Несколько слов о современных нововведениях.
К их числу относятся следующие:
1 - Празднование дня рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
2 - Испрашивание благословения и поиски благословения у различных мест, памятников, покойных и так далее.
3 - Нововведения в области поклонения и поиска путей приближения к Аллаху.
Современные нововведения многочисленны, что объясняется удаленностью нашего времени от эпохи возникновения Ислама, недостатком знания, множеством призывающих к следованию этим нововведениям и нарушениям и распространением подражательства обычаям и обрядам неверных, что лишь подтверждает слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
"Обязательно вы станете следовать по стопам тех, кто был до вас" (Этот хадис передал ат-Тирмизи).
1 - Празднование дня рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в месяце раби ал-аввал:
Подобное есть не что иное как подражание христианам в том, что именуется празднованием Рождества Христова. То же самое делают и невежественные мусульмане или заблудшие из числа знающих, когда в месяце раби ал-аввал лунного года участвуют в празднествах по случаю рождения Посланника Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Некоторые празднуют этот день в мечетях, другие - в своих домах или в специално подготовленных для этого местах. В этих празднествах принимает участие большое количество темных и невежественных людей, которые делают это из подражания христианам, придумавшим праздник по случаю Рождества Христа, мир ему. Мало того, что подобные праздники являются нововведением и подражанием христианам, они еще и часто включают в себя и нечто из дел язычников и порицаемых поступков, например декламацию поэм, содержащих в себе неумеренные восхваления в адрес Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Дело доходит до того, что в этих стихах к нему начинают обращаться с мольбой и взывать о помощи, забывая об Аллахе, в то время как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил преступать границы разумного в восхвалении его, сказав:
"Не превозносите меня подобно тому, как христиане превозносят сына Марйам, ведь, поистине, я - раб, и вы должны говорить: "Раб Аллаха и Посланник Его!" (Этот хадис приводят ал-Бухари и Муслим).
Под превознесением здесь подразумевается как раз неумеренное восхваление.
Нередко эти люди полагают, что Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, присутствует на их празднествах. К категории отвергаемых действий, имеющих место во время проведения подобных праздников относится также хоровое пение, сопровождающееся барабанным боем, и другие действия, например, также относящиеся к числу нововведений суфийские зикры. Во время этих праздников мужчины встречаются с женщинами и смешиваются с ними, что порождает искушения и может привести к разврату, но даже если подобные праздники обходятся без подобных неприятностей и дело ограничивается встречами, принятием пищи и проявлением радости, как говорят об этом, все равно такие праздники являются нововведениями и новшествами (а мы знаем, что всякое новшество приводит к нововведению, а нововведения ведут к заблуждениям) (это часть хадиса). Кроме того, они имеют тенденцию к видоизменению, в результате чего на этих праздниках как раз и происходят разные отвергаемые вещи и появляются все новые и новые запретные дела.
Мы говорим, что это нововведение, так как подобное не обосновано ни Кораном, ни Сунной, ни действиями праведных предшественников, ни наилучших поколений, а возникло позднее, а именно - после IV века хиджры. Этот обычай был введен Фатимидами, которые являлись шиитами. Имам Абу Хафс Таджуддин ал-Факихани, до помилует его Аллах, сказал: "А затем: мне неоднократно задавал вопрос не один человек из хороших людей о встречах, устраиваемых некоторыми людьми в месяце раби ал-аввал и называемых ими "мавлид". Суть вопросов сводилась к тому, имеют ли подобные праздники основу в религии, на что они желали получить ясный и четкий ответ. Я отвечал, а Аллах - податель успеха, что ни в Коране, ни в Сунне нет ничего такого, что могло бы служить основанием для устроения "мавлида", и ни об одном из ученых мусульманской Уммы, которые являлись образцом в делах религии твердо следовали примеру предшественников, не сообщали, что он делал подобные вещи. Это - не что иное как нововведение, изобретенное бездельниками, и следование страстям, приносящее пользу обжорам" ("Послание об истоках устроения мавлида").
Шейх-уль-ислам Ибн Таймийа сказал: "То же самое относится и к тому, что выдумывают некоторые люди, либо подражая христианам, празднующим рождество Исы, мир ему, либо желая выразить свою любовь и почтение к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, праздником, хотя люди и расходятся во мнениях о том, когда был день его рождения. Наши предшественники не делали ничего подобного, а если бы в этом заключалось только благо или благо составляло бы большую часть этого, то они более нас заслуживали его, ибо они больше нас любили и почитали Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и больше нас стремились к благу. Для них любовь и почтение к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, заключались в следовании и покорности ему, выполнении его велений, внутреннем и внешнем оживлении его Сунны, распространении того, с чем он был послан к людям, и борьбе за это с помощью сердца, рук и языка. Именно этим путем и шли наши предшественники из числа мухаджиров, ансаров и тех, кто последовал за ними в благодеяниях ("Необходимость придерживаться прямого пути", исследование доктора Насера ал-Акля с некоторыми сокращениями).
