Воззрения частного характера
Вера в посланников, упомянутых Всевышним Аллахом в Его писании и Пророком, , в Сунне, относится к воззрениям частного характера. Священные тексты по этому поводу содержат имена пророков, истории о них, повествования об их превосходствах и особенностях.
В Коране встречаются имена двадцати пяти пророков и посланников. Восемнадцать из них упоминаются в словах Всевышнего: «Таковы Наши доводы, которые Мы предоставили Ибрахиму против его народа. Мы возвышаем по степеням, кого пожелаем. Воистину, твой Господь – Мудрый, Знающий.&Мы даровали ему Исхака и Йакуба. Мы повели их обоих прямым путем. Еще раньше Мы повели прямым путем Нуха, а из его потомства – Дауда, Сулеймана, Айюба, Йусуфа, Мусу и Харуна. Таким образом Мы воздаем творящим добро.&А также Закарию, Йахйу, Ису и Ильяса. Все они были из числа праведников.&А также Исмаила, Аль-Йacaa, Йунуса и Лута. Всех их Мы превознесли над мирами» (аль-Ан’ам, 83-86).
Имена остальных пророков и посланников упоминаются в других аятах Корана: «Мы отправили к адитам их брата Худа» (аль-А’раф, 65);
«Мы отправили к самудянам их брата Салиха» (аль-А’раф, 73);
«Мы отправили к мадьянитам их брата Шуейба» (аль-А’раф, 85);
«Воистину, Аллах избрал и возвысил над мирами Адама, Нуха…» (Аль Имран, 33);
«Помяни также Исмаила, Идриса, Зуль Кифла. Все они были из числа терпеливых» (аль-Анбийа, 85);
«Мухаммад – Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой» (аль-Фатх, 29).
Мусульманин обязан верить в каждого из этих пророков и посланников, признавая их пророческую миссию и послание в соответствии с тем, что сообщили Аллах и Его посланник, e.
Наряду с этим необходимо верить в правдивость всех священных текстов, в которых упоминаются их истории, преимущества и особенности. В частности, необходимо верить в то, что Аллах сделал пророков Ибрахима и Мухаммада Своими возлюбленными. Всевышний сказал: «Аллах сделал Ибрахима Своим возлюбленным» (ан-Ниса, 125).
Пророк же, e, говорил: «Воистину, Аллах сделал меня Своим возлюбленным, как и Ибрахима». Этот хадис передал Муслим.[139] Необходимо верить и в то, что Всевышний Аллах разговаривал с пророком Мусой, поскольку в Коране говорится: «А с Мусой Аллах вел беседу» (ан-Ниса, 164).
Пророку Дауду были подчинены горы и птицы, которые славили Аллаха вместе с ним. Всевышний сказал: «Мы подчинили горы и птиц для того, чтобы они славили Нас вместе с Даудом. Мы это сделали» (аль-Анбийа, 79).
Кроме того, Аллах сделал для него железо мягким, о чем сказал Всевышний: «Мы одарили Дауда милостью от Нас и сказали: «О горы и птицы! Славьте вместе с ним!». Мы сделали железо мягким для него» (Саба, 10).
Пророку Сулейману были подчинены ветры, которые дули по его велению, а также джинны, которые работали перед ним и делали для него, что ему было угодно. Всевышний сказал: «Мы подчинили Сулейману ветер, который утром пролетал месячный путь и после полудня пролетал месячный путь. Мы заставили для него течь источник меди. Среди джиннов были такие, которые работали перед ним с дозволения его Господа» (Саба, 12).
Кроме того, пророк Сулейман был обучен языку птиц, о чем сказал Всевышний: «Сулейман наследовал Дауду и сказал: «О люди! Мы обучены языку птиц, и нам даровано от всего сущего»
(ан-Намль, 16).
К воззрениям частного характера относится и вера в упомянутые в писании Аллаха рассказы о посланниках и их народах, о вражде между ними и о том, как Аллах помог Своим посланникам и их последователям. Сюда относятся рассказы о Мусе и Фараоне, об Ибрахиме и его народе, о Нухе, Худе, Салихе, Шуейбе, Луте и их соплеменниках.
