Господи, устне мои отверзеши…» (2).

Схема 2

Чинопоследование вседневной утрени

(совершаемой после вседневной вечерни[1] при святом «без знака»)

Священник: «Слава Святей…» (Служебник).

Чтец[2]: «Аминь». «Слава в вышних Богу…» (3).

Господи, устне мои отверзеши…» (2).

Шестопсаломие: Псалмы 3, 37, 62,после которых: Слава и ныне: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…» (3) «Господи, помилуй» (3) Слава и ныне:;Псалмы 87, 102, 142;по окончании чтения Шестопсаломия: Слава и ныне: «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже…» (3) (Часослов).

Священник во время чтения Шестопсаломия тайно читает 12 утренних молитв:
6 — перед Престолом в Алтаре, 6 — на амвоне перед Царскими вратами.

Диакон: Мирная (Великая) ектения: «Миром Господу помолимся…»(Служебник)

Священник: Возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава…» (Служебник).

Хор: «Аминь».

Диакон: «Бог Господь и явися нам...»(Служебник).

Хор: «Бог Господь и явися нам...»(Часослов) во глас тропаря святого Минеи.

Диакон: стих 1-й: «Исповедайтеся Господеви яко благ...»(Служебник).

Хор: «Бог Господь и явися нам...»(Часослов).

Диакон: стих 2-й: «Обышедше обыдоша мя...»(Служебник).

Хор: «Бог Господь и явися нам...»(Часослов).

Диакон: стих 3-й: «Не умру, но жив буду...»(Служебник).

Хор: «Бог Господь и явися нам...»(Часослов).

Диакон: стих 4-й: «Камень, его же небрегоша зиждущии...»(Служебник).

Хор: Тропарь святого (дважды) (Минея).

«Слава и ныне:» Богородичен из 4-го приложения Минеи[3]:
1) по гласу тропаря святого Минеи; 2) с учетом дня седмицы;
3) с надписанием: «по Ныне отпущаеши (или «на вечерни») и на Бог Господь».

Хор: «Господи помилуй» (3), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Чтец: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»; и читается первая «Слава» первой рядовой (положенной по Уставу) кафизмы (Псалтирь)[4]. Первая «Слава» оканчивается словами чтеца «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Хор: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»; «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (3); «Господи помилуй» (3); «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Чтец: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»; и читается вторая «Слава» первой рядовой (положенной по Уставу) кафизмы (Псалтирь). Вторая «Слава» оканчивается словами чтеца «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Хор: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»; «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (3); «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Чтец: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»; и читается третья «Слава» первой рядовой (положенной по Уставу) кафизмы (Псалтирь). Третья «Слава» оканчивается словами чтеца «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь»; «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (3).

Чтец: «Господи, помилуй» (3); и читает Седален Октоиха с надписанием: «по первом стихословии», «Слава и ныне:»Богородичен Октоиха там же.

Хор: «Господи, помилуй» (3), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Чтец: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»; и стихословится вторая рядовая (положенная по Уставу) кафизма (Псалтирь). Порядок ее исполнения такой же, как и первой кафизмы.

Чтец: «Господи, помилуй» (3); и читает Седален Октоиха с надписанием: «по втором стихословии», «Слава и ныне:»Богородичен Октоиха там же.

Здесь может читаться третья рядовая кафизма, положенная по Уставу в период с 22 сентября по 20 декабря по старому стилю. Порядок ее исполенения такой же, как и первой кафизмы. После прочтения кафизмы читается седален Октоиха «по третьем стихословии».

Хор: «Господи, помилуй» (3), «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Чтец: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»; и Псалом 50[5].

Канон:

Канон на вседневной утрени читается следующим образом: два канона Октоиха и третий канон — святого Минеи (но если в Минее 2 канона, то читается 2 канона Октоиха и 2 канона Минеи. Больше четырех канонов не читается). На вседневной утрени по Уставу канон читается «на 14 тропарей с ирмосом»: первый канон Октоиха — на 6 тропарей с ирмосом, второй канон Октоиха — на 4 тропаря без ирмоса и канон святого Минеи — на 4 тропаря без ирмоса. Ирмос поется в начале каждой песни Хором, затем Чтец читает тропари канона, произнося передкаждым из них припев, соответствующий содержанию канона[6]. К 13-му (предпоследнему) тропарю песни читается припев: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». К 14-му (последнему) тропарю — «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»[7]. По 3, 6, 8, 9 песням канона поется Катавасия. Катавасией служит ирмос последнего канона (то есть канона Минеи).

