Важность воскресения христа
Все главные религии мира, кроме четырех, основаны на обычных философских концепциях. Что до тех четырех, которые связаны с личностями, а не с философскими системами, то христианство — единственная из них, где речь идет о пустой гробнице ее основателя. Авраам, отец иудаизма, умер примерно в 1900 г. до Р. Х., но речи о его воскресении никогда не шло.
В своей книге «На этом стою» Уилбур М. Смит пишет: «Ни в одном рассказе о Будде не говорится ни о чем похожем на воскресение. Более того, в наиболее раннем повествовании о его смерти, а именно «Махапариниббана Сутта», мы читаем, что смерть Будды была подобна «совершенному уходу, ничего не оставившему за собой».
Профессор Чилдерс отмечает, что «ни в палийском каноне, ни в комментариях к нему, насколько мне известно, нет ни одного намека на то, что Сакья Муни жил после смерти или являлся своим ученикам». Мухаммед умер 8 июня 632 года в возрасте 61 года, в Медине, где его гробницу ежегодно посещают тысячи правоверных мусульман. Миллионы иудаистов, буддистов и мусульман соглашаются, что основатели их религий никогда не воскресали из праха земного.
Теодос Харнак считает, что «позиция по отношению к такому событию, как воскресение Христа никак не христианское богословие. Либо Христос воскрес — и тогда христианство истинно, либо Он не воскресал — и тогда христианство не имеет никакого смысла».
Профессор Уильям Миллиган подчеркивает: «Говоря о свидетельствах в пользу Воскресения нашего Господа, можно добавить к ним и то, что это событие, если оно произошло, отвечает всему смыслу земной жизни Христа».
Как завершает Уилбур М. Смит, «Если Господь наш не раз говорил с полной определенностью и во всех подробностях, что после того, как Он отправится в Иерусалим, Его предадут смерти, но на третий день Он воскреснет из мертвых, и если это пророчество сбылось, то и все Его слова, как мне всегда казалось, должны быть истинны». Эту мысль развивает У. Дж. Спарроу-Симпсон:
«Насколько воскресение Христа доказывает, что Он был Сыном Божьим? Прежде всего. Он восстал из мертвых Своей собственной властью. У Него была власть отдать Свою жизнь и власть опять принять ее (Иоан. 10:18). Это отнюдь не противоречит другим местам из Писания, где говорится о том, что Он воскрес властью Своего Отца — ибо совершаемое Отцом совершается и Его Сыном. Творение и иные дела Бога осуществлялись Отцом, Сыном и Святым Духом, между которыми (в этом случае) не проводится разницы. Более того, поскольку Христос открыто провозглашал Себя Сыном Божьим, Его воскресение из мертвых было окончательным подтверждением истинности Его слов. Будь Он подвластен смерти. Господь опроверг бы Его притязания на имя Сына Божьего. Воскресив же Его из мертвых. Он всенародно признал Его Своим Сыном, (как бы говоря: «Ты Сын Мой, ныне говорю об этом во всеуслышание»).
Отметим также, что проповедь Петра в день Пятидесятницы «целиком и полностью основана на воскресении. Воскресение не только ее главная тема, но и неотъемлемая, жизненно важная часть самого учения. Действительно, христианство подчеркивает, что воскресение (1) объясняет смерть Иисуса, (2) было пророчески предсказано как завершение земной судьбы Мессии, (3) подтверждается апостолами, (4) есть причина сошествия Духа Святого, и, таким образом, причина необъяснимых иным образом религиозных явлений (5) подтверждает, что Иисус из Назарета был Мессией и Царем. Следовательно, целый ряд аргументов и выводов имеет смысл лишь в том случае, если Христос действительно воскрес. Без воскресения Иисус перестал бы быть Мессией и Царем, новое сошествие Духа Святого осталось бы необъяснимой загадкой, свидетельства апостолов ничего бы не стоили. Все, что осталось бы от христианского учения, было бы предсказание о Мессии в Пс. 15, причем предсказание о Мессии, еще не явившемся. Осталось бы и Божественное покровительство над Христом, о котором свидетельствуют Его дела, но это покровительство очевидно касалось бы только Его жизни, которая кончилась бы точно так же, как жизнь любого другого пророка, которого больше не мог терпеть народ. Таким образом, первая проповедь христианства основана на образе Христа, определяемом Его воскресением».
Даже Адольф Харнак, отвергающий веру церкви в воскресение, вынужден признать, что «твердая вера учеников в Христа была основана на их убежденности в том, что Он не пребывал в смерти, но был воскрешен Богом. После испытанного ими рядом с Христом, они уверились в Его воскресении окончательно лишь после того, как Он явился им. Воскресение стало для них таким же достоверным событием, как смерть Христа, и легло в основу их проповедей о Нем» («История догмы»).
«Вера в воскресение, — замечает Х. П. Лиддон, — есть краеугольный камень ковчега христианской веры. Если удалить его, то разрушится и все христианское учение».
