Жёлтым выделены фрагменты лекций, необязательные для экзамена (просто для общего развития прочитать неплохо).
Античная литература.
Итак, античная литература – это литература Древней Греции и Древнего Рима (причём, первенство и главенство здесь принадлежит Греции, римская литература менее интересна).
Античная литература художественным совершенством и содержательной глубиной превосходит все предшествующие литературы, она есть основа всей европейской литературы, также как вся античная культура (вместе с христианством) есть основа европейской культуры. Очень долгое время её считали образцовой, ей подражали, переписывали её сюжеты. Дальнейшая литература лишь развивала античные традиции. Античная литература среди древних литератур лучше всего изучена, античные произведения гораздо больше переведены и изданы. Традиция изучения античной литературы идёт из 19 века (когда она вместе с древнегреческим и латинским языками изучалась в гимназиях). О других древних литературах знали в то время очень мало. Этой традицией объясняется то, что до сих пор в вузах на филологических факультетах из древних литератур изучается только античная.
Древнегреческая литература
Второе название Древней Греции - Эллада, поскольку сами себя греки называли эллины. Древняя Греция с самого начала своего возникновения не было единым государством. Сама по себе маленькая, она ещё состояла из ещё более мелких государств, полисов, городов с небольшой прилегающей областью. Во главе каждого города был царь. Именно такое устройство зафиксировано в древнегреческой литературе, хотя к 6-5 веку до н.э. в большинстве греческих полисов уже не было царей, установилась республиканская, коллегиальная, выборная форма правления. В том числе в самом знаменитом и богатом городе Греции – Афинах, культурном центре Греции на долгие столетия.
Мифология.
Основу абсолютного большинства произведений античной литературы составляют сюжеты из древнегреческой мифологии. И позже европейская литература постоянно черпала (и продолжает черпать) из неё. Древнегреческая мифология сама по себе весьма интересна и популярна, ей пропитана вся европейская, в том числе русская культура, особенно поэзия 18 – 19 веков. Например, очень часто встречается в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Поэтому древнегреческую мифологию каждый интеллигентный человек должен знать, тем более филолог. Это просто дело чести, личного достоинства.
Классическим изложением древнегреческих мифов стала книга: Н.А. Кун. Мифы и легенды Древней Греции. В любом издании любого года. Кун её написал ещё в 1914 году для гимназисток и с тех пор она очень часто издавалась в том числе и в советское время (первое издание 1922 года).
Итак, мифология или мифы – это древние фантастические сказания о происхождении мира, о богах и их взаимоотношениях с людьми. Нужно учитывать, что мифы были явлением религиозным. В Греции (как и в Египте и Вавилоне, как и на Руси до принятия христианства) было язычество, многобожие. По всей Греции стояли храмы, посвящённые отдельным богам. В них проводились обряды, отмечались языческие праздники и т.д. С другой стороны, мифы – это фольклор, устные сказания. Они занимали настолько большое место в жизни греков и римлян, что стали практически единственным содержанием всей античной литературы. Причём, нужно помнить, что как и всякие фольклорные произведения мифы существовали в разных вариантах и разные античные писатели выбирали разные варианты одних и тех же мифов, а часто и сами их изменяли, подновляли. Тем не менее, существует некий общеизвестный классический костяк и он в основном зафиксирован как раз в книге Куна. Книга Куна по сути является кратким пересказом всех основных произведений античной литературы.
Итак, самые основные моменты греческой мифологии:
Вначале был Хаос, из Хаоса родилась Земля – Гея, первая богиня. Из Земли возник Уран (небо), который стал первым царём богов, он взял в жены собственную мать Гею, и они родили огромных титанов, а также разных чудовищ. Младший из титанов хитрый Крон (Хронос – время, римский вариант - Сатурн) сверг отца с престола и сам на нём воцарился. Крон в союзе с сестрой Реей родил основное поколение богов: Аида, Посейдона, Зевса и др. Но так как Крон опасался собственных детей, то он проглатывал их сразу после рождения. И лишь самого младшего Зевса Рея спрятала от жестокого отца на острове Крит, где он был вскормлен нимфами из рога изобилия (с тех пор рог изобилия – крылатое выражение).