По 3-й песни:

Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...» (Служебник).

Священник: Возглас: «Яко Ты еси Бог наш…» (Служебник).

Хор: «Аминь».

Чтец: Седален святого Минеи, «Слава и ныне:»Богородичен канона Минеи[8].

По 6-й песни:

Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...» (Служебник).

Священник: Возглас: «Ты бо еси Царь мира…» (Служебник).

Хор: «Аминь».

Чтец: Кондак и икос канона Минеи[9].

По 8-й песни:

К 13-му (предпоследнему) тропарю 8-й песни читается припев: «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа». К 14-му (последнему) тропарю — «И ныне и присно и во веки веков. Аминь»[10]. После чтения последнего тропаря, Хор поет: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки». Затем поется Катавасия 8-й песни. После чего:

Диакон: «Богородицу и Матерь Света...» (Служебник).

Хор: Песнь Богородицы: «Величит душа моя Господа…» с припевом: «Честнейшую херувим…»

Диакон во время пения «Честнейшую» совершает полное каждение храма.

По 9-й песни:

Хор: «Достойно есть яко воистину…»

Диакон: Малая ектения: «Паки и паки...» (Служебник).

Священник: Возглас: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя…» (Служебник).

Хор: «Аминь».

Чтец: Ексапостиларий дневной (Приложение Октоиха)[11]: с учетом дня седмицы.

«Слава:»Светилен святого Минеи (если есть).

«И ныне:»Богородичен егоже (то есть писанный при светильне святого Минеи).

Примечание: 1) Если в службе святого Минеи нет светильна, то читается Светилен (Ексапостиларий) дня, затем «Слава и ныне:» Богородичен егоже. Под среду и пятницу читается Крестобогородичен, который находится в Приложении Октоиха при светильне дневном.

Чтец: Хвалитные псалмы (Псалмы 148, 149, 150) со слов: «Хвалите Господа с небес…» (Часослов). Слава и ныне:

«Тебе слава подобает…»(Часослов).

«Слава Тебе, показавшему нам свет»(Часослов).

Вседневное славословие (седмичная редакция): «Слава в вышних Богу…»(Часослов).

Диакон: Просительная ектения: «Исполним утреннюю молитву нашу...»(Служебник).

Священник: Возглас: «Яко Бог милости и щедрот…» (Служебник).

Хор: «Аминь».

Священник: «Мир всем!»

Хор: «И духови твоему».

Диакон: «Главы наша Господеви приклоним!»

Хор: «Тебе, Господи».

Священник в это время перед Престолом тайно читает молитву главопреклонения: «Господи святый, в вышних живый…» (Служебник).

Священник: Возглас: «Твое бо есть еже миловати...»(Служебник).

Хор: «Аминь».

Стихиры на стиховне утрени:

Канонарх: «Глас N» (по гласу первой стихиры на стиховне Октоиха) и возглашает первую фразу первой стихиры (Октоих).

Хор: поет первую стихиру Октоиха.

Канонарх: возглашает 1-й стих (до последней запятой) (Часослов).

Хор: поет окончание 1-го стиха и 2-ю стихиру Октоиха.

Канонарх: возглашает 2-й стих (до последней запятой) (Часослов).

Хор: поет окончание 2-го стиха и 3-ю стихиру Октоиха.

Канонарх: «Слава и ныне, глас тойже». «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

Хор: «И ныне:» и поет Богородичен Октоиха (Октоих «наряду»), а в среду и пяток — Крестобогородичен (Октоих «наряду»).

Чтец: «Благо есть…» Трисвятое по «Отче наш...»(Часослов).

Священник: Возглас: «Яко Твое есть царство...»

Хор: «Аминь».

Тропарь святого (1) (Минея).