Воскресение Христа всегда было центральным пунктом учения церкви. Вот что пишет об этом Уилбур Смит:
«С первого же дня божественно дарованной ей жизни христианская церковь была едина в своем свидетельстве о вере в воскресение Христа. Мы смело можем назвать воскресение одним из главных оснований и убеждений церкви; эта тема настолько пронизывает всю новозаветную литературу, что если изъять из нее те фрагменты, где речь идет о воскресении, то оставшееся просто невозможно будет понять. Воскресение было близко самым первым христианам; о нем говорят надписи на их гробницах, рисунки на стенах пещер. Оно глубоко вошло в христианские песнопения, стало одной из насущнейших тем апологетических сочинений первых четырех веков христианства и проповедей как до, так и после Никейского собра. Воскресение стало одним из символов веры для церкви, оно вошло в наш апостольский символ веры и включается во все последующие вероучения христианства.
Все свидетельства Нового Завета показывают, что суть благой вести, суть Евангелия заключается не в том, что верующий должен следовать за данным Учителем и стараться подражать Ему, но в Иисусе и Его воскресении. Этого принципа нельзя изъять из христианства, не изменив его радикально и не разрушив самой его сущности».
«Очевидно, — подчеркивает профессор Миллиган, — что с самых ранних лет истории христианской церкви она не только верила в Воскресение Господа, но и основывала на этой вере само свое существование».
«Пустая гробница Христа была колыбелью церкви». Этот афоризм французского богослова Прессансе приводит У. Р. Николл.
У. Дж. Спарроу-Симпсон отмечает, что «если воскресение не было историческим событием, то власть смерти осталась нерушимой, а с нею и последствия греха; значение смерти Христа остается неподтвержденным и, следовательно, верующие продолжают пребывать в своих грехах точно так же, как еще до того, как они услыхали о Христе».
Африканский богослов Р. М'Чейн Эдгар в своем труде «Евангелие воскресшего Христа» пишет следующее:
«Перед вами религиозный проповедник, спокойно основывающий все свои утверждения на своей способности после смертной казни вновь подняться из могилы. Смело можно считать, что ни до Него, ни после никто не утвержадал ничего подобного. Говорить о том, что вся поразительная история воскресения, подтвердившего божественность Христа, была придумана мистиками, изучавшими Пророчества, а затем вставлена в евангельские рассказы — означает чрезмерно искушать нашу доверчивость. Тот, Кто был готов поставить все на Свою способность живым выйти из гробницы, стоит перед нами как самый необыкновенный из всех учителей, в сиянии Своей жизни, подтверждающий самое себя».
Следующий отрывок мы находим в «Словаре апостольской церкви».
«Д-Ф. Штраус, самый резкий и беспощадный критик церкви в том, что касается воскресения, признает, что оно есть «пробный камень не только жизни Иисуса, но и самого христианства», что оно «задевает за живое все христианство» и «определяет весь взгляд на христианство» («Новая Жизнь Иисуса»). Если Христос воскрес, то Его учение действительно, если нет — рушится все христианство. Таким образом в течение веков, начиная со времен Цельса, воскресение было главной мишенью нападений на христианскую веру».
«Сам Христос, — как пишет Б. Б. Уорфилд, — намеренно поставил принятие людьми всего Своего учения в зависимость от Своего воскресения. Когда люди просили Его о знамении. Он указал на воскресение, как на единственное и главное доказательство Своих слов».
В своих «Лекциях в защиту христианской веры» знаменитый швейцарский богослов Фредерик Годэ говорит о «важности воскресения Христа, подчеркивая, что именно оно было тем главным чудом, на которое указывал Христос, как на доказательство Своих утверждений и Своей власти».
Убедительно говорит о значении воскресения Майкл Грин: «Христианство отнюдь не считает воскресение одним из многих оснований веры. Без веры в воскресение вообще бы не могло существовать христианство. Христианская церковь никогда бы не возникла, движение последователей Христа с Его казнью зашипело бы и погасло бы подобно подмоченному пороху. Христианство либо истинно, либо ложно в зависимости от истинности воскресения. Докажите, что воскресения не было — и вы избавитесь от христианства.
Христианство — историческая религия. Она утверждает, что Бог взял на себя риск принять участие в истории человечества. Все факты Его участия — перед вами, исследуйте их с максимальной строгостью, ибо они устоят перед лицом сколь угодно тщательного критического разбора…"
Знаменитый английский философ Джон Локк писал: «Воскресение нашего Спасителя… действительно имеет непреходящее значение для христианства, значение настолько важное, что от него зависит, был ли Он или не был Мессией. Два эти вопроса неотделимы друг от друга и по сути представляют единое целое. С первых дней христианства веровавший в одно верит в оба, не веровавший в одно отрицает и второе».
Как заключает известный историк церкви Филипп Шафф: «воскресение Христа, таким образом, становится безусловно ключевым вопросом, от которого зависит истинность или ложность христианской религии. Это либо величайшее чудо, либо величайшее заблуждение в истории человечества».
«Не выковано еще такое оружие, да его и невозможно выковать, — замечает ученый Уилбур М. Смит, — которое разрушило бы трезвую веру в исторические свидетельства этого эпохального и предсказанного события. Воскресение Христа есть главная крепость христианской веры. Доктрина о воскресении перевернула мир еще в первом веке, бесконечно возвысила христианство над иудаизмом и языческими религиями Средиземноморья. Если не верить в воскресение, то нельзя верить ничему, что составляет живую и единственную в своем роде суть Слова Господа Иисуса Христа: «… если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна…» (1 Кор. 15:17).