Зевс вырос и сначала заставил отца Крона извергнуть обратно своих братьев и сестёр, а потом вместе с ними начал войну с Кроном, с титанами, чудовищами. Долго длилась эта война: молодые олимпийские боги смогли победить лишь с помощью людей, с помощью могучего Геракла, титаны и чудовища были низвергнуты в Тартар, подземную бездну, вечный мрак. Так закончился первый архаический, самый древний и страшный период истории мира, закончилось первобытное дикое состояние людей, и настал период цивилизованный.
Олимпийские Боги
Боги назывались олимпийскими, поскольку жили они на греческой горе Олимп. Неподалеку греки проводили регулярные спортивные состязания под названием Олимпийские игры (спорт тоже родился в Древней Греции). Олимпийские боги очень похожи на людей (в отличие от более древних богов, которые больше походили на чудовищ), они испытывают те же эмоции, совершают ошибки и порочные поступки, только они бессмертны и обладают сверхъестественными возможностями, например, могут мгновенно переноситься, куда угодно, становиться невидимыми, они всегда сильнее людей и, конечно, всегда их побеждают. У богов есть своя иерархия, по силам они не равны между собой.
Верховный бог, царь всех богов, самый сильный – Зевс Громовержец (в Древнем Риме Юпитер).
Его брат Аид (Плутон) – повелитель царства мёртвых, другой брат Посейдон (Нептун) – повелитель морей. Жена Зевса - Гера (Юнона) - покровительница семьи и брака. Их сестра – Деметра - богиня плодородия.
Зевс был очень любвеобилен, поэтому дети Зевса в основном не от Геры: Аполлон – бог света и искусства, предводитель муз - богинь конкретных видов искусства, Афина – богиня мудрости и справедливой войны, Арес (Марс) – бог войны, Гефест (Вулкан) – бог огня и кузнечного дела, Афродита (Венера) – богиня любви и красоты, Гермес (Меркурий) – бог торговли и путешествий, Дионис (Вакх) – бог виноделия и веселья, Артемида (Диана) – богиня охоты.
Также важный бог Гелиос – бог солнца, сын титана, двоюродный брат Зевса. Известны также: сын Афродиты – Эрот (Амур), стрелами возбуждающий любовь, богиня утренней зари Эос (Аврора), богиня победы Ника.
Итак, боги живут на небесах, но постоянно вмешиваются в жизнь людей, живущих на земле своей обычной жизнью. Человек наделён весьма ограниченной свободой, человек свободен лишь до тех пор, пока в его жизнь не вмешается тот или иной бог или богиня. В самый древний период люди верили, что вообще все более или менее важные человеческие события, кроме самых мелких бытовых, происходят по воле богов (так это показано в древнейших поэмах Гомера), что людьми управляют боги.
Среди людей действующими лицами мифов были цари и герои. Герои – люди, обладающие необыкновенной силой, смелостью, умом и другими качествами (многие из героев были детьми бога и смертной женщины или богини и смертного мужчины). Функция героев – совершать подвиги, очищать землю от чудовищ, порождённых Ураном и Геей. Самый известный и самый сильный из героев, сын Зевса – Геракл (Геркулес), совершивший свои знаменитые 12 подвигов, перебивший много всякой нечисти, в том числе многоголовую Лернейскую гидру с ядовитой кровью. Кроме того, Геракл очистил от навоза огромные Авгиевы конюшни (крылатое выражение), вывел на поверхность земли страшного Цербера, трёхголового пса, охраняющего вход в царство мёртвых. Геракл даже некоторое время подержал на своих могучих плечах небо вместо титана Атланта (или Атласа), пока тот доставал ему золотые яблоки. Важнейшим же делом Геракла (тем, для чего он родился) была помощь олимпийским богам в их войне с чудовищными Гигантами, оставшимися детьми Гея и Урана. По предсказанию победить их могли боги лишь с помощью человека. Также Геракл примирил Прометея и Зевса, убив орла, клевавшего печень Прометея и освободив его.
Другой сын Зевса, герой Персей, отрубил голову страшной Медузе Горгоне, которая взглядом обращала людей в камень, а вместо волос у неё были змеи. Тесей, сын Посейдона, - убил Минотавра, огромное чудовище с туловищем человека и головой быка, жившее в лабиринте острова Крит. Известен миф об аргонавтах, героях, во главе с Ясоном совершивших плавание на судне «Арго» в Колхиду (современную Грузию) и добывших золотое руно (шкуру золотого овена, барана), с помощью волшебницы Медеи, которая стала женой Ясона, она помогла ему укротить огнедышащих быков своего отца царя Ээта.
