Пример с заповедью «не убей».
Далее Христос приводит пример - что значит понимать «дух» или « сердце» заповеди.
Давайте прочитаем 5:21-24
Какой контраст вы видите? Союз «а» - обведите его в скобки, на полях поставьте знак «внимание». Это очень важно.
Итак, в чем состояла «древняя заповедь», то есть как звучала одна из 10 заповедей? Очень просто: «Не убей.» Что могло это значить? Нельзя лишать человека жизни. Но дальше стоит противопоставление. Иисус объясняет, что же на самом деле было заложено в этой заповеди. Он словно подчеркивает «А я говорю вам», то есть «А теперь послушайте, что эта заповедь на самом деле имела в виду, в чем ее сердце.»
Далее Он разъясняет дух заповеди на двух примерах:
1) Нельзя даже слова худого, злого напрасно говорить своему брату.
Слово «напрасно» означает, что мы не всегда должны говорить только приятные слова друг другу. Иногда мы говорим «горькую правду». Например, если безумному человеку я скажу: «Ты безумен», то это не будет напрасно. Если вы неправильно поступаете и я вам об этом сообщу, то это не будет напрасно. Здесь имеются в виду любые злые слова, которые мы говорим не с целью поправить или помочь, а с целью обидеть. Иногда ребята говорят «Я не хотел обидеть, я просто так сказал.» Но здесь нам Христос предлагает только два варианта – если вы говорите «горькие» слова не по делу, то есть без цели исправить или обличить человека, то вы согрешаете (не важно хотели вы обидеть или нет). Обратите внимание, Христос, подчеркивая, что наказание даже за дурное слово «геена огненная», то есть ад, показывает, что дурные слова приравниваются к убийству.
2) Состояние ссоры между братьями и сестрами недопустимо.
Сколько можно находиться в ссоре? Ответ: нисколько. Даже если произошла размолвка, кто-то кого-то обидел, то пока ты не примиришься, даже Бог не будет тебя слышать, не примет дар на жертвеннике.
Разъяснения Иисуса показывают нам: Господь желает, чтобы мы не только не убивали друг друга, но чтобы наши дела, наши слова никогда не приносили боль, скорбь, рану другому человеку! Жители Царства Божьего должны находиться в любви друг с другом! И это для Бога очень важно!
- Пример с заповедью «не клянись».
Прочитаем 5:33-37
Что похожего в этом отрывке с предыдущим? Тот же самый союз «а», точно такое же начало «слышали, что сказано древним». Опять Иисус заявляет: «Я хочу вам рассказать настоящим смысл этой заповеди».
Итак, в ВЗ сказано, что если дал обещание, клятву Богу, то ее нужно обязательно исполнить. Как мы уже говорили, фарисеи выходили из этой ситуации так: они клялись «как будто не перед Богом», то есть клялись жертвенником или другими предметами. Но в ст.35-36 Иисус задает один вопрос: «А разве, все, что мы видим: земля, небо, сам Иерусалим и даже человек – разве все это не принадлежит Богу?» Как можно думать, что Бог слышит наши слова только, если мы например «клянемся даром на жертвеннике» и не слышать, если мы «клянемся жертвенником»? Бог слышит все наши обещания и вообще все наши слова.
Но если Бог слышит все наши слова, то как мы должны мы подходить к тому, что мы кому-то обещаем? Ответственно! Если житель Царства Божьего говорит «Да, я это сделаю», это все равно, что он поклялся Богом.
Вы знаете, что некоторые ребята, когда обещают, держат перекрещенные пальцы, а потом говорят, что такое обещание не считается? А другие думают, что если они пообещали маме, то это не такое важное обещание, потому что мама все равно простит. А некоторые говорят: «Подумаешь, пообещал и не сделал – все кругом так делают.» Так вот здесь Христос говорит, что христианин должен быть таким надежным и честным, что если что-то говорит, то он не «болтает», а ответственно говорит. Ответственно относясь к своим словам, мы еще раз показываем, что мы уважаем и любим наших ближних, которым мы что-то обещаем.