«Слава и ныне:» Богородичен из 4-го приложения Минеи[12]:
1) по гласу тропаря святого Минеи; 2) с учетом дня седмицы;
3) с надписанием: «в конец утрени».

Диакон: Сугубая ектения (сокращенная)[13]: «Помилуй нас, Боже...»(Служебник).

Священник: Возглас: «Яко Милостив...» (Служебник).

Хор: «Аминь».

Диакон: «Премудрость!»

Хор: «Благослови»[14].

Священник: «Сый Благословен Христос Бог наш...»

Хор: «Аминь». «Утверди Боже...»

И тотчас чтец начинает читать «Приидите, поклонимся…» (3) и 1-й час.

[1] В случае, когда утреня служится отдельно от вечерни (или в рамках монастырского устава, или в приходской практике, когда утреня служится отдельно с утра), она начинается с Двупсаломия. В этом случае начало утрени такое:

Священник: «Благословен Бог наш…»

Чтец:«Аминь». «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». «Царю Небесный…» Трисвятое по «Отче наш…»

Священник: «Яко Твое есть Царство…»

Чтец:«Аминь». «Господи, помилуй» (12). «Приидите поклонимся…» (3);Псалом 19: «Услышит тя Господь в день печали…» и псалом 20: «Господи, силою Твоею…»

Слава и ныне: Трисвятое по «Отче наш…» (в приходской практике часто опускается, а сразу после Слава и ныне: читаются тропари).

Священник: «Яко Твое есть Царство…»

Чтец:«Аминь».Тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя…», Слава:кондак:«Вознесыйся на Крест волею…», И ныне:богородичен: «Предстательство страшное…»(Часослов).

Священник: Ектения сугубая сокращенная: «Помилуй нас, Боже…»

Священник: Возглас: «Яко милостив…»

Хор: «Аминь». «Именем Господним благослови, отче».

Священник: «Слава Святей…»и далее последование утрени по схеме.

[2] В некоторых храмах принято «Аминь» петь Хору. Допускаются оба варианта.

[3] Устав о порядке пения тропарей и богородичнов в седмичные дни всего года содержится в 9 и 52 главах I отдела Типикона и в статье: «Указ о службе всея седмицы» в приложении Октоиха.

[4] Устав о чтении кафизм содержится в 17 главе I отдела Типикона.

[5] Текст псалма 50-го можно взять в Часослове в чине Полунощницы или в чине 3-го часа.

[6] См. главу: Устав о пении канонов в седмичные дни настоящего пособия.

[7] При приходском сокращении количества тропарей канона до минимума (например, до 4-х в песни) к предпоследнему и последнему тропарю лучше читать общие припевы, соответствующие содержанию канона.

[8] Если в службе святого Минеи два кондака (один писан по 6 песни, а другой с надписанием: «Ин кондак» по 3-й песни), то «Ин кондак» читается по 3-й песни, а после него обычным порядком читаются седальны с Богородичном.

[9] По 6-й песни кондак читается всегда лишь один, а икос присоединяется к нему подряд, то есть икос никогда не читается «На Славу:».

[10] При приходском сокращении количества тропарей канона до минимума (например, до 4-х в песни) к предпоследнему и последнему тропарю следует читать общие припевы, соответствующие содержанию канона, а троичный припев «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа, и ныне и присно и во веки веков. Аминь» читается после последнего тропаря песни.

[11] Не следует путать эти Ексапостиларии со Светильнами дневными, которые поются «егда поем Аллилуия».

[12] Устав о порядке пения тропарей и богородичнов в седмичные дни всего года содержится в 9 и 52 главах I отдела Типикона и в статье: «Указ о службе всея седмицы» в приложении Октоиха.

[13] Эта ектения называется сокращенной, так как начинается сразу с 3-его прошения: «Помилуй нас, Боже…», тогда как первые два прошения Сугубой ектении: «Рцем вси…» и «Господи, Вседержителю…» не произносятся.

[14] В храмах, где находится архиерейская кафедра, патриаршее или монастырское подворье, в монастырях вместо «Благослови» поется «Святейший (Высокопреосвященнейший, Преосвященнейший) Владыка, благослови».

Наши рекомендации