Представление о Судьбе.
Очень важно иметь в виду, что в греческих мифах существовало нечто, что было сильнее всех богов, в том числе самого Зевса. Это Судьба, Рок (судьба – по-гречески) – некая неопределённая таинственная сила, которой подчиняются все: и люди, и боги (хотя у богов круг свободы, конечно, гораздо шире). Судьба всех существ предначертана заранее, её можно предсказать, и предсказания занимают значительное место в мифах. Огромным уважением в Греции пользовались предсказатели, прорицатели, оракулы. Ибо предсказания всегда сбываются. Можно сказать, идея неизбежности Судьбы и смирения перед ней – главная идея античной литературы. Судьба есть у каждого человека, у города, у народа, у человечества в целом, у богов, у самого Зевса. Боги по сути всего лишь осуществляют предначертания Судьбы на земле.
Но вернёмся к мифам. Одним из самых ярких мифологических сюжетов является миф о Прометее, сыне одного из титанов, т.е. двоюродном брате Зевса, который украл с Олимпа огонь и подарил его первобытным диким ещё людям, научил пользоваться им, научил кузнечному ремеслу, земледелию и многому ещё. Прометей был наделён даром прорицания, знал будущее, знал, что за похищение с Олимпа огня и помощь людям, ему грозит тяжёлое наказание, страшные муки, но несмотря на это совершил всё это. Зевс приказал приковать Прометея, пошедшего против его воли, к скале, пронзить его грудь железным шипом, каждое утро к нему прилетал орёл и выклёвывал у него печень, за ночь печень вырастала и утром орёл прилетал опять.
Кроме основных сюжетов, нужно знать и другие известные мифы: миф о Фаэтоне, самоуверенном сыне бога солнца Гелиоса, который выпросил у отца разрешение один раз прокатиться на его огнедышащих конях по небу, не справился с управлением, рухнул на землю и погиб. Миф об Икаре, сыне искусного мастера Дедала, построившего знаменитый лабиринт на острове Крит. Критский царь Минос не отпускал Дедала и Икара домой и они решили бежать. Дедал сделал крылья из перьев, скреплённых воском, и они полетели. Икар вопреки предупреждению отца взлетел слишком высоко, солнце расплавило воск, и он рухнул в море. Нарцисс – молодой человек, который любил лишь себя, за это его наказала Афродита, по её воле он влюбился в собственное отражение в ручье, и умер от того, что не мог коснуться своего отражения. Пигмалион – мифический скульптор, влюбившийся в собственную статую, и сжалившиеся боги оживили её, и он женился на созданной им прекрасной Галатее. Орфей – великий певец, его любимая жена Эвридика умерла от укуса змеи, он так её любил, что спустился в царство мёртвых и своими песнями разжалобил самого Аида, и тот разрешил ему взять с собой Эвридику на землю. Но при одном условии, Орфей должен был идти впереди и не оборачиваться, а Эвридика пойдёт вслед за ним. И недалеко от выхода Орфей не выдержал, обернулся, и Эвридика навсегда осталась в царстве мёртвых. Сизиф – неоднократно обманывал самих богов, за это он в царстве мёртвых обречён на вечную и бессмысленную работу: он закатывает на крутую высокую гору огромный камень, но камень всё время скатывается вниз, и так бесконечно. Тантал был наказан за то, что однажды накормил олимпийских богов мясом своего собственного сына, чтобы проверить их всезнание. В царстве мёртвых он обречён на вечную жажду и голод. Он стоит по горло в воде, но не может её достать; над его головой растут сочные фрукты, но и до них не может он дотянуться.
Ещё нужно знать о таких мифических существах как кентавры – полукони – полулюди; амазонки – женщины-воительницы, отстаивающие свою независимость от мужчин; сатиры – весёлые козлоподобные существа из свиты Диониса; нимфы – богини лесов, рек, гор и др.
Куна надо прочитать ещё и потому, что он не просто излагает мифы, а художественно пересказывает их, многие из его пересказов производят довольно яркое художественное впечатление. Его книгу можно воспринимать как самостоятельное, отдельное художественное произведение (хотя далеко не все главы).