- Будьте совершенны
Теперь вам понятно, что имел Христос, когда говорил, что жители Царства Божьего должны быть более праведными, чем фарисеи? Прочитаем стих 5:48. Какие слова здесь повторяются? Подчеркните их (совершенны, совершенен).
Скажите, совершенство – это 100% или это меньше? Можно ли исполнять законы Царства Божьего наполовину и при этом быть совершенным? Нет. Ребята, христианство - оно не только для церкви и для лагеря. Христианство – это для всей жизни. Почему?
Посмотрите, как оканчивается 48ст. Почему мы должны быть совершенны? Потому что наш Отец Небесный такой. Здесь впервые Бог называется не просто Царем, но Отцом для тех, кто живет в Его Царстве.
В прошлый раз мы говорили о свете – его нельзя спрятать, нельзя «включить» во время воскресной школы и «выключить» дома. Сегодня мы увидели, что Сам Христос объяснял Своим ученикам, а вместе с ними и всем жителям Царства, что Христос настолько преображает нас изнутри, что мы уже не делим нашу жизнь на жизнь «без Бога» и «с Богом», а целиком посвящаем себя Ему.
Кто-то из вас может сказать: но я не могу быть совершенным, это очень трудно быть ответственным в своих словах и очень трудно первому идти мириться! Мы еще будем об этом говориться на других уроках, но пока просто запомните: наш Отец Небесный не оставил нас во всем этом процессе один на один с искушениями этого мира. Он обещает нам помогать и всегда быть рядом.
Урок 9
СЕРДЦЕ НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ
Центральная истина: Молитвы жителя Царства отражают его понимание Бога, себя, взаимоотношений с другими людьми.
Золотой стих: Выучить всю молитву «Отче наш» - Матф.6:9-13
Библейский текст: Матф.6:5-13
Введение
Молитва может многое рассказать о том, насколько человек правильно понимает Бога, правильно оценивает себя и относится к другим. Вот, перед вами несколько молитв. Что вы можете сказать об этих людях?
«Господи, спасибо Тебе, что я не такой плохой, как этот грешник.»
«Господи, помоги мне хорошо сдать экзамен, а то я не буду Тебе больше верить.»
«Господи, помилуй меня, грешника.»
«Господи, Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе.»
(обсудить)
- Один на один с Богом
Прочитаем 6:5-8
Первое, что мы сделаем, это исследуем этот отрывок. Здесь Иисус говорит о некоторых вещах, которые показывают: каковы должны быть действия человека – что он должен и чего не должен делать во время молитвы? Выберите эти указания и подчеркните.
- не будьте, как лицемеры
- молись уединенно
- не будь многословен, не говори лишнего
А теперь давайте отметим, какие действия относятся к Богу, что Он делает, когда человек молится? Обведите эти слова овалами.
- Отец воздаст явно
- Отец знает нашу нужду
Некоторые люди говорят: я не умею молиться. Здесь Иисус говорит конкретные указания для нас, учит нас молитве.
Первое, в молитве важно не быть лицемерным! Мы уже говорили, что лицемерие – это отсутствие чистого и честного сердца, то есть лицемерный человек – это человек, который имеет скрытые мотивы (планы, желания). Например, что делали фарисеи: они выходили на улицу и всем своим видом показывали, что молятся. При этом, они останавливались на улице, чтобы их могли получше разглядеть. Очевидно, что их «молитва» - это спланированное действие, имеющее целью показать себя духовными на людях. Планом или мотивом фарисеев было желание прослыть религиозными в народе, в тот момент близость Богом не была их целью.
