А никто из тех, кто утверждал, что видел Хидра (мир ему) не говорил, что он огромного телосложения.
В этой статье мы расскажем об анализе, некоторых Коранических аятов и высказываний Пророка Мухаммада (мир ему и благословления Аллаха), сделанном выдающимися умами нашей Исламской Уммы, 6 - 7 века по Хиджрийскому летоисчислению, а также некоторые комментарии учёных прошлого века, в котором доказывается смерть Хидра (мир ему).
Вопрос жизни или смерти этого персонажа из известной истории Пророка Мусы (мир ему) и человека по имени Хидр (мир ему) в суре Пещера, не мало поднимался в трудах известных Исламских учёных. Этому посвящались отдельные труды, таких учёных как Ибн Хаджар Аскалани (рахимахуЛлах1), в его книге "аз-Захру ан-Надр фи ахбар Хидр", где он склоняется к тому, что Хидр (мир ему) был пророком а не валием (любимцем Аллаха), такого же мнения были Имам Куртуби, Имам Шатыби, Ибн Джавзи и другие выдающиеся учёные.
Однако многие приверженцы Суфизма, и по сей день любят говорить о том, что Хидр (мир ему) является валием (любимцем Аллаха), он якобы жив, и приходит к их Шейхам делясь, с ними "тайными" знаниями и т.п.
Поэтому мы и решили предоставить вам нижеследующие доводы, в опровержении этих утверждений суфиев.
На смерть Хидра (мир ему) указывает Коран, Сунна, и здравый ум.
Доказательства из Корана:
Сказал Аллах:
СказалИбн Джавзи (рахимахуЛлах1): "Если бы Хидр продолжал (жить), то он был бы вечен". "Аль-Манар аль-Муниф" стр.70.
Также его слова: "Если Хидр является человеком, то он обязательно должен был войти в этот общий аят, и невозможно его исключение из этого обобщающего аята, кроме как с ясным доказательством". Приводит Ибн Касир в книге "Бидаят ва нихаят" 1/312.
СказалХафиз Имаду-дин Ибн Касир(рахимахуЛлах1), подтверждая слова Ибн Джавзи, после цитирования их: "Основа здесь (в аяте),- это отсутствие Хидра (в мире живых), пока не придет подтверждение обратного. Но не упоминается ничего, из защищенного от ошибок источника (имеется ввиду Пророк), в чём было бы доказательство его (Хидра) исключительности (от общего аята), и что обязательно следовало бы принять". "Бидаят ва нихаят" 1/312.
И указывает на смерть Хидра (мир ему), Слово Аллаха: "
СказалИбн Касир(рахимахуЛлах1): " Сказал ибн Аббас (ридзвануЛлахи алейхима): "С каждого Пророка, которого избирал Аллах, брался завет, что если придет Мухаммад (мир ему) а они живы в это время, то они должны уверовать в него и помочь ему"... (продолжает Ибн Касир): И Хидр (мир ему), если был Пророком или Валием (любимцем Аллаха), то он обязательно вошёл в этот завет. Если он был жив во время посланника Аллаха (салляЛлаху алейхи ва салам), то было бы самым благородным делом для него, быть рядом с Мухаммадом (салляЛлах1у алейх1и ва салам), уверовать в то, что ниспослал Аллах ему, помогать ему, чтоб не настиг его ни один враг. Если он был Валием, то Абу Бакр Сиддик (ридзвануЛлах1и алейх1и) лучше него, а если он был Пророком, то Муса (мир ему) лучше него.
Приводит Имам Ахмад (рахимахуЛлах1) в своем "Муснаде"... что Пророк (салляЛлах1у алейх1и ва салам) сказал:
И это ясное доказательство является тем, что обязательно следует знать в религии Ислам.
Также этот прекрасный аят указал, на то, что все Пророки, если предположить, что они могли быть живы во время посланника Аллаха (салляЛлах1у алейх1и ва салам), обязательно стали бы последователями его, под руководством и приказами его Шариата, таким же образом как, когда он (салляЛлах1у алейх1и ва салам) присутствовал вместе с ними в ночь Ми`раджа, он был вознесен над всеми ними, а когда они бы были спущены в "священный дом" (мечеть аль-Акса), и наступило время молитвы, Джибриль (мир ему) по приказу Аллаха, указал ему встать впереди них. И помолился он (салляЛлах1у алейх1и ва салам) на главенствующем месте, месте Имама. И указало это на то, что он (салляЛлах1у алейх1и ва салам) Величайший Имам и последний Пророк, самый предпочитаемый из них, да благословит и приветствует Аллах их всех.
