И вера в то, что Аллах, Благословен Он и Велик, будет говорить с рабами в Судный День, и не будет между ними переводчиков.[22] И необходимо верить в это и принимать это.
[22] Об этом сообщается в достоверном хадисе аль-Бухари 6539 и Муслима 1016.
И вера в водоем.[23] Вера в то, что у посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в Судный День будет водоем, из которого будет пить его община. Ширина его, подобно его длине, - в месяц пути. Количество сосудов, из которой будут пить, равняется числу звезд на небе, как это пришло во множестве достоверных сообщений.
[23] Как сказал Всевышний Аллах: «Мы даровали тебе аль-Каусар» (Аль-Каусар 108: 1).
Сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Длина моего водоема – месяц пути, углы его одинаковы, вода его белее молока, запах – приятнее миска, а количество сосудов для питья больше количества звезд. Кто попьет из него, никогда больше не будет испытывать жажду» аль-Бухари, 6579.
И вера в мучения могилы,[24] и в то, что эта община будет испытана в могилах и спрошена об имане и исламе, и о том, кто их Господь, и кто их пророк.
[24] Всевышний Аллах сказал: «Аллах укрепляет верующих твердым словом в мирской жизни и Последней жизни. А злотворящих Аллах вводит в заблуждение – Аллах вершит то, что пожелает» (Ибрахим 14: 27)
Аль-Бара’ ибн ‘Азиб (мир ему и благословение Аллаха) сказал об этом аяте: «Этот аят был ниспослан о мучении в могиле». См. “Тухфату аль-ашраф ”, 1762
От Абу Хурайры (мир ему и благословение Аллаха) сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В словах Всевышнего Аллаха: «А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь» (Та Ха 20: 124), имеются в виду мучения могилы». аль-Хаким, 1/381; Ибн Хиббан “Аль-Ихсан”, 3119. Хадис достоверный.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Прибегайте к Аллаху от мучений в могиле. Поистине, мучения в могиле – истина!» См. “Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха”, 1444. Хадис достоверный.
И придут к нему (т.е. похороненному) Мункар и Накир,[25] таким образом, как это пожелает Аллах, Благословен Он и Велик, и как Он этого захочет. И необходимо верить в это и принимать это.
[25] Мункар и Накир – имена ангелов. Их имена упоминаются в достоверных хадисах, которые приводят ат-Тирмизи, Абу Дауд 4753, Ибн Абу ‘Асым и др. См. «ас-Сильсиля ас-сахиха» 1391.
- И вера в заступничество пророка (мир ему и благословение Аллаха), и в то, что люди (из мусульман) выйдут из Огня после того, как будут сожжены и станут углем. После чего будет приказано бросить их в реку у дверей Рая, (и будет это так), как этого захочет и пожелает Аллах, и как об этом сообщается в достоверных сообщениях. Поистине, должна быть вера во все это и принятие этого.
- И вера в то, что аль-Масих ад-Даджаль выйдет, и будет написано у него между глаз «неверный» /«кафир»/. И вера в хадисы об этом, которые дошли до нас, и вера в то, что это случится.
- И то, что ‘Иса ибну Марьям (мир ему)u спустится и убьет его (т.е. аль-Масиха ад-Даджаля) у входа в город Людд.
- А «иман» (вера) – это слова и дела; он увеличивается и уменьшается. Как это пришло в хадисе: «Наиболее совершенный иман у тех из верующих, у кого самые лучшие нравы».[26]
[26] Доводом на, что иман увеличивается и уменьшается также является аят: «Он – Тот, Кто ниспослал покой в сердца верующих, чтобы их вера увеличилась» (Аль-Фатх 48: 4).
Всевышний Аллах также сказал: «Когда верующие увидели союзников, они сказали: «Это – то, что обещали нам Аллах и Его посланник. Аллах и Его посланник сказали правду». Это лишь приумножило в них веру и покорность» (Аль-Ахзаб 33: 22).