И в старые времена, и в наше время было написано немало книг, отвергавших это нововведение, ибо оно действительно является не только нововведением и подражательством неверным, но и ведущим к устроению других праздников такого же рода наподобие праздников по случаю рождения святых, шейхов или лидеров, или героев, или ученых, что открывает многие двери зла.
2 - Испрашивание благословения и поиски благословения у сотворенного, являющийся одним из проявлений язычества и той сетью, с помощью которой авантюристы облегчают кошельки наивных людей. Испрашивание благословения представляет собой обращение с просьбой о ниспослании блага к кому-либо и о его увеличении, однако обращаться с подобной просьбой можно лишь к тому, кто обладает благом и способен распоряжаться им по своему усмотрению, то есть к Аллаху, слава Ему. Только Он может ниспослать благо и утвердить его, а ничто сотворенное не способно ни даровать благо, ни создать его, ни утвердить. Таким образом, испрашивание у тех или иных мест или памятников, у живых или покойных людей недопустимо, так как оно является либо многобожием, если человек верит, что нечто, кроме Аллаха, способно даровать благо, либо путем ведущим к многобожию, если человек верит, что посещение какого-либо места или прикосновение к чему-либо может привести к получению блага от Аллаха. Что же касается действий сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые стремились к получению благословения путем прикосновения к его волосам, ногтям или слюне, как об этом уже говорилось ранее, то подобное касалось только Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, когда он был жив и находился среди них, ведь после его смерти сподвижники не испрашивали благословений ни у комнаты, ни у могилы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Кроме того, они не обращались за благословениями и к тем местам, где молился или присаживался Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, что в еще большей степени касается гробниц и зияратов авлияъ Аллаха. Они не испрашивали благословения также ни у живых, ни у почивших праведников наподобие Абу Бакра, Умара и других из наиболее достойных сподвижников. Они также не поднимались к пещере на горе Хира[40], чтобы помолиться или обратиться оттуда с молитвой к Аллаху, посчитав его святым местом, не отправлялись к той горе, где Аллах обратился со своими словами к Мусе, и не посещал иных мест, о которых сообщалось, что там находятся могилы Пророков или иных людей. Не посещали они также и строений, воздвигаемых на местах, связанных с именами тех или иных Пророков, и ни один из наших предшественников не прикасался к тому месту, где постоянно молился в Медине Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и не целовал его, и то же самое касается места, на котором он совершал молитвы в Мекке, а также и других мест. Но если для членов Уммы Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не было узаконено целование тех мест, куда ступали его благородные ноги, или прикосновение к ним, то что же говорить о таких местах, где молился или ночевал кто-то другой? Поэтому целование таких мест или прикосновение к ним с подобными целями знающие без малейших колебаний признали как не соответствующее Шариату Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует[41].
3 - Нововведения в области поклонения и поиска путей приближения к Аллаху.
В наше время практикуется множество нововведений, касающихся образов поклонения, в то время как основой поклонения является нечто ниспосланное свыше, поэтому все, что связано с поклонением, может быть узаконено только на основании веских доводов. Если же таких доводов нет, значит подобное является нововведением в соответствии со словами Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:
"Всякий, кто делает то, чего мы не повелевали, будет отвергнут" (Этот хадис приводит Муслим).
Обряды поклонения, которые практикуются ныне безо всяких на то оснований, весьма многочисленны. К ним, в частности, относится нижеследующее:
1 - Произнесение вслух слов намерения перед намазом, когда человек говорит: "Я намереваюсь помолиться Аллаху так-то и так-то". Подобное является нововведением, так как не соответствует Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и потому, что Аллах Всевышний сказал:
"Скажи: "Неужели станете вы учить Аллаха вашей вере, когда Аллах знает то, что в небесах и что на земле? И Аллах знает о всякой вещи!"("Комнаты", 16.)
Местом, предназначенным для намерения, является сердце, поэтому и произносить слова намерения следует сердцем, а не языком.
2 - Групповое поминание после намаза, ибо в соответствии с установлениями Шариата слова поминания каждый должен произносить себе отдельно.
3 - Требование читать «Фатиху» по разным поводам, в том числе после дуа, то есть обращения с мольбой к Аллаху и при чтении молитв по покойным.
4 - Устроение поминок по покойным с приготовлением пищи и с наниманием чтецов Корана утверждая, что подобное делается ради утешения или пойдет на пользу покойному. Подобные вещи являются нововведениями, не имеющими под собой никаких оснований.
5 - Организация разного рода религиозных праздников наподобие праздника в память о вознесении, то есть ночном путешествии Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, из Мекки в Иерусалим или в память о переселении Пророка из Мекки в Медину. Подобное никоим образом не обосновано Шариатом.
6 - Совершение особой умры в месяце раджаб, сопровождающееся особыми молитвами и постами, что на самом деле ничем не отличается от совершения умры, намазов, постов и жертвоприношений в течение других месяцев.
7 - Различные виды суфийских зикров. Все они являются нововведениями, так как противоречат узаконенным видам поминания как с точки зрения их формы, так и с точки зрения времени их совершения.
8 - Посвящение ночи в середине месяца ша'бан ночным молитвам и одного дня в середине этого месяца посту, ибо Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не делал ничего подобного.