Второе, христианин обязательно должен иметь особенное время, когда он уединенно молится. Конечно, мы в церкви молимся все вместе. Но этого не достаточно. Христианство – это прежде всего живые отношения с Живым Богом. Если человек никогда не говорит от сердца к сердцу с Господом, то вряд ли он действительно любит и знает Бога.
Но не надо думать, что чем более красиво и замысловато молится человек, тем больше шансов, что Бог услышит Его. Наоборот, Иисус говорит: не будьте многословны. Слово «многословны» здесь означает не столько количество слов, сколько обилие лишних, ненужных слов. Иисус говорит, что так делают язычники. Их молитвы иногда напоминали бормотание. Они помногу раз произносили одни и те же слова, фразы, думая, что тем самым могут «проникнуть» к Богу.
Но самое поразительное, что мы здесь видим – как Бог реагирует на молитву человека. Во-первых, для Него не является новостью все, что мы говорим. Ведь Он вокруг нас, постоянно нас видит и хорошо знает наше сердце. Не будем думать, что если мы в молитве не опишем Господу всех деталей, то Он не до конца разберется в нашей ситуации. Наш путь известен Ему. Тогда возникает вопрос: а зачем же молиться? Может быть, в таком случае молитва – это всего лишь религиозный обряд? Вовсе нет. Мы обвели «Бог воздаст явно» в ответ на нашу молитву. Это означает, что настоящая молитва действенна! Бог слышит нас и отвечает на наши молитвы. Никогда не думайте, что молитва бесполезна! Иногда мы не получаем, потому что не просим. Не правда ли, как прекрасно и захватывающе осознавать, что Великий Бог жителям Своего Царства дал такое право – обращаться к Нему и даже обещал действовать в ответ на нашу молитву!
Итак, Христос объяснил ученикам, что молитва – это личное, искреннее обращение человека к Богу, который хорошо нас знает и понимает и который слышит нас и действует по нашей молитве.
- Пример молитвы
Прочитаем стихи 9-13. Здесь Христос дает пример молитвы. Мы должны понимать, что это не означает, что мы должны молиться всегда только этими словами. Перед нами – образец того, какой становится молитва человека, который живет по законам Царства Божьего, чей свет горит, чье сердце желает исполнить волю Бога. Помните, в начале мы говорили, что молитвы отражают состояние человека? Так вот, перед нами – пример того, как Сам Иисус понимает, какой должна быть наша молитва, а соответственно какими должны быть чувства, мысли, желания Его детей.
- «Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твое»
Обратите внимание, что Иисус подчеркивает: Бог – Отец верующих. Наши отношения с Господом – это не отношения, построенные на страхе (хотя нам есть Кого страшиться), не отношения Господин-раб (хотя мы вполне понимаем, что являемся рабами Бога), но отношения Отец-дети. Эта велика честь и радость для всякого жителя Царства!
- «Да придет Царствие Твое»
С одной стороны, Царство Его уже пришло в Иисусе Христе. С другой стороны, всякий христианин желает поскорее наступления того момента, когда Христос станет Царем всего мира, когда Его царство будет уже находиться не только в сердце верующих, но и наступит повсюду. Житель Царства Божьего ощущает неудобство от того, что законы этого мира тянут его в одну сторону, а он желает жить по законам Царства. Это «раздвоение» прекратится, когда Царство Небесное станет повсюду. Такое произойдет, когда Христос снова придет на землю.
- «Да будет воля Твои и на земле, как на небе»
Как воля Бога исполняется на небе? Мгновенно и безусловно! Ему никто не говорит: «Я сделаю то, что Ты велишь попозже.» или «Я не буду делать, как хочешь Ты, а поступлю по-своему.» На небесах любое слово Господа исполняется с радостью и готовностью. Иисус показывает в этой строчке: житель Царства Божьего всеми силами своей души стремиться к тому, чтобы исполнить волю Господа в своей жизни. Это для него – наиважнейшее дело! Эта просьба идет впереди прошений о нуждах.