Кроме Куна, есть другая хорошая книга, излагающая мифы: «Ф.Ф. Зелинский. Сказочная древность». В ней представлена несколько иная версия тех же самых мифов. Если Кун представил мифы так, как они есть в античных произведениях, просто и ясно, то Зелинский попытался внести в мифологию более глубокий, почти христианский смысл, попытался связать мифы между собой в единый цикл, чего не было на самом деле у греков. Зелинский внёс в мифологию идею великого примирения как такового, а конкретно олимпийских богов с титанами. Для этого Зелинский часто брал иные варианты мифов, чем Кун. Книга Зелинского малоизвестна и не стала классической, но если она вам встретится, прочитайте. Это книга со смыслом.
Поэмы Гомера.
Перейдём непосредственно к древнегреческой литературе. Первые дошедшие до нас письменные литературные произведения – поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», написанные предположительно в 8 веке до н.э. и стоящие как бы на стыке фольклора и литературы. Сначала эти поэмы существовали как типичные фольклорные произведения, сочинённые народом, в устной форме, в разных вариантах, но потом некий талантливый сказитель, обработал их, создал единый текст и они в таком виде уже позже были записаны. По традиции считается, что «Илиаду» и «Одиссею» написал (или обработал) Гомер – первый древнегреческий поэт. О Гомере, кроме имени и того, что он был слеп, ничего не известно, поэтому существует так называемый гомеровский вопрос, объединяющий все проблемы вокруг этих поэм: время написания, количество авторов (есть предположение, что их было двое) и т.д. Гомер в современной истории литературы условно считается автором этих двух поэм, поскольку никакого другого имени мы не знаем.
С точки зрения жанра поэмы Гомера относятся к героическому эпосу. Многие национальные литературы начинались с героических поэм (шумеро-вавилонская, немецкая, французская). Это естественно, потому что каждый народ прежде всего стремится обрести и воспеть своих собственных национальных героев, через это происходит самоидентификация, осознание и утверждение места каждого народа в мире. Главный смысл произведений, относящихся к героическому эпосу – прославление героев, совершающих воинские подвиги, уничтожающих чудовищ, защищающих мирное население от завоевателей и т.д. а также прославление героических качеств: воинской доблести, чести, мужества, благородства, патриотизма, силы, воинского умения. В эпоху бесконечных войн именно эти качества были важнейшими, а герои – опорой процветания страны.
Поэмы Гомера рассказывают два эпизода из мифов о взятии греками (ахейцами) Трои (второе название Трои – Илион, по имени царя Ила, её основателя, поэтому первая поэма называется «Илиада»). Троя – реально существовавший богатый город на территории нынешней Турции, на берегу Эгейского моря, которую населяли племена, близкие грекам. Но Трою как реальный город нашли относительно недавно, в 70-е годы 19 века. Археолог любитель немец Шлиман, любитель Гомера, на свои деньги начал раскопки в том месте, где примерно должна быть гомеровская Троя, начали копать и нашли большой древний город. С троянцами греки действительно очень много воевали примерно во второй половине 2 тыс. до н.э., века 14-12. В троянском цикле мифов собственно мифы смешались с реальными историческими событиями.
Художественные особенности.
Важнейшая черта эпической поэмы – медлительность в развитии действия, обстоятельность, подробность описаний. Это выражается в частности в огромном количестве повторов, часто повторяются сами ситуации и они описываются точно теми же словами, что и в первый раз. Подсчитано, что в обоих поэмах повторяется треть от общего количества стихов (стихотворных строк). Кроме того, Гомер использует приём развёрнутого сравнения, когда сравнение превращается в отдельно описываемую, развёрнутую картину. Очень подробно описан мир вещей: одежда, утварь, оружие, жилища – всё подробно, в цвете описано, что из чего и как сделано.
Ещё для Гомеровских поэм характерна эпическая, спокойная объективность, автор почти не оценивает своих героев, не анализирует, просто описывает жизнь такой, какая она есть, бесстрастно, объективно, стремясь увидеть во всём и недостатки, и достоинства.
Стиль торжественный, тяжеловесный синтаксис, читать трудно, но всё же есть в этом своеобразная красота, красота старины, например, замечательны красочные и звучные двусоставные и чаще всего постоянные (постоянно повторяющиеся эпитеты) эпитеты: немолчношумящее море, прекраснокудрые девы, шлемоблещущий Гектор, пространно-властительный царь Агамемнон, быки огромнорогатые и медленноходные и т.д.