Всевышний Аллах также сказал: «Люди сказали им: "Народ собрался против вас. Побойтесь же их". Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: «Нам достаточно Аллаха, и Он лучший покровитель!» (Али ‘Имран 3: 173).
То, что имеет увеличение, имеет и уменьшение. И в хадисе о заступничестве в Судный день, что приводят аль-Бухари и Муслим сообщается, что из Онгя будут выходить те, у кого была вера в сердце на вес зерна, пылинки и т.д.
Также пришло в хадисе, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вера – это шестьдесят с лишним степеней. И стеснительность – одна из степеней веры». аль-Бухари, 9; со слов Абу Хурайры.
- И «тот, кто оставил молитву, впал в неверие», и нет из дел такого, оставление чего было бы неверием /куфром/, кроме молитвы. Тот, кто оставил ее, является неверным,[27] и Аллах сделал дозволенным его убийство.[28]
[27] Среди ученых «ахлю ас-Сунна» нет разногласия в том, что оставление молитвы является неверием. Однако существует разногласие в том с давних пор, является ли это большим неверием, которое выводит человека из Ислама, или малым неверием, которое не выводит человека из Ислама. И это касается такого человека, который оставляет молитву из-за лени или халатного отношения к ней.
Что же касается того, кто оставляет молитву, не признавая, что молитва является для него обязательной /джухудан/, то ученые единогласны в том, что это является большим неверием.
Ибн аль-Къайим, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Нет разногласия среди мусульман в том, что оставление обязательной молитвы является одним из самых больших грехов; и в том, что этот грех хуже убийства, воровства, прелюбодеяния и распивания спиртных напитков. Оставляющий молитву подвергает себя наказанию Аллаха и Его гневу, и унижению как на этом, так и на том свете». См. “Ас-саляту уа хукму тарикиха”, стр.16.
Но даже по мнению тех ученых, кто считает оставление молитвы из-за лени и халатности большим неверием, это не значит, что каждый, кто не совершает обязательную молитву, является неверным /кафир/, вышедшим из Ислама.
Имам ад-Дарими, приведя в своем сборнике хадис: «Грань между рабом и ширком или куфром - оставление намаза!», сказал: “Если раб Аллаха оставит намаз без причины, то обязательно говорить, что это куфр, но не называя его неверным!” См. «Муснад ад-Дарими» 2/766.
Шейх Салих Али Шейх, который считает, что оставление намаза по лени выводит человека из религии, сказал: “Не выносится постановление о выходе из религии в отношении того, кто оставил молитву только из-за того, что он оставил ее. Однако говорится обобщенно, что тот, кто оставил молитву является неверным. А что касается конкретного лица, то для обвинения его в неверии и применении в отношении него всех положений неверных, необходимо, чтобы это было постановлением судьи, который отводит от него все сомнения и требует от него покаяния”. См. “Шарху Арба’ина-Ннауауи” 21.
То, что судья побуждает оставившего молитву мусульманина совершать ее, указывает на то, что такой человек не является неверным, если он не отрицает ее обязанности, ибо неверного не призывают к молитве, а призывают к Исламу. Имам ат-Тахауи об это сказал: “Указанием на то, что оставивший молитву не является неверным, является то, что мы не повелеваем неверному молиться, и если бы оставивший молитву стал неверным, то мы повелели бы ему принять Ислам, и если он примет Ислам, то затем мы велим ему молиться. Однако мы этого не делаем и велим ему молитву, ибо он итак из числа мусульман”. См. “Мушкилюль-асар” 4/228.
Шейх Ибн ’Усаймин говорил: «Испрашивать что-либо у покойных является многобожием (ширк), однако запрещено называть конкретное лицо, совершающее подобные действия, многобожником /мушрик/ до тех пор, пока не станет известно, что до него дошел довод». См. “Аль-къауль аль-муфид ’аля Китаб ат-таухид”, 51-52.