- «Хлеб наш насущный дай нам на сей день»
Бог не запрещает, а наоборот, желает, чтобы мы рассказывали Господу о наших нуждах. Если вы желаете и нуждаетесь в чем-то, то первый, кто это должен узнать – это Господь! При этом мы не приходим на молитву со списком требований. Мы просим позаботиться о наших нуждах. Нужен ли нам новый сотовый телефон? Нужны ли нам новые сапоги? В каких-то случаях ответ на этот вопрос будет «да», а в других – «нет». В молитве доверяйте Господу свои желания и просите, чтобы Он дал вам то, что вам действительно необходимо.
- «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим»
Вспомните все, о чем мы говорили на прошлых уроках. Блаженны плачущие о своих грехах! Если вы приходите на молитву без желания исповедоваться и просить прощения за свои грехи, то ваша молитва – не та, что ее хочет видеть Господь. Здесь мы видим, что внутри человека есть борьба. Во-первых, как бы это ему было не трудно, он прощает своих должников, то есть любых людей, которые причинили ему обиду. Второе, он исследует свое сердце и когда увидит в нем грех – исповедует его. В искренней молитве всегда присутствует борьба, желание очиститься, готовность менять свои неправильные взгляды и исправлять неправильное поведение.
- «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого»
И в конце концов, мир, в котором мы существуем постоянно оказывает на нас давление. Иногда оно очень сильное. Некоторые из вас находятся в таком окружении, где ваша вера постоянно испытывается на прочность. Устоять бывает не легко. И вот здесь Иисус говорит, что мы можем рассчитывать на помощь Самого Господа. Эта фраза стоит в молитве не случайно. Бог действительно может дать нам сверхъстественную способность (то есть помочь нам победить искушение с помощью Его силы) победить. Это не означает, что мы уже не должны стараться сами. Речь идет о том, что если человек старается на 100%, то Господь поможет ему устоять, если для этого нужно стараний на 150%.
- «Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь».
Заканчивается молитва утверждением Царства Божьего. Для любого христианина жизнь в Божьем Царстве – это реальность. В последней фразе он подтверждает, что Царство Божье действительно близко и Господь правит в его сердце.
- Проверка
Я предлагаю вам проверить себя: о чем молитесь вы? Что можно сказать по вашим молитвам о ваших отношениях с Богом? Молитва Отче наш – это сердце всей Нагорной проповеди. В ней отражено внутреннее состояние верующего: его мысли, его чувства, желания, стремления, борьба, будни. Я предлагаю вам выучить наизусть эту молитву. И когда вы будете ее произносить, сравнивайте ее с тем, что находится внутри вас: желаете ли вы приближения Царства Христа во всем мире? Боретесь ли с грехом? Прощаете ли обидчиков?
Урок 10
ПРАВИЛЬНЫЙ ФОКУС
Центральная истина: Житель Царства Божьего имеет в фокусе своей жизни Христа Его заповеди, оценивает через этот фокус всю свою жизнь.
Золотой стих: Матф. 6:31-33
Библейский текст: Матф.6:19-34
Введение
(нарисуйте мишень, можно взять дартс пострелять)
Что необходимо для того, чтобы попасть в цель? (Когда целишься, нужно смотреть только на цель – кроме этой точки ты не должен ничего видеть.) Профессиональным стрелкам на нос наклеивают полоску, которая отгораживает глаз, которым они целятся от всего окружающего мира. Почему? Потому что если стрелок будет рассматривать предметы вокруг, то не сможет точно выстрелить.
(оставьте висеть мишень на весь урок, когда речь пойдет о фокусе, указывайте на мишень)
- Нетленное сокровище
Прочитаем Матф.6:19-21
Подчеркните слово, которое встречается в каждом стихе (сокровище). Есть ли здесь противопоставления? Выделите скобками союз «но» в 20 ст., поставьте на полях знак «внимание». Выделите скобками союз «ибо», поставьте знак «внимание».