И ещё одна особенность герои в поэме называются, по древнегреческой традиции, не только по имени, но и по отчеству. Зевс – Кронид или Кронион, что значит сын Крона, Ахилл – Пелид, Пелейон, сын Пелея, Гектор – Приамид, сын Приама, Агамемнон – Атрид, сын Атрея. Это нужно знать.
Обе поэмы написаны одним размером – гекзаметром, это шестистопный дактиль, с усечённой последней стопой. Схема ударных слогов такая: 1 4 7 10 13 16. Шесть стоп, в которых первый слог ударный, а два последующих безударных, в последней шестой стопе всего один безударный:
- È È / - È È / - È È / - ÈÈ / - È È / - È.
Стыд мне пред каждым троянцем и длинноодежной троянкой
Это классический размер для старинных эпических поэм, размер тяжёлый, потому что строка очень длинная и её воспринимать тяжело.
Троянский цикл древнегреческих мифов. Начало. Земля-Гея попросила Зевса сократить слишком расплодившееся и погрязшее в преступлениях человечество. Зевс решил устроить длительную, большую, кровопролитную войну и стал искать повод. Повод нашёлся. На свадьбу морской богини Фетиды и героя Пелея были приглашены все боги, кроме богини раздора Эриды, которая обиделась и решила отомстить. Она подбросила им золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей» (яблоко раздора). Среди трёх богинь Геры, Афины и Афродиты возник спор, кто самая прекрасная. Зевс поручил решить этот спор никому не известному юноше Парису, сыну царя Трои, который, впрочем, отличался необычайной красотой. Парис отдал яблоко Афродите, и она обещала ему отдать в жёны самую прекрасную среди смертных женщин, Елену, жену спартанского царя Менелая, дочь самого Зевса. А Гера и Афина с тех пор возненавидели Афродиту, Париса и всех троянцев.
Через некоторое время Афродита привела Париса в Спарту, и с помощью богини Парис похитил Елену, увёл у мужа. Менелай решил силой вернуть жену. Все греческие цари решили помочь Менелаю, взять приступом Трою, в которой укрылись беглецы. Греки собрали огромное войско, но и царь Трои попросил помощи у своих союзников, в общем началась большая война.
Война шла с переменным успехом 10 лет.
Содержание «Илиады»
События первой поэмы Гомера «Илиада» разворачиваются в десятый год осады Трои. Основа сюжета поэмы - ссора Ахилла, сильнейшего греческого героя, сына Пелея и Фетиды, и царя Агамемнона, предводителя всех греческих войск под Троей, брата Менелая, гнев Ахилла против Агамемнона и его ближайшие последствия, поэма заканчивается, когда описаны все последствия гнева Ахилла. Об этом гневе знаменитые начальные строки поэмы:
Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,
Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал.
Агамемнон из-за своего корыстного, властолюбивого характера отобрал у Ахилла его пленницу-наложницу Брисеиду. Ахилл, страшно оскорбился, Брисеиду отдал, но перестал участвовать в войне. Богиня Фетида, мать Ахилла, попросила Зевса наказать греков и помогать в войне троянцам до тех пор, пока Агамемнон не попросит прощения у Ахилла. Зевс обещал.
Потом начинается длинное и подробное описание войны. Гомер попеременно описывает греков и троянцев. Например, знаменитая 6 песня - о прощании троянского героя Гектора со своей женой Андромахой и маленьким сыном. С ними Гектор прощается навсегда, он уверен, что уже не вернётся. Война шла с переменным успехом, потом с явной помощью Зевса троянцы начинают сильно теснить греков, троянцы уже почти победили, но тут грекам пришла помощь. Это Патрокл, друг Ахилла, попросил Ахилла отдать ему свои доспехи, и Патрокл повёл войско Ахилла на помощь грекам в доспехах Ахилла. Троянцы приняли Патрокла за Ахилла (он был в его шлеме) и бросились бежать, все они боялись могучего Ахилла. Патрокл же, увлечённый своими успехами, перебив много троянцев, захотел взять саму Трою. Но с помощью Аполлона Гектор, храбрейший из троянцев, сын царя Трои Приама, брат Париса, убил Патрокла.