Если не обвиняют в неверии, пока не предоставят довод тому, кто совершает большой ширк, то как можно обвинить в неверии того, кто не совершает намаз, без предоставления ему довода?!
[28] Нет разногласий среди ученых в том, что человек, отказывающийся совершать молитву даже под угрозой смертной казни, является неверным. Его убивают за вероотступничество. См. шейх Аль-Альбани “Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха”, 1/177.
Однако наказание за вероотступничество, как и за все остальные преступления, имеет право приводить в исполнение лишь правитель мусульман, а не каждый, кому это вздумается. Особенно это касается тех, кто проживает в странах неверия. Имам Ибн Муфлих, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Запрещено совершать наказание /хадд/ кому-либо, кроме правителя или его заместителя /наиба/». См. «Аль-Фуру’» 6/53.
Имам Ибн Рушд, да смилуется над ним Аллах, также сказал: «Что касается выполнения наказания за употребления вина, то все единогласны в том, что это устанавливает правитель, так же как и остальные наказания». См. “Бидаятуль-муджтахид” , 2/233.
- И лучшие люди в этой общине после ее пророка (мир ему и благословение Аллаха) – это Абу Бакр ас-Сыддикъ, затем ’Умар бну аль-Хаттаб, потом ‘Усман бну ‘Аффан. Мы отводим этим троим первые места так же, как это делали сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и не разногласим в этом.
- Затем после этих троих – участники собрания /асхабу аш-шура/, их пятеро: ’Али бну Аби Талиб, Тальха, аз-Зубайр, ‘Абдуррахман бну ‘Ауф, Са‘д. Все они были достойны быть правителями, и все они имамы. И в этом мы обращаемся к хадису Ибн ‘Умара : «Мы перечисляли (по степени достоинства) при посланнике Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и других сподвижниках – Абу Бакра, потом ’Умара, потом ’Усмана, а затем замолкали».
- Затем после участников собрания /асхабу аш-шура/- следуют участники битвы Бадр из числа мухаджиров (сподвижников, которые переселились из Мекки в Медину), затем участники Бадра из числа ансаров (сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха), жители Медины), а затем остальные сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) по степени их переселения /хиджры/ и первенства (в принятии Ислама).
- Затем лучшими людьми после упомянутых являются остальные сподвижники[41] посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), поколение, в которое он был послан. И тот, кто был вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) год, или месяц, или день, или даже час, или просто видел его, тот является из его сподвижников. И его степень зависит от того, сколько времени он был вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), как рано он принял Ислам, как много слышал от посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и как долго видел его.
И самый низкий по степени из сподвижников лучше, чем поколение, которое не видело посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), даже если они встретят Аллаха со всеми своими (праведными) делами.[29]
[29] Сподвижником (сахаб) считается каждый, кто сопровождал посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), будь то год, месяц, день, час или же просто видел его, уверовал в него и умер, будучи мусульманином. Об этом говорили имамы Малик, Ахмад, Ибн Мадини, аль-Бухари, Ибн Таймия и др. См. “Табакъатуль-ханабиля” 1/241, “аль-Ба’ис аль-хасис” 185, “Маджму’уль-фатауа” 20/298.
Пришло огромное количество текстов Корана и Сунны, указывающих на достоинство сподвижников. Всевышний Аллах сказал: «Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это – великое преуспеяние» (Ат-Тауба 9: 100).
Всевышний Аллах также сказал: «Те, которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути Аллаха, а также те, которые дали убежище и оказали им помощь, являются истинно верующими. Им уготовано прощение и щедрый удел» (Аль-Анфаль 8: 74)
Всевышний Аллах также сказал: «Однако Посланник и те, которые уверовали вместе с ним, сражались своим имуществом и своими душами. Им уготованы блага. Именно они являются преуспевшими» (Ат-Тауба 9: 88).
Всевышний Аллах также сказал: «Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом в Худайбии. Он знал, что у них в сердцах, и ниспослал им покой и вознаградил их близкой победой» (Аль-Фатх 48: 18).