? Какие два места противопоставлены в этом отрывке? (небо, земля). Чем они отличаются?
- моль: расскажите, как моль может проесть одежду, привести ее в полную негодность.
- ржа: расскажите, как ржавчина разъедает железные вещи, от чего они становятся ветхими, рассыпаются и прогнивают
- воры: в Израиле зерно хранили в амбарах, хозяин мог думать, что у него – полный амбар зерна, но если вор делал подкоп, то он выносил зерно через прорытое отверстие и хозяин мог обнаружить, что он лишился своих запасов.
Ребята, посмотрите: сколько различных угроз есть у нашего имущества. Во-первых, это неправедные люди, которые обманом могут завладеть нашими вещами; во-вторых, это сама природа вещей – все гниет и рушится. (возьмите из газеты несколько сводок об ограблении)
Вы и сами можете припомнить, как в вашей квартире валяется какая-то ваша игрушка или вещь, которая изрядно потрепана: может быть ее таскала ваша собака, а может поломал младший брат или сестра, может быть она просто потускнела от времени. Вы вспоминаете: когда-то вам ее так сильно хотелось! Когда-то вы с радостью получили эту игрушку, она была вам дорога. Но со временем она потеряла всякую ценность.
Что же выходит: мы живем в мире, где все изгнивает и теряет со временем свою ценность, где дорогие для нас вещи могут быть легко утрачены. Что же делать?
Посмотрите на противопоставление («но»). Выход для нас есть: Господь для нас приготовил такое прекрасное место, в котором вещи не будут портиться, в котором вещи не будут теряться или пропадать, они не будут трепаться и тускнеть. Это место – небо! Интересно, что собирать сокровища на небе мы можем уже сейчас. Первое и самое главное сокровище – это наше спасение, оно не потускнеет и его ценность не измениться. Второе – Бог обещает верным христианам награду на небесах. Мы не можем сейчас точно сказать, что именно это будет за награда. Но, например, мы знаем, что Апостол Павел к ней стремился всем сердцем. Он писал: «Все почитаю тщетою….Стремлют к цели, к почести вышнего звания.» (Филипп.3:8-14) «…буду иметь награду…» (1 Коринф.9:17)
Посмотрите на союз «ибо». Он показывает на причину, почему христианин должен жить, собирая себе сокровище на небесах. Дело в том, что проблема с земным сокровищем состоит не только в том, что оно может испортиться или пропасть. Проблема и в том, что оно забирает наше сердце.
Мы с вами думаем, что очень богатым людям не о чем переживать. Они могут купить комфортный дом, лучшую одежду, никогда не нуждаться в пище, развлекаться от души. В случае болезни, они могут нанять лучших докторов и сделать дорогостоящую операцию итд. Но, все-таки есть такая вещь, чего боятся очень богатые люди. Результаты одного исследования показали, что богатые люди живут с постоянным переживанием – как сохранить свое богатство. Их сердце не может быть вполне спокойно. Еще один пример: люди, которые играют на бирже. Они не могут расслабиться. Они должны постоянно, даже во время отпуска или выходного иметь возможно наблюдать за движением цен на акции. Для них в жизни главная хорошая новость: их акции растут, а главная плохая новость: их акции падают. Биржевой рынок для них – фокус их жизни, все остальное – фон.
Христианин, житель Царства Небесного, должен хорошо понимать: наш фокус – это Господь и Его заповеди. Все остальное мы должны рассматривать через Христа.
- Служить двум господам
Мысль Иисуса о сокровище продолжается в стихе 24. Давайте прочитаем. В 24 стихе выделите союзы «а» и подчеркните слова, которые они противопоставляют (одного любить – другого ненавидеть, одному усердствовать, - о другом нерадеть).