9 - Возведение сооружений над могилами, избрание их местами для мечетей и посещение их с целью получения благодаря этому благословения, обращения за помощью к покойным и совершения прочих дел, свойственных многобожникам. То же самое относится и к посещению могил женщинами, ибо Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, проклял женщин, посещающих могилы и зажигающих свечи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы утверждаем, что нововведения являются предвестником неверия и таким дополнением к религии, которое не было узаконено ни Аллахом, ни Посланником Его. Нововведение хуже, чем великий грех, и шайтан радуется изобретению нововведений больше, чем совершению людьми великих грехов, ибо грешник совершает грех, зная о том, что это грех, и он может покаяться, а тот, кто вводит в обиход нечто новое, считая подобное относящимся к религии и приближающим человека к Аллаху, раскаиваться не станет. Кроме того, нововведения губят Сунну и внушают придерживающимся их отвращение и к Сунне, и к тем, кто ей следует. Нововведения удаляют от Аллаха, вызывают Его гнев, приводят к Его наказанию и становятся причиной отклонения сердец от правильного пути и их порочности.
О взаимоотношениях с теми, кто совершает новшества:
Запретно посещать таких людей и общаться с ними, если не считать тех случаев, когда это делается для того, чтобы дать им наставление или выразить порицание, так как общение с такими людьми оказывает дурное влияние на тех, кто с ними общается, а ненависть их может распространиться и на других. Их самих и зла их следует хотя бы остерегаться, если нет возможности помешать практике осуществления разного рода нововведений. Впрочем, обладающим знанием мусульманам и тем, кто обладает властью, необходимо удержать их от того зла, которое они творят, ибо они представляют собой большую опасность для Ислама. Кроме того, необходимо знать, что государства, в которых распространено неверие поощряют тех, кто практикует нововведения, к дальнейшему распространению их практики и оказывают им помощь самыми разными средствами, ибо так они рассчитывают покончить с Исламом и исказить его образ.
Мы же просим Аллаха Всемогущего и Великого помочь религии своей, возвысить слово свое и оставить без поддержки врагов своих. И да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, членов его семьи и его сподвижников.
[1] “Помощь опечаленному”, 2/204.
[2] Авлияъ -( от арабского валий – мусульманин который выполняет предписания Аллаха и Его посланника, а также выполняет поощряемые Исламом деяния, что делаеет его более любимым и приближённым к Аллаху чем другие мусульмане)
[3] “Удовлетворительный ответ”, стр. 115.
[4] Из собрания фатв шейх-уль-ислама Ибн Таймийа.
[5] Из послания Ибн ал-Кайима “О признаках лицемеров”.
[6] Из трудов религиозных авторитетов Неджда о единобожии, стр. 9.
[7]см. “Книга веры”, стр. 238 ( ар. яз.)
[8]См.: “Собрание фатв”, 28/434-435 (ар. яз.)
[9] Ибн ал-Асир, “Предел”, 1/323.
[10]“Требование прямого пути”, 1/225-227.
[11]“Книга веры” шейх-уль-ислама Ибн Таймийи, стр. 278.
[12] См.: “Собрание трудов о единобожии”, стр. 797, 801.
[13] “Собрание фатв”, 11/446-465
[14] “Помощь опечаленному”, 1/214-215-217.
[15] “Собрание фатв”, 15/48-49.
[16] “Из трудов религиозных авторитетов Неджда о единобожии”, стр. 409.
[17] “Победа Славного”, стр. 467-468
[18] “Комментарий к учению ат-Тахави”, стр. 363-364. (на арабск. яз.)
[19] “Собрание фатв”, 35/388 (ар. яз.)
[20] “Путь Сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует”.
[21] “Фатвы шейха Мухаммада ибн Ибрахима”, 12/280.
[22] “Победа Славного”, стр. 107
[23] Ибн ал-Кайим, “Послание о признаках лицемеров”, стр. 19.
[24] Табиун - современники сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
[25] “Победа Славного”, стр. 136.
[26] “Коментарий “ Ибн Касима на “Книгу Единобожия”, стр. 303.
[27] “Сборник фатв”, 1/318-319.
[28] “Сборник фатв”, 10/319.
[29] “Победа Славного”, стр. 196-197.
[30] “Ясность понимания”, 120-121.
[31] Иснад - цепочка передатчиков хадиса.
[32] “Ясность понимания”, 222-223.
[33] “Ясность понимания” 302.
[34]Василя - высшая ступень в раю, положенная только одному человеку, а именно пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует.
[35] Комментарии к “Акиде” ас-Сафараини, 2/388-389.
[36] Аш-Шатиби, “Поиски убежища”, 2/37.
[37] “Собрание знаний и рассуждений”, стр. 233.
[38] “Собрание фатв”, 10/354.
[39] “Собрание фатв”, 20/300-303.
[40] Хира- это пещера, где находился Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, когда был ниспослан ему первый аят из Корана.
[41] См.: “Необходимость придерживаться прямого пути”, 2/795-802. Исследование доктора Насера ал-Акля.