Что касается Сунны, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшие люди – мое поколение, затем (поколение), следующее за ним, затем следующее за ним». аль-Бухари, 6429; Муслим, 2533.
- Тот, кто был сподвижником пророка (мир ему и благословение Аллаха), видел его и слышал, и тот, кто видел его своими глазами, будь то даже один час, и уверовал в него, лучше, чем последователи (таби’ун),[30] даже если последние и совершили все праведные дела, которые только могут быть.[31]
[30] Таби’ий – это тот, кто встретил кого-либо из сподвижников, будучи мусульманином и умер на Исламе.
[31] Является запретным плохо отзываться о ком-либо из сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), как сказано об этом в хадисе: «На том, кто поносит моих сподвижников, проклятие Аллаха, ангелов и всех людей». См. “Сахих аль-Джами’ ас-Сагир”, 6285. Хадис достоверный.
'Абдуллах ибн Мубарак, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Надеюсь, что обладатель двух качеств будет спасен, а это – правдивость и любовь к сподвижникам Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)». аль-Аджурри в “Аш-Шари’а ”, 1224.
Имам Малик, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Предшественники /саляфы/ учили своих детей любви к Абу Бакру и ’Умару так же, как учили их Корану». аль-Лялякаи в “Усуль аль-и’тикад ”, 2325.
Из основ Сунны послушание и подчинение предводителям и правителю верующих, будь он благочестивым или нечестивцем.[32] И тот, кому перешла власть и вокруг которого собрались люди и довольны им, и тот, кто захватил власть над людьми мечом и стал таким образом правителем, называется повелителем правоверных /амир аль-муминин/.
[32] Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим властью из вас» (Ан-Ниса 4: 59).
Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Народом Израилевым правили пророки. И каждый раз как умирал один пророк, его заменял другой. А после меня не будет пророков, но будут правители, и их будет много». (Сподвижники) спросили: “И что ты нам прикажешь?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Исполняйте присягу, данную им, считайтесь с теми правами, которые дал им Аллах, а Аллах Сам спросит их за то, что было под их властью». аль-Бухари, 3455.
Имам аль-Барбахари, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Если ты увидишь человека, поносящего своего правителя, знай, что он из тех, кто следует своим страстям (т.е. приверженец нововведений /мубтади’/). А если увидишь человека, который просит (у Аллаха добра) для своего правителя, то знай, что он следует за Сунной, ин шаа Аллах». См. “Шарх ас-Сунна” 76.
Запрет порочить правителей мусульман или же побуждение обращаться за них с мольбой, не означает, что надо их восхвалять. Это не одно и тоже. Имам аль-Фудайль ибн ‘Ийяд говорил: “Если бы у меня была мольба, которая обязательно примется, то я обратился бы с ней за правителя”. Его спросили: “Как это о Абу ‘Али?!” Он ответил: “Если я применю ее лишь к себе, то этого будет недостаточно, а если я применю ее к правителю, то это будет благо для всех. Ведь если правитель праведный, то будут праведными и народы и города!” См. «аль-Хилия» 8/91 и «Табакат аль-ханабиля» 2/36.
Что же касается того, кто является правителем мусульман в исламе, то это только тот, кто обладает властью, которой он управляет страной и народом!
Когда имама Ахмада спросили о значении хадиса: «Тот, кто умер, не имея имама (правителя), умер смертью джахилии», он сказал: “Известно ли вам, кто такой правитель?! Это тот, вокруг которого собрались все мусульмане и говорят, что он правитель”. См. “аль-Ахкам” Абу Я’ля 1/23.
Шейхуль-ислам Ибн Таймии сказал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел подчиняться реально существующим, известным правителям, у которых есть власть, которой они управляют людьми. И нет подчинения несуществующему правителю, который в своей основе не имеет ни власти, ни силы!” См. "Минхаджу-Ссунна" 1/115.