В еврейском языке, когда о чем-то говорится в противопоставлении «любить –ненавидеть», но это не означает, что вы буквально испытываете ненависть к другому человеку. Это означает, что вы так сильно любите одного, что ваше чувство к другому по сравнению с этой любовью, как ненависть. Можно еще сказать: одного вы любите больше, чем другого.
Может быть, вам знакома ситуация: у вас два друга и вы стараетесь к ним одинаково относиться. Но каждый друг хочет быть главным в вашей жизни. Если, например, вы за одним зашли первым, а за другим вторым – то возникают обиды. Или вы одному что-то рассказали, а другому забыли – снова обиды. Каждый из них спрашивает: «Разве ты не со мной больше дружишь?»
Но если еще в дружбе можно соблюдать равновесие, то на службе этого делать невозможно. Можно ли быть солдатом в армиях, которые сражаются друг против друга? Можно ли играть в командах, которые борются друг против друга? Нет.
Здесь подчеркивается одна и та же мысль: у нас должен быть один фокус, одно главное направление.
- Птицы и лилии
Но некоторые могут сказать: а если мы будем иметь в фокусе только Христа, то как же тогда все наши нужды и проблемы? Ответ содержится в стихах 25-34. Прочитаем этот отрывок.
Чей пример нам приводится в стихах 26-30, с чем здесь сравнивается человек? С птицами и цветами. Прием сравнения часто используется в Библии. В данном случае, Иисус говорит: птицы и цветы не гложет забота и том, как прожить. Это не значит, что они живт без дела. Трудолюбивые птицы вьют гнезда, ищут еду, цветы добывают воду из почвы, перерабатывают солнечный свет в питательные вещества. Но гложет ли их забота? Ищет ли птица самого «крутого» червя во всем лесу? Говорит ли она птенцам: «Мы – птицы особенные и отныне будем питаться только деликатесами.»? Гложет ли цветок забота, как получить «самый модный» цвет своих лепестков?
Нет! Птицы и цветы берут от жизни ровно то, что им необходимо. При этом, все необходимое дает им в конечном итоге Бог.
Это для нас огромный пример: не страдай от того, что у тебя нет какой-то вещи. Сделай то, что можешь (потрудись), но при этом помни: Господь тебе даст необходимое!
Бог так благ к нам, что иногда нам дает не только необходимое, но и более того. У кого из вас есть только одна кофта и одни брюки? У кого в холодильнике лежит только хлеб и молоко? Господь любит нас! Он заботится о нас!
Посмотрите на стихи 31-34. Здесь для нас открыт большой секрет! Если мы сохраняем фокус нашей жизни на Господе во ВСЕХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ (именно во ВСЕХ – наше поведение дома, в школе, на улице, в магазине, в наших мыслях и нашем настроении), то Сам Бог обещает позаботиться о нас.
- Поразмышляем
Мы уже говорили раньше, что к сожалению, многие христиане делят свою жизнь на «христианство» и «все остальное». Можно ли так делать? Прочитайте следующие примеры и скажите, правильно ли рассуждают эти люди:
- Однажды пастор ехал со своим членом церкви по городу. Верующий человек ему говорит: а вот мои магазины, я их хозяин. Это были винные магазины. Пастор озабочено спросил, не считает ли он неправильным для христианина работать в таком бизнесе? «Верующий» объяснил: «Я люблю Бога, хожу в церковь и молюсь. Я плачу десятину со своего бизнеса. Это всего-лишь работа. Сам я не пью.»
- Одна девочка-христианка призналась, что готовит шпаргалки для выпускного экзамена по физике. Она объясняет: «В физике я ничего не смыслю. Мне просто не реально выучить эти формулы. Но если я завалю экзамен, то у меня будет общий балл низкий и мне не поступить в колледж, чтобы выучиться на воспитателя детского сада. А ведь я так люблю детей и потом в воскресной школе буду ими заниматься. Что ж теперь, из-за пару-тройки формул и глупой физике мне рушить свою жизнь?»
Урок 11