И если понятно это... то должно стать ясным, что если Хидр был бы жив, то он стал бы последователем его Уммы (салляЛлах1у алейх1и ва салам), и тех, кто следует его Шариату, и ему ничего не осталось бы кроме этого. Так же как Иса (мир ему), когда снизойдет в конце времен на землю, то будет судить по его (салляЛлах1у алейх1и ва салам) чистейшему Шариату, не отойдет от него и не отклонится ни на йоту, а он (мир ему) один из пяти Пророков "улюль азм" (обладателей великой стойкостью на пути призыва), и последний Пророк племен Исраила". "Бидаят ва нихаят" 1/312.
Доказательства из Сунны:
Слова посланника Аллаха (салляЛлах1у алейх1и ва салам) обращенные к его сподвижникам:
А так же другой риваят, сказал посланник Аллаха (салляЛлах1у алейх1и ва салам):
СказалИбн Джавзи(рахимахуЛлах1): "Эти достоверные хадисы, категорически опровергают заявления о долгожительстве Хидра (мир ему)... и даже если предположить, что Хидр (мир ему) дожил до времени Пророка (салляЛлах1у алейх1и ва салам), то этот хадис ясно и твердо указывает на то, что он не преодолеет рубежа следующих ста лет, и сейчас (6 век по Хиджре) его нет, так как он входит в этот обобщающий хадис, а основа - это отсутствие исключительности для чего-либо, пока не будет на это достоверного доказательства, которое следует принять. А Аллаху об этом ведомо лучше". "Бидаят ва нихаят" 1/313-314.
Как пояснил выдающийсяУчёный Шейх Мухаммад Амин Шанкьити(умер в 1393 г. по Хиджре), говоря о стороне всеохватывания вышеупомянутого хадиса, сказав: "...слово его (салляЛлах1у алейх1и ва салам)- "нафсун манфуса" - живой души, пришло в хадисе в неопределенной форме (накира), и в предложении с отрицательным контекстом (фи сиякь нафи), а это указывает на охватывание каждой живой души, созданной на земле. И нет сомнения, что здесь речь идет о всеобщем охватывании, как на это указывают слова, а следовательно сюда входит и Хидр (мир ему) потому как он живая душа, жившая на земле". Тафсир "Адвауль баян" 4/167.
Так же из хадисов указывающих на смерть Хидра (мир ему) слова Пророка (салляЛлах1у алех1и ва салам) перед битвой при Бадре:
СказалИбн Джавзи(рахимахуЛлах1): "Не было Хидра с ними, а если был бы он живой в этот день, то он попал бы под эти общие слова, т.к. он без сомнения был из тех, кто поклонялся на земле". Приводится в книге Ибн Хаджара Аскьалани "аз-Захр ан-Надр" стр.94.
Так же этими хадисом доказывал смерть Хидра, Шейхуль-ИсламИбн Теймия(рахимахуЛлах1): "… и было их 313 мужчин, известных по их именам и именам их отцов и названием их родов, так где же был Хидр в этот день"?! "аль-Манар аль-Муниф" стр. 67.
Ибн Касир(рахимахуЛлах1) приводя в доказательство этот хадис, указал ещё на одну сторону довода: " Этот отряд состоял из лучших мусульман тех дней и лучших ангелов, включая Джибриля (мир ему), и если был бы Хидр (мир ему) жив в этот день, то нахождение его под их знаменем, было бы наилучшим местом для него, и величайшим его газаватом (сражением)". "Бидаят ва нихаят" 1/312-313.
Доказательства здравого рассуждения:
Ибн Каийим Джавзия(рахимахуЛлах1) цитируя Ибн Джавзи (рахимахуЛлах1) приводил следующие доводы в пользу того, что Хидр (мир ему) умер:
Первое:Те, кто говорят, что Хидр жив, утверждают, что он прямой сын Адама (мир ему) вышедший из его чресл (семени). А это невозможно, т.к. получается, что ему сейчас 6 тысяч лет (эти слова сказаны в 7 веке по Хиджре), а это далеко от реальности в природе человека.
Второе:Если был бы Хидр прямым сыном Адама (мир ему) или потомком его в четвертом колене, как они полагают, то их строение было, не подобно нашему строению. Тогда Хидр был бы, огромен ростом, так как известно от Абу Хурейры (радзиаЛлах1у анх1у) хадис, пришедший в сборниках у Бухари и Муслима:"Создал Аллах Адама, ростом в 60 локтей, а после него стали уменьшаться творения".
А никто из тех, кто утверждал, что видел Хидра (мир ему) не говорил, что он огромного телосложения.