Показатели, тесты, их должные значения и оценка
Цель работы
Цель работы заключается в ознакомлении с методикой оценки личного физического состояния студента на основе регистрации ряда функциональных показателей и проведения комплекса тестов.
Теоретические сведения
Под тестом в физической культуре понимается измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей человека. Процедура проведения теста называется тестированием, а полученные при этом численные значения – результатом тестирования.
Методика оценки физического состояния включает:
1. Сравнение фактических и должных значений показателей и результатов тестов с последующей оценкой по каждому из них в баллах.
В предлагаемой работе приведены должные значения для молодых людей (не спортсменов), не имеющих существенных отклонений в состоянии здоровья и обладающих необходимым физическим развитием.
Оценка в баллах производится по шкале оценок, заданной в виде соответствующих формул для каждого теста. Формулы составлены, исходя из следующего положения: если показатель или результат теста равен должному значению, то по нему набирается 30 баллов, если же он хуже должного значения, то количество баллов уменьшается, если лучше – возрастает на величину, принятую отдельно для каждого теста.
2. Определение суммы баллов по всем показателям и тестам, сравнение ее с сопоставительными нормами и выведение общей оценки физического состояния.
В предлагаемой работе общее физическое состояние, определенное с учетом сопоставительных норм, оценивается следующим образом: как плохое, ниже среднего, среднее, выше среднего, отличное.
3. Графическое представление полученных результатов в виде профиля физического состояния и гистограммы.
Профиль физического состояния качественно характеризует полученные результаты. Он представляет собой двенадцатигольник, из центра которого проведены 12 лучей по числу показателей и тестов (рисунок 1). На лучах откладываются фактические значения показателей и результаты тестов. Значения, соответствующие должым, находятся на пересечении лучей с окружностью, образованной утолщенной линией; хуже должных (не обязательно меньше!) – на лучах внутри окружности; лучше должных – снаружи от нее. Масштаб по каждому ипоказателю и тестов определяется исходя из соотношения фактических и должных значений. Точки на лучах соединяются ломаной линией и полученная фигура штрихуется. Равномерное смещение заштрихованной области внутрь или наружу от окружности свидетельствует о худшем или лучшем физическом состоянии по сравнению с должным. Неравномерное смещение свидетельствует о недостаточном или, наоборот, повышенном развитии отдельных физических качеств или функциональных систем.
Гистограмма количественно характеризует результаты тестирования. Она представляет собой график, по оси абсцисс которого откладываются порядковые номера показателей и тестов, а по оси ординат – оценка в баллах по каждому из них (рисунок 2).
Условные обозначения
Индексы «ф» и «д» - соответственно фактические и должные значения показателей и результаты тестов;
; ; ….; - оценки в баллах по каждому из 12 показателей и тестов (1, 2, …, 12 – порядковый номер показателей и тестов).
Показатели, тесты, их должные значения и оценка
Возраста (t)
Принимается: ,
где, - число полных лет.
.
Вес тела (Р)
(кг),
где, L – длина тела (рост), см;
, - коэффициенты конституции.
Тип телосложения | Мужчины
| Женщины
| ||||||
Астенический | 0,83 80 | 0,72 65 | ||||||
Нормостенический | 0,74 60 | 0,73 62 | ||||||
Гиперстенический | 0,89 75 | 0,69 48 |
.
Если меньше , то фактическое значение веса тела лучше должного; если больше – хуже.
3. Артериальное давление систолическое (верхнее) ( )
(мм рт.ст.)
t – возраст, лет.
.
Если меньше , то фактического значение артериального давления (верхнего)лучше должного; если больше – хуже.
4. Артериальное давление диастолическое (нижнее) ( )
(мм рт, ст),
t – возраст, лет.
.
Если меньше , то фактического значение артериального давления (нижнего) лучше должного; если больше – хуже.