Сюда же относится рассказанная Аллахом история о Йусуфе, его братьях и жителях Египта, история о Йунусе и его народе и многие другие повествования о пророках и посланниках, дошедшие до нас в Коране и Сунне. Мусульмане обязаны верить в каждое из этих повествований в отдельности в соответствии с тем, что говорится в священных текстах.
Таким образом, вера в Божьих посланников может быть правильной только тогда, когда человек разделяет все упомянутые ранее воззрения общего и частного характера. А лучше всего об этом известно Всевышнему Аллаху!
Тема IV. Обязанности мусульман перед посланниками
Обязанности мусульман перед посланниками велики и определяются тем, что Аллах отвел для них важное место в религии, и тем, что они занимают высокое и славное положение перед Аллахом. Он почтил их благородной миссией и избрал их для донесения Своего откровения и закона до всех остальных творений. Вот некоторые из этих обязанностей:
1. Необходимо верить в правдивость того, что приносили Божьи посланники, и в то, что все они были посланы Господом и доносили до тех, к кому они были отправлены, то, что им приказал Аллах. Причем в этом отношении между ними не было никакой разницы. Всевышний сказал: «Мы отправили посланников только для того, чтобы им повиновались с дозволения Аллаха» (ан-Ниса, 64);
«Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и остерегайтесь! Но если вы отвернетесь, то знайте, что на Нашего Посланника возложена только ясная передача откровения» (аль-Маида, 92);
«Воистину, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников, хотят различать между Аллахом и Его посланниками и говорят: «Мы веруем в одних и не веруем в других», – и хотят найти путь между этим,&являются подлинными неверующими» (ан-Ниса, 150-151).
Следовательно, мусульмане обязаны признавать правдивость всего, что проповедовали посланники, и это является обязательным требованием веры в них.
Также обязательно знать, что после пришествия Пророка Мухаммада, e, ни один представитель двух весомых родов – людей и джиннов – не имеет права следовать путем кого-либо из предыдущих посланников, потому что Мухаммад, e, был отправлен ко всем людям без исключения. Его шариат отменил законодательства всех предшествовавших ему пророков, и поэтому сейчас нет религии, кроме той, которую Аллах отправил вместе с ним, и повиноваться можно только этому благородному Пророку, e. Всевышний сказал: «От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (Аль Имран, 85); «Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем, но большинство людей не знает этого» (Саба, 28);
«Скажи: «О люди! Я – Посланник Аллаха ко всем вам…» (аль-А’раф, 158).
2. Необходимо любить всех посланников и остерегаться враждебного отношения к ним. Всевышний сказал: «Если они считают Аллаха, Его Посланника и верующих своими покровителями и помощниками, то ведь поборники Аллаха непременно окажутся победителями» (аль-Маида, 56);
«Верующие мужчины и женщины являются помощниками и друзьями друг другу» (ат-Тауба, 71).
Этот аят характеризует верующих как людей, которые дружат друг с другом и помогают друг другу. Безусловно, он распространяется и на посланников Аллаха, которые тоже являются верующими и обладают самой совершенной верой. Следовательно, любовь к ним в сердцах верующих должна быть сильнее, чем любовь ко всем остальным творениям. Это объясняется тем, что они занимают важное место в религии и обладают сильной верой. Вот почему Аллах предостерег людей от враждебного отношения к Его посланникам, и поместил враждебность к ним в один ряд с враждебностью к Аллаху и Его ангелам, и установил для них общее наказание и возмездие. Всемогущий Господь сказал: «Если кто враждует с Аллахом и Его ангелами, посланниками, Джибрилом и Микаилом, то ведь Аллах является врагом неверующих» (аль-Бакъара, 98).
