Обязательные составляющие хаджа и ’умры.


Обязательные составляющие (уаджибаты)* хаджа и ’умры – это то, что обязательно нужно выполнить, совершая хадж и ’умру.

*[Обязательные составляющие (уаджибаты) отличаются от столпов (арканов) тем, что человек, упустивший хотя бы один столп (рукн) хаджа или ’умры, не сможет его ничем заменить, следовательно, его хадж не будет действительным. Что же касается того, кто упустил обязательную составляющую (уаджиб), то для него существует замена, а именно, совершение жертвоприношения и раздача мяса жертвенного животного беднякам].

Если же человек не выполнил что-то из обязательных составляющих хаджа и ’умры, то должен совершить жертвоприношение. Ему нельзя кушать мясо этого жертвенного животного, а необходимо накормить им бедняков на Запретной территории (в Мекке).


Сообщается, что ибн ’Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Кто забыл что-то из своего обряда или оставил нарочно, пусть совершит жертвоприношение». Имам Малик в «аль-Муватта», 1/419.


Во время ’умры необходимо выполнить две обязательные оставляющие, а во время хаджа – семь.


1 ― Вступление в ″ихрам″ [1],начиная с ″микъата″. [2]

[1] — [Ихрам — состояние паломника, совершающего хадж или 'умру, когда он должен соблюдать ряд запретов, от которых свободны все остальные мусульмане. Ихрамом именуется также особая одежда, в которую в определённом месте (микъат) облачается человек, совершающий большое или малое паломничество. Ихрам состоит из двух кусков чистой белой некроёной материи. Один кусок (рида) паломник (мужчина) набрасывает на шею и левое плечо, а другим (изар) опоясывается].
[2] — [Микъат — это место, в котором паломник облачается в ихрам и начинает произносить тальбию во время совершения хаджа или 'умры].

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разъяснил, где находятся ″микъаты″.


Передают, что ибн ’Аббас сказал: «В качестве микъата для жителей Медины пророк, да благословит его Аллах и приветствует, определил Зу-ль-Хулейфу [1], для жителей Шама — Джухфу [2], для жителей Неджда — Карн аль-Маназиль [3], а для жителей Йемена — Ялямлям [4]». Ибн ’Аббас передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вышеупомянутые микъаты предназначены для тех, кто живёт непосредственно в этих местах, и для людей не из числа их жителей, проезжающих через них с целью совершения хаджа или 'умры[5]. Те же, кто живёт в самих этих микатах [6], или ближе к Мекке, или в самой Мекке, должны произносить тальбию там, где они живут». аль-Бухари, 1845; Муслим, 1181.

[1] — [Зу-ль-Хулейфа, находящаяся на расстоянии примерно 200 миль от Мекки, является самым удалённым от неё микатом].
[2] —[Джухфа — населённый пункт, расположенный на расстоянии 82 миль от Мекки и являющийся микатом также для египтян].
[3] — [Карн аль-Маназиль — гора, которая находится на расстоянии двух дневных переходов к востоку от Мекки. Это место является самым близким к Мекке микатом].
[4] — [Ялямлям — гора, которая находится на расстоянии 30 миль от Мекки и является одной из гор Тихамы, прибрежной полосы вдоль восточного берега Красного моря].
[5] — [Имеются в виду такие случаи, когда, например, житель Медины направляется в хадж из Йемена].
[6] — [То есть те, кто живёт в местах, расположенных между любым данным микатом и Меккой].


Кто желает совершить хадж или ’умру, и уже проезжает мимо этих ″микъатов″, тот обязан вступить в состояние ″ихрама″.

[Следует знать, что вхождение в состояние ″ихрама″ является столпом (рукном) хаджа и ’умры. А вхождение в состояние ″ихрама″, начиная именно с места ″микъата″ - это обязательная составляющая (уаджиб) хаджа и ’умры. Не путать между столпом (рукном) и обязательной составляющей (уаджиб), так как на разницу между ними было уже указано].


2 ― Бритье или укорачивание волос на голове, которое совершается тогда, когда человек заканчивает хадж или ’умру.


Аллах Всевышний сказал: «Воистину, Аллах показал Своему Посланнику правдивый сон. Вы непременно войдете в Заповедную мечеть, если пожелает Аллах, будучи в безопасности. Вы побреете головы и подстрижетесь, не испытывая страха». (Сура аль-Фатх, аят 27)


А также: «Не брейте ваши головы, пока жертвенные животные не достигнут места заклания». (Сура аль-Бакара, аят 196)


Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «После завершения обрядов хаджа посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Аллах, прости сбривших волосы”. Люди сказали:“Обратись с мольбой и за укоротивших”. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, снова сказал: “О Аллах, прости сбривших волосы”. Люди сказали: “Обратись с мольбой и за укоротивших”. И он повторил это трижды, после чего сказал: “И (прости) укоротивших”». аль-Бухари, 1728; Муслим, 1302.

Вступление в состояние ″ихрама″, начиная с места ″микъатов″, и бритье (или укорачивание) волос на голове – это две обязательные составляющие (уаджибы) как для хаджа, так и для ’умры.
Далее будут перечислены остальные пять обязательных составляющих (уаджибатов) хаджа.


3 ― Стояние на ’Арафате вплоть до захода солнца для тех, кто пришел туда днем*.

*[Опять-таки, не путать между столпом (рукном) и обязательной составляющей (уаджиб), так как на разницу между ними было уже указано! Стояние на ’Арафате является столпом (рукном), даже если человек постоял всего лишь минуту. Но стояние на ’Арафате вплоть до захода солнца является обязательной составляющей (уаджибом)].

