

(радиаллаху ‘анху) сказал, что он не читал витр намаз. Он встал, и мы также встали за ним в ряд. Он прочитал три рака‘ата и совершил салям в

конце». (Тахави т.1, стр. 143, «Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.2, стр. 293,

Мусаннаф ‘Абдурраззак» т.2, стр. 20).

Обратите внимание! Это случилось сразу после похорон первого правителя Абу Бакра (радиаллаху ‘анху). Обстоятельства показывают, что в то время находились великие сахабы (радиаллаху ‘анхум), в присутствии которых ‘Умар (радиаллаху ‘анху) прочитал витр намаз в три рака‘ата, остальные люди встали за ним в ряд, и салям был совершен не после второго рака‘ата, а после третьего.

‘Али (радиаллаху ‘анху):

‘Али (радиаллаху ‘анху) читал витр таким же образом.

عن ذاذان ابى عمران علياكرم ال وجهه كان يفعل ذالك )مصنف ابن ابى شيبه ج ۲ ص ۲٩۳ (

«Зазан Аби ‘Умар (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает, что ‘Али

(радиаллаху ‘анху) делал то же самое». («Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.2,стр. 293).

‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху):

‘Алькама (рахматуллахи ‘алейхи) передаёт:

ا خبرناعبدالله بن مسعود ر ضى الله عنه اهون مايكون الوترثلاث ركعات )موطاامام محمد ص١٥٠(

Наши рекомендации