3. Необходимо иметь твердую убежденность в том, что посланники превосходят всех остальных людей, и что ни один человек, каким бы праведным и богобоязненным он ни был, не способен достичь такой степени праведности. Причина же этого в том, что для пророческого послания Аллах избирает только тех, кого пожелает, и добиться этого благодаря усердию и стараниям невозможно. Всевышний сказал: «Аллах избирает среди ангелов и людей посланников. Воистину, Аллах – Слышащий, Видящий» (аль-Хадж, 75).
Господь также сказал: «Таковы Наши доводы, которые Мы предоставили Ибрахиму против его народа. Мы возвышаем по степеням, кого пожелаем» (аль-Ан’ам, 83).
Затем Господь упомянул большую плеяду пророков и посланников, после чего сказал: «Всех их Мы превознесли над мирами» (аль-Ан’ам, 86).
Этот коранический отрывок мы уже цитировали при рассмотрении первой темы в этой главе.
Сунна тоже свидетельствует о том, что никто из творений не может достичь высокого положения Божьих посланников. В хадисе Абу Хурейры, переданном аль-Бухари и Муслимом, сообщается, что Пророк, e, сказал: «Ни одному рабу не подобает говорить: «Я лучше Йунуса бин Матты».[140] А в версии аль-Бухари говорится: «Кто говорит, что он лучше Йунуса бин Матты, тот лжет».[141] В одном из комментариев к этому хадису говорится: «Пророк, e, сказал так, чтобы никому из невежественных людей не пришло в голову умалять достоинство пророка Йунуса из-за той истории, которая рассказана о нем в Могучем Коране». Богословы отмечали, что события, произошедшие с Йунусом, ничуть не умаляют его пророческой миссии, и Аллах упомянул о нем в Священном Коране. Всевышний сказал: «Помяни также человека в рыбе (Иунуса), который ушел в гневе и подумал, что Мы не справимся с ним. Он воззвал из мрака: «Нет божества, кроме Тебя! Пречист Ты! Воистину, я был одним из беззаконников!»&Мы ответили на его мольбу и спасли его от печали. Так Мы спасаем верующих» (аль-Анбийа, 87-88);
«Йунус также был одним из посланников.&Он сбежал на переполненный корабль.&Он бросил жребий вместе с другими и оказался проигравшим.&Его проглотил кит, когда он был достоин порицания.&Если бы он не был одним из прославляющих Аллаха,&то непременно остался бы в его чреве до того дня, когда они будут воскрешены.&Мы выбросили его на открытую местность, и он был болен.&Мы взрастили над ним (или возле него) тыкву.&Мы отправили его к ста тысячам или даже больше того.&Они уверовали, и Мы позволили им пользоваться благами до определенного времени» (ас-Саффат, 139-148).
4. Необходимо верить в то, что одни посланники превосходили других, и что они не занимали одинаковое место перед Аллахом. Напротив, Аллах возвысил одних из них над другими. Всевышний сказал: «Таковы посланники. Одним из них Мы отдали предпочтение перед другими. Среди них были такие, с которыми говорил Аллах, а некоторых из них Аллах возвысил до степеней» (аль-Бакъара, 253).
Ат-Табари в толковании этого аята сказал: «Всевышний сказал: «Одних из этих посланников Я возвысил над другими. С некоторыми из них Я разговаривал, как это было с Мусой. А некоторых из них Я возвысил до степеней, оказав им милость и одарив их высоким положением». Следовательно, признание за каждым из посланников того высокого места, которое отвел для него Аллах, в строгом соответствии со священными текстами, также входит в обязанности мусульман перед посланниками.
5. Еще одной обязанностью людей перед посланниками является мольба за их благословение и пожелание им мира и благополучия. Аллах приказал людям поступать так и поведал о том, что добрая слава Божьих посланников будет жить вечно и что целые народы будут желать им мира и благополучия впоследствии. Всевышний сказал о пророке Нухе: «Мы оставили о нем в последующих поколениях добрую молву.&Мир Нуху среди миров!» (ас-Саффат, 78-79).
Говоря о пророке Ибрахиме, Всевышний сказал: «Мы оставили о нем в последующих поколениях добрую молву.&Мир Ибрахиму!» (ас-Саффат, 108-109).