Сообщается, что Джабир, описывая хадж пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Он стоял (на ’Арафате) до заката, пока жёлтизна неба не стала менее яркой, а солнце не скрылось за горизонтом». Муслим, 1218.


А, ведь, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Перенимайте от меня ваши религиозные обряды, ибо я не знаю — может быть, после этого моего хаджа я уже никогда не совершу паломничества». Муслим, 1297.


4 ― Ночевка в Муздалифе.


Аллах Всевышний сказал: «А когда вы вернетесь с Арафата, поминайте Аллаха в Заповедном месте». (Сура аль-Бакара, аят 198).


Заповедное место – это Муздалифа, ибо пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ночевал в ней, пока не наступило утро.
Однако, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, разрешил слабым из числа женщин и детей, в качестве облегчения для них, отправиться из Муздалифы в Мину в конце ночи. См. аль-Бухари, 1676, 1677; Муслим, 1295.

И это облегчение от него указывает на то, что ночевка в Муздалифе является обязательной, так как, если бы она не была обязательной, то не было бы нужды в облегчении.


5 ― Бросание камешек в Джамарат аль-’Акъаба [1] в день жертвоприношения [2] до того, как солнце встанет в зенит, и после этого. А также бросание камешек во все три Джамарата в дни ″ташрикъа″ [3] после того, как солнце пройдет зенит.

[1] — [Джамрат аль-кубра, именуемый также джамрат аль-'акаба и джамрат аль-уля, — самый большой из трёх находящихся в долине Мина столбов, в которые паломники бросают камешки. Двумя другими являются средний (джамрат аль-вуста) и малый (джамрат ас-сугра) столбы].
[2] — [То есть, десятого числа месяца зуль-хиджжа].
[3] — [Дни ″ташрикъа″ - это 11-ое, 12-ое и 13-ое числа месяца зуль-хидджа].


Передают, что Джабир сказал: «В день жертвоприношения посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, бросил камешки в большой столб утром, впоследствии же он бросал камешки в столбы после захода солнца». Муслим, 1299.


Сообщается также, что ’Абдуллах ибн ’Амр сказал: «Посланнику Аллаху, да благословит его Аллах и приветствует, задавали вопросы в день жертвоприношения в Мине. Один человек подошёл к нему и сказал: ″По невнимательности я обрил голову до того, как принёс (свой скот в) жертву″. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ″Ничего, принеси жертву (сейчас)″. (Потом) к нему подошёл другой (человек) и сказал: ″По невнимательности я принёс жертву до того, как начал бросать камни″. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ″Ничего, бросай (сейчас)″, и о чём бы (в тот день люди) ни спрашивали его относительно сделанного ими раньше или позже, чем нужно, он неизменно говорил в ответ: ″Ничего, сделай (это сейчас)″». аль-Бухари, 1735.


Сообщается также, что Вабара, да помилует его Аллах Всевышний, сказал: «(Однажды) я спросил ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом: “Когда мне следует бросать камешки в столбы?” Он сказал: “Бросай, когда станет бросать твой руководитель”. Я снова задал ему этот вопрос, и он сказал: “Мы ожидали (того момента, когда) солнце начинало клониться к закату, и тогда начинали бросать”». аль-Бухари, 1746.


6 ― Ночевка в Мине три ночи ″ат-Ташрикъа″ для тех, кто задерживается, и две ночи – для тех, кто торопится.


Аллах Всевышний сказал: «Поминайте Аллаха в считанные дни(в течение трех дней в долине Мина). Кто торопится и завершает обряд за два дня, тот не совершает греха. И кто задерживается, тот также не совершает греха. Это касается богобоязненных». (Сура аль-Бакара, аят 203)


Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ночевал в Мине три ночи ″ат-Ташрикъа″, и уходил из Мины 13-го числа месяца зуль-Хиджжа после того, как бросал камни в Джамарат после прохождения солнцем зенита.
Также пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в качестве облегчения разрешил тем, кто поил паломников водой, и пастухам, не ночевать в Мине в ночи ″ат-Ташрикъа″.


Сообщается, что ибн ’Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Аль-’Аббас ибн ’Абд аль-Мутталиб, да будет доволен им Аллах, попросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрешить ему оставаться в Мекке в те ночи, которые паломники проводят в Мине, для того, чтобы снабжать их водой, и он разрешил ему это». аль-Бухари, 1634; Муслим, 1315.


И разрешение пророка, да благословит его Аллах и приветствует, указывает на то, что ночевка в Мине обязательна, так как он разрешил им это только в качестве облегчения.
Также разрешено не ночевать в Мине тем, у кого есть нужда остаться где-то в другом месте, как, например, военные, врачи, и так далее.


7 ― Прощальный обход вокруг Каабы.


Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершил прощальный обход вокруг Каабы, когда уже собирался уезжать из Мекки.


Сообщается, что ибн ’Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Всем людям, кроме женщин, у которых начались месячные, было велено, чтобы их последним обрядом перед отъездом из Мекки, стал обход Каабы». аль-Бухари, 1755; Муслим, 1328.


Также здесь подобны женщинам, у которых месячные (хайд), и женщины, у которых послеродовые кровотечения (нифас).

Передают также, что ибн ’Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сказал: «Когда люди стали разъезжаться в разные стороны после завершения хаджа, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:"Пусть никто из вас ни в коем случае не уезжает, пока не совершит последний обход вокруг Дома"». Муслим, 1327.

Наши рекомендации