И только узнав о смерти любимого друга Патрокла, Ахилл забыл свою обиду и пошёл в бой, желая отомстить троянцам, а больше всего Гектору. Разгневанный Ахилл поубивал огромное множество троянцев, оставшиеся попрятались за стены Трои, все, кроме Гектора, который решил сразиться с Ахиллом, совершить подвиг или умереть. Но когда Ахилл к нему приблизился, Гектор не выдержал и побежал от Ахилла. Они три раза обежали вокруг Трои, пока боги не прекратили этот позор: Гектора остановила Афина, по указу Зевса. Он принял бой и погиб. Но и этого Ахиллу мало. Он бесчестил мёртвое тело Гектора, прицепил ногами за колесницу и волочил его вокруг Трои, а потом увёз в свой лагерь, родственникам не отдал. Своим надругательством над телом Гектора Ахилл совершил страшный грех, нарушил религиозные и нравственные нормы человеческого общества: умершего человека обязательно надо похоронить по обрядам.
Последняя 24 песня начинается с того, что в дела людей снова вмешался Зевс: он повелевает старцу Приаму ночью отправиться за телом сына в лагерь врага, а Ахиллу отдать тело для погребения. Всё так и произошло. Приам, умоляя Ахилла отдать ему тело сына, встал на колени перед врагом и поцеловал его руки, «страшные руки, детей у него погубившие многих». И они, враги, вместе заплакали, каждый о своей потере. Ахилл отдал тело, и похоронами Гектора заканчивается «Илиада».
Очень важный элемент содержания поэмы – описания богов, которые постоянно вмешиваются в ход войны. А 20 песня так и называется «Битва богов», когда боги принимают участие непосредственно в битве и сражаются друг с другом. Зевс хранит нейтралитет и помогает лишь проигрывающим для того, чтобы война не кончилась раньше положенного срока. Поэтому он при перевесе греков некоторое время специально помогает троянцам (к тому же исполняя просьбу Фетиды). Интересный эпизод описан в 14 песне: Гера целенаправленно соблазняет Зевса в тот момент, когда он помогает троянцам побеждать греков, Зевс с Герой удаляются в опочивальню «взаимной любви насладиться», и тогда начинают побеждать греки.
Смысл «Илиады».
«Илиада» - поэма о войне как таковой, прославление героев, их воинских подвигов. Содержанием «Илиады», всех её 24 песен является рассказ о многочисленных поединках между греками и троянцами, о разнообразных нюансах хода военных действий, с огромным количеством имён воинов. Переданы слова каждого воина перед поединком, перед смертью и т.д. Кстати, очень похожий принцип описания войны использует Гоголь в повести «Тарас Бульба». Эта повесть написана под непосредственным влиянием «Илиады» в переводе Гнедича (перевод Гнедича вышел в 1829 г., первый вариант «Тараса Бульбы» опубликован в 1835 г.).
Гомер явно не встаёт ни на одну сторону, хотя всё же чуть больше симпатий вызывают греки: в их рядах больше героев, ярких личностей. Нельзя назвать однозначно правой ни одну сторону. Конечно, формально правда на стороне греков – они приехали отстаивать честь Менелая, и в его лице всей Греции. Если троянцы не выдали Елену мужу, то они оскорбили греков. Но, с другой стороны, Елена полюбила Париса, поэтому можно сказать, что троянцы защищали любовь. Кроме того, очевидно, что истинной целью греков является не Елена, а богатства Трои. Троянцы вызывают симпатии уже тем, что защищают свою родину, своих родных и близких от иноземных захватчиков. Кроме того, на любой войне важнейшей целью для героев становится воинская слава сама по себе. Об этом постоянно говорят герои «Илиады». Так Гектор в 6 песне, прощаясь с женой Андромахой, говорит:
Стыд мне пред каждым троянцем и длинноодежной троянкой,
Если, как робкий, останусь я здесь, удаляясь от боя.
Сердце мне то запретит; научился быть я бесстрашным,
Храбро всегда меж троянами первым биться на битвах,
Славы доброй отцу и себе самому добывая!
Интересно, что идеального героя в поэме практически нет, того, кто воплощает идеальную храбрость и идеальную честность. Больше всего в поэме речь идёт об Ахилле и Гекторе. Ахилл бесконечно храбр и силён, но он нарушает законы чести, когда оскверняет тело Гектора, совершая месть, он жесток до зверства. Гектор – храбр и разумен, но он проявляет неожиданную позорную трусость и начинает убегать от Ахилла. Это значит, что древний поэт не идеализирует своих героев, описывая их объективно, не скрывая недостатков, которые есть у каждого человека.