О пророках Мусе и Харуне Господь сказал: «Мы оставили о них в последующих поколениях добрую молву.&Мир Мусе и Харуну!» (ас-Саффат, 119-120).
Всевышний также сказал: «Мир посланникам!» (ас-Саффат, 181).
Ибн Касир в толковании слов Всевышнего «Мир Нуху среди миров!»писал: «Добрая молва о нем и его вечная слава определяются тем, что все народы желают ему мира и благополучия». Имам ан-Навави сообщил, что богословы единодушны в том, что молиться за благословение всех пророков можно и даже желательно. Он писал: «Богословы единодушны в том, что необходимо молиться за благословение нашего Пророка Мухаммада, e. Авторитетные богословы также единодушны в том, что разрешается молиться за благословение всех остальных пророков и ангелов в отдельности. Что же касается всех остальных людей, то большинство богословов считает, что молиться за их благословение до упоминания имен пророков не следует».
Это – некоторые из обязанностей мусульман перед посланниками Аллаха, которые подтверждаются священными текстами и мнениями богословов. А лучше всего об этом известно Аллаху!
Тема V. Твердые духом посланники
Твердыми духом называют тех посланников, которые проявили недюжинную решимость и терпение. Всевышний сказал: «Терпи же, как терпели твердые духом посланники» (аль-Ахкаф, 35).
Богословы разошлись во мнениях относительно того, кто из посланников считается твердым духом. Существует мнение, что к ним относятся все посланники. В этом случае арабский предлог «мин» в упомянутом выше аяте указывает на их принадлежность к посланникам, а не на выделение их из числа посланников. Ибн Зейд сказал: «Все посланники были твердыми духом. Все пророки, которых отправил Аллах, были твердыми духом, решительными и благоразумными людьми».
Согласно другому мнению, твердыми духом были только пять посланников: Нух, Ибрахим, Муса, Иса и Мухаммад. Ибн ‘Аббас сказал: «Твердыми духом посланниками были Пророк Мухаммад, e, а также Нух, Ибрахим, Муса и Иса». Это мнение также разделяли Муджахид, Ата аль-Хорасани и многие богословы более позднего периода.
Основанием для подобного суждения является то, что имена этих пятерых посланников дважды упоминаются вместе в писании Аллаха. В первый раз мы встречаемся с этим в суре «аль-Ахзаб»: «Вот Мы заключили завет с пророками, с тобой, Нухом, Ибрахимом, Мусой и Исой, сыном Марьям. Мы заключили с ними суровый завет» (аль-Ахзаб, 7).
Во второй раз их имена упоминаются вместе в суре «аш-Шура»: «Он узаконил для вас в религии то, что заповедал Нуху, и то, что Мы внушили тебе в откровении, и то, что Мы заповедали Ибрахиму, Мусе и Исе: «Исповедуйте религию и не расходитесь во мнениях относительно нее»
(аш-Шура, 13).
В одном из толкований говорится: «Аллах удостоил их особого внимания для того, чтобы подчеркнуть, что они превосходят всех остальных в славе и величии, ведь они принесли самые распространенные законодательства и были твердыми духом посланниками».
Эти пятеро являются самыми достойными среди посланников и лучшими представителями рода Адамова. Передают, что Абу Хурейра сказал: «Лучшими среди потомков Адама являются пятеро: Нух, Ибрахим, Иса, Муса и Мухаммад, а лучшим среди них является Мухаммад, e».[142]
Таким образом, самым достойным среди посланников является Пророк Мухаммад, e, что подтверждается хадисом, переданным аль-Бухари со слов Абу Хурейры. В нем сообщается, что Пророк, e, сказал: «Я – господин потомков Адама в День воскресения, и я буду первым, для кого раскроется могила, и первым, кто сможет заступиться, и первым, чье заступничество будет принято».[143]
Тема VI. Особенности нашего Пророка Мухаммада, e, обязанности мусульман перед ним и разъяснение того, что видение Пророка, e, во сне является истинным
Первое – особенности Пророка Мухаммада, e.